Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ЖАБОТИНСКИЙ Зеев (Владимир) (1880—1940) — еврейский мыслитель, политик, журналист, писатель. Родился в Одессе




ЖАБОТИНСКИЙ Зеев (Владимир) (1880—1940) — еврейский мыслитель, политик, журналист, писатель. Родился в Одессе в зажиточной семье. М.Горький вос­торгался "поэтической силой" Ж., а другой русский пи­сатель — М.Осоргин — сетовал, что "национальные ев­рейские дела украли Жаботинского у русской литерату­ры". Ж. — один из отцов сионизма. Благодаря деятель­ности Ж. произошли глубокие изменения в националь­ном самосознании еврейского народа. Считал себя по­следователем Герцля, был сторонником прежде всего политического действия, считал укрепление еврейской военной силы лишь политическим средством для созда­ния еврейского государства. Ж. был убежден, что для достижения этой цели необходимо "извлечь еврея из гетто, а гетто изгнать из еврея". Начало сионистской де­ятельности Ж. в России связано с идеей самообороны. В канун Пасхи 1903 в Одессе распространились слухи о предстоящем еврейском погроме. Узнав об этом, Ж. по­слал письма наиболее известным деятелям города и предложил им организовать отряд самообороны. Не по­лучив их поддержки, он решил действовать самостоя­тельно. Вместе с несколькими молодыми людьми он со­бирал деньги и приобретал оружие. Печатал листовки с простым содержанием: два параграфа из уголовного ко­декса Российской империи, в которых говорилось, что тот, кто убивает в целях самообороны, свободен от нака­зания, и призыв к еврейской молодежи — "не подстав­лять шею под нож". В связи с началом Первой мировой войны Ж. сформулировал свое отношение к Оттоман­ской империи в книге "Турция и война", в которой дока­зывал, что "Великую Турцию" надо расчленить и раз­дать народам, населяющим ее. От этого, как он утверж­дал, выиграют и сами турки, освободившись от "груза народов", входящих в их империю. Ж. считал необходи­мым внедрение иврита в еврейскую диаспору. По его убеждению, заложить основу для строительства сиониз­ма можно только при условии, что иврит снова станет языком быта и языком культуры. Иврит, по мысли Ж., —

это "связь с прошлым и мост в будущее", "объединяю­щее начало в истории еврейского народа". Сначала кам­пания за распространение иврита в России, иницииро­ванная Ж., велась под лозунгом "две пятых", то есть две пятых предметов из программы еврейской школы долж­ны были преподаваться только на иврите. Потом Ж. по­требовал создать "образцовые" детские сады и школы, в которых преподавание велось бы только на иврите. Он хотел подготовить "резервный" отряд людей, говорящих на иврите, носителей мечты о Сионе в еврейской диа­споре, которые стали бы ядром сионистского движения. Одновременно Ж. организует издательство "Тургман" ("Переводчик"), которое выпускало на иврите лучшие произведения мировой литературы. Ж. возглавлял орга­низационный отдел по созданию еврейского универси­тета в Иерусалиме, который с 1928 стал классическим высшим учебным заведением, принимавшим на учебу выпускников средних школ. Концепция сионизма была у Ж. революционной в самой своей основе. Он искал "окончательное разрешение еврейской трагедии" и пол­ностью отрицал "сионизм забав" или "сионизм утеше­ния" (типа поисков "духовного центра" и других эфемер­ных и нереальных альтернатив). Из опыта юной жизни в России Ж. вынес предчувствие надвигающейся катаст­рофы холокоста. В 1898 в Берне (в возрасте до 18 лет) он произнес свою первую сионистскую речь, в которой предрек: "концом еврейского народа в рассеянии будет Варфоломеевская ночь, и единственное спасение — все­общая репатриация в Эрец-Исраэль". В предвоенные го­ды (как до прихода Гитлера к власти, так и после) Ж. ут­верждал, что "в самом ближайшем будущем несколько миллионов евреев должны покинуть свои земли в Вос­точной Европе и создать в Эрец-Исраэле еврейское го­сударство". В Польше он проповедывал тотальный ис­ход из диаспоры. Его кампания в этой стране, вызвав­шая резкое возмущение польского еврейства, проводи­лась под лозунгом: "Евреи, уничтожьте диаспору, или она уничтожит вас!" Его предостережения и призывы к

