Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 2. Основные этапы истории философии




2.1. Античная философия

Философия зародилась в странах Древнего Востока: Древней Индии и Древнем Китае, но наибольшего развития она получила в Древней Греции. Философия возникла и развива­лась в тесной связи с зачатками знаний о природе. Главным вопросом древнегреческой фи­лософии был вопрос о первоначале мира, сущности природы. Философы ищут такую первоматерию, которая не только все из себя рождает, но и как сущность лежит в глубине всех явлений. Так, родоначальник греческой философии Фалес утверждал, что все вещи возни­кают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. У Анаксимена первоначалом и субстратом всех вещей является воздух. У Анаксимандра - апейрон - неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении первоначало. Гераклит в каче­стве первоначала Вселенной рассматривал огонь. В его учении огонь выступает как суб­станция бытия, поскольку пребывает всегда равным самому себе, неизменным во всех пре­вращениях. Мир по Гераклиту - упорядоченный космос. Он вечен и бесконечен. Он не соз­дан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, Закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. Все изменения мироздания происходят в известной закономерности, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости, а необходимость - это всеобщий закон – логос.

Крупным шагом в развитии раннегреческой философии была философия элейской шко­лы. Элеаты первые в истолковании субстанции перешли от конкретных природных стихий - воды, воздуха, огня и земли - к бытию как таковому. Основатель элейской школы Ксенофан ставит проблему единства мира, заявляя, что "единое есть бог". Бог Ксснофана то­ждественен космосу, он один и един. Ученик Ксенофана Парменид, наиболее яркий пред­ставитель элейской школы, развивает понятие единого Миробога Ксенофана в понятие единого бытия. Он впервые ставит вопрос о соотношении бытия и мышления, а также вопрос о соотношении бытия и небытия. Парменид считает, что бытие существует, а не­бытие не существует. Он впервые прибегает к доказательству в философии: небытие не существует потому, что "небытие невозможно ни познать, ни в слове выразить". Небытие не существует, потому что оно немыслимо А немыслимо оно потому, что сама мысль о не­бытие делает небытие бытием в качестве предмета мысли. Далее Парменид делает логич­ный вывод: если небытие не существует, то бытие едино и неподвижно. Все наполнено бы­тием, все непрерывно, ведь бытие плотно примыкает к бытию, поэтому движение немыс­лимо. Элеаты четко разделяют истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях. Последние знакомят людей лишь с видимостью вещей. Знание их истиной сущности дает философское учение о бытии. Доказательству ил­люзорности чувственного многообразия мира и его движения посвящены апории Зевона, ученика Парменида.

Итак, в период становления философия человеческое познание было направлено на внешний мир, философы стремятся сконструировать научную картину мира, выявить все­общие основания бытия этого мира. В дальнейшем в фокусе философских исследований оказывается человек. Проблема человека получила развитие в философских учениях со­фистов и Сократа.

Софисты - это первые философы - профессионалы, они учили молодых людей искусст­ву красноречия, технике политической и юридической деятельности, связывая ее с общими вопросами философии и мировоззрения. Софисты способствовали развитию логического мышления, гибкости понятий, доказывали, что каждому утверждению может быть с рав­ным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение, поэтому доказать можно все, что угодно.

Учеником софистов в начальный период своей деятельности, а затем их непримиримым оппонентом стал Сократ, оказавший огромное влияние на античную и мировую филосо­фию. Философия в понимании Сократа не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Главная задача познания - самопознание. Призыв "Познай самого себя!', начертанный над входом в храм Аполлона, стал для Сократа программой его фило­софии. Разрабатывая этику, Сократ отождествляет добродетель со знанием. Поведение че­ловека, полагает он, определяется его понятиями о доблести и благе: нет человека, который, зная, что он может сделать нечто лучше, стал бы делать хуже. Таким образом, Сократ сводил всякое дурное действие к простому незнанию или к заблуждению, а мудрость - к совершенному знанию.

