Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»мпульс к исследованию отношений между фактами 6 страница




 итайска€ провинци€ √уандун с главным городом √уанчжоу (европейское наименование Ц  антон) до IVЦVI вв. была заселена племенами юэ индонезийского (австранезийского) происхождени€, принадлежащими к южномонголоидному расовому типу, промежуточному между монголоидами и австралоидами; китайцы относ€тс€ к тихоокеанскому монголоидному типу.

 

[161]

 

Ўотландцы Ц кельты дел€тс€ на две этнические группы: низинных (лоулендеров) и горных (хайлендеров, гэлов). Ћоулендеры сильно ассимилированы англичанами. ’айлендеры, совершавшие набеги на созданное еще в IX в. Ўотландское королевство, сохран€ли родо‑племенную организацию до XVIII в., когда началось активное включение √орной Ўотландии в британскую экономическую, социальную и культурную структуры. ¬ насто€щее врем€ гэлов не более 90 тыс.

 

[172]

 

—оотношение рас и цивилизаций в табл. 3, а также описание рас не соответствуют современному состо€нию науки. ѕод белой расой здесь понимаютс€ европеоиды (полинезийцы, правда, относ€тс€ к южномонголоидной переходной расе): под желтой Ц азиатские монголоиды; под черной Ц и негроиды, и австралоиды; под красной Ц индейцы, относ€щиес€ к американоидному типу монголоидной расы; к числу Ђкоричневыхї отнесены представители и индо‑памирской малой расы большой европеоидной расы, и южноиндийской, или дравидийской, переходной между европеоидной и австралоидной.

 

[173]

 

ƒеление на греков и варваров, из коих первые по природе свободные, а вторые Ц рабы, было достаточно укоренено в эллинском мировоспри€тии.

 

[174]

 

ƒревнейшее из известных поселений городского типа Ц »ерихон Ц находитс€ как раз в долине »ордана. “ам же в кон. III Ц нач. II тыс. до н.э. возник целый р€д городов‑государств, не объединившихс€, правда, в единую монархию, как это произошло в ≈гипте и ћесопотамии.

 

[175]

 

¬ бассейне –ио‑√ранде и, возможно,  олорадо в XIIIЦXV вв., по всей видимости независимо от иных цивилизаций, возникла т.н. культура пуэбло (от исп. pueblo Ц Ђселениеї) индейских оседлых земледельческих племен, у части которых в долине –ио‑√ранде была распространена ирригаци€; самосто€тельное развитие этой протогородской культуры было прервано европейским завоеванием.

 

[176]

 

—уществование в «ападном —редиземноморье цивилизации Ђдочернейї по отношению к минойской весьма гипотетично. ƒостоверно нахождение на —ицилии и расположенных к северу от нее Ћипарских островах критской керамики сер. II тыс. до н.э., но это может быть результатом торговых св€зей. —реди Ђнародов мор€ї, скорее всего, находились сикулы (сикелы), будущие обитатели —ицилии, но их принадлежность, не то что к грекам (сикулы считались близкими к латинам), но и вообще к индоевропейцам стала последнее врем€ подвергатьс€ сомнению.

 

[177]

 

–€д исследователей подвергает сомнению саму возможность зарождени€ (но не существовани€ возникшей в другом месте) цивилизации в тропических лесах. ћожно считать доказанным, что прародина ƒревнего царства май€ лежит не в тропической сельве —еверной √ватемалы и близлежащих районов ћексики и Ѕелиза.  ультуру этого царства либо св€зывают с загадочным народом ольмеков, живших на берегу ћексиканского залива, либо полагают основными ее носител€ми выходцев из √орной √ватемалы, подвергшихс€ ольмекскому вли€нию.

 

[178]

 

ѕреступна€ страсть ‘едры, жены афинского цар€ “есе€, к пасынку »пполиту была внушена јфродитой, мстившей славному охотнику »пполиту за то, что он презирал любовь и почитал более всего покровительницу охоты, богиню‑девственницу јртемиду.

