Этапы | Эпохи | Причины качественного скачка в развитии | Мыслители | Основные идеи |
1 этап | Древний мир Античность | Возникает социальное расслоение, появляются представления о социальном равенстве и неравенстве | Платон «Законы» «О государстве» Как считают многие отечественные социологи, книга является первым в истории трудом по «общей социологии» | Платон утверждал, что основной причиной возникновения общества была необходимость удовлетворения потребностей людей, а этого нельзя было бы достичь без их объединения. Разработал учение о социальной стратификации (система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев). Платон подчеркивал, что разделение труда вызвало разделение людей на три основные социальные группы: философов – призванных управлять государством; стражей – охранять его от смуты и беспорядков; ремесленников и крестьян – заниматься производством благ для жизни. Он считал такую модель общества разумной. Все сословия служат сохранению единства, стабильности общества. Справедливость, по Платону, состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом. Государство должно не потакать амбициям отдельных, пусть сильных, личностей, а подчинять всех членов общества служению делу его сохранения. В идеальном государстве социальное неравенство является средством поддержания социальной стабильности, но отнюдь не получения выгоды высшими слоями. Целостность государства основана на тотальной ответственности неравных друг другу членов общества за судьбу этого государства. Стабильность государства – в его неизменчивом состоянии. |
Аристотель «Политика» | Обозначил фундаментальное противоречие общественной жизни и внутренней жизни индивида. Также предлагает свою теорию социальной стратификации: богатый слой, средний и бедный (лишенный собственности). Для нормального функционирования государства преобладать должен средний класс. | |||
В Др. Риме социальное расслоение достигло апогея, Рим пал, возникло христианство, впервые появились идеи равенства и социальной справедливости (в своем посмертном существовании. | ||||
2 этап | Эпоха Возрождения Новое время | Ломка устойчивых социальных отношений, появление новых социальных групп, секуляризация общественного сознания (процесс освобождения от религиозных идей и церковного контроля, переход от религиозного к светскому) Формируются основные направления идеологии: консерватизм, либерализм, революционный социализм. | Гуманисты | Идея достоинства и превосходства человека. Человек – творец, его предназначение – совершенствовать мир, формировать общество на разумных началах. |
Николо Макиавелли | Сторонник идеи несовершенной природы человека, считает, что общество само себя не может организовать. Макиавелли в книге «Государь» анализировал поведение политического лидера, показал, какими качествами он должен обладать: силой или хитростью держать государство в повиновении. | |||
Томас Гоббс | Социальные взгляды английского философа Т. Гоббса (1588–1679) изложены в его трудах «О человеке», «О гражданине», «Левиафан». Он один из авторов концепции общественного договора, на основе которой впоследствии было развито понятие гражданского общества. Исходной точкой его рассуждений об общественном устройстве и государстве является «естественное состояние людей». Гоббс пишет, что естественным состоянием людей раньше, чем они вступили в общество, была война всех против всех. Он объясняет эту жестокую вражду людей между собой двумя моментами: а) дурной природой человека и склонностью людей вредить себе взаимно из-за тщеславного самолюбия; б) права всех на всё. В чем же выход из такого состояния? Выход из него Гоббс видит в образовании общества. Но для этого люди должны заключить соглашение между собой, и, чтобы согласие было прочным и надолго, нужна общественная власть, которая призвана держать в узде и направлять все действия людей к общественному благу. Он сторонник абсолютистской монархии, но выделял и такие типы правления, как демократию и аристократию | |||
3 этап | 2-я половина 19 – начало 20 века | В социальной философии происходит поворот к практико-прикладному изучению общества. Учение об обществе все больше опирается на достижения конкретных наук (демографию, социальную статистику, социальную антропологию, историю, культуру, физику, биологию и других). Возникает острая необходимость появления науки, которая предложила бы новые теоретические модели и методы сбора, анализа и обобщения данных о развитии общества и на их основе, дала бы объяснение новым социальным явлениям. Такой наукой и стала социология. Происходит процесс дифференциации общественных наук (вычленение специфического предмета, метода исследования, структуры науки, отличных от других наук) На рубеже XIX и XX вв. формируются национальные социологические школы: немецкая, французская, русская, американская и др. | Огюст Конт, основатель социологии О. Конт и К. Маркс исследовали общество в период первоначального накопления капитала, становления капита- лизма в Европе. И тот и другой видели болезненные проблемы общества. Они оба задавались вопросом, как лечить социальные болезни и искали пути создания справедливого общества. | Первым ввел понятие социология. Система наук, по Конту, представляет собой иерархию, которая выстроена так: математика – астрономия – физика – химия – биология – социология. Из этой схемы видно, что каждая последующая наука подразумевает предыдущую как свою необходимую предпосылку. Следовательно, социология (первоначально Конт вслед за Сен-Симоном называл ее – «социальная физика») основывается на законах биологии. Она делает свои открытия при помощи четырех методов: наблюдения, эксперимента, сравнения и исторического анализа. Такой подход с тех пор называют позитивизмом. Эволюционист. Социальный прогресс носит мирный характер, социальные революции - патология Как философ-позитивист рассматривает общество по аналогии с природой, используя методы естественных наук. Выделил две группы социальных законов: законы статики (неизменных состояний, устойчивых условий существования любого социального явления) и законы динамики (закономерности изменений, социального развития). Т.е. социальная статика – это теория общественного порядка, организации, системной целостности, единства общества. Социальная динамика – это теория изменения, развития общества, его восхождения от этапа к этапу. |
