3.4.1. Германо-японская угроза. В октябре 1936 г. Германия и Япония подписали протокол о военно-политическом сотрудничестве (ось Берлин-Токио). В ноябре Германия и Япония заключили так называемый антикоминтерновский пакт (к которому затем присоединились Италия и Испания). В этих условиях советское руководство в качестве наиболее эффективного средства недопущения агрессии рассматривало заключение многосторонних пактов с участием всех сторон, заинтресованных в делах азитско-тихоокеанского региона (в первую очередь, США, Англии, Китая, Франции, не исключая самой Японии). В 1933 и 1937 гг. была высказана идея о заключении Тихокеанского пакта о ненападении, в 1935 и 1937 гг. пакта о взаимопомощи (однако и эти инициативы не получили поддержки у ведущих держав мира).
3.4.2. Борьба с японской агрессией. В июле 1937 г. Япония начала агрессию против Китая, которая продолжалась в течение двух лет. В сложившейся обстановке советское руководство пошло на сближение с Чан Кайши и попыталось убедить китайских коммунистов в необходимости выполнения тактики единого фронта. В августе 1937 г. СССР заключил договор о ненападении, после чего стал оказывать этой стране значительную материальную помощь.
Летом 1938 г. Япония активизировала свои действия на советско-маньчжурской границе. В августе 1938 г. произошло сражение Красной Армии (командующий войсками В.К. Блюхер) с японскими войсками в Восточной Сибири, в районе озера Хасан. В августе 1939 г. имело место столкновение на маньчжурско-монгольской границе в районе р. Халхин-Гол, где войсками Красной Армии командовал Г.К. Жуков. После подписания перемирия происходил переговорный процесс по урегулированию наиболее спорных вопросов. На этом этапе советское руководство отказалось от своего первоначального требования восстановить в районе Халхин-Гола границу в интересах МНР и отвести от нее войска. В целом, положение Красной Армии значительно укрепилось на этих рубежах. После Халкин-Гола начался новый этап в советско-японских отношениях, В апреле 1941 г. между СССР и Японией был подписан пакт о нейтралитете сроком на 4 года.
3.4. Тактика создания единого антифашистского фронта. В связи с угрозой фашистской агрессии миру, летом 1935 г. VII конгресс Коминтерна выступил с новой программой действий. Был выдвинут лозунг создания Народного фронта как широкой коалиции политических сил, выступавших против фашизма и войны, подчеркивалась связь между наступлением фашизма и подготовкой новой империалистической войны. В целях ее предотвращения коммунисты должны были организовать сотрудничество со всеми силами от социал-демократов до либералов.
В то же время противоречия предыдущего периода не были ликвидированы полностью. Советское партийное руководство и лично Сталин продолжали осуществлять свое вмешательство в международное коммунистическое движение. Так, во время гражданской войны в Испании половина советников из СССР, являлись не воеными, а политическими специалистами и прибыли для борьбы с троцкизмом, имевшим значительное влияние в этой стране.
Июнь 1941 гг.
В результате взаимного недоверия Англии, Франции, с одной стороны, и СССР, с другой, не удалось создать систему коллективной безопасности в Европе. Мюнхенское соглашение ускорило процесс изменения сил в пользу Германии. Озабоченность советского руководства вызывало и положение на Дальнем Востоке. Все это созадвало для СССР сложную и опасную ситуацию дипломатической изоляции. Главным фактором обеспечения безопасности Советского Союза считалась военная мощь.
4.1. Срыв англо-франко-советских переговоров. После Мюнхена и последовавшего вслед за ним захвата Германией всей Чехословакии Англия и Франция предприняли попытки наладить сотрудничество с СССР, используя его в качестве противовеса Германии. С апреля 1939 г. начались контакты экспертов трех стран по вопросам взаимопомощи в случае возможной германской агрессии. Одновременно в 1938-1939 гг. СССР пытался наладить советско-польское сотрудничество по противодействию германской агрессии, но безуспешно. К лету 1939 г. англо-франко-советский переговорный процесс также зашел в тупик. Советская делегация прервала переговоры 22 августа 1939г.
4.2. Контакты СССР и фашистской Германии. Пакт Молотов-Риббентроп. Весной 1939 г., одновременно сначалом переговоров с Англией и Францией, СССР приступил к контактам с германской стороной по вопросу о возможном сближении двух стран. В первой половине августа бесперспективность англо-франко-советских переговоров подтолкнула советское руководство к активизации контактов с Германией, предварительные секретные переговоры с которой завершились 23 августа 1939 г. подписанием министрами иностранных дел двух стран И. Риббентропом и В.М. Молотовым Логовора о ненападении сроком на 10 лет.
Договор содержал также дополнительный секретный протокол о разграничении сфер влияния Германии и СССР в Восточной Европе. Сферой интересов СССР признавались Эстония, Латвия, Финляндия, Бессарабия и Северная Буковина (часть Румынии), немецкой сферой - Литва. Вопрос о существовании независимого польского государства по согласию сторон должен был быть решен в будущем в порядке дружественного обоюдного согласия.
4.3. Последствия советско-германского пакта. 28 сентября 1939 г., после вступления войск вермахта и Красной Армии на территорию Польши, в Москве был подписан советско-германский договор О дружбе и границе, предусматривавший дальнейшее развитие отношений и определивший границы между двумя странами по территории Польши (рекам Буг и Нарев). По новому договору в сферу влияния СССР отходила Литва в обмен на Люблинское и часть Варшавского воеводств. Договор предоставлял СССР свободу действий по созданию сферы безопасности на западных границах.
Активизация советско-германского сотрудничества прервала дипломатические контакты СССР с Англией и Францией, за этим последовал отказ СССР от ведения антифашистской пропаганды на своей территории, что окончательно дезориентировало Коминтерн и мировое коммунистическое движение в целом. 29 сентября было опубликовано советско-германское заявление, в котором ответственность за продолжение войны перекладывалась на Англию и Францию. Были прерваны дипломатические отношения с эмигрантскими правителтьствами ряда оккупированных стран. Сталин признал дружественное Германии правительство Виши во Франции, в мае 1941 г. прогреманское правительство Ирака. Сотрудничество СССР с Германией в начальный период войны нанесло серьезный ущерб его международному авторитету и свидетельствовало об имперских амбициях обеих сторон.