I - период перехода от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботы о людях с отклонениями в развитии
Отношение к людям, имеющим различные отклонения в развитии, несет на себе печать длительной истории эгоизма и себялюбия общества, особенно явно проявлявшихся в годы инфантицида (период с IX-VIIIв.в. до н.э. до конца XII в. н.э., когда были в обычае массовые детоубийства). Основаниями для такого определения исторического периода являются: Закон Ликурга (Спарта), рекомендующий умерщвлять детей с физическими отклонениями (нижняя граница данного периода) и открытие первого приюта для взрослых слепых в Боварии (1198г.) (верхняя граница периода).
В античном мире отношение к лицам с отклонениями в развитии не всегда было столь агрессивным и нетерпимым, как в Спарте. Но даже если ребёнок не уничтожался, если близкие могли о нём заботиться, все равно эти лица не считались полноценными гражданами и соответствующими правами не наделялись. Вопрос об общественной заботе о них не ставился. В лучшем случае отношение общества и государства было безразличным. Постепенно из общей группы инвалидов выделились слепые, и по отношению к ним, в определённых случаях, проявлялось некоторое милосердие.
Н.Н.Малофеев отмечает, что с возникновением христианства появляются единичные факты милосердного отношения к людям с отклонениями в развитии, но одновременно растет и число религиозных предубеждений и суеверных опасений в обществе.
Человек с недостатком в функции какого-либо органа (например, глухой или слепой), страдающий умственным недоразвитием, имеющий физические уродства, издавна привлекал к себе не только праздное любопытство обывателей, но и научный и человеческий интерес служителей церкви, анатомов, философов, педагогов и писателей.
В известном романе В.Гюго «Человек, который смеется» описаны весь трагизм и одиночество человека, непохожего на других. О состоянии человека, вид которого вызывает у толпы зевак малодостойные чувства, В. Гюго говорит: «Быть смешным по внешнему виду, когда душа переживает трагедию, что может быть унизительнее таких мучений, что может вызвать в человеке большую ярость?»
Как отмечалось, условным рубежом рассматриваемого периода является открытие боварским монахом приюта для слепых. Сам он тоже был ослепшим.
II - период перехода к осознанию возможности обучения части детей с отклонениями в развитии
Приюты, аналогичные Боварскому, впоследствии открывались и в других государствах. Например, известно, что в Париже во второй половине XI века количество слепых было столь значительно, что они фактически создали общину. Сочувствующий их положению Людовик IX построил для них особое здание, где были размещены около 300 слепых. Первоначально приют содержался за счет королевского бюджета, но т.к. средств было недостаточно, призреваемые получили привилегию нищенствовать. Приют опекался не только королевским двором, но и церковью. Одно из названий этого приюта - хоспис. В рассматриваемый период постепенно происходило становление не только церковного, но и светского призрения. Одним из фактов развития призренческой помощи является открытие психиатрических лечебниц.
В XIII веке в Италии была открыта первая психиатрическая лечебница. Режим в лечебнице - жестокий. Применялись жестокие наказания, помощь оказывалась на низком уровне. Это было шагом к будущей организации современных лечебниц.
В начале рассматриваемого периода отмечались ростки терпимости к лицам с отклонениями в развитии. Для европейцев становятся доступны мусульманская и иудейская философия и медицина. Люди приучаются к терпимому восприятию лиц, которые выглядят иначе.
В то же время необходимо отметить такое явление как инквизиция - часто ей подвергались и люди с отклонениями в развитии (душевнобольные). Данный период охватывает и известную всем Эпоху Возрождения. Деятелей Эпохи Возрождения не случайно называли гуманистами, т.к. в центре их внимания находится человек. Отдельные представители (в т.ч. Эразм Ротердамский и др.) задумывались над факторами, которые влияют на формирование человека и утверждали, что исторически его формирует не только природа, но и воспитание. В Эпоху Возрождения возрос научный интерес к изучению человека, в том числе и лиц с отклонениями в развитии. Поэтому не случайно, что уже в XVI веке осуществлялись первые попытки индивидуального обучения лиц с отклонениями в развитии. В конце XVI в. появился первый документально подтвержденный успех индивидуального обучения глухонемых (испанский специалист Понсе обучал детей из аристократических семей). В XVII веке появилась первая книга по сурдопедагогике. Сведения о возможностях индивидуального обучения постепенно накапливались и приводили к выводу о потенциальных возможностях лиц с сенсорными нарушениями. Возникла идея создания специальных школ: первые из них появились в Париже в 1770 году - для глухонемых; в 1784 - для слепых. (Дидро "Письма о слепых в назидание зрячим ").
