Память 25 сентября / 8 октября, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 9 / 22 января 1879 года в Ярославской губернии, в семье священника.
Летом 1901 года окончил духовную семинарию и был определен на место священника в с. Дубровки.
3 / 16 марта 1902 года был рукоположен во иерея в Ярославле епископом Угличским Сергием (Воскресенским), Ярославским викарием.
В Дубровках одновременно со священнослужением был заведующим и законоучителем Дубровинской церковно-приходской школой.
В сентябре 1905 года был переведен в с. Покровское-на-Кадке Мышкинского уезда Ярославской губернии. Одновременно был определен заведующим и законоучителем Покровско-Казанской и Янсаевской церковно-приходских школ.
В 1912 году переведен в Николо-Мельницкую церковь г. Ярославля. С 1912 по 1918 г. был законоучителем в Ярославской школе, а с 1916 г. - в женской школе О.А. Корсунской.
В 1917 г. был назначен председателем предвыборной комиссии, затем избран депутатом на Всероссийский Поместный Собор, но членом Собора не был.
С 1919 года был благочинным четвертого округа.
С 1922 года служил в Свято-Духовской церкви в Ярославле.
В том же году он закончил Археологический институт.
В 1923 году был возведен в сан протоиерея, в том же году стал личным секретарем митрополита Иосифа (Петровых), а во время его ссылки с 1924 по 1926 г. - личным секретарем архиепископа Серафима
Прот. Николай Розов |
(Самойловича), с 1926 г. по возвращении митрополита Иосифа из ссылки снова становится его секретарем, а в 1927 году по неизвестным обстоятельствам был освобожден от этой должности по своему личному желанию.
17 ноября 1930 года был арестован. Был обвинен в том, что "входил в состав контрреволюционной монархической организации; руководил нелегальным сестричеством при Свято-Духовской церкви и организовывал денежные сборы для заключенных; вел систематическую антисоветскую агитацию". При обыске
у о.Николая нашли портреты сосланных священников и архиепископа Серафима (Самойловича).
Нашлись осужденные, давшие показания о том, что протоиерей Николай был вдохновителем и организатором всей контрреволюционной деятельности монархической организации, и что "на его квартире неоднократно устраивались собрания духовенства, близко стоящего к нему". Но о.Николай в ответ на вопросы следствия подробно рассказал, где и как он служил, с кем знаком в силу родственных отношений, с кем - по служебному положению, но не поддерживает близких отношений. Антисоветской деятельности ни себе, ни кому-либо другому не приписал.
8 февраля 1931 года он был приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей.
Отбывал заключение в т.н. "совхозе "Гигант" (Карлаг, Казахстан). Сначала он был направлен на черные работы, но потом вследствие болезни его перевели на работу в конторе. Работал он старательно, поэтому его освободили досрочно, 23 июня 1933 года.
Вернувшись домой, он долго не мог получить прописки, и поселился в Рыбинске у брата, священника Василия Розова. Отец Николай к тому времени был болен дистрофией и цингой, и больше уже не служил. Через несколько лет он смог вернуться в свою семью в Ярославль, но уже тяжело больным раком.
Скончался 8 октября 1941 года в Ярославле.
28 ноября 1989 года был реабилитирован по 1930 году репрессий.
Канонизирован в августе 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
Награды
- наперсный крест (1921)
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/koi/newmr/?HYZ9EJxG...b**
- Жизнеописание на сайте радиостанции "Град Петров"
- http://www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?page=descr&id=286
События дня.
Всенощное бдение.
Накануне я был на службе, как всегда, в Свято-Успенском соборе, где совершалось всенощное бдение, без литии, но с чтением паремий по входу. Службу совершал о.Сергий Лукин. Полиелей возглавлял благочинный Новороссийска, протоиерей Максим Карпов, которому сослужили, помимо духовенства храма, протоиерей Василий Симора, настоятель Свято-Александро-Невского прихода в Борисовке, протоиерей Александр Ткачук, настоятель Свято-Троицкого прихода в поселке Нижнебаканском, священники: о.Игорь Гайдаев, о.Кирилл Вовк (Борисовка), о.Иоанн Лазурченко, а также о.Роман Хотков и о.Андрей Пашин. Из диаконов, помимо о.Антония Кригера в службе участвовали: протодиакон о.Евгений Горин (Свято-Троицкий храм) и о.Николай Мотренко (храм Новомучеников). На клиросе, вместе с верхним хором, пелисвященники: протоиерей Сергий Кулаков, настоятель храма святой блаженной Ксении Петербургской в поселке Абрау-Дюрсо, возглавляющий хор духовенства Новороссийской епархии, а также протоиерей Валентин Павельченко, настоятель Свято-Георгиевского прихода в станице Натхаевской.