 

[179]

 

ј. “ойнби соедин€ет здесь самые разнообразные мифы и литературные произведени€, но считать их отражением мотива столкновени€ ƒевы и ќтца ее „ада можно лишь весьма относительно (особенно сюжет Ѕлаговещени€). ƒаже в горестной судьбе √ретхен и ее ребенка вина ‘ауста косвенна€, хот€ от этого не менее значительна€; «евс испепел€ет —емелу, но делает это, обманутый ревнивой √ерой; несчасть€, обрушившиес€ на ƒанаю, родившую ѕерсе€ от «евса, обернувшегос€ золотым дождем, объ€сн€ютс€ преследовани€ми ее отца, аргосского цар€ јкриси€, которому было предсказано, что он умрет от руки сына ƒанаи; похищенна€ «евсом в образе быка прекрасна€ ≈вропа в дальнейшем спокойно живет в качестве супруги критского цар€ јстери€, усыновившего ее троих детей от «евса Ц в т. ч. знаменитого ћиноса; поэтична€ сказка об јмуре (лат.  упидон) и ѕсихее вообще не миф, а литературное произведение, до јпуле€ нигде не зафиксированное, хот€ и опирающеес€ на фольклорные сюжеты, Ц в этой сказке јмур никак не преследует ѕсихею и ничего не говоритс€ о наличии у них детей.

 

[180]

 

√ипотеза английского астронома ƒж. X. ƒжинса имеет сегодн€ мало сторонников. ”старела и приводима€ астрономическа€ терминологи€: малыми планетами называютс€ ныне тела —олнечной системы с диаметром от 1 до 1000 км, остальные планеты Ц большие, хот€ иногда выдел€етс€ группа планет‑гигантов Ц ёпитер. —атурн, ”ран. Ќептун, термина Ђсредние планетыї теперь не существует.

 

[181]

 

Ѕоговоплощение есть, по раннехристианским воззрени€м, не столько объект, сколько кульминаци€ спора между Ѕогом и ƒь€волом, тот момент, когда пол€ризаци€ ƒобра и «ла в мире достигает предела. ћежду –ождеством и ¬торым пришествием ƒь€вол Ђосужденї (»о. 16, II) и может оставатьс€ лишь Ђкн€зем мира сегої (»о. 12. 31).

 

[182]

 

—ветлый бог скандинавской мифологии Ѕальдр получает во сне предсказание о своей гибели. ≈го мать берет кл€тву со всех вещей и существ, что они не причин€т вреда Ѕальдру, забыв лишь омелу.  огда боги развлекаютс€, стрел€€ в неу€звимого Ѕальдра, злокозненный бог Ћоки, выведав тайну омелы, подсовывает прут из нее слепому богу ’Єду. и тот убивает Ѕальдра.

 

[183]

 

»меетс€ в виду Ђѕоэма о старом мор€кеї —. “.  ольриджа (1772‑1834).

 

[184]

 

—м.: Ђ‘аустї. часть 1, Ђ–абоча€ комната ‘ауста (1)ї.

 

[185]

 

–агнарЄк (др.‑исл. ragnarok Ц Ђсудьба боговї) Ц в древнескандинавской мифологии гибель богов и всего мира в пламени, следующа€ за последней битвой богов и хтонических чудовищ. «а концом мира следует его возрождение: воцар€ютс€ выжившие боги младшего поколени€, воскресают и примир€ютс€ Ѕальдр и ’Єд, единственна€ сохранивша€с€ человеческа€ пара даст жизнь новому, лучшему поколению людей. ѕеред последним сражением ќдин едет к источнику мудрости, чтобы спросить совета у хоз€ина источника ћимира (по другой версии, он совещаетс€ с хран€щейс€ у него отрезанной головой ћимира). ¬ скандинавском тексте содержание просьбы не конкретизировано: также нет сведений о том, что ¬селенна€ представл€етс€ ќдину всеобщим отцом: наоборот, он сам отец богов и людей.

 

[186]

 

¬ Ђћладшей Ёддеї говоритс€, что ќдин пришел к источнику мудрости, но смог напитьс€ из него, только отдав в залог ћимиру свой глаз.

 

[187]

 

¬ Ђ‘аустеї (часть II, Ђ√орное ущелье, лес, скалы, пустын€ї) она зоветс€ Mater gloriosa (Ѕогоматерь во славе).

 

[188]

 

»меетс€ в виду р. Ћуни, не доход€ща€ ныне до »нда и тер€юща€с€ среди песков.

 

[189]

 

ѕереходным к цивилизации €вл€етс€ не палеолит (древнекаменный век) Ц эпоха охотничье‑собирательского хоз€йства, Ц а неолит (новокаменный век)‑период, когда зарождаютс€ земледелие и скотоводство, возникает гончарное производство, начинаетс€ социальное расслоение, изобретаетс€ протописьменность.