В конце XVIII и в начале XIX века среди врачей, педагогов, общественных деятелей складывается убеждение, что слабоумные нуждаются в специальных учреждениях, где за ними был бы обеспечен уход.
Возможность обучения слабоумных вызывала большие сомнения. Врачи и педагоги даже не пытались обучать слабоумных, так как считали это бесполезным.
Не убедили общественность и высказывания известного швейцарского педагога Песталоцци (1746—1827), отражавшего в педагогике идеи французской буржуазной революции о необходимости воспитывать и обучать «тупоумных». Песталоцци имел в виду не глубоко отсталых, а детей с более легкими формами отсталости; для них он рекомендовал открывать специальные воспитательные дома. Песталоцци называл и некоторые педагогические принципы работы с «тупоумными»: посильность обучения, использование дидактических материалов, сочетание умственного и физического воспитания, соединение обучения с производительным трудом. Идеи Песталоцци не нашли поддержки со стороны его современников. Для их реализации еще не были подготовлены экономические и социальные условия. Необходимость во всеобщем начальном обучении была обусловлена бурным ростом промышленности и возникла в середине XIX века.
Несмотря на укоренившийся в общественных взглядах скептицизм в отношении возможности и целесообразности заниматься воспитанием и обучением слабоумных среди врачей, а затем и педагогов, появлялись отдельные энтузиасты, которые вопреки скептическому отношению к их деятельности все же делали попытки заниматься призрением, воспитанием и обучением слабоумных детей.
Многие историографы лечебной педагогики утверждают, что впервые возможность воспитывать и обучать слабоумных практически была доказана знаменитым французским психиатром Жаном Итаром (1775—1838)—главным врачом Национального института глухонемых в Париже.
Побудившие к тому обстоятельства носили случайный характер. В "1799 году в лесах Авейрона на юго-востоке Франции охотники нашли совершенно одичавшего мальчика в возрасте 11 — 12 лет, который был мало похож на человеческое существо. Все его поведение свидетельствовало о том, что дикий образ жизни стал для него привычным.
Он находился в непрерывном движении, кусался, царапался.
'Мальчик был доставлен в Париж, где к нему был проявлен всеобщий интерес. Предполагалось, что он является человеком, выросшим вне цивилизации. Этот мальчик должен был разрешить многовековый спор: какое влияние оказывает цивилизация на человека? Некоторые философы и педагоги утверждали, что ребенок от рождения получает все идеальные человеческие качества вплоть до идей и нравственных понятий, в процессе же воспитания под воздействием пороков цивилизации человеческая личность уродуется. И вот наблюдения за одичавшим мальчиков («дитя природы»), которому дали имя Виктор (его еще называли авейронским дикарем), должны были пролить свет на проблему о влиянии природы и цивилизации на человеческую личность.
Мальчиком заинтересовалась Французская академия наук.Знаменитый французский психиатр Пинель, обследовавший Виктора, признал, что он неизлечимый идиот, который не подлежит воспитанию. Все органы чувств мальчика были абсолютно не развиты, движения носили некоординированный и хаотичный характер. Он обладал одной лишь способностью — хватанием. У него не было обнаружено никаких проявлений умственных способностей. Французская академия поручила заняться мальчиком врачу Национального института глухонемых Итару. Тот с большим энтузиазмом приступил к воспитанию Виктора, полагая, что он имеет дело отнюдь не с идиотом, как утверждал Пинель, а с одичавшим человеком.
Итар, разделяя взгляды сенсуалистов, признававших, что основой всей психической деятельности человека являются его чувства, решил использовать в процессе воспитания Виктора методы, основанные на развитии чувств (физиологическое обучение). Этот метод раньше применялся первым учителем глухонемых во Франции Я. Перейра (1715—1780).
Итар понимал свою задачу несколько упрощенно. Он начал обучение с развития у мальчика одного органа, полагая, что одновременная работа над развитием нескольких органов чувств не даст эффекта.