действию остались неуслышанными в это страшное для евреев время может быть потому, что им на протяжении сотен лет постоянно угрожала некая опасность. Поэто­му слово "уничтожение" стало обыденным, а само это понятие воспринималось не более, чем в аллегоричес­ком смысле, в то время как Ж. понимал его вполне кон­кретно, не переставая предупреждать о грозящей ката­строфе. Важным моментом в "большом сионизме" Ж. была идея о военном духе: "народ никогда не получает государство в виде подарка от других народов. Страна завоевывается оружием и родина возвращается оружи­ем". Подход Ж. к военному вопросу не был проявлени­ем болезненного пристрастия к милитаризму, а высту­пал как вполне строгий логический вывод. Мировоззре­ние Ж. основывалось на постулировании святости жиз­ни: "Бог свидетель, что мне противны войны и армия; они для меня лишь жестокая отвратительная необходи­мость, и ничего больше". Когда Ж. понял, что этой не­обходимости не избежать, он устами одного из своих литературных героев сказал молодежи: "Железо. Пусть копят железо. Пусть отдают за железо все, что у них есть: серебро и пшеницу, масло и вино, стада, жен и до­черей — все за железо. Ничего на свете дороже нет, чем железо". Уже в начале 20 в. Ж. определил свое отноше­ние к арабской проблеме. Ж. полагал, что заселение на землю предков может развиваться лишь с применением силы, независимо от местного населения, под защитой "железной стены, которую местное население не в си­лах пробить". При этом Ж. не исключал возможности достижения мирного соглашения с арабами, хотя он и не считал возможным только добровольное соглашение, пока у арабов гнездится хотя бы искра надежды, что им удастся навсегда избавиться от евреев. Ж. не испытывал ненависти к арабам. Его отношение к ним определялось их отношением к сионизму. Арабам в Эрец-Исраэле, считал Ж., следует проникнуться сознанием, что это страна должна быть еврейским государством и что ев­реи со всех концов света смогут создать здесь свою ро­дину. В этом случае арабам "в качестве национального меньшинства в Эрец-Исраэле гарантируется максимум тех прав, которые они требовали для себя и никогда не достигали в других государствах". Более того, согласно Ж., "универсальная справедливость требует, чтобы ко­чующий народ, преследуемый во всем мире, как мень­шинство, нашел наконец убежище на своей историчес­кой родине". "Есть только один путь к компромиссу, — считал Ж. — говорите арабам правду, и тогда вы увиди­те, что араб разумен, араб смышлен, араб порядочен, араб способен понять, что поскольку есть три, четыре или пять чисто арабских государств, то будет только справедливо, если Британия превратит Эрец-Исраэль в еврейское государство". Еще одним определяющим мо-

