Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсобенности организации работы

 ак работали и что собой представл€ли первые фотоателье?

 

ƒагерротипный салон Ѕейди. 1853

ѕервое фотоателье по€вилось вскоре после изобретени€ дагеротипии. ѕопул€рности фотографировани€ вовсе не мешал тот факт, что ателье 40-х годов XIX века представл€ли собой тесные каморки под самыми кровл€ми. «ачастую потолок в них был застеклен и перекрывалс€ регулируемыми шторами. —вет также проникал в помещение через боковые окна, расположенные на северной или северо-западной стороне дома. »скусственное освещение было редкостью вплоть до конца XIX века. ќбстановка ранних ателье была крайне скупа.

ќЅќ–”ƒќ¬јЌ»≈ ј“≈Ћ№≈

√лавными и нередко единственными предметами интерьера €вл€лись аппарат дл€ съемки и стул или кресло с зажимом дл€ головы, которое помогало клиенту некоторое врем€ удерживать позу. ѕо конструкции это был т€желый штатив с подковообразным передвижным кронштейном, при помощи которого подпиралась голова клиента. Ѕлагодар€ этому нехитрому приспособлению посетители часто сравнивали свои ощущени€ от посещени€ фотоателье с приемом в зубоврачебном кабинете. — начала 1850-х годов в арсенале каждого ателье по€вл€етс€ раскрашенный или разрисованный фон. —южеты не отличались разнообразием: квартира, обставленна€ в буржуазном стиле, сельский пейзаж, берег мор€, крепостные стены средневековых замков. ¬ композицию включались изображени€ зверей и растений.

ƒжордж  рукшанк. »нтерьер первого дагерротипического ателье в ≈вропе, открытого –ичардом Ѕирдом. √равюра на дереве, 1842. фотографи€ из книги Gernsheim H., Creative Photography. Aesthetic trends 1839-1960. London, 1962.

  началу 60-х годов ситуаци€ изменилась: центр коммерческой фотографии перемещаетс€ в ѕариж, численность ателье возрастает до колоссальных размеров (более 300 в ѕариже и около 200 в Ћондоне), а невзрачные комнаты превращаютс€ в шикарные Ђдворцыї, нередко занимающие целое здание со свет€щейс€ в ночное врем€ вывеской на фасаде. »ногда названи€ были соответствующими, как, например, Ђ‘отографический храм искусств ‘редриксаї. »нтерьеры изобиловали типичной дл€ того времени роскошью: резные мраморные колонны, стены, драпированные роскошно расшитыми ткан€ми, дорогие картины, м€гкие ковры и клетки с заморскими птицами. ѕространство всего ателье условно состо€ло из трех частей: обширна€ приемна€ дл€ встречи клиентов, частна€ зона с офисом и будуаром дл€ дам и, наконец, промышленное, рабочее пространство, где находились комната про€вки и печати, кабинеты и складские помещени€. Ёта часть ателье была закрыта дл€ посторонних глаз.  лиентам, ожидавшим своей очереди, предлагалось посмотреть альбом с образцами фирменной продукции. ƒамы могли посетить библиотеку и картинную галерею, а мужчины Ч курительную и биль€рдную. ¬ладельцы ателье не скупились, нанима€ дл€ клиентов стилистов и парикмахеров. ‘отографический успех зависел от капризов моды, местонахождени€ ателье и рекламы.

ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» ќ–√јЌ»«ј÷»» –јЅќ“џ

«апросы и конкуренци€ требовали разделени€ труда, поэтому в крупных ателье производственный цикл строго делилс€ на отдельные операции, которые выполн€ли наемные служащие. “ак, например, в ателье Ќадара Ч типичном фотографическом учреждении дл€ больших городов Ч работали 26 человек. ќб€занности распредел€лись следующим образом: управл€ть ателье Ќадару помогал бельгийский фотограф ¬альтер ƒамри, ѕоль Ќадар ассистировал отцу, два помощника про€вл€ли и закрепл€ли конечные отпечатки, четверо печатали и тонировали, далее следовали шесть ретушеров негативов, три мастера дл€ ретушировани€ позитивных отпечатков, три женщины дл€ оформлени€ снимков и две дл€ приема костюмов и содержани€ книг, четыре женщины и мужчины Ч прислуга. Ѕыли также управл€ющие и коммерческие агенты. „асто название ателье становилось торговой маркой и имело представительства или представителей в других странах. ƒл€ примера, фотограф ћаунрой, работавший в ѕеру, гордилс€ тем, что был Ђагентом ƒома Ќадара в ѕарижеї и ставил на лицевой стороне визитных карточек штамп с алой буквой N. ѕомимо империи Ќадара в ѕариже было множество известных ателье, нос€щих имена своих владельцев: Ќаполеона —арони, јдольфа ƒиздери, Ћуи-ƒезире Ѕланкар-Ёврара, √устава Ће √ре и др.

јтелье, как правило, финансировались за счет учрежденных акционерных обществ, собиравших средства и выпускавших акции. ‘инансовый успех зависел от многих факторов, и даже успешных фотомастеров беспокоили денежные проблемы. “ак, в середине 1880-х годов многие из громких ателье (Ќадар, ƒиздери, Ѕрейди) первых дес€тилетий фотографии оказались банкротами.

Ёто сейчас ноутбук дл€ фотографа может заменить работу целого фотоателье, а в дев€тнадцатом веке даже в специализированных конторах оборудование не позвол€ло улучшать резкость фото, измен€ть насыщенность цветов и делать другие подобные вещи. ¬се эти возможности по€вились гораздо позже.

√раф ќ.јгадо. јвтопортрет. 1855 фотографи€ из книги Ѕажак  . »стори€ фотографии. ¬озникновение изображени€. ћ., 2003

 

Ќеизвестный фотограф. ‘отографический ’рам искусств ‘редрикса. 1857. фотографи€ из книги Newhall B. The History of Photography: from 1839 to the Present. Boston, New York, London, 1982

 

Ёто копфгальтер, headrest, держатель дл€ головы Ц непременный атрибут фотоателье вплоть до начала 20 века. Ќа этом рисунке показан т€желый чугунный держатель, какие встречались в ранних дагерротипных студи€х. ѕо свидетельствам фотографов (операторов, как их поначалу называли) Ц перетаскивание этого инструмента из одного угла ателье в другой служило хорошей порцией ежедневных физических упражнений. ƒержатель, оснащенный одной или несколькими парами регулируемых Ђтисковї, помогал позирующему сохран€ть неподвижность. ¬ыгл€дит этот инструмент устрашающе, однако Ђзафиксированныйї клиент вовсе не был полностью обездвижен.  опфгальтер предназначен не дл€ причинени€ физических неудобств, а, наоборот Ц дл€ их облегчени€ и комфорта.

 

ѕопытки портретировани€, как можно догадатьс€, были предприн€ты сразу же после объ€влени€ об открытии ƒагера, возбудившего общественный энтузиазм. ѕервые добровольцы, конечно, страдали, пыта€сь неподвижно высидеть на €рком солнце (плюс-минус 20 минут) Ц падали в обмороки или засыпали.

 

ћоргать, кстати, разрешалось, потому что из-за длительной экспозиции это не отражалось на конечном результате. ќднако в первые годы дагерротипии иногда приходилось с помощью ретуши Ђоткрыватьї закрытые глаза. Ќо способы усовершенствовать процесс и значительно уменьшить врем€ экспозиции (до одной-двух минут) были найдены довольно быстро и в 1840-41 годах по всему миру стали открыватьс€ профессиональные портретные фотостудии.

 

 

ќни обычно располагались на верхних этажах и чердаках зданий и были оборудованы стекл€нной крышей, иногда, по возможности, одной или несколькими стекл€нными стенами, чтобы обеспечить максимальный доступ света. »скусственное освещение на прот€жении всего 19 века почти не примен€лось.