Развивая орган слуха, Итар выключал зрение, завязывая воспитаннику глаза, развивая органы зрения, закрывал уши мальчика и т. д. В процессе развития органов чувств он использовал систему тренировочных упражнений. Одновременно Йтар воспитывал у мальчика социальные качества. Вначале он создавал ему обстановку, близкую той, в которой мальчик находился раньше. Затем постепенно эта обстановка прибилижалась к той, в которой обычно живут люди.
Итар воспитывал у Виктора человеческие потребности, привязанности, стремление к комфорту, разборчивость в пище, чистоплотность. Много внимания он уделял воспитанию речи. В этом плане Итару удалось добиться многого. Виктор стал различать температуру воды, мог фиксировать взгляд на предметах, стал разборчив в пище, очень привязался к няне, соблюдал элементарные гигиенические требования, испытывал страх перед опасностью, научился складывать из букв отдельные слова и пр.
Итар убедился в том, что Пинель справедливо считал Виктора идиотом. В то же время вопреки пессимистическим взглядам Пинеля Итар, как уже говорилось, достиг результатов, вполне оправдавших его тяжелый труд. Итар не сделал Виктора нормальным человеком. Однако он убедил окружающих в том, что даже самые глубокие идиоты небезнадежны и способны к совершенствованию. Определил Итар и тот путь, которым, по его мнению, нужно следовать при воспитании идиотов,— развитие с помощью тренировочных упражнений органов чувств и моторики. Опыт Итара был положен в основу всех систем воспитания и обучения слабоумных, которые создавались в первой половине XIX века.
Итар воодушевил других врачей продолжить его опыт по воспитанию слабоумных.
В 1828 году французские врачи Феррю и Лере открыли отделение для идиотов при психиатрической лечебнице в Биссетре. В 1831 году такое же отделение открыл врач Фальре при больнице в Сальпетриере.
В 1833 году доктор Ф. Вуазен основал самостоятельное учреждение для слабоумных в Париже — Ортофренический институт.
В 1841 году Сеген открывает в Париже частную школу для идиотов.
В том же году в горах Швейцарии доктор Гуггенбюль открывает учреждение для идиотов и эпилептиков.
В 1848 году открывается первое медицинское учреждение для слабоумных в США.
Таким образом было положено начало медицинскому направлению в развитии помощи слабоумным. Нет сомнения в том, что приоритет в этой форме обслуживания слабоумных принадлежит французским психиатрам, открывавшим отделения для
слабоумных при психиатрических больницах или же создававшим самостоятельные учреждения, в которых проводились лечебно-педагогические мероприятия по развитию физических сил, моторики и главным образом органов чувств. Из этого направления развилась так называемая лечебная педагогика.
Почти одновременно судьба слабоумных стала привлекать внимание пасторов и педагогов, которые положили начало филантропически-христианскому и педагогическому направлениям в развитии помощи слабоумным.
Инициатива в организации филантропически-христианской формы помощи слабоумным исходила главным образом от пасторов или же от лиц, решивших посвятить себя «богоугодному» делу, каким считалось оказание помощи слабоумным и другим аномальным лицам.
В своей деятельности эти люди руководствовались такими мотивами: «Все люди должны приобщаться к богу. Слабоумные живут, не зная слова божьего. Забота о слабоумных — выполнение христианского долга. Это благое дело зачтется на том свете».
Для слабоумных создавались приюты при монастырях, при различных религиозных организациях и монашеских орденах и частные благотворительные приюты.
Деятельность этих учреждений была направлена на воспитание набожности, благочестивости, аскетизма, чувства благодарности к своим благодетелям.
Начало этому филантропически-христианскому направлению помощи слабоумным было положено в Германии, когда пастор Гольдеванг открыл в 1835 году в городе Вильдеберге приют для слабоумных. В дальнейшем в Германии это направление представляли пасторы Пробст, Диссельхоф, Бартхольд, Зенгельманн и другие.
В Англии первый приют с благотворительными целями был открыт мисс Уайт в 1846 году в Лондоне.
Первыми педагогическими учреждениями для слабоумных были приюты и частные школы-пансионы.
Если учреждения первых двух направлений обслуживали преимущественно глубоко отсталых, то учреждения педагогические— главным образом детей с легкими формами отсталости.
В задачи этих учреждений входило дать воспитанникам общее образование, трудовую подготовку и таким образом оказать помощь обычной школе, освободив ее от детей, мешающих нормальной работе.