Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Доклад по философии Тема: «Преодоление метафизики логическим анализом языка» Р. Карнап Уразбахтина Ирина, МГМТ-2

Рудольф Карнап – аналитический философ и логик, яркий представитель логического позитивизма. Логический позитивизм утверждает, что математизированная наука, вырастающая из эмпирических данных, – модель реальной науки. С помощью логических методов научная философия должна выявлять бессмысленные суждения, которые никаким образом нельзя свести к суждениям наблюдения.

В своей работе «Преодоление метафизики логическим анализом языка» Р. Карнап даёт вопрос о законности метафизики, почему метафизические предложения являются бессмысленными.

Язык состоит из слов и синтаксиса, т.е. из слов, имеющих значение, и из правил образования предложений. Осмысленные предложения могут быть истинными или ложными. Под бессмысленными предложениями понимается ряд слов, который внутри определённого языка совершенно не образует предложения. В этом случае Карнап называет такой языковой ряд слов – псевдопредложением. Встречается два вида псевдопредложений: либо встречается слово, относительно которого ошибочно полагают, что оно имеет значение, либо употребляемые слова составлены в противоречии с правилами синтаксиса, так что они не имеют смысла. По утверждению автора, вся метафизика состоит из псевдопредложений.

Для доказательства своей теории Карнап приводит метод верификации. Верификация – это процедура проверки истинности знаний: каждое слово языка сводится к другим словам и к словам в так называемых «протокольных предложениях». Протокольные предложения соответствуют наблюдаемой реальности. Посредством такого сведения слово получает своё содержание.

Результат исследования Карнапа можно резюмировать следующим образом. Пусть «а» есть некоторое слово и S(а) – элементарное предложение, в которое оно входит. Достаточное и необходимое условие того, чтобы «а» имело значение, может быть дано в каждой из следующих формулировок, которые выражают одно и то же:

· Известны все эмпирические признаки «а»

· Установлено, из каких протокольных предложений может быть выведено S(а)

· Установлены все истинности для S(а)

· Известен способ верификации S(а)

Многие слова метафизики не отвечают вышеуказанным формулировкам, следовательно, не имеют значения. Есть предложения, состоящие из слов со значением, но эти слова составлены в таком порядке, что лишаются смысла. Рассмотрим два ряда слов:

1. «Цезарь есть и»

2. «Цезарь есть простое число»

Ряд слов (1) образован в противоречии с правилами синтаксиса, а именно, требуется, чтобы на третьем месте стоял не союз, а предикат или имя прилагательное. В соответствии с правилами синтаксиса образован, например, ряд «Цезарь есть полководец», это осмысленный ряд слов, истинное предложение. Но ряд слов (2) также образован в соответствии с правилами синтаксиса, ибо он имеет ту же грамматическую форму, как и только что приведенное предложение. Но ряд (2) является бессмысленным. Быть «простым числом» — это свойство чисел; по отношению к личности это свойство не может ни приписываться. Ряд (2) выглядит как предложение, но таковым не является, ничего не высказывает, не выражает – это и есть псевдопредложение. Вследствие того что грамматический синтаксис не нарушен, можно прийти к выводу, будто этот ряд слов является предложением, хотя и ложным. Однако высказывание «а есть простое число» ложно ó когда «а» делится натуральным числом, которое не является ни «а», ни «1»; очевидно, вместо «а» здесь нельзя подставить «Цезарь». Этот пример показывает бессмысленность, которую можно было легко заметить. Однако многие метафизические предложения не так легко разоблачаются как псевдопредложения.

В обычном языке можно образовать бессмысленный ряд слов без нарушения правил грамматики, это указывает на то, что грамматический синтаксис, рассмотренный с логической точки зрения, является недостаточным. Если бы грамматический синтаксис точно соответствовал логическому синтаксису, то не могло бы возникнуть ни одного псевдопредложения. Тем самым, Карнап акцентирует внимание на том, что в логически правильно построенном языке метафизика совсем не могла бы быть выразима.

