Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Словарь философских терминов




Абсолют или абсолютное состояние (от лат. аbsolutus – существующий сам по себе, неограниченный) – философское понятие, обозначающее духовное первоначало всего сущего, нечто единое, всеобщее, безначальное, бесконечное.

Агностицизм (греч. а – не, гносис – знание) – философское учение, утверждающее, что человеческий разум ограничен, человек не способен понять сущность вещей, не может иметь достоверное знание о них.

Учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира.

Антропоцентризм (греч. антропос – человек, лат. centrum – центр) – точка зрения, согласно которой человек есть центр и высшая цель мироздания.

Апейрон (греч. а – не, пейрос – конец, предел) – термин древнегреческой философии, означающий бесконечное, беспредельное, безграничное.

Апологетика (греч. – защищать, обосновывать) – учение, рационально обосновывающее христианскую веру.

Апория (греч. а – не, порос – выход) – трудноразрешимая проблема, связанная с противоречием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом.

Апостериори и априори (лат. a posteriori – из последующего, а priori – из предшествующего, изначально) – философские понятия: апостериори – знание, полученное из опыта, при помощи чувств; априори – знание, полученное до опыта и независимое от него.

Аскетизм (греч. –упражняющийся в добродетели, отшельник) – моральный и религиозный принцип, требующий воздержания от жизненных благ, удовольствий, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.п. Аскетизм присущ многим этическим системам восточной философии.

Атеизм – (греч. а – отрицание, theos – бог) – система научно-обоснованных взглядов, отрицающих религию, веру в чудеса, загробную жизнь и т.д.

Атом (греч. - неделимый) – мельчайшая неделимая единица бытия, из которой состоят все вещи.

Атрибут (лат. - приписываю) – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться.

Бог – образ сверхъестественного всемогущего существа в теистических и деистических учениях.

Бытие – философская категория, обозначающая объективную реальность, существующую вне и независимо от человеческого сознания; наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще (начиная от макромира и заканчивая микромиром).

Вакуум (лат. vacuum – пустота) - в истории философии и наук обычно употреблялось для обозначения пустоты, пустого пространства, т.е. «чистой» протяжённости, абсолютно противопоставляемой вещам.

Согласно Демокриту, атомы и пустота – две основные однопорядковые реальности. Пустота так же объективна, как и атомы. Только наличие пустоты делает возможным движение.

Веды (ведать, знание) – самхиты (сборники) священных песен и жертвенных формул, торжественных гимнов и магических заклинаний, использовавшихся при жертвоприношениях.

Веды созданы племенами арийцев, пришедших в Индию после XV в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья, Ирана.

Гедонизм (греч. – наслаждение) – этическое направление, провозглашающее наслаждение высшим благом и основой человеческой жизни, заложенной природой.

Гносеология ( греч. gnosis – знание, logos – учение) - раздел философии, изучающий проблемы природы познания, источники, формы и методы познания.

Гностицизм (греч. – познающий, познание, знание) – философская концепция, последователи которой разделяли религиозное учение на две составляющие: на веру на уровне простого обыкновенного верования (вера для всех) и на высшее познание религиозных тайн, которое доступно избранным, обладающим высокой силой ума.

Гуманизм (лат. humanus – человеческий) – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

Дао (путь, дорога) – понятие китайской философии, невидимый, вездесущий естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида, неотделимый от материального мира и управляющий им.

Деизм (лат. – бог) – религиозно-философское учение, которое признает божественное существование только в качестве первопричины мира, в остальном мир предоставлен действию законов природы.

Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.

Диалектика (греч. – ввести спор, беседу): в древности – искусство добиться истины путём раскрытия противоречий в суждениях противника и преодоления этих противоречий; в последствии – учение о всеобщих закономерных связях и развитии.

Догма (греч. – мнение, решение, учение) – доктрина (учение) или отдельные ее положения, принимаемые за истинные без доказательства, опытного обоснования или практической проверки, а лишь на основе религиозной веры или слепого подчинения авторитету.

Дуализм (лат. – два) – философское направление, которое началом бытия считало две различные субстанции: материальная и духовная.

Душа – понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела.

Дхарма (санскр. – закон, порядок, долг, справедливость, природа) – важное понятие в Древней Индии, абсолютный вечный моральный закон, нравственный ориентир для каждого человека.

Ересь (греч. – особое вероучение) – отклонение от общепринятого религиозного учения (например, в эпоху Средневековья), предлагающее иной подход к религиозному учению (например, в христианстве – гностицизм, арианство, несторианство и т.д.).

Жэнь (кит. – гуманность, милосердие, доброта, человеколюбие) – категория китайской философии, одно из основных понятий конфуцианства. В основе жэнь лежит любовь в широком смысле (как основа межчеловеческих отношений) - основное качество идеального человека (цзюнь-цзы).

Идеализм (франц. idealisme) - философские учения, утверждающие, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое вторично, зависимо, обусловлено.

