Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ирландская сага «Изгнание сыновей Уснеха».




Ноября. 6. Художественная проза. Портрет. Пейзаж.

Портрет в литературе.

Только ли о внешности героя можем мы судить по его литера­турному портрету? Конечно, нет. Изображая портрет героя, мы стремимся раскрыть его внутренний мир, показать свое отно­шение к герою, к его характеру и поступкам.

Портрет - одна из сторон художественного образа, который создаётся еще и с помощью описания действий, мыслей и настроений героя, диалогов действующих лиц, описания обстановки и т. д.

В древней литературе портретные характеристики персонажа отсутствовали, и он мог быть охарактеризован с помощью устойчивого эпитета, как у Гомера: Гера «волоокая», Гектор — «шлемоблещущий», Ахиллес — «быстроногий», даже когда не покидает своего шатра. Эос «розовоперстая».

 

Но мы всё равно можем представить себе героев Гомера, потому что мы видим их в действии и видим их глазами других героев.

«Илиада»:

Елена, похищенная троянским царевичем Парисом в Трое, ткёт. К ней явилась вестница богов Ирида в образе невестки Елены и позвала ее на городскую стену, посмотреть на битву первого мужа Менелая с Парисом.

 

Елена

Тонкою белою тканью покрылась она и поспешно,

Нежные слезы роняя, из комнаты вон устремилась.

Шла не одна она; следом за ней две служанки спешили,

Эфра, Питфеева дочь, с волоокой Клименой. Достигли

Вскорости все они места, где Скейские были ворота.

Там над воротами, в башне, с Приамом, Панфоем, Фиметом,

 

С Лампом и Клитием и Гикетаоном, ветвью Ареса,

Укалегон с Антенором сидели, разумные оба.

Все - многочтимые старцы из лучших старейшин народа.

Старость мешала в войне принимать им участье; но были

Красноречивы они и подобны цикадам, что, сидя

В ветках деревьев, приятнейшим голосом лес оглашают.

Вот каковые троянцев вожди восседали на башне.

Только увидели старцы идущую к башне Елену,

Начали между собою крылатою речью шептаться:

"Нет, невозможно никак осуждать ни троян, ни ахейцев,

Что за такую жену без конца они беды выносят!

Страшно похожа лицом на богинь она вечноживущих.

Но, какова б ни была, уплывала б домой поскорее,

Не оставалась бы с нами, - и нам на погибель, и детям!"

 

 

Портрета Елена здесь нет. Но мы понимаем, КАК она хороша. Старцы могли бы ненавидеть ее, Париса и осаждающих город - ведь из-за них погибают их сыновья, внуки, да может погибнуть весь город. Они и хотели бы, но НЕ МОГУТ осудить виновников войны – так прекрасна Елена.

 

Так говорили. Приам подозвал к себе громко Елену:

"Милая дочь, подойди-ка поближе и сядь предо мною!

Первого мужа увидишь, родных и друзей твоих близких.

Ты предо мной невиновна; одни только боги виновны;

Боги с войной на меня многослезной подняли ахейцев.

Сядь же сюда, назови мне огромного этого мужа, -

Что это там за ахеец, высокий такой и могучий?

Выше его головой меж ахейцами есть и другие,

Но никогда не видал я такого красивого мужа,

С видом почтенным таким. На царя он осанкой походит".

 

И отвечала Приаму Елена, богиня средь женщин:

"Свекор мой милый, внушаешь ты мне и почтенье, и ужас.

Лучше бы горькую смерть предпочла я в то время, как в Трою

С сыном твоим отправлялась, покинувши брачную спальню,

Малую дочку, и близких родных, и пленительных сверстниц.

Но не случилося так, и о том исхожу я слезами.

Это ж тебе я скажу, что спросил и узнать пожелал ты:

Там пред тобою пространнодержавный Атрид Агамемнон,

И копьеборец могучий, и доблестный царь вместе с этим.

Деверь он был мне, собаке! Да, был он мне деверь когда-то!"

 

Агамемнон, брат Менелая, тоже не портретирован. Высокий, могучий, красивый, почтенный, с царственной осанкой – так можно сказать о многих героях «Илиады». Но мы всё-таки представляем себе образ этого человека. Он объективно выдающийся, потому что его выделил в толпе не знакомый с ним Приам. А Елена выразила свое человеческое отношение к нему. Она помнит Агамемнона как близкого ей человека, и мы можем предположить, что Агамемнон в домашнем быту – добрый, внимательный, умеющий идти на сближение человек.

 

 

В Средневековой литературе портрет был еще более условен. Если о героине говорилось, что она красива, значит, у неё были золотые волосы и голубые глаза.

Ирландская сага «Изгнание сыновей Уснеха».

Отрывок

«Как произошло изгнание сыновей Уснеха?

Не трудно сказать.

Однажды собрались улады на попойку в доме Федельмида, сына Далла, рассказчика короля Конхобара. Жена Федельмида прислуживала собравшимся, а между тем она должна была вскоре родить. Рога с пивом и куски мяса так и ходили по рукам, и вскоре поднялся пьяный шум.

Наконец всем захотелось спать. Пошла и хозяйка к своей постели. Но в то время как она проходила по дому, дитя в ее чреве испустило крик такой громкий, что он был слышен по всему двору. Все мужчины повскакали с мест и наперебой кинулись на этот крик. Но Сенха, сын Айлиля, остановил их.

— Ни с места! — сказал он. — Пусть приведут к нам жену Федельмида, и пусть она объяснит нам, что означает этот крик.

Тогда Катбад произнес:

— В твоем чреве девочка вскрикнула





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 829 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2187 - | 2155 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.