Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Фильмы снятые после окончания великой Отечественной войны




«Подвиг разведчика»

«Подвиг разведчика» — чёрно-белый художественный фильм, снятый в 1947 году режиссёром Борисом Барнетом1. Сюжет фильма таков: Советский разведчик Алексей Федотов под именем Генриха Эккерта отправляется в оккупированную немцами Винницу. Его цель — добыть секретную переписку генерала Кюна со ставкой Гитлера. Радист, посланный к Алексею для связи, пойман немцами и расстрелян. Федотов вынужден искать связь через подполье, но случайно он узнает, что один из подпольщиков — провокатор. Блестящий профессионал не только выполняет задание по сбору ценнейшей информации, но и, возвращаясь на Родину, прихватывает с собой самого генерала. Этот фильм отчасти можно считать документальным, потому что прототипом главного героя считается советский разведчик Николай Иванович Кузнецов, действовавший в тылу врага под видом немецкого офицера Пауля Зиберта. В ноябре 1943 года, в Ровно (Украина), Н. И. Кузнецов осуществил операцию по захвату и ликвидации командующего восточными армиями особого назначения «Остгруппен» генерала фон Ильгена. Во времена Великой Отечественной войны фильмов было снято немного, да и понятно почему: условия не позволяли. А вот после войны, когда люди преодолели сложнейшие испытания и одержали победу, было снято огромное количество таких фильмов, в которых отражалась полная картина военных событий и труд людей ради защиты Отчизны. В истории Федотова меня поразило его мужество и смелость, он отправился в чужую страну и действовал там настолько решительно, насколько только было возможно. Такие фильмы являлись и являются носителем незабвенной памяти о прошедших тяжелых временах.

«Повесть о настоящем человеке»

«Повесть о настоящем человеке» — советский чёрно-белый художественный фильм режиссёра Александра Столпера,

1. С.И. Фрейлих Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского, М., 2002

 

снятый по одноимённой книге Бориса Полевого, о советском лётчике Алексее Маресьеве (в фильме Мересьев), потерявшем в бою с немцами обе ноги, но не потерявшем силы, волю, ум и чувства для того, чтобы вернуться в строй и снова взяться за штурвал самолёта1.

Действие фильма «Повесть о настоящем человеке» разворачивается в марте 1942 года. Летчик-истребитель старший лейтенант Алексей Мересьев (П.Кадочников) в одном из боев был сбит и упал в районе черного леса Демянского кольца. Придя в сознание, летчик пытается подняться на ноги, но сразу, же чувствует острую боль. Тем не менее, Алексей заставляет себя встать и двигаться в сторону передовой.

Через несколько дней пути Мересьев, уже передвигался ползком, так как боль в ногах не давала возможности идти. На пятнадцатый день пути Алексей запишет в своем дневнике: «Силы на исходе, преследует неизвестный зверь». Тем не менее, через трое суток Мересьев встречает мальчишек из отряда, партизанившего в этих лесах. Обессиленный летчик был доставлен в отряд, где ему немедленно оказывают первую медицинскую помощь, но в отряде понимают, что Алексею нужна операция.

Вскоре летчика доставляют в госпиталь. Доктор не стал обманывать Алексея, что у него гангрена обеих ступней, и только их ампутация сможет спасти жизнь Мересьеву. Алексей тяжело переживает потерю ступней, ведь там, в лесу он полз восемнадцать дней и ночей с одной мыслью: скорее сесть за штурвал самолета, что бы воевать с врагом. А теперь его наверняка комиссуют.

Товарищи по палате пытаются поддержать Алексея. Кто-то рассказывает о писателе Николае Островском, который был парализован, но при этом писал хорошие книги. Кто-то вспомнил одного знакомого руководителя, который без ног смог подняться по карьерной лестнице. Но Алексея очень мало трогают эти рассказы. Ведь он не писатель и не руководитель, он летчик-истребитель, а летчик без ног, то же самое, что птица без крыльев.

Тогда полковой комиссар Воробьев просит медсестру разыскать старый журнал, в котором была заметка об одном русском летчике первой мировой войны поручике Карповиче. Этот поручик получил в одном бою ранение, и ему как и Мересьеву, ампутировали ступню. Тем не менее, поручик не сдался, он работал над собой и сам изготовил себе протез.

1. Кино: Энциклопедический словарь. Гл. ред. С.И. Юткевич, М., 1987

 

Вскоре он вернулся в авиацию и воевал как прежде. Алексей возражает: поручик потерял всего одну ступню, а он две, кроме того авиация тогда была совсем другой. Но Воробьев отвечает, что и Мересьев, не какой-нибудь царский поручик, а советский человек! А советский человек выдержит все.

Вскоре Алексей начал осваивать протезы. Тяжело было учиться заново: сначала на костылях, потом держась за стенку. Но Мересьева это не останавливало, он упорно тренируется, и очень скоро стал не просто уверенно ходить на протезах, но и бегать и даже танцевать. Свое искусство танца Алексей демонстрирует на военно-врачебной комиссии. Врачи были поражены и удовлетворяют просьбу Мересьева отправить его в истребительную авиацию.

В одном из первых своих боев Алексей зразу же зарекомендовал себя, сбив два вражеских самолета.

В этом же бой был тяжело ранен его боевой товарищ лейтенант Петров. Молодой летчик переживает, ведь теперь его наверняка спишут из авиации. Алексей рассказывает раненному товарищу легенду о рыбаках, попавших в шторм: одни рыбаки, испугавшись, бросились на дно лодки и вскоре погибли, разбившись о прибрежные скалы, а те, кто не струсил и всеми силами налег на весла, выстоял против стихии.

Эту историю Мересьеву поведал настоящий человек – комиссар Воробьев. И теперь вспомнив эти слова Воробьева, Алексей советует раненному товарищу не отчаиваться, ведь он же советский человек, а советский человек выдержит любое испытание.

Фильм можно отнести к документальному, так как в нем описываются действительно происходившие события с Алексеем Маресьевым.

В послевоенном кинематографе военная тема доминировала. Война воспринималась как главное событие в жизни страны, как точка отсчета в процессе самопознания и самоидентификации общества. Чем ближе к середине десятилетия, тем сильнее проявлялась тенденция к документализации, к освобождению от условностей. Режиссеры-фронтовики пытались воспроизвести и зафиксировать в пространстве фильмов войну с точки зрения рядового человека, вынесшего на себе ее тяготы.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1485 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2230 - | 2117 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.