В конце V века до н.э. с развитием идей элейской философии возникают предпосылки для создания классической философии. В философских системах Демокрита, Платона и Аристотеля философия Древней Греции вступила в эпоху своей зрелости. В основу фило­софии Демокрита были положены два принципа: принцип атомистического строения ми­ра и принцип всеохватывающего мир движения. По преданию у Демокрита был учитель Левкипп. Его называют автором атомизма. Но его взгляды не выходили за пределы реше­ния проблемы первоначала. Демокрит же сделал атомизм принципом построения класси­ческой философской системы. Мир, по Демокриту, состоит из бытия и небытия. Бытие -это совокупность бесконечного числа малых атомов, различающихся между собой по вели­чине, форме и положению. Небытие - это пустота, в которой движутся атомы. Возникно­вение и уничтожение вещей атомисты объясняли разделением и сложением атомов, изме­нение вещей - изменением их порядка и положения.

Вселенная, по Демокриту, бесконечна, бесконечно в ней и количество миров. Живое возникло из неживого. Человек - тоже сцепление атомов и отличается от других существ наличием души. Душа - это вещество, состоящее из мелких, наиболее подвижных, огнен­ных атомов. В основе гносеологии Демокрита лежит принцип "истечения", согласно кото­рому процесс познания состоит в восприятии человеком воздействия на него тел через со­ответствующие органы чувств. Это воздействие проявляется в форме истечения с поверх­ности всех вещей копий —мельчайших и тончайших образов этих вещей. Проникая, в тело человека, образцы вещей соприкасаются с атомами души и вызывают у него соответст­вующее ощущение внешнего мира.

Демокрит различал два рода познания; темное - посредством чувств и истинное - по­средством мысли. Атомы и пустота как первоначало мира лежат за пределами чувственно­го познания, открыть их можно лишь в результате размышления. Таким образом, Демокрит не противопоставляет чувства и разум, а берет их в единстве: разум идет дальше чувств, но он опирается на их показания.

Демокрит впервые сформулировал принцип причинности, согласно которому ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу не­обходимости. При этом он отождествляет причинную обусловленность с необходимостью и отрицает случайность, полагая, что в мире царствует необходимость. Демокрит развива­ет учение об историческом прогрессе людей от звероподобного состояния к цивилизован-

ному. Первые люди вели неупорядоченную, звероподобную жизнь, подвергаясь нападени­ям хищников, они постепенно научились помогать друг другу, собираясь в стада. В даль­нейшем они стали укрываться в пещерах и откладывать про запас плоды. Люди, по Демок­риту до всего дошли собственным умом, подгоняемые нуждой и пользуясь наблюдениями над природой.

Крупнейшим представителем античной философии, проделавшим большую работу по систематизации предшествующей философии, был ученик Сократа Платон (427-347 до н.э.). Платон является родоначальником объективного идеализма. Чувственные вещи объ­ективного мира изменчивы и непостоянны, они для Платона лишь тени мира идей, вечных и неизменных. Таким образом, согласно Платону, существует два мира: мир идей, который философ называл действительным, истинным, настоящим, и мир вещей, или теней, кото­рый он считал ложным и зависимым от мира идей. Идеальное бытие Платона своей неиз­менностью и вечностью похоже на бытие Парменида, оно недоступно чувственному вос­приятию а постигается только разумом. Но в отличие от единого, нерасчлененного бытия элеатов, бытие Платона множественно. Это множество Платон называет идеями, сущно­стями, эйдосами. Вещи, по Платону, тени, отблески эйдосов.

Для объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материи, ко­торая существует вечно и идеями не творится. Объясняя происхождение вещей, Платон полагает, что мир идей влияет на чувственный мир, подобно лучам солнца идеи воздейст­вуют на бесформенную материальную массу, из которой выкристаллизовывается тот или иной предмет. Любая вещь - воплощение множества идей. Но идеи сами по себе безжиз­ненны, они дают только форму, эталон, стандарт для вещи. Безжизненна и платоновская материя. Платон вводит в свою систему третье, наряду с материей и идеями, начало - душу космоса, мировую душу. Душа космоса объемлет мир идей и мир вещей, связывает их. Она заставляет вещи подражать идеям, а идеям - присутствовать в вещах.

