Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философско-религиозные (псевдорелигиозные)и нерелигиозные системы мысли

Смысл жизни

Вопросы на обдумывание.

Синоним выражения "смысл жизни"?

Жизнь может иметь смысл только с точки зрения (прошлого, настоящего, будущего, вечности)?

Кто определяет истинный смысл человеческой жизни?

Что (какие факторы) определяет жизнь (судьбу) человека?

Представление о смысле жизни (цели жизни) в разных религиях

 

Представление о смысле жизни (цели жизни), которого придерживаются представители православного христианства - спасение души, восхождение к богоподобию

Согласно христианскому учению Сам Бог указал Своим творениям - людям смысл их жизни.

Святитель Афанасий Великий писал: "Бог стал человеком, чтобы человек стал богом».

Спасение в христианском понимании означает полное избавление от греха и смерти. Бог потенциально дарует спасение всем людям.

Христианство утверждает, что ни наука, ни философия не могут указать человеку истину, ее может дать только вера в Бога, т.к. Сам Бог и есть эта Истина.

Истина есть Господь наш Иисус Христос, как Он засвидетельствовал о Себе: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14, б). Истина есть Слово Божие: "слово Твое есть истина" (Ин. 17, 17)

 

Представление о смысле жизни, которого придерживаются буддисты (речь идёт о наиболее многочисленном течении в религии):

Достижение нирваны, т.е. избавление от желаний и страданий.

Нирвана — Понятие, не имеющее однозначного толкования, но в любом случае это – конец страдания

 

Представление о смысле жизни, которого придерживаются представители индуизма (речь идёт о наиболее многочисленном течении в религии):

Избавление от кармы, полная утрата индивидуальности и растворение в Абсолюте. Карма— Неизбежное воздаяние человеку в последующей жизни за поступки в жизни предыдущей


Представление о смысле жизни, которого придерживаются представители ислама (речь идёт о наиболее многочисленном течении в религии):

чёткое исполнение обрядового Закона, которое понимается как поклонение Богу.

Теории смысла жизни (философско-этические теории)


Гедонизм (от греч. наслаждение) – видит смысл жизни в получении максимума наслаждений;
эвдемонизм (от греч. счастье) – смысл жизни в том, чтобы быть счастливым;
утилитаризм (от лат. польза) – смысл жизни в стремлении к личной выгоде и пользе;
прагматизм (от греч. действие, практика) – смысл жизни связывается с богатством, стремлением к обладанию вещами, комфортом, престижем;
корпоративизм (от. лат. объединение, сообщество) – смысл жизни связывается с общностью интересов ограниченной группы людей, преследующей частные интересы;
перфекционизм (от лат. совершенство) – смысл жизни связывается с личным самосовершенствованием;
гуманизм (от лат. человечный) – смысл жизни связывается со служением другим людям, проникнутым любовью к ним, с уважением к человеческому достоинству и с заботой о благе людей.

 

 

Философско-религиозные (псевдорелигиозные)и нерелигиозные системы мысли

МАТЕРИАЛИЗМ (от латинского materialis - вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление - свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы.

 

Атеизм (греч. а – отрицание и theos – Бог; буквально – безбожие) материалистическое философское учение, отрицающее сверхприродное бытие Бога, как и любое нематериальное бытие, но утверждающее вечность и нетварность материального мира.

 

Сциентизм (от лат. scientia наука, знания) — мировоззрение, представляющее научное знание наивысшей культурной ценностью и достаточном условии ориентации человека в мире.

 

Деизм (от лат. deus — бог). Это религиозно-философское направление возникло в Англии в XVII веке, но получило особое распространение в Европе в следующем столетии. Термин «деизм» происходит от латинского слова Deus — Бог. Деизм признает Бога, но рассматривает Его лишь как Творца мира (и человека) и его законов. Бог полностью трансцендентен (от лат. transcendere — выходить за пределы чего-либо) человеку, т. е. абсолютно непостижим и недоступен ему. Деизм утверждает, что и со стороны Бога невозможны какие-либо Откровения, дарование помощи и средств спасения человеку, какой-либо промысл о нем.

