Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Европейская философия Средних веков




Средневековая философия — европейская философия II—XIV вв. Основными этапами средневековой философии являются патристика и схоластика.

Патристика (христианское богословие II—VIII вв.). Датировка патристики указывает на то, что философские идеи Средневековья появляются еще на эллинистическом этапе развития античной философии. На протяжении нескольких столетий духовные Античность и Средневековье сосуществовали, причудливо переплетаясь в идеях философов. Для II—V вв. характерны одновременное существование таких философских школ, как неоплатонизм, стоицизм, пифагореизм, борьба христианства и гностицизма, а также возникновение множества сект, в которых предлагались и развивались философско-религиозные идеи, послужившие фундаментом более поздней философии.

Представителями средневековой патристики являются: Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Аврелий Августин и др. Эти философы и богословы, или, как их иначе называют, Отцы церкви, отстаивали религиозные христианские догматы против язычества и гностицизма, утверждая несовместимость античной мудрости с христианской верой. Основными темами средневековой патристики являются проблема сущности и бытия Бога, происхождения зла в мире, теодицея (богооправдание), свобода воли человека и возможность спасения души, проблема божественной предопределенности истории и человеческой жизни, обоснование нового линейного представления об истории и др.

Схоластика (IX—XIV вв.). Первоначальный смысл слова «схоластика» не имеет негативных оттенков, термин обозначает «школьную философию», мудрость, которой обучают в монастырских школах и университетах. Схоластика развивает проблематику патристики, систематизирует и рационализирует христианское мировоззрение.

Схоластика подразделяется на ряд этапов:

- ранняя (IX—XI вв.): Эриугена, Ансельм Кентерберийский;

- зрелая или классическая (XII—XIII вв.): Фома Аквинский, Альберт Великий, Пьер Абеляр, Иоанн Росцелин и др;

- поздняя (XIII—XIV вв.): Иоанн Дуне Скот, Уильям Оккам, Мейстер Экхарт и др.

 

Основными вопросами схоластической философии являются проблемы соотношения веры и разума, единичного и общего, по-прежнему в качестве важнейших тем сохраняются вопросы о бытии Бога, возможности спасения души и т.п. Центральную проблему зрелой схоластики составляет спор об универсалиях — общих идеях, об отношении единичного к общему и о реальности существования общего. В зависимости от ответа на этот вопрос в средневековой философии формируются три позиции. Реализм, представители которого утверждали, что общее существует реально, в виде идеальной или реальной «вещи» и не является простым конструктом человеческого ума. Реализм поддерживался церковью, поскольку не конфликтовал с официальным вероучением и служил дополнительным обоснованием бытия Бога. Представителями реализма были Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский.

Противоположная реализму позиция — номинализм. Номиналисты утверждали, что универсалии являются простыми именами вещей, поэтому существуют только в разуме человека, и не обладают самостоятельным существованием в качестве вещи. Номинализм иногда называют средневековой версией материализма, однако подобное представление не должно вводить в заблуждение. Номиналисты не отвечают на вопрос о первичности материи или духа, для них, как и для всех средневековых философов, несомненно первичной остается духовная реальность. Номинализм получил широкое распространение в поздней схоластике, его представители — Иоанн Росцелин и Уильям Оккам.

Концептуализм — философская позиция, примиряющая реализм и номинализм, согласно которой реально существуют отдельные вещи, а общее обретает реальность в сфере ума в виде понятий/Создателем концептуализма является Пьер Абеляр.

Основными принципами средневекового философского мышления считаются теоцентризм — Бог есть центральная точка мировоззрения, креационизм — вера в то, что все существующее является актом божественной воли, сотворено Богом из ничего; провиденциализм — вера в божественную предопределенность всего существующего; эсхатологизм — вера в конец света и действенное ожидание его. Важной особенностью средневекового мышления является авторитарность: последним аргументом всегда остается отсылка либо к авторитету Священного Писания, либо к трудам Отцов церкви. Господство христианства диктует подобный образ мысли и определяет превосходство теологии над другими видами знания.

В период зрелой и особенно поздней схоластки одной из главных тем философствования становится проблема соотношения веры и разума. Этот вопрос обсуждался еще в философии Августина, однако теперь он получает иную интерпретацию. Поздняя схоластика говорит об относительной самостоятельности разума. На этой основе возникает теория двойственной истины, утверждающая независимое существование истин откровения и истин разума. Концепция двойственной истины открывает новый этап в развитии философии — этап освобождения философии от религии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 601 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2283 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.