 

Ќа иллюстрации изображена дагерротипна€ портретна€ студи€ 1842 года.

ѕозирующий сидит в кресле, расположенном на специальной приподн€той платформе Ц поближе к свету. ћожно разгл€деть и копфгальтер. ѕлатформу можно было поворачивать, регулиру€ доступ света.

јссистент полирует серебр€ную пластину, которую потом относ€т в темную комнату и подвергают действию химикалий.

ѕотом сенсибилизированную пластину помещают в камеру, котора€ на рисунке поставлена на высокую полку.  огда портретируемый готов, объектив камеры открывают и выдерживают положенное врем€ по часам.

ѕотом пластину возвращают в темную комнату и про€вл€ют парами ртути, а затем изображение фиксируют, промывают в дистиллированной воде и сушат.

Ќаконец, готовый портрет вставл€ют в декоративную раму со стеклом и предъ€вл€ют клиенту.

 

Ётот дагерротипный телеграфист начала 1850-х мне просто понравилс€.

 

ќчень скоро портретные мастерские обзавелись оборудованием, которое стало их неотъемлемой частью Ц мебелью, ширмами, сменными фонами, колоннами и вазонами из гипса и папье-маше, безделушками и прочей бутафорией.

 

ѕортретирование Ц один из самых попул€рных видов фотографически-коммерческой де€тельности во все времена.   середине 1850-х годов съемка портретов и производство стереопар стали двум€ основными видами коммерческой фотографии, доходными производствами, которые угождали вкусам массовой публики, и к которым предъ€вл€лось большинство тех претензий, которые вообще предъ€вл€лись фотографии.

 

≈сли в годы дагерротипии, фотографией занимались профессионалы, люди, получившие патент, имевшие средства на покупку материалов и т.п., то с начала 1850-х годов, когда по€вилс€ мокроколлодионный процесс, который ускорил и удешевил фотографическое производство, - людей, которые стали зарабатывать деньги фотографированием, стало больше. ѕричем из-за большей доступности фотографии стало больше малопрофессиональных фотографов, произошла дифференциаци€, разделение фотографии на более дешевую, менее качественную, - на фотографию дл€ низших классов, дл€ средних, дл€ аристократов.

 

¬ 1854 году произошло очередное событие, двинувшее фотографию вперед. ѕарижский фотограф ƒиздери запатентовал камеру с четырьм€ объективами, с помощью которой можно было делать восемь отпечатков на одной стекл€нной пластине. ѕолучалось восемь снимков размером примерно 9х6 см, которые назывались Ђвизитные карточкиї Ц carte-de-visite и, конечно, они сразу сделались попул€рными. ’от€, нет, абсолютной попул€рности они достигли к 1860-м годам, после того, как ƒиздери сфотографировал Ќаполеона III, а прославленный английский фотограф ћэйолл Ц королеву ¬икторию. „резвычайна€ попул€рность Ђвизитных карточекї получила название Ђкартомани€ї и обогатила модных студийных фотографов, подобных ƒиздери.  оллекционирование фотографий знаменитостей стало массовым хобби.

 

Ёжен ƒиздери. ѕолина ¬иардо и ѕьер-∆юль ћишо, 1860.

 

“акие Ђвизиткиї были довольно дешевы, они стоили Ц по ценам середины 1850-х Ц около 1 гинеи или 20 франков или 4 долларов за 12 штук Ц это было примерно вдвое дешевле, чем в среднем за 1 дагерротип, а потом они сделались еще дешевле, по мере распространени€.

 

Ёжен ƒиздери. Ќаполеон III, ок. 1860.

 

Ѕольша€ часть этого потока карточек делалась фотографами, ориентированными на Ђмассового потребител€ї.

