Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Категория бытия в истории философии




Проблема бытия была сформулирована в античной философии на самом первом этапе ее существования. Первые греческие натурфилософы (2.1) стремились выявить предельные основы, первоначала мира, гарантирующие его стабильность. Первоначала в античной натурфилософии представлялись в качестве стихий: огонь, вода, воздух. Размышляя о первоначалах, греческие философы вряд ли имели в виду конкретные огонь или воду. Первоначала носили умопостигаемый характер. Поскольку философский язык в то время был еще достаточно беден, то для указания на природность, естественность, натуральность основ бытия первые философы использовали привычные указания на стихии.

Помимо натуральности, вторым важным свойством первоначал была их безличность. В философской интерпретации, даже наивного натурфилософского характера, из мира исключалась божественная воля; космос, по мысли греков, возникал не по воле богов, а в силу естественных законов взаимодействия безличных стихий. В учении о первоначалах античные философы стремились обнаружить и философским способом оправдать мир, который был бы стабилен в своей необходимости и гарантировал бы стабильное существование человеку. Превращая бытие в единое и умопостигаемое, греки приручали его. И действительно, космос в представлении античных философов гармоничен и, что еще важнее, соразмерен человеку. Античный мудрец не чувствует никаких конфликтов с миром: мир логичен, необходим, разумен и умопостигаем.

После милетцев проблема бытия в иной, более абстрактной форме была поставлена элеатами (2.1). Элеаты продолжили поиск такого бытия, которое в своей неизменности и вечности было бы дано уму, а не чувствам, фиксирующим лишь изменчивость и множественность. Парменид сформулировал основной тезис своих размышлений следующим образом: бытие есть, а небытия нет. Для доказательства этого положения он поставил знак равенства между бытием и мыслью об этом бытии, и тем самым впервые сформулировал принцип тождества бытия и мышления. Первая формулировка этого принципа звучала так: «Одно и то же есть мысль и то, о чем эта мысль существует». Бытие элеатов едино и неизменно, абсолютно и самотождественно, не возникает и не уничтожается, оно — вся возможная полнота совершенств.

Итак, мысль есть бытие, а бытие есть мысль. То, что не мыслится непротиворечивым образом, не существует. Основываясь на этом положении Парменида и развивая его, Зенон сформулировал свои апории о невозможности движения (3.6). Невозможность непротиворечиво помыслить движение привела элеатов к выводу об иллюзорности множественности и изменчивости мира. Таким образом, элеаты с помощью понятия непротиворечивого мышления удерживали мир от опрокидывания в изменчивость и множественность, т.е., по их мнению, в хаос и небытие. В их Вселенной небытию вообще нет места. Небытие немыслимо, следовательно, не существует, мир един и непротиворечив, а значит, соразмерен человеку.

Использовав идеи Парменида о неизменности бытия, с одной стороны, и идеи Гераклита об абсолютной изменчивости бытия — с другой, Платон создает собственную онтологическую систему (2.1). По его мнению, истинно сущим бытием являются эйдосы, идеи, им противостоит мир небытия — материи. Между миром бытия и небытия балансирует мир чувственных вещей. Бытие чувственных вещей — это, согласно Платону, бытие по мнению, а не по истине. Эйдосы упорядочены в строгую иерархию, на вершине которой располагается идея Блага. Благо, в свою очередь, объемлет три эйдоса: истину, добро и красоту. Платон, в отличие от элеатов, не исключает становления, однако связывает его только с миром чувственных вещей, бытие которых неподлинно, ибо истинное бытие, по его мнению, неподвижно.

Уже в Античности появляются противники теории единого бытия, к которым относятся прежде всего софисты и киники (2.1). Философы-релятивисты настаивали на самодостаточности субъективного человеческого разума, который не нуждается в идее единого и неизменного бытия. Бытие, понятое в качестве абсолюта, тяготит индивидуальный ум, принуждая его к соразмерности с собой. По мысли этих античных анархистов, человек должен жить только в согласии с самим собой, без оглядок на абсолютное бытие, волю богов или общепринятые истины.