Инь/ян – полярные космические силы бытия в китайской философии, которые лежат в основе всего.

Любая вещь существует в борьбе противоположностей.

Иррационализм ( лат. irrationalis – неразумный, бессознательный) - философское направление, ограничивающее или отрицающее возможность разумного логического познания действительности и признающее основными видами познания инстинкт, интуицию, волю, веру, откровение.

Истина – соответствие понятия, идеи с объектом; отражение действительности в мысли.

Карма (санскр. – деяние) – одно из основных понятий религиозно-философской мысли в Индии; закон воздаяния; предопределённость человеческой жизни и судьбы.

Сумма злых и добрых дел каждого человека (карма) определяет форму последующего рождения. Цель кармы – провести через испытания душу человека, чтобы, совершенствуясь, она достигла высшего нравственного развития – мокши.

Категории (греч. – высказывание) – предельно общие, фундаментальные понятия.

Космос (греч. – упорядоченное, порядок, строй) – термин древнегреческой философии, характеризующий мир как организованное, упорядоченное, единое целое, возникшее из хаоса.

Космоцентризм – система философских взглядов, в основе которых лежит идея об упорядоченном, многообразном, гармоничном материальном мире.

Космополит – человек мира, не признающий государственных границ и не принадлежащий к какой-либо национальности.

Согласно стоицизму, как все предметы произошли из единой субстанции – огня, так и умы людей – частицы мирового разума. Человек – гражданин вселенной. Раб и господин, знатный и незнатный принципиально равны.

Логос (греч. – мысль, слово, разум) – терминдревнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (высказывание, речь) и «понятие» (суждение, смысл).

Майевтика (греч. - повивальное искусство, рождение истины в других людях) – метод философствования, который создан Сократом как искусство извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов. В процессе диалога Сократ не утверждает что-либо, а последовательно задаёт логически выстроенные вопросы, размышляя над которыми, его собеседник (мужчина) сам формулирует ранее неизвестные ему утверждения («рождает истину»). Аналогия Сократа с повивальным искусством: у женщины рождается ребёнок, у мужчины – истина.

Манихейство – религиозно-философское дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия.

Возникло в III в. н.э. на Ближнем Востоке, быстро распространилось на территории от Китая до Испании, подвергалось гонениям со стороны христианства, ислама и др. и оказало влияние на средневековый дуалистический еретизм.

Материализм – философское направление, признающее материю первичной, а сознание, мышление – вторичным.

Материя (лат. materia – материал, вещество; греч. – лес, деревья, строительное сырье) – философская категория, обозначающая объективную реальность, данную человеку в его ощущениях; бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, основа любых связей, отношений и форм движения.

Атом, живая клетка, организм, мыслящий человек – разнообразные виды материи.

Метод (греч. methodos – путь исследования) – способ построения и обоснования системы философского знания, совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Метафизика (греч. – после физики) –философский метод, рассматривающий явления в их статичности, неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник их развития.

Метафизика и диалектика – два противоположных метода.

Мировоззрение - система взглядов, представлений о всех окружающих человека явлениях природы и общества.

Мифология (греч. миф – повествование, вымысел, рассказ) – форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития.

Нарциссизм - любая форма чрезмерной влюблённости в себя.

Термин возник благодаря греческому мифу об отвергнутой любви нимфы Эхо к прекрасному Нарциссу. В наказание последний был обречён на гибель из-за любви к себе.

Натурфилософия (лат. natura природа)– философское направление, изучающее окружающий мир, природу как единый неделимый организм. Первые натурфилософы – представители Милетской школы.

Естествознание тоже изучает природу и мир, но делит их на составные части (биология изучает живые организмы, химия состав веществ). Натурфилософия объединяет знания естественных наук и формирует общее представление о мире на основе этих знаний.

Неортодоксальные школы – школы в Древней Индии, оппозиционные Ведам (Чарвака, Джайнизм, Буддизм)

Нирвана (санскр. nirvāṇa - угасание, прекращение, неволнение) — понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее свобода от желаний, страданий и привязанностей; освобождение от страданий, от круга перерождений (сансары).

Номинализм (лат. nomen – имя, название) – направление в средневековой философии, утверждающее, что универсалии в реальности не существуют, а только в нашем мышлении (спор с реализмом, признающем реальность универсалий).

Номиналисты находили реально существующими лишь конкретные единичные вещи.

Онтология (греч. onthos – сущее, logos – учение, слово) – раздел философии, изучающий наиболее общие основы бытия.

Ортодоксальные школы -школы в Древней Индии, изучающие Веды (Йога, Веданта, Вайшешика, Ньяя, Миманса, Санкхья)

Пантеизм (греч. pan – все, theos - бог) – философское учение, согласно которому бог и природа тождественны.

Патристика (лат. pater – отец) – христианское учение Отцов церкви (духовных, религиозных лидеров христианства до VIII в.), объединяющее и объясняющее теологические и философские доктрины.

Познание – отражение в сознании человека материальной действительности, возникающее в практической деятельности и проверяемое практикой.