Сотворенный мир, по деистическому воззрению, подобен совершенному часовому механизму, сделав который, мастер предоставил его самому себе. Человек поэтому абсолютно автономен. Для его не только телесной, но и духовной жизни не требуется никакого общения с Богом, не требуется ни молитв, ни богослужений, ни таинств и т. д. То есть религия со всеми ее догматами, заповедями и установлениями оказывается ненужной и даже бессмысленной. Излишней и вредной, естественно, является и Церковь.

Так, признавая, по-видимому, Бога, деизм полностью отверг Его необходимость для человека. Весь грандиозный религиозный опыт человечества перечеркнут чисто волюнтаристским его отрицанием. Это уже радикальный шаг на пути к прямому богоборчеству. Не случайно из уст деиста Вольтера прозвучал столь кощунственный в отношении католической церкви призыв: «Раздави гадину!»

 

Пантеизм (от греческого слова — все; и — Бог) — направление, по своей духовной сущности родственное деизму. Пантеизм имеет большую историю и множество разновидностей. Существо его состоит в том, что Бог у него сливается, отождествляется с человеком, с миром. Бог в пантеизме не может мыслиться Сам по Себе, отдельно от мира. Бог полностью имманентен (от лат. immanens — присущий чему-либо) миру. Личного Бога не существует. Еврейский философ Спиноза († 1677 г.) выразил это положение в лаконичной формуле: «Бог есть природа» (Deus sive natura).

Пантеизм как религиозно-философское направление особенно присущ индийским системам мысли. Там он существует уже тысячелетия. На Западе пантеизм принимал различные формы у разных мыслителей (например, у Спинозы, Гегеля, Шлейермахера). В России его плоско, примитивно развивал Лев Толстой. Так, на место Бога он поставил «разумение жизни», которое есть любовь; религиозная жизнь — это жизнь, благо которой состоит в подавлении в себе «животной личности», «в благе других и в страданиях за это благо». Живущий так имеет в себе Бога и является «сыном Божиим» так же, как и Христос. Смерть возвращает «сына Божия» в лоно Отца — Бога, в котором сын и исчезает, как в общемировой сущности. Одним словом, по Толстому, нет ни личного Бога, ни личного бессмертия, ни, следовательно, реального смысла жизни. Ибо смысл может быть только в жизни, но не в исчезновении.

Пантеизм отрицает свободу воли человека. Он, как и деизм, не дает основания для живых, личных отношений человека к Богу, поэтому религия в нем по существу становится невозможной. Она появляется лишь там, где безличное начало (например, Брахман) воплощается и становится личным Божеством (например, Кришна). Справедливо заметил наш русский философ Л. М. Лопатин († 1920 г.), что в пантеизме «для мысли, по-видимому, представляется только один выход: или мир провозгласить призраком и уничтожить его в Боге, или Бога заставить исчезнуть в мире до такой степени, что от Него остается одно имя» [41]. К последнему пантеизм практически всегда и приходит.

Теизм (от греческого — Бог) как система мысли, в отличие от пантеизма, признает бытие личного Бога и, в отличие от деизма, утверждает возможность и необходимость Его откровения и промысла о мире и человеке. Бог не только трансцендентен миру, но и имманентен ему. Признание свободы воли человека, а также возможности для него вступить в общение с Богом является не менее важным отличительным признаком теизма. Существуют различные теистические системы.

И поскольку основные их положения являются общими с религиозными истинами, то и сами религии обычно относят к воззрениям теистическим.

 

Наука и религия

Религия и наука – это два разных способа познания мира и человека. Наука и религия - это два взаимодополняющих пути, которые могут помочь нам полностью осознать тот мир, в котором мы существуем. Поэтому нам нет необходимости выбирать между наукой и религией.

Наука не доказывает, а указывает на существование Бога.