Паремии. Паремия 1. Книга притч Соломоновых (Глава 3 и 8): Память праведнаго с похвалами, и благословение Господне на главе его. Блажен человек, иже обрете премудрость: и смертен, иже уведе разум. Лучше бо сию куповати (покупать), нежели злата и сребра сокровища. Честнейшая же есть камений многоценных, все же честное недостойно ея есть. Долгота бо дней, и лета живота в деснице (правой руке) ея: в шуйце (в левой руке) же ея богатство, и слава. От уст ея исходит правда, закон же и милость на языце носит. Послушайте убо мене, о чада! честная бо реку: и блажен человек, иже пути моя сохранит: исходи бо мои, исходи живота, уготовляется хотение от Господа. Сего ради молю вас, и предлагаю мой глас сыновом человеческим: яко аз премудрость устроих совет, и разум и смысл аз призвах. Мой совет и утверждение, мой разум, моя же крепость. Аз мене любящия люблю, ищущии же мене обрящут благодать. Разумейте убо незлобивии коварство, ненаказаннии же прилагайте сердца. Послушайте мене и паки, честная бо реку, и отверзу от устен правая: яко истине поучится гортань мой, мерзки же предо мною устны лживыя. С правдою вси глаголы уст моих: ничтоже в них стропотно, ниже развращенно: Вся права суть разумевающим, и проста обретающим разум. Научу бо вас истине, да будет о Господе надежда ваша, и исполнитеся Духа.
Паремия 2. Книга Притч Соломоновых (Глава 10 и 11): Уста праведнаго каплют премудрость, язык же неправеднаго погибнет. Устне мужей праведных каплют благодати, уста же нечестивых развращаются. Мерила льстивая мерзость пред Господем: вес же праведный приятен Ему. Идеже аще внидет досаждение: тамо и безчестие: уста же смиренных поучаются премудрости. Совершение правых наставит их, и поползновение отрицающихся упасет их: Не пользуют имения в день ярости, правда же избавит от смерти. Умер праведный, остави раскаяние: наручна (поучительна) же бывает и посмеятельна нечестивых пагуба. Правда непорочнаго исправляет пути, в нечестие же падает неправда. Правда мужей правых избавит их: безсоветием же пленяются беззаконнии. Скончавшуся мужу праведну, не погибнет надежда: похвала же нечестивых погибнет. Праведник от лова убегнет, вместо же его предается нечестивый. Во устех нечестивых сеть гражданом, чувство же праведных благопоспешное. Во благих праведных исправится град, и в погибели нечестивых радование: Во благословении правых возвысится град, усты же нечестивых раскопается. Ругается гражданом лишенный разума, муж же мудрый безмолвие водит.
И русский текст: 27Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся.
28Ожидание праведников - радость, а надежда нечестивых погибнет.
29Путь Господень - твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие.
30Праведник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле.
31Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется.
32Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых - развращенное.
Глава 11.
1Неверные весы - мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему.
2Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными - мудрость. [Праведник, умирая, оставляет сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых.]
3Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их.
4Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.
5Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего.
6Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим.
7Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает.
8Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый.
9Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются.
10При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество.
11Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается.
12Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.
Паремия 3. Книга Премудростей соломоновых (Глава 3): Праведных души в руке Божией и не прикоснется их мука. Непщевани быша во очесех безумных умрети, и вменися озлобление исход их и еже от них шествие, сокрушение, они же суть в мире. Ибо пред лицем человеческим, аще и муку приимут, упование их бессмертия исполнено, и вмале наказании бывшее, великими облагодетельствовани будут, яко Бог искуси их и обрете их достойные себе. Яко злато в горниле искуси их и яко всеплодие жертвенное прият я. И во время посещения их воссияют и яко искры по стеблию потекут. Судят языком и обладают людьми и воцарится Господь в них во веки. Надеющиеся нань, и верни в любви пребудут ему, яко благодать и милость Преподобных Его и посещение во избранных Его.
И русский текст: 1А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их.
2В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, 3и отшествие от нас - уничтожением; но они пребывают в мире.
4Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия.
5И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его.
6Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную.
7Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю.
8Будут судить племена и владычествовать над народами, а над ними будет Господь царствовать во веки.
9Надеющиеся на Него познают истину, и верные в любви пребудут у Него; ибо благодать и милость со