Тела живых веществ, по Платону, созданы из частиц огня, земли, воды и воздуха, заим­ствованных из Космоса. Назначение тела - быть временным вместилищем души. Как тело, так и душа сотворены богом, но тело - смертно, а душа - бессмертна. От тела зависит ха­рактер души. Сотворив души, боги поместили их на звездах. Находясь на небе, души обла­дают истинным знанием, поскольку питаются созерцанием идеального мира. Сойдя на зем­лю и вселившись в тела, они забывают о идеальном мире, поскольку их питает не сверх­чувственное умозрение, а чувственное восприятие, которое не может быть источником знания. Душа содержит знание в самой себе. Суть теории познания Платона состоит в тези­се, что "знание - это припоминание' того, что душа некогда узнала, а затем позабыла. Этому припоминанию способствует созерцание вещей, которые, сами будучи отражением идей в материи, напоминают об идеях как по сходству с ними, так и по контрасту Но самое главное в методе анамнезиса (припоминания) - это искусство логического рассуждения, философской беседы, вопросов и ответов, т.е. искусство диалектики.

В социологии Платона этика и политика тесно связаны: государство подобно человеку, а человек - государству, справедливость в государстве и в человеке одинакова. Поэтому че­ловек может быть нравственно совершенным только в правильно организованном государ­стве. Платон осуждает все существующие формы государственного устройства: демокра­тию, тиранию, олигархию и тимократию. Он считает, что все они - извращение того, что должно быть, не потому, что они основываются на социальном неравенстве, а потому, что их социальное неравенство не соответствует природному неравенству людей. Платон пред­лагает свой образ совершенного государства, который он называет также «прекрасным го­родом». Подобно тому, как в душе человека три части, так и в государстве должно быть три сословия: разумной части души, добродетель которой в мудрости, должно соответст­вовать сословие правителей - философов, яростной части души, добродетель которой в мужестве - сословие воинов (стражей), низменной, вожделеющей части души - сословие земледельцев и ремесленников. Добродетелью третьего сословия должно быть благоразумие, т.е. добровольное выполнение своих производственных функций.

Платон - предшественник социализма в той мере, в какой он видит главный источник

социального зла и несправедливости в частной собственности. Однако социализм Платона казарменный. Платон упраздняет все личное. Стражи и выходящие из их рядов философы не имеют никакой частной собственности, им не дозволено пользоваться золотом и сереб­ром - ведь золото и серебро в их душах. Стражи не имеют и личной собственности, они живут сообща и столуются все вместе, раз, в году получая продовольствие от граждан, ко­торых они охраняют. Семья упраздняется. Жены и дети должны быть общими, все это не­обходимо для укрепления государства. Учение Платона об идеальном государстве было подвергнуто критике со стороны Аристотеля.

Аристотель был в течение 20 лет слушателем академии Платона. Платон сумел разгля­деть гениального юношу и высоко его оценить. Со своей стороны Аристотель высоко це­нил учение Платона, но уже в школе он увидел уязвимые места платоновского идеализма Аристотелю принадлежат слова: "Платон мне друг, но истина дороже".

Наследие Аристотеля огромно, оно включает в себя общефилософские, логические, фи­зические, биологические, психологические, политико-экономические и искусство­ведческие произведения. Главное философское произведение Аристотеля - «Метафизика», состоит из 14 книг. Философия у Аристотеля достаточно четко выделяется из всей сферы знания. Если предметом физики является материя и подвижные, изменчивые "чувственные сущности *, то предмет философии - не природа, а то, что существует сверх ее - немате­риальные причины и сверхчувственные и неподвижные, вечные сущности. Совокупность сутей всех вещей и образуют высший, сверхчувственный уровень бытия. Но это не потус­торонний идеальный мир Платона, а уровень сущностей явлений и вещей самой же приро­ды. Чувственный мир для Аристотеля вполне реален. Но Аристотель не согласен с убежде­нием обыденного сознания, что сущее исчерпывается его чувственной картиной. Ведь вся­кое единичное имеет свою суть, которая постигается умом, а не чувствами. " Суть бытия " вещи - это первая сущность, ее форма. Будучи вечной и неизменной, форма и представляет собой ту самую метафизическую сущность, которая и является предметом философии. Аристотель критикует Платона за то, что тот приписал идея» самостоятельное суще­ствование, обособив и отделив их от чувственного мира.

Каждая вещь, по Аристотелю, слагается из двух начал: из активной формы и пассивной материи, которая существует вечно. Он фактически заменяет понятие идеи Платона на по­нятие формы, а отдавая приоритет форме сам становится на позиции идеализма. Бог у Ари­стотеля - это "форма всех форм", вместилище всех сверхчувственных, обособленных от материи, неподвижных сущностей.

