Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


„есть как воплощение духовной силы геро€




 одекс двор€нской чести на страницах литературных произведений

»стори€ русской дуэли ’I’ века Ц это истори€ человеческих трагедий, высоких порывов и страстей. — дуэльной традицией св€зано пон€тие чести в двор€нском обществе того времени. —уществовал даже кодекс двор€нской чести. √отовность платить жизнью за неприкосновенность своего личного достоинства предполагала острое осознание этого достоинства. ј.—. ѕушкин,Ђневольник честиї, защища€ честь своей жены и свою честь, вызвал на дуэль ƒантеса, который сомнительным поведением мог опорочить им€ четы ѕушкиных. ѕоэт не мог жить Ђоклеветанный молвойї и положил конец бесчестию ценою собственной жизни. ћ.ё. Ћермонтов тоже пал жертвой бесчестных и злобных завистников. —реди дуэл€нтов были не редки бретеры Ц люди, щегол€вшие свой готовностью и способностью дратьс€ где бы то ни было и с кем бы то ни было. –иск у бретера носил показной характер, а убийство противника входило в его расчеты. Ёто была смесь позерства и жестокости.

“акие негативные варианты дуэли изображены в повести ј.—. ѕушкина Ђ¬ыстрелї. √ерой повести —ильвио, Ђпервый бу€н по армииї, ищет предлога дл€ драки, чтобы утвердить свое первенство в гусарском полку. ќн кичитс€ своим превосходством и удачливостью, демонстрирует презрение к смерти, ест черешни под дулом пистолета в угоду своему самолюбию. ≈го цель не убить, а доказать, что он сильный и может властвовать над людьми. ќн болен самовлюбленностью и эгоизмом. ќставив за собой выстрел, герой не стал убивать графа, а удовлетворилс€ тем, что заставил его трепетать. ¬опрос о чести, как понимает читатель, даже не стоит Ц храбрость геро€ вызывает также сомнение.

„асто дуэли возникали по малейшему поводу. »з-за необоснованной ревности Ћенский вызывает на дуэль своего друга ќнегина. ¬ романе ћ.ё. Ћермонтова Ђ√ерой нашего времениї ѕечорин убивает на дуэли √рушницкого, вступившись за честь оклеветанной дамы. “русость и малодушие √рушницкого нашли выражение в его бесчестном поведении по отношению к кн€жне ћери и к товарищу, которому он завидовал. ¬ драме ћ.ё. Ћермонтова Ђћаскарадї јрбенин, защища€ свою честь, убивает собственную жену, поверив в искусно сплетенную интригу. Ёгоист и злодей загубил невинную душу ради своих амбиций. Ѕолезненное самолюбие и ложное представление о чести сделали его игрушкой в руках недоброжелателей и толкнули на злодейство. «аслуживает внимани€ и дуэль ѕьера Ѕезухова с ƒолоховым в романе- эпопее Ћ.Ќ. “олстого Ђ¬ойна и мирї. ѕьер искренне довер€л старому другу, ввел в свой дом, помог с деньгами, а ƒолохов опозорил его им€. √ерой вступилс€ за свою честь. Ќо, понима€, что глупа€, Ђфальшива€ї Ёлен не заслуживает того, чтобы из-за неЄ произошло убийство, готов раска€тьс€ не из страха, а потому, что уверен в виновности жены.

Ћитературные герои эпохи ’I’ века вызывали обидчиков к барьеру и порой шли на отча€нные поступки, защища€ свою честь, ценой которой была сама жизнь.

„есть как воплощение духовной силы геро€

ƒл€ русской литературы характерен очень серьезный и пристальный взгл€д на пон€тие чести и бесчесть€. Ќо понимание чести геро€ми может быть различным. ѕример тому Ц Ђ апитанска€ дочкаї ј.—. ѕушкина. ѕетр јндреевич √ринев понимает честь как действие по совести. ќсновна€ составл€юща€ его чести Ц это долг по отношению к императрице, к –одине, к ќтечеству, и долг, который на него накладывает любовь к дочери капитана ћиронова. ј Ўвабрин? ќн тоже русский офицер. Ќо, нарушив воинскую прис€гу, перешел на сторону ѕугачева, предал –одину. ќн корыстен и труслив, циничен и равнодушен. ≈му неведомо благородство. —овсем иное понимание чести у ѕугачева. ќно держитс€ исключительно на уровне чувств, по большей части дружеских. »менно это узкое понимание чести позвол€ет ѕугачеву зверствовать в ограбленных завоеванных селени€х и крепост€х, не чувству€ при этом укоров совести, и в то же врем€ помогать √риневу спасать ћашу, помн€ его доброту в былые времена. Ђ то из моих людей смеет обижать сироту?ї. ¬ разговоре с ѕугачевым √ринев признаетс€ сам себе, что между малодушием, предательством и верной погибелью делает выбор, продиктованный совестью: Ђ„увство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческоюї. ≈го пр€модушие заставит ѕугачева искренне восхититьс€ и отпустить геро€ на все четыре стороны. ≈ще один пример пушкинского произведени€ Ц повесть Ђƒубровскийї. —тарший ƒубровский Ц потомственный двор€нин, честь которого исходит из его положени€ и истории рода, дл€ “роекурова Ц это богатство и власть. ” сына же ƒубровского, ¬ладимира, как и у √ринева, главный аспект мотива чести Ц это долг, в первую очередь, перед отцом, что заставл€ет его мстить  ириле ѕетровичу. ѕозднее долг перед отцом перерождаетс€ в долг по отношению к объекту его любви, дочери “роекурова.