Средневековые философы (2.2) адаптировали идеи Античности к решению волновавших их теологических проблем. В средневековой философии истинным бытием является Бог. Мир и человек вторичны по отношению к Богу, являясь его творениями. Человек — образ и подобие Бога, поэтому несет в себе частичку истинного бытия. В средневековой философии подробно обсуждаются вопросы соотношения актуального и потенциального бытия, само различение которых является новым словом. В неявном виде идея бытия в действительности и бытия в возможности появилась у Аристотеля в его концепции четырех причин сущего. Однако именно в средневековой схоластике этот философский принцип получил дальнейшее развитие. Зрелая схоластика предлагает сложные концепции бытия, состоящего из многочисленных уровней и форм: субстанциального и акцидентального, актуального и потенциального, необходимого и случайного, возможного и действительного.

В философии эпохи Возрождения (2.3) бытие соотносится прежде всего с бытием материальной природы. В это время появляются первые пантеистические интерпретации бытия как тождественного природе и Богу.

В философии Нового времени (2.4) бытие впервые отождествляется с субстанцией. Б. Спиноза в своей онтологии, имеющей пантеистический характер, отождествил Бога, природу и субстанцию. Наиболее характерной для Нового времени, озабоченного гносеологическими проблемами, является онтология Р. Декарта. Декарт утверждает существование двух субстанций: протяженной и мыслящей. Обе субстанции равноправны и независимы друг от друга. Однако, несмотря на тезис о равноправии субстанций, критерием бытия Р. Декарт называет именно мышление. «Мыслю, следовательно, существую», — провозглашает он, превращая бытие в субъектную форму, так как мыслит и существует в философии Р. Декарта субъект, человек, личность. Мысль, таким образом, становится единственным гарантом бытия, а бытие — точкой зрения человека.

В философии Просвещения (2.4) бытие отождествляется с материей, которая в свою очередь принимает форму вещества. В это время сохраняется также представление о бытии как субстанции, но все свойства субстанции приписываются вещественной материи. Вещество существует в трехмерном пустом пространстве и линейном однородном времени, подчинено законам механики. Понятно, что такое косное телесное бытие неизбежно встает в оппозицию человеку. Разрыв человеческой и природной сторон бытия является характерным признаком философской мысли XVII— XVIII вв. В это время размышляют преимущественно об объективном природном, телесном бытии, упуская из виду бытие человека.

Реабилитация понятия человеческого бытия начинается уже в рамках классической немецкой философии (2.5). И. Кант, будучи убежденным рационалистом, вновь поднял вопрос о природе человека до уровня достойного внимания философии. Он же сформулировал проблему границ человеческого разума, который не может разрешить всех гносеологических и онтологических проблем. И. Кант ставит бытие в зависимость от познавательных способностей человека: субъект устанавливает законы мира, с помощью своих способностей упорядочивая хаос реальности. Бытие есть результат оформления чувственного материала, предоставляемого опытом, благодаря априорным формам чувственности, рассудка и разума. По мнению И. Канта, вопросы о бытии самом по себе не имеют смысла, бытие следует рассматривать только по отношению к субъекту. Именно поэтому антропология, а не онтология является ведущей подсистемой философского знания.

Другой философ немецкой классики, Г. Гегель, считает бытие необходимым этапом развития мышления, субстанцией и первоосновой мира он называет абсолютную идею (2.5). Бытие — исходная точка движения духа. Следующим этапом является небытие. Единство бытия и небытия задает категорию становления. Г. Гегель определяет бытие в духе апофатической теологии — негативно: неопределенное, бескачественное, неустойчивое и т.п.

Марксистская философия (2.6) отождествила бытие с материей, понимаемой как объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания. Сознание, с одной стороны, является атрибутом материи, а с другой — противопоставляется ей как субъективная реальность. Бытие в марксистской философии — это то, что видимо, воспринимаемо, если не в данный момент, то в принципе.