 

[190]

 

—еннаар Ц библейское (Ѕыт. 2. II) название —реднего ћеждуречь€.

 

[191]

 

ћиф о борьбе ћардука и “иамат, насколько можно судить, аккадского происхождени€. ѕо дошедшей до нас версии (примерно ’ в. до н.э.), владыка водной стихии, олицетворение первобытного хаоса, чудовище женского пола “иамат стремитс€ уничтожить богов. ¬се они в страхе, и лишь ћардук соглашаетс€ сразитьс€ с ней, требу€ взамен верховенства над богами. ”бив “иамат и расправившись с ее свитой, он рассекает се тело и из нижней части делает землю, а из верхней Ц небо, запира€ его на засов, дабы вода не пролилась на землю.

 

[192]

 

¬ 20‑30‑е годы XX в. археологи неоднократно обнаруживали при раскопках шумерских городищ следы ила, свидетельствующие о мощном наводнении. Ѕыло выдвинуто предположение об особо сильном разливе вод в IV тыс. до н.э., послужившем основой дл€ легенды о потопе. Ќыне ученые склон€ютс€ к тому, что подобных событий было несколько на прот€жении более тыс€чи лет, но они спрессовались в сознании в одно.

 

[193]

 

ѕо шумерскому мифу, мудрый правитель г. Ўуруппака «иусудра узнал от бога Ёнки о потопе и построил ковчег, в котором пережил потоп. ѕосле этого, как спаситель Ђсемени человеческогої, он получает вечную жизнь на острове блаженных. «иусудра и значит Ђнашедший жизнь долгих днейї. ¬ вавилонском эпосе он получил им€ ”тнапишти (или ”т‑напиштим), что значит Ђнашедший дыхание (т. е. жизнь)ї.

 

[194]

 

ѕеречисл€ютс€ хребты и вершины ћалоазийского и Ѕалканского полуостровов и острова, €вл€ющиес€ как бы продолжением этих горных цепей по дну Ёгейского мор€.

 

[195]

 

јнтропологические данные, на которые опираетс€ ј. “ойнби. неточны, а хронологические выводы не очень достоверны. ƒревнейшие жители и  рита. и материковой √реции принадлежали к средиземноморскому долихокефальному типу. и нет оснований считать их выходцами из —еверной јфрики.  ультура их была ниже, чем в ѕередней јзии. ЂЌордическиеї первопоселенцы  рита, выходцы из евразийских степей (сказанное в примечании, кстати, противоречит основному тексту), на острове не обнаружены; к этому типу принадлежали отсталые охотники ёго‑¬осточной ≈вропы, кочевавшие по окраинам ареала, населенною земледельцами и скотоводами, принадлежавшими к средиземноморскому типу. ѕодъем же цивилизации в материковой Ёлладе и на  рите св€зан с вторжением в ≈вропу из ћалой јзии племен переднеазиатско‑го брахикефального типа, к которому, кстати, принадлежали и шумеры (египт€не Ц долихокефалы). Ёто вторжение происходило в сер. III тыс. до н.э., тогда как шумерска€ и египетска€ цивилизации сложились к нач. IV тыс. до н.э.

 

[196]

 

ћотивы, характерные дл€ ливийской и малоазийской культур, обнаружены не только на  икладах. заселенных не позднее  рита, но и на самом  рите, и это объ€сн€етс€ морскими контактами.

 

[197]

 

¬идимо, имеютс€ в виду поселени€ викингов, созданные в ’ в. на северовосточном побережье јмерики, но вскоре заброшенные.

 

[198]

 

«десь имеетс€ в виду культура авзонов. живших в  ампании Ц области на юге јпеннинского полуострова, Ц племен, родственных латинам. јвзоны подвергались нападени€м горцев‑самнитов, колонистов Ц греков и этрусков.

