Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Прикладное искусство XI-XII вв.




Расцвет эмальерного искусства. Особенности византийской эмали. Реликварий Никифора Фоки (964-965 гг.) из Лимбурга-на-Лане. Оклады богослужебных книг. Императорские короны. Корона Константина Мономаха (1042-1050 гг.) и корона Святого Стефана (ок. 1070 г., обе в Будапеште). Сочетание эмали с драгоценными камнями в изделиях. Икона «Архангел Михаил» (кон.XI-нач.XII вв., Венеция, Сокровищница Сан Марко). Работа византийских мастеров по заказам из Западной Европы. «Пала д’Оро» - алтарный образ (976, 1102-1117 гг., Венеция, Сан Марко).

Резная кость. Ларцы, пиксиды. «Ларцы с розетками». Обращение к сценам из греческой мифологии в сочетании с ветхозаветными и евангельскими сюжетами. Ларец Вероли (кон. X в., Лондон, Музей Виктории и Альберта). Пластина «Коронация Константина VII» (кон. IX в., ГМИИ). «Коронация Романа II и Евдокии» (945 г., Лувр, кабинет медалей). Высокий уровень исполнения произведений. Портативные составные иконы. Употребление слоновой кости в столичных мастерских, кости домашних животных в провинции. После 1071 г. cлоновая кость становится редкостью из-за прерванной торговли с Востоком.

Резьба по камню. Стеатиты. Портативные иконки, образы святых, иногда с росписью и позолотой. Применение золота и серебра в окладах икон.

Развитие под воздействием византийской культуры самостоятельных художественных школ на Руси, в Сербии, Болгарии, Италии.

Тема 8. Памятники Италии XII в.

Центры византийского искусства на севере (Венеция) и юге страны (Сицилия). Собор Сан Марко в Венеции как вариант крестовокупольного храма. Наличие в его архитектуре элементов романского стиля, поздние дополнения на фасаде. Мозаики собора XII в. Монументальная живопись византийского круга на севере Италии. Мозаики собора в Торчелло (XII в.).

Памятники Сицилии. Влияние норманнской и византийской архитектуры в памятниках Палермо. Мозаики церкви Санта Мария дель Амиральо (Марторана) и Палатинской капеллы в Палермо. Преобладание в Италии храмов базиликального типа. Мозаики сицилийских храмов. Апсида собора в Чефалу (1131-1148 гг.). Мозаики собора Успения Богоматери в Монреале (1174-1189 гг.).

 

Раздел IV. Искусство Византии XIII-XV вв.

Захват и разрушение Константинополя крестоносцами в 1204 г. Освобождение столицы в 1261 г. Образование латинской империи после IV крестового похода (1204-1261 гг.) «Никейское изгнание». Византия в XIV-XV вв. Палеологовский период -1261-1453 гг. Борьба против турок. Взятие Константинополя турками в 1453 г. и конец Византийской империи.

Сложность византийской культуры XIII-XIV вв. Зарождение гуманистических идей, усиление светского начала, интерес к античному наследию. Исихазм.

Тема 9. Архитектура и монументальная живопись.

Архитектура.

Усложнение плана крестовокупольного храма, богатство наружного декора. Храмы Константинополя. Семейная усыпальница Палеологов – южная церковь Иоанна Крестителя в монастыре Липса (1282 г.). Церковь Богоматери Паммакаристос (Фетхие-Джами, 1292-1294 гг.). Монастырь Хора (Кахрие-Джами, XIV в.).

Пятиглавая церковь Святых Апостолов в Салониках (Сууксу-Джами, 1312-1315 гг.).

Комплекс монастырских зданий в Мистре на Пелопоннесе (XIII-XIV вв.) – варианты крестовокупольных зданий. Церковь Святого Димитрия (1291-1292, 1312 гг.). Церкви Богоматери и Святой Софии монастыря Перивлептос. Церковь Святых Феодоров (1295 г.) и церковь Богоматери Одигитрии (Афендико, 1311-1312 гг.) монастыря Бронтохион. Храм Богоматери монастыря Пантанасса (1428 г.). Светские постройки Мистры – Дворец деспотов (XII-XV вв.).

Монументальная живопись.

Возрастающее значение фресковой живописи, вытесняющей мозаику. Обновление тематики росписей, свобода живописных приемов, усложнение красочной гаммы в конце XIII-нач. XIV вв. Мозаики Святой Софии Константинополя – «Деисус» (1261 г.). Мозаики Кахрие-Джами (1303-1320 гг.). Новизна композиций, появление элементов пейзажей, архитектурные фоны, свобода и живость в изображении фигур. Фрески пареклесия церкви (1320-1321 гг.). Мозаики Фетхие-Джами (1304-1308 гг.). Мозаики церкви Святых Апостолов в Салониках (1312-1315 гг.).

Эволюция византийской живописи 2-й пол. XIV - 1-й пол. XV вв. Отход от живописности и усиление графического начала. Фрески Мистры: собора Святого Димитрия; церквей Святых Феодоров и Афендико монастыря Бронтохион; церкви Богоматери монастыря Перивлептос (1310-1350 гг.); церкви Богоматери монастыря Пантанасса (1428-1445 гг.).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 438 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2430 - | 2229 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.