В конце XIX — начале XX в. происходит радикальная трансформация классического представления о бытии. Теперь бытие отождествляется не с разумом или природой, а с бесконечно изменчивой иррациональной жизнью. Такую трактовку бытия предложили представители философии жизни Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, О. Шпенглер (2.6). Постичь жизнь можно с помощью интуиции или инстинкта, но никак не с помощью разума.

Еще один всплеск интереса к онтологической проблематике в XX в. наблюдается в феноменологии Э. Гуссерля (2.7). По его мнению, философия должна заниматься прояснением структур интенциональных актов сознания и выявлять объективные связи между идеальными смыслами. Подлинное бытие, достойное внимания философии, согласно Э. Гуссерлю, это и есть бытие объективно-идеальных смыслов, очищенных от всякого эмпирического или психологического содержания.

Логическим продолжением философии жизни стал в середине XX в. экзистенциализм (2.7). Вопрос о бытии в трактовке экзистенциалистов — это вопрос о смысле, которым задается человек, сталкиваясь с абсурдностью и неразумностью жизни. По мнению экзистенциалистов, подлинностью обладает не любое, а только осознанное бытие.

Наиболее развернутая экзистенциальная концепция бытия предложена М. Хайдеггером в его фундаментальной онтологии. Немецкий философ стремился прояснить исходные интуиции античных философов. По мысли М. Хайдеггера, европейская философия затемнила смысл категории бытия, ассоциировав его с понятием сущего. Сущее — это бытие, понятое человеком, опредмеченное и познанное бытие. Однако бытие не нуждается в познании и отличается от того, что человек знает под видом сущего. Основа бытия должна быть найдена в языке, который, как пишет М. Хайдеггер, есть «дом бытия».

Философия постмодернизма, сформировавшаяся в последние десятилетия XX в., так же как античная релятивистская философия (софисты, киники, скептики), отрицает идею единого бытия (2.1*). Согласно постмодернистской парадигме, в той мере, в какой идея абсолютного бытия была внедрена в сознание человека, у реального мира и жизни были отняты смысл и ценность, а у самого человека — свобода. В философии постмодернизма реальность выглядит как многоплоскостная вселенная умножающихся смыслов, каждый из которых ценен сам по себе без дополнительных обоснований и не имеет никаких преимуществ перед другими. Человек в такой вселенной становится интерпретатором и множителем смыслов, одним из которых является его собственная жизнь.

В целом современная философия отказывается от проблематики бытия без человека, вне человека, что, на первый взгляд, напоминает отказ от онтологической проблематики вообще. Однако в поисках основания реальности в человеке философия, на самом деле, реабилитирует онтологическую проблематику, объединяя в единое целое онтологию и антропологию.

Бытие и субстанция

Категория субстанции отражает конкретное наполнение пустого и абстрактного понятия «бытие». Вводя понятие субстанции, философы от констатации наличия бытия переходят к выяснению вопроса о том, что же именно существует.

Субстанция означает первооснову всего существующего, то, посредством чего все многообразные вещи существуют. В свою очередь субстанция не нуждается в чем-либо для собственного существования. Она является причиной самой себя. Субстанция обладает атрибутами, которые понимаются как ее неотъемлемые свойства, и существует через множество модусов — своих конкретных воплощений. Модус не может вести независимого от субстанции существования, причиной этого существования выступает субстанция.

Субстанциональность бытия может пониматься как в материалистическом, так и в идеалистическом духе. Споры о материальной или, напротив, духовной природе субстанции ведутся в философии на протяжении нескольких веков.

Впервые в явном, точно определенном виде понятие субстанции появилось в учении Б. Спинозы (2.3). Это не означает, однако, что ранее в философии не было представления о субстанции, но представление и точное философское понятие — не одно и то же. «Под субстанцией, — писал Спиноза, — я понимаю то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которой оно должно было бы образоваться». В пантеизме Б. Спинозы субстанция отождествляется с природой, с одной стороны, и Богом — с другой, существуя через многочисленные атрибуты и модусы. В таком понимании субстанция не является чем-то сверхъестественным, она и есть само естество — природа.