ментом "большого сионизма" Ж. было требование объе­динения ради создания Эрец-Исраэля всех сил еврейско­го народа. Эту идею он называл "монизмом" и искал мо­лодежь, "в храме которой будет царить одна вера и ника­кая другая. Ей будет достаточно этой одной, она будет гордиться ею и ценить выше других верований. Бог со­здал нацию; все, что помогает ее возрождению, — свято, все, что мешает, — греховно, каждый, кто мешает, — че­рен, черна его вера, черны его знамена". Ж. отрицал идею классовой борьбы, восстановив против себя сио­нистские рабочие партии, считавшие, что можно совме­стить оба идеала — социализм и сионизм — в борьбе за независимость евреев. Он настойчиво утверждал, что каждая забастовка вредит строящемуся еврейскому хо­зяйству и приносит ущерб народу в целом. Ж. отрицал обвинения в "фашизме и недемократичности" тем, что в духе талмудического изречения "Каждый еврей — сын царя" ставил личность в центр своей политической фи­лософии и идеологии: "В начале Бог создал личность, каждая личность — царь, равный другим, и этот другой — тоже царь. Пусть лучше личность согрешит перед обще­ством, чем общество согрешит перед личностью. Обще­ство создано для пользы личностей, а не наоборот, и бу­дущий конец — идея мессианских дней — это рай лич­ностей, блестящее царство анархии, борьба личных сил без законов и без границ. Общество не имеет другой за­дачи, как только помочь павшему, утешить его и поднять и дать ему возможность вернуться к той же борьбе". Ж. не отрицал значение рабочего класса в Эрец-Исраэле, но оспаривал его претензию на гегемонию, ведь средний класс, по его мнению, тоже внес свой труд и свою энер­гию в сионистское дело. Умер Ж. 4 августа 1940 в Нью-Йорке. Его похоронили на кладбище в штате Нью-Йорк. Место захоронения было выбрано в соответствии с заве­щанием Ж.: похоронить там, где настигнет смерть. Если на чужбине, то останки не следует перевозить в Эрец-Исраэль иначе, как по указанию еврейского правитель­ства этого государства, когда оно будет создано. Воля покойного была исполнена: в 1964 гроб Ж. и гроб его жены были погребены на горе Герцля в Иерусалиме.

К.И. Скуратович

ЖАН БУРИДАН (Buridan) (ок. 1300 — ок. 1358) — французский философ и логик, представитель номина­лизма (в варианте терминизма).

ЖАН БУРИДАН (Buridan) (ок. 1300 — ок. 1358) — французский философ и логик, представитель номина­лизма (в варианте терминизма). С 1328 — преподава­тель факультета искусств Парижского университета; профессор и ректор (два срока) этого же университета. Основные сочинения: "Руководство по логике" и ком­ментарии ("Вопросы") к космологическим и физичес­ким произведениям Аристотеля (многие изданы в 15— 17 вв.). Высказал ряд фундаментальных для европей­ской культуры естественнонаучных идей, предвосхища-

ющих основоположения новоевропейской научной па­радигмы; ввел понятие импульса (impetus), связав его с понятиями скорости и массы; сформулировал идею о том, что если телу придан импульс, то оно будет дви­гаться до тех пор, пока импульс превышает сопротивле­ние среды. В данном контексте сформулировал гипотезу о сохранении небесными телами импульса, исходно приданного им Богом в креационном акте, и, следова­тельно, о возможности описания их движения в форма­лизме земной механики, что не только предвосхищает открытия Галилея и Ньютона, но также задает в рамках средневековой схоластики ментальный вектор, семанти­чески изоморфный деизму, сформулированному три ве­ка спустя в контексте философии Просвещения. Однако апплицировав идею импульса на небесную механику, Ж.Б. эксплицитно фиксировал неправомерность непо­средственной ее аппликации на субъективную сферу, в частности — на сферу свободной воли, ибо последняя, по его мнению, не может быть артикулирована как сугу­бо логическая и, тем более, не может быть разрешена логическими средствами. (Редуцированная версия этой идеи воплощена в получившей широкое распростране­ние, но реально не принадлежащей Ж.Б. семантической фигуре так называемого "буриданова осла", умирающе­го голодной смертью между двумя идентичными охап­ками сена из-за отсутствия импульса выбора.) Идеи Ж.Б. были популяризированы его учеником Альбертом Саксонским (ум. в 1390; ректор Парижского и Венского университетов) и Марсилием Ингенским (ум. в 1396; ректор Гейдельбергского университета).

М.А. Можейко





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 338 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2754 - | 2314 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.