Движение корабля можно описать двояко. Можно сказать, что на нем установлен такой-то двигатель, в нем сгорает такое-то топливо, газы при сгорании давят на поршень, движение которого по системе трансмиссий передается на винт и в результате корабль плывет.
А можно сказать, что этот корабль движется здесь потому, что он был зафрахтован такой-то фирмой для того, чтобы перевезти груз хлопка из Америки в Европу.
Первое описание будет научным. Второе – религиозным. Наука отвечает на вопрос «почему» и «как». Религия – на вопрос «зачем». Не будем забывать, что и сама современная наука родилась в качестве попытки прочитать мир как Книгу о Боге.

Мнимые столкновения между наукой и религией всегда являются следствием смешения их границ, которые обусловлены как областями исследования, так и их методами. Предмет науки — изучение окружающего нас чувственного мира, а источник познания — наблюдение через опыт. Однако наука, способная описать явления, не способна ответить на вопрос о смысле этих явлений в отдельности и для бытия в целом, о цели и нравственных законах человеческой жизни. Если оставаться в рамках исключительно научных знаний, невозможно сформулировать полноценное мировоззрение. Значение богословского знания для мировоззрения человека, для описания картины бытия в целом трудно переоценить. Насколько абсурдным является выражение «научное мировоззрение»— ни один эксперимент в области отдельной науки не способен дать ответы на смысл и цель бытия! Тем не менее, этот образчик абсурда из арсенала советской атеистической пропаганды до сих пор является расхожим штампом.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Мировоззрение представлено религией и философией и не может быть представлено наукой.

Пока мы не верим во Христа, мы выдумываем для себя и для других что-то такое, что нам кажется стержнем жизни, объявляя им то науку, то искусство, поэзию, музыку, то идею социальной справедливости…Но они не могут решить две главных задачи: помочь человеку стать святым (чуждым всякого зла) и избавить его от смерти.

Основные постулаты наукито, что мир реально существует, познаваем и закономерен. Но наука не может существовать без веры ученого. Во всех естественных науках вера ученых предваряет знания (вера первична) и опыт подтверждает их веру.

Чаще всего выдвигают такие аргументы небытия Бога:

1.Бога никто не видел; 2. Библия содержит много противоречий 3. В мире существует много зла. Однако все они являются недоказуемыми.

Наука не может доказать, что Бога нет т.к. во-первых, наука имеет другой предмет изучения, методы познания; во-вторых, научные знания очень ограничены и не могут охватить все бытие в целом.

Аргументы бытия Бога

 

космологический утверждает, что существует первопричина бытия и это сверхбытие и есть Бог

телеологический утверждает, что разумность и совершенство мира свидетельствует о сверхразумности и всесильности его Творца

онтологический утверждает, что если в нашем уме есть понятие о Существе всесовершенном, значит такое Существо – Бог должен существовать

нравственный утверждает, что Бог существует, поскольку в человеке существует потребность нравственного и духовного совершенствования, которая имеет смысл, только если жизнь вечна

психологический утверждает, что поскольку идея Бога присуща человеку на протяжении бытия человечества, значит источник этой идеи принадлежит Самому Богу:

 

 

Источники Богопознания

Основой христианского вероучения является Библия.

Слово Библия переводится книги. Христианская часть Библии именуется Новый Завет.

К источникам естественного Откровения, относится такие, когда Бог открывает Себя человеку через:

1. весь окружающий мир

2.совесть

3.историю человечества

Сверхъестественное Откровение способ откровения, когда Бог открывает Себя человеку через Своих посланников – ангелов, пророков и Сам (Иисус Христос).

К способам распространения и сохранения Божественного Откровения относят:

1. Священное Предание

2. Священное Писание

 

К Священному Преданию относятся:

1. книги Библии

2.постановления Вселенских Соборов

3.богослужебные книги, святые иконы

4. Символ Веры

5.пример духовной жизни святых

6. литургия

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Специалист по защите информации | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 560 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2355 - | 2037 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.