Оно может быть полным, окончательным и официальным. Такой, вид признания называется признанием de jure. Неокончательное, неполное признание именуется de facto.
Признание de facto (фактическое) имеет место и тех случаях, когда у признающего государства нет уверенности в прочности! признаваемого субъекта международного права, а также когда (субъект) считает себя временным образованием. Пример 1960 г. СССР признал де факто Временное правительство Алжира. Этой формой пользуются, когда г-о считает признание де юре преждевременным. Сейчас достаточно редко.Этот вид признания может быть реализован, например, путем участия признаваемых субъектов в международных конференциях, многосторонних договорах, международных организациях. Например, в OOН есть государства, которые не признают друг друга, но это не мешает им нормально участвовать в ее работе., это не яв. Признанием. Признание de facto, правило, не влечет за собой установление дипломатических отношений. Между государствами устанавливаются торговые, финансовые и иные отношения, но не происходит обмена дипломатическими представительствами.
Поскольку признание de facto является временным, оно может быть взято обратно в случае, если отсутствующие условия, требуемые для признания, не будут реализованы. Взятие признания обратно имеет место при признании de jure правительства-соперника, которому удалось завоевать прочное положение. Признание de jure (официальное) выражается в официальных актах, например в резолюциях межправительственных организаций, итоговых документах международных конференций, в заявлениях правительства, в совместных коммюнике государств и т. Такой вид признания реализуется, как правило, путем установления дипломатических отношений, заключения договоров по политическим, экономическим, культурным и иным вопросам.
Специфический вид-- Признание ad hoc — это временное или разовое признание, признание для данного случая, данной цели.Пример.
Сущ-т т. называемое «молчаливое признание» в форме Дей-й, свидетель-хо призн-и.: Установление дип. Отнош-й с новым г-м, заключ-е 2-стороннего Д-а или продолжение отнош-й с новым правительством.
В науке международного права для объяснения роли и значения признания государств сформулированы следующие две теории.
Конститутивная теория признания. Ее суть в том, что «не может быть правоотношений с государством, еще не получившим признания».
Если нет признания, то нет и субъекта международного права.
Декларативная теория признания. Этой теории придерживается подавляющее большинство юристов-международников. Ее сущность заключается в том, что признание лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права. Подробнее.
Новое государство может появиться в результате: а) социальной революции,; б) образования нового независимого государства в ходе национально-освободительной борьбы, когда народы бывших колониальных и зависимых стран создали независимые государства; в) слияния двух или более государств или разъединения одного государства на два или более.
Признание правительства. Истории международного права известны специальные доктрины о признании правительств, например доктрины Тобара и Эстрады.
Доктрина Тобара (ее автором являлся министр иностранных дел Эквадора Карлос Тобар) закреплена в Конвенции государств Центральной Америки от 20 декабря 1907 г. В соответствии со ст. 1 Конвенции правительства договаривающихся сторон (Гватемалы, Гондураса, Коста-Рики, Никарагуа и Сальвадора) не признают правительства, которое может установиться в одной из пяти республик в результате государственного переворота или революции, направленных против признанного правительства, пока свободно избранное правительство не реорганизует страну в конституционных формах1. Эта доктрина преследовала цель воспрепятствовать бесчисленным революциям в испано-американских республиках.
Доктрина Эстрады (в то время министра иностранных дел Мексики) изложена в Коммюнике Министерства иностранных дел Мексики о признании государств от 27 сентября 1930 г.
В Коммюнике сообщалось, что правительство Мексики не дает никаких заявлений о признании, так как это посягает на суверенитет других наций и ведет к вмешательству во внутренние дела государств, где было свергнуто законное правительство. Поэтому отныне «мексиканское правительство ограничивается тем, что оно либо поддерживает дипломатические отношения либо отзывает своих дипломатических агентов, не оценивая права чужих наций сохранять или заменять свои правительства или власти»2.