Г. Спенсер | Социальный дарвиизм. Изменчивость общества и плавный эволюционизм в его развитии, обусловленные усложнением общества, внутренней дифференциацией социальных отношений и разделением труда. Развитое общество, по Спенсеру, - сложная организация с относительно автономными системами: регулятивной, производящей средства для жизни и распределительной. В главном труде "Основания социологии" Спенсер проводит аналогию между биологическим и социальным организмами и утверждает, что для того и другого свойственна борьба за существование, являющаяся одним из главных принципов социального бытия. | |||
Эмиль Дюркгейм Основатель французской классической школы социологии. Его теории повлияли на становление социологии как науки | В основе социологии лежит мораль. Общество – нравственная реальность. Основу этой реальности составляют социальные факты. К ним относятся: коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды, законы, нормы. Сюда же можно отнести язык, денежную систему, социальную интеграцию, солидарность. А это фактически все то, что чело- век после рождения находит уже готовым, и оно существует объективно, то есть помимо его желаний и воли. Мало того, социальные факты подчиняют себе индивида, управляют им. Дело социологии, как считал Дюркгейм, изучать эти факты. Они доступны объективному исследованию социологией так же, как и магнетизм или гравитация физикой. Другим важным достижением творчества Дюркгейма является обоснование идеи социальной солидарности. По мысли Дюркгейма, социальная солидарность цементирует и сплачивает общество, а разделение труда (специализация и распределение людей по профессиям) создает общественное целое. Значительными являются исследования Э. Дюркгейма в области религиозной жизни, политики, причин самоубийства и др. Изучал самоубийства. Доказал на практике социальные причины самоубийств: чаще люди с малым количеством соц. связей. Применял статистику В связи с секуляризацией само общество обосновывает моральные ценности и нормы. Рассматривал общество как сферу солидарности, сплоченности и согласия. Конфликты рассматривал как временные, прекратящиеся по мере развития общества. Эволюционист. | |||
Г. Зиммель | Осуществил анализ форм социального взаимодействия, носящих "сквозной" для человечества характер (конфликт, конкуренция, подчинение, авторитет, договор и др.), что оказало серьезное влияние на становление современной социологии. Социальные законы складываются в естественном ходе событий. Но в то же время они реализуются в конкретной форме фактического поведения людей, объединенных в социальные группы. | |||
Макс Вебер "Протестантская этика и дух капитализма" | Главные идеи социологии М. Вебера: – учение об идеальных типах. Вебер считал, что по степени распространения того или иного идеального типа социального действия можно судить о степени и характере развитости общества. Ввел понятие «идеальный тип». Примерами идеальных типов являются капитализм, ремесло, христианство и т. д. Считал, что наука рассматривает идеальные типы, а общество состоит из отдельных личностей. И социальные процессы формируют не классы, а отдельные люди, сформировавшиеся в определенных условиях, на их поведение влияет культура. Т.о Истоки изменений в социальной структуре общества видел в культуре. Рационализация начинается с духовной сферы жизни общества, и именно изменения в духовной сфере (возникновение протестантской этики как процесс рационализации христианства) оказываются исходными, определяющими, делают возможным возникновение новых (буржуазных) социально-политических и экономических структур. – концепция социального действия. Именно это считал ученый предметом социологии. Только анализ социальных действий индивидов может привести к уяснению таких сложных понятий, как общество, государство, народ и другие; – идея протестантской этики – религиозно-этические установки влияют на бизнес; – концепция легитимного (законного, признаваемого) господства, их три – легитимное, традиционное и харизматическое; – теория рациональности, которая характеризует весь исторический процесс и воплощается в правовом государстве; – понимающая социология призвана раскрыть смысл поведения людей, понять и объяснить их социальные действия. Изучал социальные процессы как самостоятельные действия. Действие человека является социальным в том случае, если оно осмыслено и направлено на других людей. Действия Вебер делит на целерациональные (ясно осознана цель действия), ценностно-рациональные (ценность представляет не конечный результат, а само действие - например, обряд), аффективные (совершается в состоянии аффекта или сильных чувственных переживаний) и традиционные (совершаются в силу привычки). В процессе эволюции происходит все большая рационализация социального действия, все большее значение приобретают не ценности, а цели. | |||
