Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬оздействие христианских идей




 

|46| ≈вропейска€ историографи€ в своем развитии прошла через три кульминационные точки. ѕерва€ относитс€ к п€тому столетию до новой эры, когда возникла иде€ истории как науки, как формы исследовани€, istoria. ¬тора€ приходитс€ на четвертый Ц п€тый века нашей эры, когда эта иде€ истории получила новую форму под революционизирующим воздействием христианской мысли. ћне следует теперь описать этот процесс и показать, как христианство отбросило два ведущих принципа греко-римской историографии, а именно: 1) оптимистическое представление о человеческой природе и 2) идею субстанциальной метафизики о вечных сущност€х, лежащих в основе процесса исторического изменени€.

1. ќдним из наиболее важных элементов сферы морального опыта, получившим свое выражение в христианстве, было чувство слепоты человеческих де€ний. –ечь идет не о случайной слепоте, св€занной с недостатками индивидуальной проницательности человека, а о слепоте органической, заложенной в природе самого действи€. —огласно христианской доктрине, то, что человек вынужден действовать вслепую, не зна€ будущих результатов своих действий, Ц неизбежно. Ёта неспособность достичь заранее поставленных целей, которую греки называли amartia (промахом), перестала рассматриватьс€ как случайный элемент в природе человека. ќна стала считатьс€ ее необходимым элементом, вытекающим из условий существовани€ человека как такового. Ёто Ц его первородный грех, который так настойчиво подчеркивал св. јвгустин 1 , св€зыва€ его в психологическом плане с силой плотского желани€. „еловеческое действие, в соответствии с этой точкой зрени€, не планируетс€ дл€ достижени€ целей, заранее поставленных интеллектом. ќно вызываетс€ к жизни а tergo [сзади, с тыла (лат.)], непосредственным и слепым желанием. » не только необразованный простолюдин, но и человек вообще делает то, что ему хочетс€, а не обдумывает разумный план своих действий. ∆елание Ц это не укрощенный конь платоновской метафоры, а бешено мчаща€с€ лошадь, закусивша€ удила. Ђ√рехї же (использу€ технический теологический термин), к которому оно несет нас и совершить который мы стремимс€, Ц это не грех, свободно выбранный нами, это Ц врожденный, первородный грех, присущий нашей природе. |47| »з этого следует, что своими благими делами человек об€зан не собственной воле и интеллекту, но чему-то, отличному от него самого, чему-то, что заставило его желать добиватьс€ целей, достойных того, чтобы к ним стремитьс€. ѕоэтому, с точки зрени€ историка, принадлежащего к этой школе, хот€ человек и ведет себ€ так, как если бы он был мудрым архитектором своей судьбы, мудрость, обнаруживаема€ в его действи€х, принадлежит не ему, а богу, милостью которого желани€ человека направл€ютс€ к достойным цел€м. ќтсюда Ц планы, реализуемые в человеческих действи€х (€ имею в виду такие планы, как завоевание мира –имом), возникают не потому, что люди задумывают их, устанавливают их ценность и наход€т средства их осуществлени€, но потому, что люди, поступа€ в каждый данный момент в соответствии со своими желани€ми, фактически осуществл€ют предначертани€ бога. Ёто понимание благодати согласуетс€ с теорией первородного греха.

2. ћетафизической доктрине субстанции в греко-римской философии был брошен вызов христианской доктриной творени€. —огласно последней, ничто не вечно, кроме бога, а все остальное было сотворено им. „еловеческа€ душа перестала рассматриватьс€ как нечто, существовавшее в прошлом ab aeterno [от века (лат.)], ее бессмертие в этом смысле отрицалось. —читалось, что кажда€ душа Ц новое творение. јналогичным образом народы и нации, эти коллективы людей, Ц не вечные субстанции, но были созданы богом. ј то, что бог создал, он может и видоизменить, переориентировав его природу дл€ достижени€ новых целей. “ак, про€вив свое милосердие, он может изменить характер созданного им человека или народа. ƒаже так называемые субстанции, еще допускавшиес€ ранней христианской мыслью, не были субстанци€ми в подлинном смысле слова, как их понимали античные мыслители. „еловеческа€ душа все еще называлась субстанцией, но понималась теперь как творение бога, завис€щее от него на прот€жении своего существовани€. » природный мир все еще именовалс€ субстанцией, но с теми же самыми ограничени€ми. —ам бог тоже рассматривалс€ как субстанци€, но его субстанциальна€ природа теперь считалась непознаваемой: непознаваемой не только дл€ разума человека, опирающегос€ на свои собственные силы, она не могла быть раскрыта и с помощью откровени€. ≈динственное, что мы можем знать о боге, Ц это его действи€. Ќо постепенно, под воздействием христианства исчезли даже и эти квазисубстанции. ¬ тринадцатом столетии св. ‘ома јквинский отверг концепцию божественной субстанции и определил бога как чистую де€тельность, actus purus [чистое действие (лат.)]. ¬ восемнадцатом столетии Ѕеркли отбросил концепцию материальной субстанции, а ём Ц духовной.

|48| “ем самым были созданы все услови€ дл€ третьего переломного момента в истории европейской историографии, когда по€вилась, наконец, давно ожидаема€ истори€ как наука.

