Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Индийская философия — одно из основ­ных слагаемых мировой философии, история которой охватывает более двух с половиной тысячелетий.




ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — одно из основ­ных слагаемых мировой философии, история которой охватывает более двух с половиной тысячелетий. И.Ф. характеризуется отчетливо выраженным своеобразием, которое в значительной степени объясняется ее проис­хождением и общекультурными основаниями. (Вслед­ствие признания идеи о вечности циклично воспроиз­водящегося мирового общественного процесса в И.Ф. не сложилась собственно философия истории. Учения об обществе и государстве, эстетике являлись особыми теоретическими дисциплинами.) Философское мышле­ние возникало путем интериоризации ритуальной практики за счет усиления и автономного развития ментальной составляющей ритуала. Познавательный акт рождался как особое ритуальное действие ("жертва знанием"), основанное на аскетической отрешенности от мира и подвижничестве ("внутренней обрядности"). Философское умозрение обеспечивалось ритуальной по своим истокам практикой медитации, трансформи­рующей человеческое сознание и выводящей его по ту сторону различий, значимых для обыденного мышле-

ния. В Упанишадах — первых философских текстах в индийской культуре (ранние Упанишады относятся к 8—7 вв. до н.э.) — центральным пунктом является те­зис о тождестве Брахмана, источника всего сущего во внешнем мире, и Атмана, универсального активно-жизненного начала. Глубинное тождество субъективно­го и объективного считалось недоступным абстрактно­му рассудку — подлинная реальность открывалась бла­годаря йогическому тренингу, ведущему к достижению экстатического состояния. Вследствие ритуальной при­роды философского умозрения в индийской культуре получали развитие преимущественно целостные рели­гиозно-философские комплексы, в которых культовая и отвлеченно-познавательная составляющие были содер­жательно и функционально связаны. Так, абсолют в концепции Упанишад двусоставен — это и бог Брахма, предмет религиозного почитания, и Брахман, безлич­ный принцип, являющийся предметом познания. По­знающие Брахмана достигают мокши — освобождения от цепи перерождений (сансары). А все те, кто ограни­чивается религиозными обрядами и совершением доб­рых дел, может рассчитывать лишь на новое рождение в более высоком статусе в соответствии с универсаль­ным законом кармы. Если популярная, обращенная к мирянам часть целостного мировоззренческого ком­плекса может быть квалифицирована как религиозная проповедь, то его внутреннее концептуальное ядро, до­ступное немногим (специально подготовленным и стремящимся лишь к знанию людям), представляет со­бой собственно философию. Воспроизводство "круга знающих" осуществлялось посредством тщательно разработанной техники ученичества, основанной на аб­солютном послушании учителю и нацеленной на мак­симально точное повторение в ученике личности учи­теля, а тем самым и его познавательного опыта. Соот­ветственно индийское философское мышление харак­теризуется ярко выраженной традиционностью; счита­лось, что содержание великих истин не затрагивается эмпирическим течением времени, относящимся к по­рядку сансары. Разработка новых идей осмысливалась преимущественно как выявление посредством более точного комментария подлинного содержания автори­тетного текста — опоры традиции. Первое место в ря­ду канонических текстов принадлежало Ведам — свя­щенному знанию, которое квалифицировалось как шрути ("услышанное", т.е. имеющее сверхчеловечес­кое происхождение). Ведийский канон в основном сло­жился в первой половине I тысячелетия до н.э. и вклю­чал самхиты (сборники гимнов мифологического со­держания, заклинаний и молитв), брахманы (изложе­ния и комментарии ритуала жертвоприношения), араньяки ("лесные книги" — наставления для отшельни-

ков) и упанишады (религиозно-философские произве­дения брахманизма). Отношение к Ведам являлось ос­нованием разделения индийских систем умозрения на ортодоксальные и неортодоксальные. Неортодоксаль­ные концепции (отрицающие авторитет Вед и особый статус варны (сословия) брахманов как единственных законных хранителей священного знания) формирова­лись в основном во второй трети 1 тысячелетия до н.э. в период интенсивного духовного брожения, связанно­го с кризисом варнового строя Индии. В это время по­являются учения адживикизма (отрицавшего закон кар­мы и идею перерождения и утверждавшего всевластие в мире и человеческой жизни естественного закона), джайнизма (создавшего замкнутую организацию и ис­кавшего путь к спасению в крайнем аскетизме) и буд­дизма (развившегося позднее в мировую религию). По­казательно, что, формируясь в рамках традиционной культуры, джайнизм и буддизм ассимилировали основ­ные мировоззренческие категории, разработанные ор­тодоксальной мыслью — сансара, карма, мокша (буд­дийский аналог — нирвана), и создали собственные ка­нонические тексты, авторитетность которых базирова­лась наличной харизме основателя учения. Несмотря на широкую популярность неортодоксальных концепций, они были постепенно вытеснены обновленной ортодок­сией — индуизмом, и последующее развитие И.Ф. было связано, в основном, с ортодоксальными индуистскими школами умозрения (даршанами) — ведантой, мимансой, санкхьей, йогой, ньяей и вайшешикой. Почти вся литература по И.Ф. написана на санскрите — языке уче­ных и деятелей искусства Индии.

