Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘илософские взгл€ды Ѕ. —пинозы




Ќовое решение проблем, выдвинутых ƒекартом, дал голландский философ-материалист Ѕ. —пиноза (1632Ч1677). ѕо оценке √егел€, он сн€л дуализм, имеющийс€ в философии ƒекарта. √лавное сочинение Ѕ. —пинозы Ч ЂЁтикаї. Ќазвание отражает этическую направленность книги. ќсновна€ цель сочинени€Ч помочь человеку выработать линию индивидуального поведени€, открыть путь к свободной жизни. Ёту задачу —пиноза стремилс€ решить философски обоснованным путем.

¬ отличие от ƒекарта —пиноза разработал монистическое учение. ≈сть одна субстанци€. ќн определ€ет ее как то, что существует само в себе и представл€етс€ само через себ€. ќна в самой себе содержит необходимость существовани€. Ђ—уществование субстанции и ее сущность Ч это одно и тожеї. —пиноза различает сущность и существование. —ущность Ч это характеристика вещи, то, без чего вещь перестает быть тем же самым. —уществование Ч это есть она или нет. ¬се отдельные конечные вещи характеризуютс€ расхождением между сущностью и существованием. ќ каждой отдельной вещи можно сказать, что ее бытие случайно; в своем существовании она всецело детерминирована извне. —убстанци€ в отличие от конечных вещей содержит в себе существование, т. е. ей свойственно существовать. »з того, что сущностью субстанции €вл€етс€ существование, —пиноза заключает о многих ее свойствах. ¬ отличие от отдельных вещей, она ничем не производитс€, она не сотворена, существует в силу самой себ€, а не в силу другого какого-нибудь существа, она вечна, бесконечна, одна, в отличие от множественности конкретных вещей. ¬ ней нет целей, она действует только по необходимости, т. е. в соответствии с объективными закономерност€ми.  аждое из этих положений доказываетс€ в теоремах. —убстанцию —пиноза называл богом или природой; природа отождествл€етс€ с богом в том смысле, что €вл€етс€ абсолютно самосто€тельной и ничем не обусловленной, не сотворенной и вечной. ѕрирода должна быть объ€снена из себ€ самой. ѕон€тие Ђсубстанци€ї у —пинозы выступает как выражающее бытие вне нас существующей природы. ƒл€ бога в обычном смысле этого слова в системе —пинозы не остаетс€ места. ≈сли ƒекарт объ€сн€ет существование материи актом божественного творчества, —пиноза утверждает, что природа не нуждаетс€ в первоначальной причине. Ёто материализм.

 ажда€ вещь как единичное про€вление, частичка субстанции (ее модус) также имеет два атрибута: прот€жение и мышление. ѕод атрибутом прот€жени€ мы видим вещь как тело, со стороны мышлени€ она выступает как иде€ этой вещи, ее духовна€ сторона, душа вещи.

“ак —пиноза разрешил дуализм ƒекарта. ¬ отличие от ƒекарта человеческое мышление он считал естественным свойством, про€влением мышлени€ как атрибута всей субстанции. ѕрот€женность и мышление не воздействуют друг на друга (как у ƒекарта), а соответствуют друг другу и в этом соответствии неотделимы друг от друга и от субстанции.

—истема —пинозы Ч материалистический монизм. —убстанци€ прот€женна€, и она же может мыслить. Ќет особой духовной субстанции. ќднако проблему соотношени€ материи и мышлени€ —пиноза не мог разрешить до конца. ≈динство материи и мышлени€ мыслитс€ вечным. ¬ св€зи с этим возникают трудности с ответом на р€д вопросов: вс€кое ли про€вление субстанции имеет душу, какова функци€ (необходимость) психики и др.

Ќа основе учени€ о субстанции —пиноза решает проблемы познани€ и аффектов. –азличаютс€ четыре способа приобретени€ познани€: понаслышке либо па какому-нибудь другому произвольному признаку; от беспор€дочного случайного опыта; путем заключени€ от общего положени€ к частному случаю, по следствию Ч о причине и т. п.; непосредственное воспри€тие сущности вещи через познание ее ближайшей причины.

ѕервые два способа образуют познание.первого рода. Ёто мнение и воображение; существуют в форме образа. Ёто смутное искаженное познание: во всех этих случа€х душа воспринимает внешние тела через состо€ни€ собственного тела, так что в образах смешано то, что идет от вещей, и то. что Ч от своего тела. ѕродуктом познани€ первого рода €вл€ютс€ также абстрактные, т. е. неполные, пон€ти€ отдельных вещей (например, пон€тие человека, лошади, собаки и т. п.). ѕознание второго рода Ч разум дает общие идеи о существенных свойствах вещей. ќни составл€ют основание дл€ наук. »х недостатком €вл€етс€ отрыв от конкретных индивидуальных особенностей объектов, которые они обозначают. ѕознание третьего рода Ч интуитивное познание. ƒает знание сущности вещейї при котором существенное и индивидуальное выступают в их подлинном единстве в форме конкретных идей. “ак —пиноза намечает движение познани€ от абстрактного к конкретному, развитое позже в диалектическом материализме.

¬з€тые под атрибутом прот€жени€ аффекты Ч это состо€ни€ тела, в которых вследствие воздействи€ других тел преувеличиваетс€ или преуменьшаетс€ действительна€ возможность этого тела существовать и действовать. –ассматриваемые под атрибутом мышлени€ аффекты Ч это ложна€, внушенна€ окружающими вещами иде€, в которой утверждаетс€ больша€ или меньша€ї чем на самом деле, способность тела существовать и действовать.

—пиноза выдел€ет три основных аффекта: желаниеї удовольствие, неудовольствие. ≈сть аффекты, принос€щие пользу,Ч удовольствие, веселость и т. п.Ч они увеличивают способности тела. ≈сть аффекты, принос€щие вред,Ч сострадание, ненависть и т. п.Ч они угнетают человека. Ќо независимо от этого различи€ все аффекты ввод€т человека в заблуждение и став€т его в зависимость от вещей. Ђ„еловеческое бессилие в укрощении и ограничении аффектов € называю рабством. »бо человек, подверженный аффектам, уже не владеет сам собой, но находитс€ в руках фортуны, и притом в такой степени, что он, хот€ и видит перед собой лучшее, однако принужден следовать худшемуї

“ак как аффекты преп€тствуют жизни согласно разуму, от них необходимо освобождатьс€, как необходимо освобождатьс€ от вс€кого рабства. ѕоскольку невозможно приспособить к себе внешние нам вещи Ч все они не завис€т от нас, только познание определ€ет наше могущество. — его помощью раскрываетс€ истинна€ природа вещей. Ќо одного познани€ недостаточно. »з укрощени€ аффектов, замечает —пиноза, не возникает блаженства. ѕри познании высшего рода, т. е. второго и третьего рода, возникает новый особый аффект Ч высшее удовлетворение Ч блаженство, интеллектуальна€ любовь к миру. ¬озникновение этого аффекта и составл€ет условие обуздани€ страстей. “ак утверждаетс€ мысль о необходимости единства аффекта и интеллекта.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 420 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќеосмысленна€ жизнь не стоит того, чтобы жить. © —ократ
==> читать все изречени€...

519 - | 456 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.