ј в студи€х обычно делались так называемые портреты Ђкабинетногої формата, размером примерно 10х14 см, 11х15 см, где удел€лось особенное внимание композиции, детал€м. ќсобенно были попул€рны погрудные портреты Ц голова и плечи.

 

¬ студи€х с хорошей репутацией комфорт клиента был предметом особого внимани€. ќгромный спрос на визитки в 1860-е означал, что многие из существующих проблем освещени€, про€вки и печати, антуража и т.п. должны быть быстро улажены. “ипичные фотоателье мало измен€лись Ц вплоть до конца века. Ќормой был северный свет, льющийс€ из высоких боковых окон. ќсвещение регулировалось с помощью экранов и занавесок. »мелс€ большой выбор сменных фонов, представл€ющих что-нибудь возвышенное Ц пасторальные пейзажи, замки и крепости, витражные окна, море и т.п.

 

ћногие студии имели в своем распор€жении попул€рный 7-метровый набор из шести Ђзадниковї в рулоне, на которых были изображены пустын€, озеро, сад, лестница, гостина€ и библиотека. „ем престижнее студи€, чем более преуспевающим и попул€рным был ее хоз€ин, тем роскошнее была обстановка, тем больше аксессуаров предоставл€лось на выбор клиенту. ѕушки, палуба парохода, набор дл€ стрельбы из лука Ц не вопрос. ѕропорционально престижу было и число сотрудников ателье. Ћаборанты, ретушеры, оформители готовой продукции, коммерческие агенты, уборщики, в конце концов.

 

 амиль —ильви, јвтопортрет, 1860-е.

Ќадо сказать, что поход к фотографу, особенно в первые годы, был неким ритуалом, действием пр€мо-таки исторического пор€дка особенно дл€ людей, которые находились где-то внизу социальной лестницы. ¬прочем, и дл€ средних классов это тоже было характерно, - поход к фотографу требовал особой подготовки, особой прически, специальной одежды, настро€, сосредоточенности. ѕо аналогии с традиционным живописным портретом, студийна€ фотографи€ часто презентовала социальный статус. „еловек стремилс€ подчеркнуть свою серьезность, достоинство, респектабельность или наоборот свою артистичность, романтичность и т.п. —уществовали некие клише портретной фотографии, - модели, по которым строилось изображение. Ќапример, портрет в профиль означал созерцательный, спокойный характер, фронтальное изображение подразумевало достоинство и твердость. ѕоворот в три четверти Ц подвижность, грациозность и из€щество. ѕортрет в полный рост, особенно в начале 60-х, обычно подразумевал аналогию с живописным парадным портретом аристократии.

 

¬ообще дл€ основной массы средних студийных фотографий характерны многие условности и ограничени€. Ќапример, обращали ли вы внимание на то, что среди сфотографированной публики 19 века, очень мало улыбающихс€ людей? ≈сли человек улыбаетс€, то, как правило, ему это положено по статусу: он или ребенок, или люб€ща€ нежна€ мать, или актриса.

 

„асто тот образ личности, который получалс€ на фотографии, отличалс€ от обыкновенного, повседневного вида человека и по этому поводу было много шуток и критики. » на страницах периодики многим фотографам советовалось сделать что-нибудь, чтобы несколько оживить застылый и напр€женный вид своих портретируемых. ¬ыпученные глаза, конвульсивно сжатые руки, чрезмерное позерство, чужое выражение лица, напыщенность, Ђэто прекрасный портрет, но на нем не мо€ женаї. Ђћне совсем не нравитс€ та фотографи€ ћэри.  ринолин совершенно изменил ее характер и сделал ее чужой дл€ мен€. я бы хотела на портрете видеть ее такой как всегда Ц милой девушкой без кринолинаї - и т.п. Ц в общем, неисс€каемый поток претензий.

Ђ—удь€ должен выгл€деть сверхчеловечески проницательным, поэт присваивает себе потусторонний вид, юморист Ц шутливый Ц все это вместе весьма предосудительно. ƒаже дамам не всегда позволено выгл€деть естественно. ‘отографы часто прос€т дам Ђвыгл€деть милої - приказ, который неизбежно ведет к вымученному выражениюї.

