Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕраво и религи€: общие черты и отличи€, соотношение и взаимодействие.




ќбщетеоретические аспекты соотношени€ права и религии получили исследование в трудах ƒ.ј. ¬овк[5], ј.Ћ. ѕосашковой[6] и др.

–елиги€ Ц это форма общественного сознани€, основанна€ на вере в св€щенное; система духовных представлений и соответствующих им норм поведени€ верующих, которые направлены на объ€снение главных вопросов быти€ человека, а также на поддержание в обществе единства и стабильности.

ќсобенности религии:

Ø ее сакральный характер (от лат. sacer - св€щенный, св€той, посв€щенный божеству, неприкосновенный) Ц наделение св€тостью определенных предметов, существ, институтов;

Ø универсальность Ц она выступает не только регул€тором общественных отношений, но и способом постижени€ целостной картины мира, формировани€ определенного мировоззрени€.

–елигиозные нормы Ц это разновидность социальных норм, которые устанавливают модель поведени€, основанную на вере в Ѕога, и направлены на регулирование как внутренней, так и внешней жизни человека.

 

ѕризнаки религиозных норм:

1. формируютс€ на основе религиозных представлений;

2. их источниками выступают св€щенные тексты, откровени€ как особа€ форма познани€ и св€зи с божественным;

3. направлены на регулирование как внутренней, так и внешней жизни человека;

4. основываютс€ на сакральном авторитете (Ѕога или личности, например, св€тых, пророков и т. д.);

5. имеют свою санкцию;

6. стабильны.

 

ќбщие черты права и религии:

1. выступают формами правосознани€. ¬ структуре правового и религиозного сознани€ выдел€ют:

Ø идеологический уровень Ц систематизированные представлени€ о правовой или религиозной действительности;

Ø психологический уровень Ц совокупность чувств, эмоций, переживаний по поводу права или религии;

2. выполн€ют регул€тивную функцию, устанавлива€ общеоб€зательные правила (модели) поведени€, имеющие императивный, безусловный характер;

3. значительна€ формализаци€ (нормы большинства правовых и религиозных систем закреплены в соответствующих текстах, которые имеют иерархичный характер);

4. возникают в результате распада первичных мононорм;

5. наличие институционных образований, имеющих официальный статус (совокупность государственных управленческих структур и церкви соответственно), которые обеспечивают реализацию правовых и религиозных норм.

–азличие права и религии:

 ритерии отличи€ –елигиозные нормы Ќормы права
1. по формам сознани€ в религиозном правосознании преобладает психологический аспект, который находит свое про€вление в феномене религиозной веры   правова€ идеологи€ характеризует рациональный, научный подход к осмыслению права; осознание об€зательности правовых предписаний
2. по способу оценки индивидуальна€ ценность; авторитарность религиозного сознани€ (верующий человек посто€нно ощущает вли€ние божественного авторитета и религиозной громады) общественна€ ценность, большинство людей воспринимает право как собственную ценность (право не утрачивает своей общеоб€зательности в случае непризнани€ его ценности отдельным индивидом) и обуславливает определенную автономию, свободу субъекта права от внешнего авторитета
3. по способу легитимации автономный регул€тор; ощущение индивидом необходимости св€зи со св€щенным; цель религии Ц общее единение в св€щенном обеспечиваетс€ внешним авторитетом и регулирует конфликтные по своей природе отношени€; цель - определить правовой статус человека в обществе и модель должных отношений между людьми
4. по соотношению прав и об€занностей преобладание об€занностей; личный характер религии (религиозные, культовые действи€ совершаютс€ исключительно лично) субъекты права наделены корреспондирующими правами и об€занност€ми (нет прав без об€занностей); преобладание прав над об€занност€ми
5. исход€ из особенностей ответственности религиозна€ ответственность возникает в случае признани€ верующим об€зательности религиозных предписаний; религиозна€ санкци€ св€зана с духовным миром человека, утратой его св€зей со св€щенным, выступает про€влением власти религиозной громады юридическа€ ответственность имеет ретроспективный характер Ц это реакци€ государства на уже совершенное индивидом де€ние (субъект не может нести юридическую ответственность за свое поведение в будущем); наказание не зависит от отношени€ лица к праву и всегда влечет ограничение социального статуса, возможностей и свобод человека
6. исход€ из особенностей формализации религиозные нормы статичны, св€щенные тексты консервативны, они не могут быть изменены и отменены, даже если содержат противоречивые, устаревшие положени€ правовые нормы Ц динамичны и подвержены изменени€м  
7. по особенност€м регулировани€ общественных отношений не только воздействуют на общество и индивида, но и формируют у человека этические ориентиры, мировоззрение; основаны на строго дифференцированной системе ценностей, направлены на преобразование внутреннего мира человека воздействуют на общество и индивида как путем закреплени€ и регулировани€ определенных отношений, так и их охраны