 

[199]

 

ѕлавани€ полинезийцев не преследовали торговых целей: посто€нных контактов между о. ѕасхи и остальным полинезийским миром никогда не было. ќ. ѕасхи был заселен выходцами с ћаркизовых островов в IIIЦIV вв. н.э.: в VIIIЦIX вв. там по€вились переселенцы из ¬осточной ѕолинезии; возможны также св€зи с индейцами тихоокеанского побережь€ ёжной јмерики, но весьма спорадические. ƒревн€€ культура острова (знаменитые статуи, не расшифрованное доныне письмо кохау ронго‑ронго), несомненно, автохтонного происхождени€, и степень потери пам€ти о ней сильно преувеличена первыми путешественниками: способы изготовлени€ и передвижени€ статуй известны доныне, последний знаток письменности умер в 1915 г. и могли быть другие, нам не известные.  орень местной культуры был подрублен в 1862 г., когда перуанские работорговцы вывезли около 1000 человек, из которых вернулось 15 больных оспой, и эпидеми€ уничтожила почти все население. ¬ насто€щее врем€ на острове живет около тыс€чи коренных жителей, сильно метисированных.

 

[200]

 

≈ще античные авторы считали одной из причин поражени€ √аннибала то, что после победы при  аннах в 217 г. до н.э. когда римска€ арми€ была практически уничтожена, он не пошел на –им, а отвел войско на зимние квартиры в богатую  апую, где его воины утратили боевой дух под вли€нием м€гкого климата и обили€ даров цивилизации. —овременные исследователи в большинстве снимают с великого пунийца обвинение в ошибке и полагают, что у него не хватало материальных и людских ресурсов дл€ активных действий против своих врагов.

 

[201]

 

≈ще в јнтичности часто смешивали сирен Ц полуженщин‑полуптиц с божественными голосами, Ц заманивавших путешественников (ќдиссе€, XII, 166‑200), с гарпи€ми Ц тоже полуженщинами‑полуптицами, но весьма отвратительного вида.

 

[202]

 

Ќа северной и южной окраинах африканского тропического леса существовали достаточно развитые государства, например. Ѕенин (расцвет в XIIIЦXV вв.), «имбабве (XIIIЦXVII вв.).

 

[203]

 

 опан, “икаль (“ик'аль), ѕаленке Ц заброшенные города ƒревнего царства май€.

 

[204]

 

÷ентры зарождени€ цивилизаций ÷ейлона (Ўри‑Ћанки) и  амбоджи находились вне зоны тропических лесов: сингалы и тамилы пересел€лись с сер. I тыс. до н.э. из »ндии, страны высокой культуры, на Ўри‑Ћанку, где обитали лишь охотничье‑собирательские племена веддов; камбоджийска€ цивилизаци€ распространилась из государства ‘унань (IЦII вв.), лежавшего в дельте ћеконга. √ибель р€да городов в джунгл€х (наиболее известный пример Ц столица камбоджийского государства јнгкор, со знаменитым храмовым комплексом јнгкор‑¬ат, заброшенна€ в XIVЦXV вв.) никак не равна гибели цивилизаций, развивавшихс€ и дальше. ѕричины того, что города в  амбодже и Ўри‑Ћанке были покинуты, лежат во внутренних раздорах и вторжени€х извне.

 

[205]

 

ѕетра Ц столица созданного арабскими племенами набатеев в сер. II в. до н.э. Ќабатейского царства, простиравшегос€ от нынешней —еверной —аудовской јравии (г. “айма) до ёжного »зраил€ (г. Ѕеершеба). ¬ 106 г. н.э. царство обращено в римскую провинцию јрави€.

 

[206]

 

ѕальмира возникла в оазисе на перекрестке караванных путей между —ирией и »раком. ѕальмирское государство, зависимое от –има, попыталось сбросить его власть и, несмотр€ на первоначальные успехи, было завоевано императором јврелианом, который, после вторичного восстани€, приказал перебить всех жителей и разрушить город, поглощенный в конце концов песками пустыни.

 

[207]

 

√раф  . ‘. ¬ольней (1757‑1820), побывав в 1783‑1785 гг. на Ѕлижнем ¬остоке, выпустил в 1791 г. книгу Ђ–уины, или –азмышлени€ о революци€х империйї, в которой утвержда€, что причины упадка государств лежат в деспотизме и разлагающем вли€нии религии. –усский историк античности, знаток римской социально‑экономической истории, эмигрант ћ.».–остовцев (1876‑1952) корни гибели –има видел в пролетарской революции (его неоднократно критиковали за модернизацию истории). ѕристальное внимание указанных авторов к крушению великих империй объ€сн€етс€ не столько созерцанием развалин городов, сколько свершавшимис€ вокруг них революци€ми: ¬еликой французской и ¬еликой ќкт€брьской.

 

[208]

 

Ќамек на странствование евреев по пустыне при исходе из ≈гипта.  огда народ гибнет от жажды, ћоисей по слову √осподню удар€ет жезлом по скале, и оттуда вытекает вода (»сх. 17, 1 Ц 6).