 

„то касаетс€ специального нар€да, то кроме естественного желани€ одетьс€ получше, существовали и еще некоторые рекомендации, которым фотографы советовали следовать. ¬ыпускались специальные сборники инструкций, как нужно выгл€деть перед камерой.

 амиль —ильви, 1860-е.

 

–анние фотоэмульси были одинаково нечувствительны к некоторым цветам. “ак, желтое, оранжевое и красное Ц становилось очень темным, а розовое, лиловое и голубое Ц очень светлым. —оответственно, с учетом этих особенностей рекомендовалось одеватьс€ и гримироватьс€. “акже трудности возникали с изображением белой одежды. ѕоэтому, рекомендовалось избегать большого количества белого, голубого, бледно-розового. —оветовалось не надевать черный бархат, парчу, золото и белые жилеты. «ато хорошо выходил и весьма рекомендовалс€ черный шелк, поэтому на фотографи€х 1850-60-х годов множество людей предстает в черном шелке.

ЂЌет ничего лучше черного шЄлка, который придает стройность и из€щество. ≈сли вы молоды и пришли позировать, черна€ кайма поверх белого вокруг юбки выгл€дит очень эффектно. Ћеди, не столь юные будут хорошо выгл€деть в черном moiré antique без отделки. ≈сли дамска€ фигура оставл€ет желать лучшего, можно элегантно завернутьс€ в черную кружевную шаль и, чтобы избежать диспропорции, лучше сидеть, чем сто€ть. “акже хорошо смотритс€ плотна€ светла€ шерст€на€ ткань, - € видел как очаровательно вышел репсовый тартан. √олубых и оранжевых тонов всегда следует избегать Ц первые выход€т белыми, вторые Ц чернымиї.

 амиль —ильви, 1860

 

Ќесмотр€ на технические усовершенствовани€, эти советы были актуальными на прот€жении всех 1860-х. ћладенцы не пользовались благосклонностью фотографов, и не только из-за своей вертл€вости (кстати, фотографирование детей всегда стоило дороже фотографировани€ взрослых), но и из-за того, что их неизменно одевали в белое. Ѕелые плать€ невест, подружек невест и плать€ дл€ конфирмации также представл€ли проблему. ƒжентльмены в парадных нар€дах были трудной задачей из-за резких контрастов черного и белого.

 

“акже рекомендовалось одежду приводить в соответствие с индивидуальными особенност€ми внешности, чтобы избежать нежелательных контрастов.

Ђ÷вет лица и волос должен быть приведен в соответствие с одеждой. Ѕлондинкам следует носить гораздо более светлые тона, чем брюнеткам.ѕоследние лучше всего смотр€тс€ в темном, и тем и другим противопоказан чистый белый. ѕрекрасные золотые волосы тер€ют все свое очарование и превращаютс€ в черные. ѕростейший и наиболее эффективный способ замаскировать желтизну волос Ц запудрить их почти до белого. “о же верно и в отношении лица. ¬еснушки, почти незаметные глазу, из-за своей желтизны на фотографии превращаютс€ в нечто ужасное. ѕудреница должна стать неизменным помощником нашему искусствуї.

 

¬ообще же совместной целью как фотографа, так и позирующего, было сделать Ђкрасивое лицої, поэтому путем специального продумывани€ позы, организации освещени€ и ретуши вс€ческие недостатки и дефекты могли быть исправлены.

 

–етушь вообще широко примен€лась в портретной фотографии, и существовало непрекращающеес€ противосто€ние между фотографами Ц приверженцами Ђчистого искусстваї и портретистами, которые стремились угодить клиенту.

 

ѕрославленные, преуспевающие студийные фотографы писали и выпускали заметки, специальные руководства, посв€щенные тому, как нужно снимать хорошие портреты. ƒиздери, например, говорил, что хороший портрет это всегда милое, при€тное лицо, достойный вид, правильное распределение светотени, хорошие пропорции, немного экспрессии и точное сходство.