Понятие – обобщённая мысль, раскрывающая сущность того или другого предмета или явления.

Рационализм (лат. – разум) – направление в теории познания, признающее разум единственным источником истинного знания.

Реализм -(лат. realis – вещественный) – направление в средневековой философии, признающее реальность универсалий и независимость их от сознания.

Религия (лат. religio – благочестие, набожность, предмет культа) – мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественных начал и основ мира.

Сансара – термин китайской философии, обозначающий прохождение через что-нибудь, бесконечный путь реинкарнации (перерождения).

Секуляризация (позднелат. – мирской) – процесс лишения религиозных институтов социальных функций, замена религии светским мировоззрением.

Синергетика (греч. – совместное действие) – научное направление, изучающее общие закономерности процесса перехода от хаоса к порядку и обратно в самых разных системах: химическая, техническая, биологическая и т.д.; диалектическое соотношение категорий целого и части.

Софистика – применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, обращение к софизмам, т.е. уловкам, замаскированным внешней, формальной правильностью.

Суждение (высказывание) – мысль, выраженная в форме предложения, в котором что-либо утверждается или отрицается, и являющаяся объективно либо истинной (например, законы науки), либо ложной (например, гипотеза).

Понятие, восклицание и вопрос суждением не являются, кроме риторических вопросов.

Схоластика (лат. – школьный, учёный) – религиозная философия, рационально обосновывающая и систематизирующая христианское учение.

Счастье - максимальная внутренняя удовлетворённость.

Теизм (греч. – бог) – философско-богословское учение, основанное на признании существования личного бога, как разумного существа сотворившего мир и вмешивающегося в повседневную жизнь людей.

Теоцентризм (греч. theos – Бог) – философская концепция, согласно которой Бог есть центр, источник и высшая цель мироздания.

Трансцендентность -бытие, находящееся по ту сторону мира и всех вещей, за пределами человеческого сознания, вне человеческого несовершенства и опыта.

Универсалии – в средневековой схоластике общие понятия – видовые, родовые и всеобщие.

Утилитаризм – философское учение, согласно которому в основе человеческой морали лежит личная польза.

Утопия (греч. у- не, топос – место) фантастические учения об идеальном государстве, обществе, не имеющие реального воплощения.

На современном этапе утопия – синоним неосуществимости.

Феноменализм (греч. – явление) – философское учение, утверждающее, что человеческому познанию доступны лишь явления вещей, а сущность предмета непознаваема.

Фетишизм – обоготворение отдельных вещей и предметов (фетишей), приписывание им таинственной, сверхъестественной силы, недоступной человеческому пониманию.

Философия (фило – любовь, софия – мудрость) – наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления.

Основной вопрос философии – отношение мышления к бытию.

Харизма (греч. harisma – высший, божественный дар) – совокупность незаурядных личностных свойств, производящих на окружающих неизгладимое впечатление и заставляющих признать неоспоримое превосходство их обладателя.

Цзюнь-цзы – благородный человек в китайской философии, обладающий высокими нравственными качествами (гуманность, справедливость, долг, сыновья подчительность, этикет).

Смысл жизни цзюнь-цзы в выполнении долга, даже вопреки собственным интересам.

Эмпиризм (лат. – опыт) - направление в теории познания, признающее разум единственным источником истинного знания.

Литература, рекомендуемая для изучения дисциплины

Основная учебная литература

1. Батурин, В. К. Философия: учеб. для бакалавров / В. К. Батурин. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 343 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426490.

2. Канке, В. А. Основы философии: учеб. / В. А. Канке. - М.: Логос, 2012. - 288 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=89787.

3. Кузнецов, В. Н. Немецкая классическая философия: учеб. для вузов / В. Н. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2003. - 438 с.

4. Пивоев, В. М. Философия: учеб. пособие: в 2 ч. / В. М. Пивоев. – М.: Директ-Медиа, 2013. - Ч. I: История философии. -– Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210650

5. Пивоев, В. М. Философия: учеб. пособие: в 2 ч. / В. М. Пивоев – М.: Директ-Медиа, 2013. - Ч. II: Основы философских знаний. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210651

6. Спиркин, А. Г. Философия для технических вузов: учебник для академического бакалавриата / А. Г. Спиркин. – М.: Изд-во Юрайт, 2016. – 392 с.

7. Философия: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В. Н. Лавриненко; Финанс. Ун-т при Правительстве Рос. Федерации. - 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 711 с.

8. Философия: учебник; под ред. В. Н. Лавриненко. М.: Юнити-Дана, 2012. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id

9. Философия: учебник для студентов вузов / под ред. В. П. Ратникова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 671 с.

10. Философия. История и теория: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. А. А. Гусейнова и Ю. Н. Солодухина. – М.: Мир философии, 2016. – 799 с.

 


[1] Дидро, Д. Разговор Даламбера и Дидро // Избранные произведения. – М.: 1941. – С. 149.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 996 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2317 - | 2225 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.