 

[209]

 

¬есьма распространенные в кон. XIX Ц нач. XX в. представлени€ об о. ѕасхи как последнем обломке некой тихоокеанской јтлантиды (ѕацифиды) не подтверждаютс€ геологическими исследовани€ми: с момента заселени€ берегова€ лини€ острова практически не изменилась.

 

[210]

 

ƒемарат Ц спартанский царь (ок. 510‑491 до н.э.), низложенный по сфабрикованному обвинению в незаконном происхождении и бежавший к персидскому царю  серксу I (486‑465 до н.э.), готовившему тогда поход на √рецию.

 

[211]

 

јттика оценивалась современниками и потомками как центр культуры (Ђаттическа€ сольї как обозначение остроуми€ и из€щества речи); сельскохоз€йственна€ Ѕеоти€ считалась в древности неким античным ѕошехоньем Ц страной дураков.

 

[212]

 

√реки именовали скифами все коренное население —еверного ѕричерноморь€, как кочевое, так и оседлое земледельческое.

 

[213]

 

ƒельфийска€ лига представл€ла собой амфиктионию Ц религиозно‑политический союз полисов с общими св€тилищем (в данном случае Ц в ƒельфах), правилами ведени€ войн и расходуемой на религиозные цели казной, пополн€емой за счет полисов и военной добычи. ‘ормально јфины не играли в этом союзе решающей роли, но фактически их вли€ние было весьма значительным.

 

[214]

 

¬ кон. VII в. до н.э. на одном из рукавов дельты Ќила был основан выходцами из одиннадцати полисов √реции город Ќавкратис, основным населением которого были купцы.

 

[215]

 

—кульптуры дл€ западного фронтона храма јфродиты јфайи на о. Ёгина Ц этого шедевра ранней классики Ц сделаны в 512‑500 гг. до н.э., дл€ восточного Ц в 480‑470 гг. до н.э.; ‘идий создавал свои знаменитые статуи и рельефы ѕарфенона в 437‑433 гг. до н.э.

 

[216]

 

»о. 1, 46.

 

[217]

 

√алиле€ Ц сама€ северна€ область в ѕалестине; после разгрома »зраильского царства в 722 г. до н.э. царем —аргоном II јссирийским и переселени€ значительной части жителей оказалась заполненной этнически смешанным населением, подозрительным с правоверно‑иудейской точки зрени€ дл€ ревнителей благочести€ из национально более чистой южной области ѕалестины Ц »удеи. ѕалестина входила в царство —елевкидов, но в 168 г. до н.э. там вспыхнуло восстание против цар€ јнтиоха IV Ёпифана, запретившего соблюдение всех иудейских религиозных обр€дов и об€завшего приносить жертвы €зыческим богам. Ёто восстание возглавили св€щенник ћаттафий ’асмоней и п€ть его сыновей. ¬ 166 г. до н.э. он умер и во главе движени€ встал его третий сын, »уда про прозвищу ћаккави (ћолот), которое стало фамильным именем ’асмонеев. ¬ 160 г. до н.э. он вз€л »ерусалим, но сам пал в бою. ≈го сменил самый младший из братьев, »онафан, ставший первосв€щенником, но убитый в 143 г. до н.э. ¬ 141 г. до н.э. второй сын ћаттафи€ Ц —имон Ц провозгласил себ€ первосв€щенником и кн€зем, основав династию (с 106 до н.э. Ц царскую) ћаккавеев (’асмонеев). ¬ кон. II в. до н.э. »удейское царство распространилось на северные районы ѕалестины.

 

[218]

 

—м.: ћтф. 13, 31 Ц 32; ћк. 4, 31 Ц 32; Ћк. 13, 18 Ц 19.

 

[219]

 

√ибрий Ц критский поэт рубежа VIIЦVI вв. до н.э., писавший на дорийском диалекте боевые песни.

 

[220]

 

 ритский жрец и прорицатель Ёпименид  носский (изв. ок. 596 до н.э.) стал еще в јнтичности персонажем анекдотов (например, он провалилс€ в €му и заснул там на 77 лет, что служило в глазах эллинов доказательством лени крит€н).

 

[221]

 

—м., например: ƒе€н. 17, 22 Ц 34. јп. ѕавел традиционно считаетс€ апостолом €зычников, полагавшим, что эллины более благочестивы и потому легче примут ’ристову веру, нежели закосневшие в ритуале иудеи.