Большинство логических ошибок, которые встречаются в псевдопредложениях, исходят от логического дефекта в употреблении слова «быть». Во-первых, двузначность слова «быть»: употребляется как связка (человек есть социальное существо) и как обозначение существования (человек есть). Зачастую метафизику не ясна эта многозначность. Во-вторых, ошибка содержится в форме глагола при употреблении его в значении – существование. Предикат симулируется там, где его нет, поэтому метафизики приходили к псевдопредложениям. Примером может послужить знаменитая фраза Декарта: «cogito, ergo sum». Заметим здесь две существенные логические ошибки. Первая ошибка находится в заключительном предложении «Я есть». Глагол «быть» употребляется в смысле существования, т.к. связка не может употребляться без предиката; кроме того, предложение «Я есть» Декарта постоянно понимается именно в этом смысле. Но тогда это предложение противоречит логическому правилу, что существование может быть высказано только в связи с предикатом, но не в связи с именем (субъектом, собственным именем). Предложение существования имеет форму не «а существует» (как здесь: «я есть», т.е. «я существую»), а «существует нечто того или иного вида». Вторая ошибка лежит в переходе от «Я думаю» к «Я существую». Если из предложения «S(а)» (в котором «а» приписывается свойство S) выводится предложение существования, то это существование можно утверждать только по отношению к предикату S, но не по отношению к субъекту «а». Из «Я европеец» следует не «Я существую», а «существует европеец», из «Я мыслю» следует не «Я существую», а «имеется нечто мыслящее».

Другим часто встречающимся нарушением логического синтаксиса является так называемая «путаница сфер» понятий. Примером этой ошибки является рассмотренное предложение «Цезарь есть простое число». Личное имя и число принадлежит к разным логическим сферам, а поэтому предикат личности («полководец») и предикат числа («простое число») также принадлежит к разным сферам. Путаница сфер часть встречается в обиходной речи, но она редко ведет к бессмысленности; многозначность слов по отношению к сферам является здесь такого рода, что ее можно легко устранить.

Автор приходит к выводу, что метафизика содержит много опасностей впасть в бессмысленность, метафизик в своей деятельности должен тщательно их избегать. Имеем, что осмысленных метафизических предложений не может быть. Это вытекает из задачи, которую поставила себе метафизика: она хочет найти и представить знание, которое недоступно эмпирической науке.

Логический анализ выносит приговор бессмысленности любому мнимому знанию, которое претендует простираться за пределы опыта. Приговор действителен для всей философии ценностей и норм, для любой этики как нормативной дисциплины. Объективная значимость ценности или нормы не может быть эмпирически верифицирована или дедуцирована из эмпирических предложений: они вообще не могут быть высказаны осмысленными предложениями.

Но что же тогда есть метафизика? Автор выдвигает тезис, что метафизика является заменителем искусства. Метафизика возникла из потребности выражения чувства жизни, состояния, в котором живет человек, эмоционально-волевого отношения к миру. Метафизик заблуждается, полагая, что метафизические предложения нечто значат, описывают некоторое положение вещей. Он верит, что он действует в области, в которой речь идет об истине и лжи. В действительности он ничего не высказывает, а только нечто выражает как художник.

Таким образом, важную роль играет метод верификации в проверке истинности знаний. Смысл предложения находится в методе его верификации. Предложение означает лишь то, что в нем верифицируемо. Поэтому предложение, если оно вообще о чем-либо говорит, говорит лишь об эмпирических фактах. Для выявления бессмысленных предложений потребовался новый подход к логическому анализу языка науки. Из научного языка изгоняются все псевдонаучные утверждения, к которым причислялись двусмысленности обыденного языка и философские суждения. Задача логического анализа, исследование основ есть то, что мы понимаем под «научной философией» в противоположность метафизике. Метафизика же, по мнению Рудольфа Карнапа, является лишь способом выражения чувства жизни. С моей точки зрения, при применении верификации, часть науки может потеряться, т.е. лишиться своих законов. Закон может содержать общее значение, мы же, согласно Карнапу, попытаемся декомпозировать общее предложение – выделить частные суждения, и на опыте проверить бесконечное множество протокольных предложений частных суждений, что кажется не разрешённой задачей.

Рудольф Карнап проделал большую работу по систематизации логических конструкций языка. На мой взгляд, Карнап попытался разделить науку и искусство, в то время как сторонники метафизики смешивали эти направления. Автор считает, что у метафизиков есть склонность к связыванию понятий и мыслей, но из-за смешивания направлений, получившиеся результаты ничего не дают для познания. Карнап придерживается мысли, что «метафизика не «суеверие», и её истоком был миф». Метафизические предложения нельзя рассматривать как «рабочие гипотезы», т.к. для гипотезы существенная её связь (истинная или ложная) с эмпирическими предложениями, а именно это и отсутствует у метафизических предложений. Но у меня возникает такой вопрос – если истинность знаний постигается через эмпирический опыт, не значит ли это, что мы можем вывести субъективные суждения? Как в таком случае измерить объективность, можем ли мы чётко классифицировать знание на истинное или ложное?

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблемы, создаваемые мистическимии трансцендентными переживаниями | Как можете описать компании Early Stag - «начальная стадия»?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 5599 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2300 - | 2031 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.