Душа является формой по отношению к материи, но она присуща лишь живому суще­ству Ею обладают только растения, животные и человек. Но в каждом проявлении душа носит своеобразный характер. "Растительная душа" ведает функциями питания, роста и размножения. У животных к функциям души прибавляется способность желания, т.е. стремление к приятному и избегания неприятного. Разумной же душой обладает только че­ловек.

В социологии Аристотель стоит на общей с Платоном идеологии рабовладения, но в от­личие от последнего выступает как сторонник индивидуальной частной собственности. Со­гласно Аристотелю, человек есть политическое животное. Государство - это развитое об­щество общин, а община, - развитая семья. Формы организации семьи он переносит на го­сударство. Власть в государстве, по Аристотелю, это продолжение власти семьи. Аристо­тель отвергает "идеальное государство" Платона, считая, что государство должно обеспе­чивать максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовла­дельцев.

Аристотель завершает классический период в развитии греческой философии. Но фило­софия Аристотеля не завершает истории античной философии. История античной филосо­фии продолжилась и в послеаристотелевские времена в эллинистический, а затем и в рим­ский период древней истории народов Средиземноморья.

12. Средневековая западная философия

Средневековая философия в Западной Европе - это христианская философия, которая начала складываться во втором в. н.э. Основным источником христианства была иудейская ре­лигия, самая монотеистическая из всех религии античности. Философия раннего христиан­ства называлась апологетикой, а её представители - апологетами. Это название они полу­чили потому, что их сочинения нередко носили характер апологий, то есть сочинений, на­правленных на защиту и оправдание христианского вероучения и деятельности христиан, на доказательство преимущества христианства перед другими религиями. Средневековая философия - это синтез иудейско-христианской мифологии и греческо-римской филосо­фии. Непосредственными теоретическими истоками раннехристианской философии была эллинистическая философия I -II вв., прежде всего, система еврейского философа из Алек­сандрии Филона.

Философия Филона Александрийского базировалась на представлении о Боге как высшем существе, стоящем вне времени и пространства, трансцендентном миру, т.е. нахо­дящемся за пределами сотворенного им мира. В силу своей трансцендентности Бог не мо­жет вступить в непосредственный контакт с миром, для этого нужен посредник. На мифо­логическом уровне таким посредником был Иисус Христос, принявший жертвенную смерть за грехи человечества во имя его спасения. Однако для зарождающейся христиан­ской философии требовалось дать решение этой проблемы на теоретическом уровне. Для преодоления пропасти между Богом и миром Филон использует понятие логоса. Логос - это мировой порядок, красота и гармония. Это закон, приводящий все разнообразие вещей к единству. Логос у Филона выступает как сотворенный Богом дух, как атрибут Бога. Бог выше логоса - его атрибута, потому он может нарушать законы природы и совершать чуде­са.

Заслугой Филона было и то, что он впервые дал личностное понимание Бога. Бог Яхве в изображении Филона бестелесен, един, всегда равен и подобен себе (он не может откло­няться ни к худшему, ни к лучшему). Будучи единым и самодостаточным, Яхве - чистый ум, благо и красота. Для обыденных человеческих чувств и для ума человека Яхве недос­тупен, ибо невыразим не только в образах, но и в понятиях В своем обыденном состоянии человек может знать только то, что Яхве существует.

Главной идеей христианского мировоззрения является идея Бога. Если античное миро­воззрение, по своей сути, космоцентрично, то средневековое теоцентрично. Реальностью, определяющей все сущее в мире для христианства, является не природа, космос, а сверхъ­естественное начало - Бог. Смысл человеческого бытия, с точки зрения теоретиков христи­анства, состоит не в познании и преобразовании природы и общества, а в соединении с Бо­гом в так называемом "божьем царстве*.

В истории развития средневековой философии выделяют два основных этапа: патри­стики и схоластики. Патристика - это учение отцов церкви, которое стаю привлекать рационалистические философские понятия для обоснования христианских догм. Предста­вители патристики заложили основы философии христианства. Одним из наиболее ярких представителей патристики был Климент, обосновавший в Александрии христианскую богословскую школу. Придя к христианству от платонизма и стоицизма, Климент Алексан­дрийский сохранил уважение к философии, но стремился подчинить её религии. Он дока­зывал, что античная философия является необходимым предшественником христианства, данная Богом грекам и римлянам. Поэтому различие религии и философии состоит только в том, что в религии истина дана целиком, а в философии опосредованно и частично.