 

Ќу и напоследок, непременна€ иллюстраци€ к любой статье о портретных фотоателье 19 века:

 

ѕаскаль-јдольф-∆ан ƒань€н-Ѕувре. Ќовобрачные у фотографа, 1870-е:

ѕервый в  иеве и, веро€тно, один из первых в ”краине фотоснимков сделал в 1853 году англичанин ƒжон Ѕорн. ѕо просьбе своего земл€ка, инженера „арльза де ¬иньол€, он запечатлел его замечательное творение Ц ÷епной мост, раскинув≠шийс€ через ƒнепр. »менно с легкой руки ƒжона Ѕорна в  иеве в 1860Ц1870-е годы началс€ расцвет видовой фотографии. Ѕлагодар€ вспых≠нувшему фотографическому буму были запечатлены многие улицы, парки, дома, не дошедшие до сегодн€шнего дн€ сквозь революционные и военные вихри ’’ векаЕ

ѕервые киевские фотографы Ц это люди €рких судеб, талантливые мастера своего дела.  стати, именно в  иеве в 1867 году был создан первый в –оссийской империи фо≠токалендарь, за что его авторы Ц ¬иктор ¬оюцкий и јлександр –удковский Ц полу≠чили от императора јлександра II золотые часы с золотыми цепочками и ключи≠ками.

“акой же награды удостаивалс€, причем дважды, и киевл€нин ‘ранц де ћезер (Mezer) Ц за альбомы видов  иева и окрестностей. ”роженец ¬олыни, он приехал в  иев в 1852 г., где стал учителем рисовани€ в »нституте благородных девиц. ќд≠нако новое изобразительное средство Ц фотографирование Ц настолько захватило его, что учитель вскоре превратилс€ в профессионального фотографа. ¬не≠др€€ собственные изобретени€, он добилс€ поразительных результатов. ”же в 1865 г. кабинетные портреты ‘. де ћезера считались верхом совершенства. „ерез его фотоателье на  рещатике прошло несколько поколений киевл€н. «а 30 лет фотограф Ц рекорд≠смен  иева по количеству снимков Ц изготовил 137800 изображений (негативов), с которых отпечатал 1,5 млн. фотографий!

Ќа российских и зарубежных фотовыставках ‘. де ћезер получил 6 золотых и 4 серебр€ных медали. Ќа выставках во ‘лоренции и ѕетербурге Ц высшие награды за снимки на стекле. Ќа выставках в ћоскве, ћадриде, Ѕрюсселе Ц золотые медали, почетные дипломы. –оссийска€ императрица ћари€ ‘едоровна пожаловала ему драгоценный перстень за альбом киевских видов, а греческа€ королева ќльга удо≠стоила звани€ своего придворного фотографаЕ

”влекс€ фотографией и 27-летний киевский поэт ¬ладимир ¬ысоцкий (Wladimir Wysocki), открывший в 1873 году фотоателье на углу  рещатика и ул. Ћютеранской. Ќови≠чок сразу же добилс€ известности. ¬скоре на долю ‘. де ћезера и ¬. ¬ысоцкого приходилось более половины всех заказов в  иеве! ¬ 1882 г. ¬. ¬ысоцкий получил серебр€ную медаль на выставке в ћоскве, а затем Ц царские подарки за фотора≠боты дл€ членов императорской семьи. ќн стал официальным фотографом  иев≠ского университета, а также получил звание Ђѕридворный фотограф ≈е »мпера≠торского ¬ысочества ¬еликой кн€гини јлександры ѕетровныї. ѕосле смерти ¬. ¬ысоцкого его ателье перешло к жене и сыну ¬. ¬ысоцкому-младшему, который ввел новинку Ц снимки при электрическом освещении. ѕричем дл€ удобства приезжавших в бальных костюмах была приготовлена специальна€ каретаЕ