Карл Маркс Самый знаменитый и влиятельный мыслитель 19 века. На его теории оказали влияние просветители (человек – существо разумное), экономисты 18 века (классы), Гегель (единство и борьба противоположностей), | Экономический детерминизм: главную причину, источник развития общественной жизни в целом он видел в экономических отношениях Человек – существо общественное (человечество = обществу). Человек приспосабливает окружающий мир под себя с помощью труда, животные сами приспосабливаются под окружающий мир. Общество представляет собой систему связей между разумными личностями, образующихся в процессе трудовой деятельности. Личность – не исходный пункт развития, а результат (личностью становятся). Все общества развиваются по одним и тем же законам. Пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. В основе общественной структуры – способ производства материальных благ. Способ производства состоит из производительных сил (ресурсы, технологии, промышленность) и производственных отношений (различные формы собственности на средства производства). Именно способ производства определяет общество как систему и отличает одну формацию от другой. Революции, конфликты, противоборство - источник социального прогресса. Социальные революции – быстрый и тотальный сдвиг в социальных отношениях, переход от одной общественно-экономической формации к другой, качественное преобразование общественных отношений. «Революции – локомотивы истории». Развивает понятие «классы» – социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном положении и противостоящие друг другу, различающиеся по отношению к средствам производства. | |||
5 этап | 20 век | Теория З.Фрейда оказала огромное влияние на формирование многих общественно-политических наук 20 века. В частности, активное развитие получила идея Фрейда о том, что человеком управляют инстинкты (бессознательное) | Вильфредо Парето (продолжатель идей Макиавелли и Гоббса) | Идеалы – движущие силы истории, как эффективно действующие мифы – инструменты обмана, с помощью которого элиты осуществляют свое господство. Невысокого мнения о человеческой природе. Влияние З.Фрейда: человек – животное, действует на основе инстинктов, руководствуется чувствами, эмоциями. Соответственно, общество управляемо, если влиять на эмоционально-чувственную сферу. Противник теории прогресса. Развитие социальной системы носит циклический характер. Наблюдается ритмичное чередование сменяющих друг друга тенденций, их смена удерживает общество в устойчивом состоянии – стабильность. Люди изначально неравны между собой. Общество делится на элиту (высший слой) и толпу(низший слой). Элита есть правящая и неправящая. Теория управляемой демократии: Циркуляция элит – способствует стабильности в обществе. Типы элиты: львы и лисы. |
Питирим Сорокин, русский эмигрант, работал в США | Изучал социализацию и социальную динамику. Социальные группы он подразделяет на организованные и неорганизованные. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Сорокин утверждал, что общество без расслоения и неравенства — миф. Меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна. Стратификация является неизменной характеристикой любого организованного общества и существует в недемократическом обществе и в обществе с «процветающей демократией». Социальная стратификация и мобильность в обществе предопределены тем, что люди не равны по своим физическим силам, умственным способностям, наклонностям, вкусам и т.д.; кроме того, самим фактом их совместной деятельности. Общество — это процесс и результат социального взаимодействия (взаимодействия многих индивидов). Его результатом является их приспособление к среде обитания. В процессе такого приспособления возникает социальный порядок общества Развитие человеческого общества происходит путем эволюции и революции. Социальная эволюция представляет собой постепенное и прогрессивное развитие, основанное на знании общества, реформах, кооперации людей, стремлении к социальному равенству. Социальная революция - быстрое, глубокое прогрессивное или регрессивное развитие общества, основанное на насилии одного класса над другим. | |||
В 20-е 30-е годы большое влияние З. Фрейда, начинает активно развиваться прикладное направление науки. Заказчики – коммерческие фирмы (предпочтения потребителей) и политики (предпочтения избирателей). Появляются и активно развиваются прикладные методики – опрос, анкетирование. Научно-техническая революция XX в., информатизация общества. Процесс интеграции общественных наук (установление межпредметных связей) Глобализация. Меняются временные, пространственные характеристики развития коммуникативных связей. Возникает универсальный образ жизни. Однако наряду с возникновением в современном мире межнациональных сообществ обостряются и националистические настроения. К следующим предпосылкам развития социологии относятся идейные, культурные, собственно научные, духовные факторы. | Толкотт Парсонс, США | Основатель функциональной школы в социологии. Социальная стабильность. Потребности – лежат в основе изменений, происходящих в обществе. Каждая социальная система должна: - удовлетворять потребности членов общества - располагать для этого ресурсами - формировать процесс социализации для подчинения общества определенным нормам и требованиям - сохранять внутреннюю целостность, определенные границы и постоянство по отношению ко внешней среде |
Вопросы для подготовки характеристики социологической теории
1. | Что такое общество, по мнению мыслителя? (Что из себя представляет? Каковы идеалы справедливого общества? Как общество соотносится с государством?) |
2. | По каким законам общество развивается? Прогрессивно или регрессивно? |
3. | Роль и место человека в обществе? |
4. | Отношение к социальной стратификации и равенству? |
5. | Какие социальные группы выделены в данной теории? Как они взаимосвязаны? |
6. | Какие главные социальные проблемы необходимо решить для благополучия общества? - социальная иерархия и социальное неравенство - распределение социальных ролей в государстве; -уровень жизни, бедность - другие проблемы и противоречия, требующие решения? |
7. | Какие иные проблемы и идеи представляет автор теории? Какова с его точки зрения, роль науки социологии в решении общественных проблем? |