В отличие от гностиков, стремившихся сблизить античную философию и христианство, Тертуллиан обосновывая тезис о несоединимости философии и религиозной веры. Он ут­верждал, что между верой и разумом нет никаких точек соприкосновения. Всякая филосо­фия и сама еретична, и источник всех религиозных ересей. Ересь, говорит Тертуллиан, оз­начает "выбор", философы - "умы спорливые", занятые "праздными вопросами и разгово­рами", не знают истины, "они еще ищут, стало быть, еще не нашли". Истина от Бога, тогда как философия и религиозные ереси от дьявола. Принцип Тертуллиана - "верую, потому что это абсурдно", полностью выражает содержание и смысл его учения, в котором ис­тинность веры является совершенно другой, чем истинность разума. Понятие веры как высшей истины подготовило почву для подчинения философии теологией, что было харак­терным для всего последующего периода развития христианской философии.

Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики был Аврелий Августин Им написано около ста работ против науки и материалистической философии, в защиту и обоснование христианской религии. Он обсуждает проблему свободы человеческой воли и дает обзор истории всего человечества с религиозной точки зрения. Учение Августина ста­ло определяющим духовным фактором средневекового мышления, оказала большое влия­ние на всю христианскую Западную Европу.

Вторым этапом развития средневековой философии является схоластика Начало схо­ластики приходится на IX столетие и ее развитие продолжается до конца XV столетия. Главная задача схоластики - поиск рациональных путей обоснования веры. Если перед патристикой стояла задача создать систему религиозной догматики, то задача схоластики состояла в том, чтобы её упорядочить и сделать доступной для необразованных людей, пе­реходящих в христианство.

Схоластическое философское мышление сосредоточивалась, в сущности, на двух про­блемах: с одной стороны, на споре номинализма и реализма по проблеме универсалий, а с другой - на доказательстве существования Бога. Суть проблемы универсалий состояла в выяснении соотношения общего, отдельного и особенного. Античная философия не отве­тила, на два основных вопроса:

1.Как существует общее? Самостоятельно (как у Платона) или в мышлении человека (как у Аристотеля)?

2.Какова природа общего? Являются ли понятия такими же телесными сущностями как и окружающие вещи или это бестелесные сущности?

Реалисты, считали, что общие понятия существуют реально, причем они существуют до единичных вещей и вне их. Номиналисты, напротив, не допускали реального сущест­вования универсалий. Они считали, что существуют только индивидуальные тела природы, а общие понятия образуются благодаря познанию индивидуальных вещей.

Представители патристики опирались на философию Платона, но с XII века Европа на­чинает знакомиться с наследием Аристотеля. Запреты на изучение трудов Аристотеля не помогали. В 1245 году изучение философии Аристотеля было разрешено без ограничений, а в 1255 году никто не мог получить степень магистра, не изучив трудов Аристотеля. В се­редине XII века победило мнение, согласно которому теология нуждалась в оздоровлении философией Аристотеля. Реорганизатором и систематизатором схоластики на основе работ Аристотеля явился Фома Аквинский. Он по новому пытается решить три основные про­блемы схоластической философии: соотношение веры и знания, Бога и природы, проблему универсалий.

Решая проблему соотношения веры и разума, Фома Аквинский выдвигает идею гармо­нии веры и знания. Между наукой и верой нет противоречия, поскольку христианская исти­на стоит выше разума. Разум и вера - это принципиально различные пути к истине. Знание - это область очевидных и доказуемых истин, а вера - неочевидных и недоказуемых. Дог­маты религии (воскрешение, триединство, непорочное зачатие) "сверхразумны", но не "противоразумны". Философия должна служить вере, она сама не может доказать сверхъес­тественную истину, но может ослабить выставляемые против нее аргументы. Если разум приходит к выводам, противоречащим вере, то это ошибка разума. Согласно Аквинскому, бытие Бога может быть доказано разумом и он формулирует пять доказательств существо­вания Бога.

В XIII веке Фома Аквинский был причислен к лику святых, а его учение становиться официальной доктриной церкви. В условиях Ренессанса возникает кризис томизма, изуче­ние трудов Аквинского прекращается. Но в конце ХГХ века учение томизма вновь возрож­дается, на его основе развивается неотомизм - одно из ведущих направлений западной фи­лософии XX века.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 311 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2525 - | 2334 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.