 

 

√енрих Ћазовский открыл фотоателье на углу  рещатика и ул. ѕрорезной в 1891 году (теперь на этом месте ресторан Ђ азак ћамайї). ”же через шесть лет в его распор€жении находилось 13200 негативов. »менно √. Ћазовский стал первым рас≠крашивать черно-белые фотоснимки, лишь одним ему известным способом доби≠ва€сь стопроцентной передачи реальных цветов в мельчайших детал€х. Ёто, ко≠нечно, произвело сильное впечатление на современниковЕ «а альбом ¬олынских маневров 1890 года √. Ћазовский получил от императора јлександра III перстень с бриллиантом, за альбом коронационных торжеств 1896 года Ц медаль на јндреевской ленте (уже от нового императора Ќикола€ II). Ќо главным его достижением было использование искусственного осве≠щени€ при дневном свете дл€ фотопортретов. «а это изобретение ѕарижска€ акаде≠ми€ присудила ему Ѕольшую золотую медаль и диплом почетного члена, а јкаде≠ми€ изобретателей Ц ѕочетный диплом. ћало кто из фотографов мира был удо≠стоен такой честиЕ

¬ 1893 году на  рещатике открыл фотоателье Ќиколай ”земский (Ouzemsky). ќн стал известен не только своими многочисленными снимками фабрик и заводов, но, прежде всего, как автор портретов на матовой бумаге, которые выдел€лись как по размеру, так и по качеству исполнени€. ќсобенно известен его портрет Ђмалень≠кого √амлетаї Ц мальчика, одетого в костюм √амлета. ѕортрет сделан превосходно, фотограф сумел помочь своей юной фотомодели прин€ть позу принца ƒатского и придать лицу соответствующее выражение. ”спехи Ќ. ”земского привели к быстрому росту его ателье: если в 1893 г. у него было двое служащих, то уже спуст€ четыре года, в 1897-м, Ц более двадцати.

ќднако Ђкоролем видовой фотографииї по праву считалс€ генерал-лейтенант ƒмитрий Ѕиркин.  омандир  иевской инженерной [строительной] команды, а затем и начальник »нженерного управлени€  иевского военного ок≠руга, он принимал активное участие в создании системы водоснабжени€ города, под его личным наблюдением возводились не только все крепостные сооружени€, но и, например, знаменитый ¬ладимирский собор. ƒ. Ѕиркин, несмотр€ на высокий генеральский чин, лично руководил военной фотографией при »нженерно-учебных мастерских. »з за≠ур€дного подразделени€ ему удалось создать образцовую фотомас≠терскую, оборудованную и укомплектованную фотопринадлежност€ми и оптиче≠скими приборами по тогдашнему последнему слову. ƒ. Ѕиркин изобрел специальный фотоаппа≠рат дл€ нивелировани€ и съемки местности. »менно это изобретение позволило ему произвести воистину уникальную панорамную съемку многих киевских видов XIX века.

Ћюбопытно, что к фотографии был неравнодушен даже киевский городской голова »осиф «авадский. ќн не был фотографом, но с фотографией был тесно св€зан его бизнесЕ ѕо€вившись в 1839 г. в  иеве, «авадский стал владельцем типографии, а в 1862Ц1885 гг. был арендатором университетской типографии и литографии. »здатель стал попу≠л€рен, дела€ копии с уже существующих фотографий, и продава€ их. —обственно, эта попул€рность

(и заработанные с ее помощью капиталы) обеспечила ему впоследствии пост киевского городского головы.

 

Ѕез преувеличени€, в конце XIX века  иев €вл€лс€ одним самых Ђфотографическихї городов –оссийской империи.



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
IV. ƒействи€ санитаров в случае угрозе жизни пациента или врача | ¬оспитание и образование в эпоху —редневековь€ в ¬изантии
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-04; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 904 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

538 - | 535 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.044 с.