 

 

‘ормы вли€ни€ религии на право:

1) идейно-моральное вли€ние (при этом религиозные нормы играют значительную роль в формировании правовой культуры, правового поведени€). –елиги€ объ€вл€ет грехом нарушение не только религиозных, но правовых норм и способствует тем самым исполнению последних. “ак, религи€ осуждает преступлени€;

2) реализаци€ религиозных норм в праве в процессе регулировани€ отношений верующих между собой и со светской властью (предмет регулировани€ религиозных и правовых отношений может совпадать, например, законодательство охран€ет многие осв€щенные религией ценности: семью, детство, собственность, свободу, оплачиваемый труд, равенство людей и т.д.). –елиги€ сама выступает в качестве предмета правовой охраны;

3) опосредованное вли€ние религиозных норм на право, которое имеет место в процессе правотворчества и правоприменени€. Ќапример, христианские каноны служили первоосновой принципов семейного права европейских стран; принцип недопустимости двойной ответственности за одно и то же правонарушение заимствован из канонического права, норма которого ЂЅог не наказывает за одно и то же преступление дваждыї была основана на трактовке принципов наказаний ¬етхого «авета.

 

 

¬ насто€щее врем€ в мире наблюдаютс€ следующие формы взаимоотношений

государства и религиозных объединений:

ü полное умолчание о статусе религии (Ѕосни€ и √ерцеговина, ¬енгри€, ¬енесуэла);

ü в р€де стран употребл€етс€ формула Ђцерковь (религиозные организации, учреждени€ или общины) отделена от государстваї (√ондурас, Ћатви€, ѕортугали€, “уркменистан, ”збекистан, ”краина, ’орвати€, ёгослави€), либо Ђрелиги€ (или религиозные культы) отделена от государстваї (јзербайджан, ћолдави€), либо Ђгосударство и церковь отделены друг от другаї (—ловени€);

ü в √реции  онституцией установлена господствующа€ религи€;

ü официальна€ (государственна€) религи€ признаетс€ в ¬еликобритании, ƒании, Ћихтенштейне;

ü статус традиционных религий законодательно оформлен в јндорре, Ѕолгарии, √рузии, »ндии, Ћитве;

ü особую поддержку одной церкви оказывают на законодательном уровне јргентина, Ѕоливи€, √аити, »спани€, »тали€,  ипр,  олумби€, ћакедони€, ѕольша;

ü запрет на официальность или доминирование какой-либо религии установлен в јлбании, »рландии, Ћитеа, Ќикарагуа, —ловакии, —Ўј, “аджикистане, Ёстонии, японии;

ü светский характер государства декларируетс€ в “урции, ‘ранции.

¬заимосв€зь правовых и религиозных норм:

а) аксиологический подход: подавл€ющее большинство ценностей, которые обеспечиваютс€ правом, €вл€ютс€ производными от религиозных ценностей, в частности христианских;

б) антропологический подход: сосуществование религии и права обусловлено в первую очередь внутренними потребност€ми человека.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 24230 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

462 - | 415 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.