Международно-правовые нормы – созданные соглашением субъектов формально определенные правила, регулирующие межгосударственные отношения путем установления прав и обязанностей для субъектов и обеспечиваемые юридическим механизмом охраны.
Международно-правовая норма должна отвечать следующим требованиям:
1) регулировать отношения между субъектами международного права;
2) быть юридически обязательной для субъектов этого права;
3) носить общий характер.
Первое требование является общим для всех норм, а не только для международно-правовых. Во втором – под обязательностью следует понимать юридическую силу, поскольку собственной обязательной силой обладают и неправовые нормы. Третье требование означает, что норма должна быть рассчитана на неопределенное число случаев, а не представлять собой индивидуальное решение.
Приняв за основу лишь наиболее важные критерии, можно предложить следующую классификацию норм международного права:
1) по содержанию и месту в системе – цели, принципы, нормы;
2) по сфере действия – универсальные (образующие общее международное право), региональные, партикулярные (локальные);
3) по юридической силе – императивные и диспозитивные;
4) по функциям в механизме международно-правового регулирования – материальные и процессуальные;
5) в зависимости от способа осуществления – самоисполнимые и несамоисполнимые;
6) по способу создания и форме закрепления – обычные, договорные (конвенционные),
нормы решений международных организаций.
Учитывая многообразие документально подтвержденных норм международного права, их
разную роль в международно-правовом регулировании в западной доктрине (в настоящее время эта позиция поддерживается многими юристами-международниками) все нормы международного права принято классифицировать на нормы, относящиеся к «твердому праву» (hard law) и «мягкому праву» (soft law). «Твердое право» включает договорные и обычные нормы, устанавливающие конкретные права и обязанности субъектов международного права. Термин «мягкое право» используется для обозначения двух различных нормативных явлений: особого вида норм международного права, которые в отличие от «твердого права» не создают четких, конкретных прав и обязанностей, а дают лишь общую установку, которой, тем не менее, субъекты обязаны следовать; и неправовых международных норм - их обязательная сила и механизм действия носят морально-политический характер.
Взаимосвязь и взаимодействие международно-правовых норм обуславливаются существованием определенной иерархии в рамках единой системы.
Иерархия норм, установление их соподчиненности - еще один признак системы. Иерархия норм дает возможность определить их место и роль в системе международного права, упростить процесс согласования и преодоления коллизий, что необходимо для функционирования системы.
Наверху системы находится комплекс императивных норм (jus cogens – «неоспоримое право»), т.е. общепризнанных норм, от которых государства не вправе отступать в своих отношениях даже по взаимному согласию. Они выражают коренные интересы всего сообщества, поэтому им придана высшая юридическая сила. Они могут создаваться и изменяться только сообществом в целом и имеют особый механизм обеспечения, поскольку последствия в связи с нарушением обязательств, вытекающих из таких норм, не могут быть такими же, как в связи с нарушением обязательств, вытекающих из норм, отклонение от которых допустимо на основе конкретных соглашений.
Основные виды иерархии международно-правовых норм: общая (генеральная) и договорная (специальная). Существуют также критерии системности норм международного права, такие, как непротиворечивость норм, взаимосвязь генеральных и специальных норм, уточняющих генеральную, взаимосвязь предшествующих и последующих норм с аналогичным предметом регулирования, неретроактивность норм.