Примерно в это же время Дж. Беркли (2.3) категорически отрицает возможность существования материальной субстанции и настаивает на ее духовной природе. Дж. Беркли утверждает, что материя не может быть субстанцией, так как нигде в опыте мы с ней не сталкиваемся, а имеем дело только с нашими ощущениями. Она не существует ни в духе, ни в каком-либо другом месте, поэтому, делает вы- вод Дж. Беркли, она не существует нигде. Лишь дух, непрерывность и наличность которого мы непосредственно переживаем, является субстанцией. Точка зрения субъективного идеализма Дж. Беркли, таким образом, принципиально конфликтует с натуралистическим пантеизмом Б. Спинозы.

Пантеистическое, близкое к материалистическому понятие субстанции уже в XVIII в.

было модифицировано. В философии Просвещения субстанцию отождествили с веществом (2.4). Термин «субстанция» стал употребляться в значении «субстрат вещей». Такое редуцированное понимание спровоцировало последующие попытки устранения понятия субстанции из философии за ненадобностью.

Понятие материи

Категория материи, рассматриваемая как центральная в любой форме материализма, прошла несколько этапов своего смыслового наполнения. Первым этапом является натурфилософское представление о материи в античной философии. Представления античных философов о естественных первоначалах, из которых формируется все многообразие мира, близки современному понятию материи. Вторым этапом стало представление об одухотворенной материи в пантеизме XVI—XVII вв. Третьим — представление о материи как веществе в философии эпохи Просвещения. Четвертый этап связан с пониманием материи как объективной реальности в диалектическом материализме.

Классическим в материалистической философии является определение материи, данное В. Лениным: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Так, понятая материя является предельно широкой категорией, которая может быть определена только через соотнесение с другой, предельно общей, категорией. Противоположностью материи — объективной реальности является сознание, реальность субъективная. Кроме того, в определении В. Ленина философское понимание материи очищается от любых конкретно-научных представлений о ней. Подобное отождествление чревато мировоззренческими и научными проблемами. Так, например, сведение материи к веществу, т.е. частному представлению о ней в механистической философии и науке, привело на рубеже XIX—XX вв. к кризису в физике, выходом из которого стало новое понимание материальности бытия. Тогда же был сделан принципиальный вывод о том, что материя может существовать в формах, которые пока неизвестны науке и философии.

Противопоставляя материю как объективную реальность сознанию как субъективной реальности, материалисты тем самым признают действительность внутреннего мира человека, который не менее реален, чем мир объективных вещей и процессов. Вообще бытие личности двойственно, поскольку человек есть одновременно тело и сознание, его существование представляет единство субъективного и объективного. Бытие человека сопряжено с бытием природы, с одной стороны, и бытием общества и культуры — с другой.

Определение материи как объективной реальности называется гносеологическим и не является единственным. Кроме него существует онтологическое понимание материи как субстанции. В таком ракурсе материя и сознание не противопоставляются абсолютно. Отражение выступает атрибутом материи, поэтому сознание как высшая форма отражения также бытийствует, но лишь в атрибутивной форме.

.Сознание есть особое свойство материи — таково соотношение материи и сознания в материалистической онтологии.

Будучи субстанцией, материя никем не создана и неуничтожима. Неуничтожимость понимается в количественном и качественном плане: ни одно из свойств или качеств материи не может быть окончательно утрачено, материя существует, переходя из одной формы в другую. Источник движения и изменения находится в самой материи. Предполагается, что материя внутренне противоречива, и это противоречие выступает источником ее изменения.

Таким образом, в диалектическом материализме материя рассматривается как аналог бытия элеатов или Бога христианских философов, или одухотворенной природы пантеистов, или Абсолюта в философии Г. Гегеля. Материи приписываются все характеристики трансцендентного: вечность, абсолютность, несотворимость и неуничтожимость, бесконечность. Сознание же выступает одним из атрибутов этой трансценденции.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1178 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2503 - | 2301 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.