В.И. Фурс

ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ — исходно — одна из ос­новных методологических установок прагматизма, в более узком смысле — версия прагматизма Дьюи и его последователей (С. Хук, Дж. Тафте, А. Мур, А. Мерфи и др.).

ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ — исходно — одна из ос­новных методологических установок прагматизма, в более узком смысле — версия прагматизма Дьюи и его последователей (С. Хук, Дж. Тафте, А. Мур, А. Мерфи и др.). Значение принципов, разработанных в И., вы­шло далеко за пределы прагматизма, как проникнув в близкие к нему направления (операционализм П. Бриджмена, "социальный бихевиоризм" Дж.Г.Мида, семиотическая концепция Морриса), так и будучи ос­мысленным в современных концепциях познания и знания в целом. И. переформулировал субъект-объект­ную проблему в проблему обоснования знания как та­кового, которую в свою очередь сформулировал как проблему понятийного схватывания опыта. Сам опыт был истолкован как серия сменяющих друг друга ситу­аций, в которых, оценивая и достраивая условия среды, субъект структурирует свою жизнедеятельность, стре­мясь найти эффективные и рационалистически обосно­ванные решения жизненных (экзистенциальных) во-

просов и задач. Устойчивые ситуации выстраиваются на основе заложенных в человеке и приобретаемых им в процессах обучения и воспитания привычек (навы­ков), осознанных и закрепленных как верования, т.е. готовность действовать определенным образом. Жиз­недеятельность индивидов подчинена действию "прин­ципа непрерывности", уравнивающего любые виды и типы действий по критерию их способности служить эффективным средством вписывания в ситуацию. В этом отношении снимаются и границы между познани­ем и действием. Понятия, идеи, теории суть лишь сред­ства, орудия, инструменты (откуда и название — "И."), "ключи к ситуации", "планы действия" субъекта, оце­ниваемые функционально, т.е. с точки зрения (не) обес­печения успеха в данной ситуации. Отсюда и функцио­нальная концепция истины (впервые последовательно развернутая и аргументированная в прагматизме), по­следовательно акцентирующая принцип практической целесообразности и интенциональное понимание по­знания как движения в направлении обеспечения реа­лизации цели, задаваемой ситуацией. Основное отно­шение субъекта к миру — практическое, заинтересо­ванное, всегда субъективно окрашенное. В силу этого снимается и противопоставление теоретической и оце­ночной деятельности. Путь к истине и путь к ценности суть одно и то же. Познание должно быть понято (на уровне его механизма) как процесс вынесения оценки (истинно то, во что лучше верить). Непрерывность опыта дополняется его ценностной интерпретируемос­тью. Отсюда он то, что нами пережито и воспринято. Однако выработанные в опыте привычки (навыки) и опробированные инструменты не являются универ­сальными, не обеспечивают стандартность и автоном­ность наших решений, а наоборот, при их догматизации, сужают горизонт наших возможностей. Большин­ство ситуаций, в которые включен человек, носят не ус­тойчивый (стационарный) характер, а полны неопреде­ленностей, т.е. проблемны. Они проблемны (а следова­тельно и опасны для человека) до тех пор, пока мы не знаем, каким образом в них действовать, пока мы не способны их структурировать, не можем их перевести в ситуацию реализации решений. Ситуации локализу­ют наш опыт, контекстуализируют и его и наши инст­рументальные (познавательные) возможности, актуа­лизируя поиск новых решений именно здесь-и-сейчас (на основе выстраивания выгодных и эффективных от­ношений с объектами). Задача интеллекта в том и за­ключается, чтобы дать человеку возможность нормаль­но жить в неустойчивом и полном опасностей мире, обеспечивая его адекватными социальными технологи­ями. "Инструментальная логика" познания, заканчива­ющаяся технологизированным решением, задается

адекватностью схватывания проблемы и правильнос­тью постановки целей, диктующих выбор средств-ин­струментов. Тезисы контекстуальности и функцио­нальности познания дополняются тезисом эксперимен­тальности (операциональности и технологичности). Познание — это "делание", умение решать проблемы, преобразовывать ситуации. Познать — значит не столь­ко выявить предпосылки возможного действия, сколько оценить возможные его последствия, характер порож­даемых принятым решением новых проблем. Одну вер­сию того, как это сделать, предложил Бриджмен, кон­ституировав тем самым операционализм как отдельное направление, другую Дьюи в своей модели пятиуров­невой процедуры. (Моррис "текстуализировал", а Мид "социализировал" эту проблематику, версии же Бридж-мена и Дьюи соотносимы между собой). Из этой про­цедуры выводится концепция истины Дьюи как оправ­данной утверждаемости, ставшей основополагающей для И. в целом. Таким образом, объект знания для И. есть созданный, экзистенциально произведенный объ­ект. В нем это положение не радикализируется до ут­верждения конструирования реальности знанием, но возможность такого "хода" в И. заложена, как и собст­венная трактовка соотношения концептов повседнев­ного уровня познания (анализ прагматизмом в целом здравого смысла) и конструктов научного знания, полу­чившая детальную разработку в феноменологической версии социологии знания.

В.Л. Абушенко





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 368 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2503 - | 2301 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.