¬недрение христианских идей оказало тро€кое воздействие на понимание истории.

а) ¬озникло новое отношение к истории, в соответствии с которым исторический процесс рассматривалс€ как реализаци€ не человеческих, а божественных целей. “ак как эти цели становились цел€ми человека, воплоща€сь в человеческой де€тельности и осуществл€€сь при помощи его воли, то соучастие бога в их реализации ограничивалось предопределением их, изменением врем€ от времени объектов человеческих желаний. “ак, каждое действующее человеческое существо знает, чего оно хочет, и добиваетс€ желаемого. Ќо оно не знает, почему оно этого хочет, ибо причина его желани€ Ц бог, который вложил его в душу человека дл€ того, чтобы достичь осуществлени€ своих предначертаний. — одной стороны, исторический де€тель Ц человек, ибо все, что происходит в истории, происходит по его воле. — другой стороны, единственным историческим де€телем €вл€етс€ бог, ибо только действие божественного провидени€ обеспечивает то, что действи€ человеческой воли в любой данный момент привод€т именно к этому результату, а не какому-нибудь иному. — одной стороны, оп€ть же человек €вл€етс€ той целью, ради которой происход€т все исторические событи€, ибо бог стремитс€ к благососто€нию людей. — другой стороны, человек существует всего лишь как средство осуществлени€ божественных предначертаний, ибо бог создал его только дл€ того, чтобы достичь своих целей, целей, осуществл€емых при помощи человека. Ёто новое отношение к человеческим де€ни€м внесло громадный вклад в историю, потому что признание человеческого желани€ как единственного фактора возникновени€ исторических событий €вл€етс€ неотъемлемой предпосылкой понимани€ любого исторического процесса.

б) Ётот новый взгл€д на историю позволил подн€ть историческую значимость не только действий исторических де€телей, но и значимость самого их существовани€ и природы как исполнителей божественных предначертаний.  ак индивидуальна€ душа, созданна€ богом дл€ вечности, обладает, однако, только теми характеристиками, какие требует данное врем€ дл€ исполнени€ его замыслов, так и такие исторические объекты, как –им, Ц не вечные сущности, но преход€щи, возникают в соответствующую историческую эпоху дл€ того, чтобы выполнить некую определенную функцию, и сход€т со сцены, когда их роль сыграна. ¬се это было глубокой революцией в историческом мышлении. Ёто значило, что историческа€ эволюци€ не рассматривалась более как процесс, протекающий, так сказать, по поверхности вещей, затрагивающий только их акцидентальные (случайные) стороны. “еперь он касалс€ самой их сущности и тем самым включал в себ€ подлинное творение и подлинное уничтожение. |49| ¬се это было приложением к истории христианской концепции бога, бога Ц не простого ремесленника, формирующего мир из предсуществующей материи, а бога Ц творца, созидающего сущее из небыти€. » это тоже громадное завоевание исторической мысли, потому что признание того, что исторический процесс создает своих собственных носителей, что, например, такие исторические образовани€, как –им или јнгли€, Ц не просто предпосылки, а продукты этого процесса, было первым шагом на пути к пониманию характерных особенностей истории.

в) Ёти два изменени€ в концепции истории вытекали, как мы уже видели, из христианских учений о первородном грехе, божественной благодати и творении. “ретье было св€зано с универсализмом христианского отношени€ к человечеству. ƒл€ христианина все люди равны в глазах бога, дл€ него нет избранного народа, привилегированной расы, людского сообщества, судьбы которого более важны, чем судьбы другого. ¬се люди и все народы вовлечены в осуществление божественных предначертаний, поэтому исторический процесс происходит везде и всегда его характер один и тот же. Ћюба€ часть его Ц это часть одного и того же целого. ’ристианин не может удовлетворитьс€ римской историей, древнееврейской историей или любой иной историей отдельного народа: ему нужна истори€ мира в целом, всеобща€ истори€, темой которой должно быть осуществление божественных предначертаний дл€ человека. ¬торжение христианских идей преодолевает не только гуманизм и субстанциализм, характерные дл€ греко-римской историографии, но и ее партикул€ризм.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 394 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬аше врем€ ограничено, не тратьте его, жив€ чужой жизнью © —тив ƒжобс
==> читать все изречени€...

587 - | 593 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.