Программы реверберационных звуковых эффектов обычно отражают условия, в которых возникает аналогичная реверберация Например, «Маленькая комната», «Большой зал», «Мягкий лист». «Большой зрительный зал» и т.п. Тем не менее нельзя считать, что создаваемые ревербератором звуковые эффекты точно соответствуют реверберации, возникающей естественным путем. Поэтому подбирая реверберационный эффект, нужно пользоваться любым эффектом, который позволяет решить задачу, не обращая особого внимания на его название. Например, вы можете решить, что для подзвучивания ударных лучше использовать расширенную версию «Маленькой комнаты», а кто-то другой на вашем месте предпочел бы применить резко прекращающуюся реверсивную реверберацию. Различных ревербераююнных эффектов, которые могут быть применены, существует столько же, сколько способов исполнения музыки. Для того, чтобы лучше ориентироваться в применяемых реверберационных эффектах, полезно обращать внимание на то, как их используют разные звукооператоры. Заметив в какой-либо записи подходящий реверберационный эффект, по- пробуйте применить этот эффект на своем концерте. Если применяемый вами эффект не подходит, попробуйте выяснить, почему, и, в конце концов, вы научитесь подбирать реверберацию точно и правильно. Наблюдайте за работой звукооператоров. Это поможет вам научиться быстро находить прави.1ьное применение всевозможным звуковым эффектам. Выпускаемые в наше время устройства обработки звука позволяют сделать звучание концерта настолько совершенным, что несколько лет назад об этом можно было только мечтать. Звучание ведущего барабана вы можете украсить мощной резко обрывающейся реверберацией, а для всей ударной установки можно применить стереофоническую реверберацию «Большой комнаты», придав немного шипения ударам остальных барабанов при помощи хоруса. Звучание вокала можно сделать более рельефным, применив эффект удвоения звука, при этом задний вокал можно отделить от переднего, увеличив его время задержки. После этого можно придать звучанию переднего вокала ясную чистую реверберацию зала, а к звучанию заднего вокала добавить мягкий хорус и немного теплой реверберации. Применяя в разных сочетаниях разные реверберационные эффекты вы можете получать бесконечно большое разнообразие всевозможных оттенков общего звучания. В случае, если количества дополнительных входов микшерного пульта для подключения всех требуемых устройств обработки звука окажется недостаточно, можно использовать разъединители входных и групповых каналов пульта. Но при таком подключении вы сможете управлять уровнями прямого и обработанною сигнала при помощи регуляторов микшерного пульта. Баланс между необработанным и обработанным сигналами придется устанавливать при помощи регуляторов баланса устройства обработки звука.
Это означает, что вы должны использовать эффект не на все 100%, как это необходимо при его подключении к дополнительным входам пульта, а, например, только на 30%, оставляя 70% необработанного сигнала. Необходимость прибегать к такому балансу требует дополнительного внимания при его установке. Устанавливая соотношение между отработанным и необработанным- сигналом, нужно следить за тем, чтобы уровень обработанного сигнала не был слишком большим. Подбирая этот уровень во время какого-либо громкого фрагмента, лучше установить его несколько ниже, чем требуется, чтобы во время тихого фрагмента вам не пришлось отвлекаться от пульта и уменьшать уровень обработанного си тала на всех устройствах обработки звука. Не стоит напрасно отказываться от работы с незнакомым устройством обработки звука. Учитывая, что все устройства обработки звука строятся по сходным принципам, лучше постараться понять его работу и действие. Если у вас, тем не менее, возникнут какие-либо сложности с управлением, можно обратиться к тому, кто знает его работу, за сонетом Большинство людей очень любит свои игрушки и всегда готово пойти вам на встречу, чтобы объяснить, как ими пользоваться, особенно в тех случаях, когда вы сами можете рассказать им что-либо из своего собственного опыта.