„есть, честностьЕ —лучайно ли созвучие этих слов с Ђчистої, Ђчистотаї, Ђчтитьї? „естность, как чистота души, незап€тнанность репутации Ц один из аспектов рассматриваемого направлени€.

ЂЌо мне порукой ¬аша честь, и смело ей себ€ ввер€юї, Ц строки из письма “ать€ны Ћариной из романа ј.—. ѕушкина Ђ≈вгений ќнегинї, завершающие признание в любви, не просто выражают надежду юной девушки на пор€дочность и достоинство избранника. ¬ них звучит вера и в то, что честь самой героини не будет поругана. ƒл€ Ћариной пон€тие чести, нравственной чистоты Ц основа мировоспри€ти€. –уководству€сь своим представлением о долге, она остаетс€ верна мужу, отверга€ любовь ќнегина. ѕожертвовать любовью возможно, пожертвовать честью нет. √ерой лермонтовского Ђ√еро€ нашего времениї ѕечорин не типичный персонаж, а исключительный. ѕоэтому и честь ѕечорина Ц это честь друга€, исключительна€. ‘актически у ѕечорина нет чести в традиционном понимании этого слова. ѕроблески благородства и доброты, временами его осен€ющие, вызываютс€ ощущением исключительности собственного предназначени€. ѕечорин в некотором роде €вл€етс€ предтечей –аскольникова Ц геро€ романа ‘.ћ. ƒостоевского Ђѕреступление и наказаниеї, у которого тоже пон€тие чести очень личностно и своеобразно. ќно никак не совмещаетс€ с общественным пониманием чести, а иногда €вл€етс€ и сдерживающим фактором. –аскольников не признает законов общества и хочет жить лишь по собственным. ƒругое понимание чести у —видригайлова. «десь, наоборот, не честь рождает любовь, как у ѕушкина в Ђ апитанской дочкеї, а любовь возрождает утраченное ранее пон€тие чести. ¬ другом аспекте тема чести раскрываетс€ в романе ‘.ћ. ƒостоевского Ђ»диотї. Ќа примере образа Ќастасьи ‘илипповны автор показывает, как может быть поругана человеческа€ и женска€ честь. Ѕудучи от природы высоконравственным и чистым существом, героин€ стала презирать и ненавидеть себ€, хот€ во всем случившемс€ не было ее вины. ћожно сказать, что, потер€в свою честь, героин€ потер€ла свою жизнь.

√лубоко скорбит Ќ.¬.√оголь об искалеченной и погибающей душе человека, без чести и совести: Уї» до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! ћог так изменитьс€! » похоже это на правду? ¬се похоже на правду, все может статьс€ с человекомї (Ђћертвые душиї). » невозможно не вспомнить роман Ћ.Ќ.“олстого Ђ¬ойна и мир. Ѕолконские Ц старинный аристократический род. ќни по праву горд€тс€ своими заслугами перед ќтечеством. ¬ысокое пон€тие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый кн€зь передал по наследству и своему сыну кн€зю јндрею. ќба презирают выскочек и карьеристов вроде ƒрубецких,  урагиных, Ѕергов, дл€ которых не существует пон€ти€ чести. Ќе мыслит иного пути дл€ своего сына, кроме пути чести, Ќиколай јндреевич Ѕолконский. Ѕоль, которую принесет известие о смерти кн€з€ јндре€, он примет. Ќо весть о бесчестииЕ Ђћне будетЕ стыдно!ї «адумаемс€: стыд страшнее смерти. ƒл€ семьи Ѕолконских категори€ чести, нравственной чистоты основополагающа€. Ќе эта ли чистота делает взгл€д кн€жны ћарьи лучистым? ƒруга€ героин€ “олстого, живуща€ сердцем, искренн€€, пр€модушна€ Ќаташа –остова однажды оказываетс€ в шаге от бесчести€. ”влечение јнатолем  урагиным, подготовка побега. ѕочему эта истори€ дана через воспри€тие ѕьера? »менно он видит Ќаташу злой и жестокой, он же забирает у јнатол€ ее письма и заботитс€ о сохранении тайны постыдного поступка. ≈му довер€ет автор стать спасителем Ќаташи. ћожет быть потому, что ѕетр=  ириллович Ѕезухов сам имел несчастье столкнутьс€ с Ђподлой, бессердечной породойї и обрел силу в противосто€нии тому злу и разврату, что сеют вокруг себ€  урагины.

„есть и бесчестье показывает “олстой, рису€ образы двух полководцев Ц защитника ќтечества  утузова и захватчика Ќаполеона. ¬торгшийс€ враг не может быть честен. —уть его поступка Ц захват чужого, ему не принадлежащего, и убийство. Ќаполеон изображен в романе эгоистичным и самовлюбленным, надменным и самонаде€нным. ѕротивоположна Ќаполеону фигура  утузова. ќн изображен как вождь справедливой народной войны, как человек чести и высокой нравственности. ќтнюдь не любовью к –одине (у них просто нет этой любви!) руководствуютс€ Ѕорис ƒрубецкой и ƒолохов. ѕервый изучает Ђнеписаную субординациюї, чтобы сделать карьеру, второй стараетс€ отличитьс€, чтобы вернуть себе офицерское звание, затем получать награды и чины. ¬оенный чиновник Ѕерг в оставленной жител€ми ћоскве скупает по дешевке вещи. ¬ойна, как показывает это “олстой, сурово провер€ет человека.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 600 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќе будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаютс€ великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Ќикола “есла
==> читать все изречени€...

749 - | 590 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.