 

[222]

 

ј. “ойнби, видимо, имеет в виду, что –осси€ дл€ византийцев лежала за морем („ерным).

 

[223]

 

 арфаген, бывша€ колони€ финикийского города “ира, к сер. V в. до н.э. стал центром обширной державы, охватывавшей берега “унисского залива, часть —ицилии, юг »берийского полуострова, острова ћальту, —ардинию,  орсику, ѕитиусские, Ѕалеарские; карфагенские купцы вели торговлю с ≈гиптом, Ётрурией, странами Ёгейского мор€, плавали в Ѕританию и на западное побережье јфрики.

 

[224]

 

ќдним из самых вли€тельных политических образований в период между установлением в √реции македонской гегемонии и римским завоеванием был јхейский союз, учрежденный ок. 280 г. до н.э. в составе 12 городов јхайи Ц горной области на севере ѕелопоннеса, Ц но распространивший в период расцвета на рубеже III и II вв. до н.э. власть и на другие части Ёллады. —оюз выступал то против ћакедонии, то в союзе с ней, то на стороне римл€н, то против них. ¬ 146 г. до н.э. после вз€ти€ важнейшего из городов союза Ц  оринфа Ц римл€не распустили его.

 

[225]

 

¬ыходцы из Ћокриды Ц области к северу от  оринфского залива Ц основали на юге »талии г. Ћокры.

 

[226]

 

—ид Ц город на побережье јтталийского залива (ныне Ц зал. јнталь€) в ћалой јзии; јрад (јрвад) Ц один из самых северных финикийских городов, близ современного г. “артуса в —ирии. ј. “ойнби помещает прародину этрусков в северо‑восточном углу —редиземного мор€ (что есть всего лишь гипотеза).

 

[227]

 

“евкры Ц иное название тро€нцев, произведенное от “евкра, сына речного бога —камандра, эпонима фригийского племени тевкров, отца Ѕатии, жены родоначальника тро€нцев ƒардана.

 

[228]

 

¬ V Ц нач. VI в. н.э. в результате набегов германских племен часть бриттов с  орнуэльского полуострова переправилась на материк, на полуостров јрморику, передав ему свое название (Ѕретань).

 

[229]

 

¬ V нач. VI в. на север Ѕритании из »рландии (еще римл€не называли се —котией) вторглись племена скоттов: отсюда и нынешнее название Ўотланди€.

 

[230]

 

ε ν ι α υ τ ο ς δ α ι μ ω ν Ц букв. Ђгодовое божествої, введенный филологами кембриджской школы в кон. XIX в. термин (древние не знали этого наименовани€), обозначающий класс божеств, св€занных с ежегодным обновлением природы. имеющих отношение к растительности, сбору урожа€ и т. п.

 

[231]

 

¬о многих песн€х записанного в XII в. в »сландии сборника, получившего условное название Ђ—тарша€ Ёддаї, прослеживаютс€ следы древнего ритуала плодороди€, но они слабы и уже не воспринимались в таком качестве самими носител€ми культуры.

 

[232]

 

¬ »сландии единственным регулирующим органом был тинг Ц сход всех взрослых мужчин каждой области (четверти) острова, а также собиравшийс€ ежегодно альтинг, в котором участвовало все полноправное население острова.

 

[233]

 

»меетс€ в виду Ђ—ага о побратимахї. ”битый “оргримом “оргейр ’авасон €вл€лс€ не молочным братом, а побратимом “ормода —кальда „ерных Ѕровей. ѕоследний Ц реальное лицо, погиб в 1030 г.

 

[234]

 

»меетс€ в виду англосаксонский эпос ЂЅеовульфї, возникший между 675 и 850 гг. ƒействие в нем происходит в —кандинавии, и јнгли€ даже не упоминаетс€.

 

[235]

 

Ўведские (скорее всего, подразумеваетс€ ј. —триндберг) и датские (по‑видимому, имеютс€ в виду √. »бсен и ћ. Ѕ. ЅьЄрнсон. норвежцы, писавшие на €зыке культуры датском) драматурги были весьма почитаемы в ≈вропе в кон. XIX Ц нач. XX в.

 

[236]

 

¬о врем€ первой мировой войны лини€ фронта проходила у самого –еймса. «наменитый –еймский собор представл€л собой удобный ориентир дл€ артиллерии, и немцы превратили его в развалины.

 

[237]

 

’рам јфины √екатомпедон (Ђстофутовыйї по периметру) был еще не достроен. когда персы, захватив јфины в 480 г. до н.э., сожгли его.

 

[238]

 

—партанские илоты были объектами т.н. криптий (Ђтайныхї) ежегодных внезапных избиении безоружных людей спартанскими юношами: это приучало их к виду крови и помогало держать покоренное население в посто€нном страхе.

 

[239]

 

—м.: ƒе€н. 4, 7. —инедрион высшее коллегиальное учреждение при »ерусалимском храме с религиозными, политическими и судебными функци€ми, во времена римского владычества играл роль верховного суда дл€ еврейского населени€ »удеи.

 

[240]

 

“имур (“амерлан) не столько сражалс€ с кочевниками (хот€ и это было), сколько опиралс€ на них: например, в 1402 г. кочевники‑туркмены изменили турецкому султану Ѕа€зиду и перешли на сторону “имура. “атары, с которыми боролись казаки, были уже не только номадами, хот€ в южнорусских и приволжских степ€х кочевое и полукочевое скотоводство сохран€ло значение дл€ татар.

 

[241]

 

ѕри всей внешней похожести указанные объединени€ имели разное происхождение. ќбщим дл€ них было совместное проживание, отсутствие женщин в местах этого проживани€ (но необ€зательны обеты целомудри€ и даже безбрачи€). —ообщества спартанских воинов восход€т к архаическим мужским союзам родо‑племенной эпохи; объединени€ викингов (существовали легенды о »омеборге, городе викингов наподобие «апорожской сечи) и казаков Ц это военные братства людей, вытесненных обществом: военно‑рыцарские ордена коллективы воинов, давших, кроме обычных монашеских обетов (бедности, послушани€ и целомудри€), кл€тву сражатьс€ с неверными, люди одновременно военного и духовного сословий, своеобразное соединение присущих западному средневековью идеалов рыцарства и аскетизма.

 

[242]

 

  верховь€м р. “агил, принадлежащей ќбскому бассейну, дружины ≈рмака вышли в 1582 г.: первый русский город в «ауралье ¬ерхний “агил был поставлен в 1583 г.

 

[243]

 

»меютс€ в виду ѕольша, ‘инл€нди€ и ѕрибалтийские республики: Ћитва, Ћатви€, Ёстони€.

 

[244]

 

ѕервые франкские монархи признавали почетное верховенство  онстантинопольского престола, сохран€ли структуру позднеримской администрации, правда, лишь по отношению к галло‑римскому населению.   нач. VIII в. эти римские воспоминани€ значительно ослабли.

 

[245]

 

јвары Ц тюркский народ, совершавший нападени€ на ¬изантию, слав€н и франков, создал в сер. VI в. в бассейне ƒуна€ государство Ц јварский каганат, Ц разгромленное в VIII в. франками.

 

[246]

 

»мператор ќттон I, из рода герцогов —аксонских, расширил границы »мперии за счет земель полабских (Ћаба Ц слав€нское название р. Ёльбы) слав€н‑вендов и остановил венгерское наступление в битве при р. Ћех в 955 г. Ќо устремлени€ его были направлены не только на восток: он присоединил —еверную и —реднюю »талию и короновалс€ Ћангобардской и –имской коронами.

 

[247]

 

Ѕранденбург (слав€нское кн€жество Ѕранибор) был окончательно захвачен в 1151‑1157 гг., ћейсен (ћишны) Ц еще в XI в., населенный слав€нским народом помор€н, ћекленбург вошел в »мперию в 1166 г.: население последнего подверглось не истреблению, а активному онемечиванию.

 

[248]

 

“ерритори€ нынешней Ёстонии была в 1202‑1210 гг. завоевана орденом меченосцев (с 1237 Ц автономна€ часть тевтонского ордена под названием Ђливонский орденї). ѕосле распада ливонского ордена и Ћивонской войны 1556‑1583 гг. Ёстони€ отошла к Ўвеции (в сер. XVII в. она получила и зан€тый датчанами в 1560 о. —ааремаа), а в 1721 г. по Ќиштадтскому миру Ц к –оссии. ‘инл€нди€ принадлежала Ўвеции с сер. XIII в. по 1809 г. когда была передана –оссийской »мперии.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 243 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

526 - | 478 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.119 с.