Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Открываем фотографию с природой. Настраиваем яркость и контраст: яркость значение -60, контраст со значением -20.

Лабораторная работа № 1

Тема: «Основы работы в GIMP»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Получить базовые навыки работы в графическом редакторе GIMP

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

 

Ø GIMP - многоплатформенное обеспечение для работы над изображениями. GIMP в расшифровке - GNU Image Manipulation Program. GIMP годно для множества задач по изменению изображения, включая ретуширование фотографий, композиция изображения, и создание изображения.

Ø У него много способностей. Его можно использовать как простой графический редактор, профессиональное приложение по ретушированию фотографий, сетевую систему по обработке партий данных, крупно-масштабный постановщик изображения, преобразователь форматов изображения, и т.п.

Ø GIMP расширяем. Он был сконструирован чтобы поддерживать дополнения и расширения, позволяя делать что угодно. Передовой интерфейс для разработки скриптов позволяет легко запрограммировать всѐ, от простейших задач до сложнейших процедур обработки изображения.

Ø Одна из сильных сторон GIMP заключается в его доступности из многих источников для многих операционных систем. Большинство GNU/Linux дистрибутивов включают GIMP как стандартное обеспечение. GIMP также доступен и для других операционных систем, такие как Microsoft Windows™ или Mac OS X™ от Apple (Darwin). GIMP - не свободно распространяемое обеспечение. Оно - Свободное Обеспечение защищѐнное лицензией GPL(General Public License). GPL предоставляет пользователям свободы доступа и изменения исходного кода обеспечения.

Изображения

Ø Изображение - основной объект с которым работает GIMP. Под словом "изображение" подразумевается один файл, любого поддерживаемого графического формата. Из этого можно было бы сделать вывод, что изображение соответствует одному отображающему его окну. Но это не совсем верно: можно открыть несколько окон, с одним и тем же изображением. С другой стороны, нельзя открыть в одном окне более одного изображения, а так же изображение без отображающего его окна.

Ø Структура изображения в GIMP может быть достаточно сложной. Не стоит сравнивать изображение на компьютере с картинкой на листе бумаги. Аналогия с книгой в данном случае будет более уместна. Итак, изображение - это книга, а страницы книги называются "слои". Кроме слоев изображение в GIMP может содержать маску выделения, набор каналов и набор контуров. Фактически GIMP обеспечивает механизм прикрепления произвольных данных к изображению.

Ø В GIMP можно работать с несколькими изображениями одновременно. Если открытые файлы имеют большой объем, то все вместе они должны использовать огромное количество памяти. Однако, GIMP использует сложную систему управления памятью, предотвращая ее дефицит при работе с большим количеством изображений. Однако, ограничения существуют везде, поэтому, собираясь работать с большими изображениями, постарайтесь поместить в вашу систему наибольший объем памяти.

Слои

Ø Если изображение подобно книге, то слой можно сравнить со страницей внутри книги. Простейшее изображение содержит только один слой, и, продолжая аналогию, является "листом бумаги". Однако опытные пользователи GIMP в большинстве случаев работают с изображениями, содержащими множество слоев. Слои могут быть прозрачными, и могут покрывать не все пространство изображения, поэтому при просмотре изображения может быть виден не только верхний слой, но и элементы остальных.

 

 

Стандартные окна

На снимке ниже показано стандартное расположение окон GIMP:

Панель инструментов: это самое сердце GIMP. В нем содержится главное меню, кнопоки с пиктограммами, с помощью которых производится выбор инструментов, и некоторые другие полезные вещи.

Параметры инструментов: под панелью инструментов прикреплен диалог "Параметры инструментов", который отображает параметры выбранного

инструмента (в данном случае это "Выделение прямоугольных областей") Окно изображения: каждое изображение в GIMP отображается в отдельном окне. Вы можете открыть одновременно достаточно большое количество изображений, столько, сколько позволяют системные ресурсы. Можно запустить GIMP и без единого открытого изображения, однако в этом случае количество его возможностей существенно уменьшится.

Диалог "Слои": этот диалог отображает структуру слоѐв активного изображения и позволяет управлять ими. Без использования этого диалога можно сделать весьма ограниченное количество действий, поэтому даже не очень опытные пользователи считают необходимым иметь доступ к диалогу слоѐв всѐ время.

Кисти/Текстуры/Градиенты: Панель, расположенная ниже диалога слоѐв показывает диалоги управления кистями, текстурами, и градиентами. Это - минимальный набор окон.

 

 

Панель инструментов

Панель инструментов это сердце GIMP. Это единственная часть приложения, которую вы не можете продублировать или закрыть. Вот небольшое описание того, что вы здесь найдѐте.

Меню панели инструментов: Это меню особое: оно содержит некоторые команды, которые не найти в прикрепяемых к изображению меню. (А также некоторые

дублируемые) Здесь включены команды для настроек, создания определенных типов диалогов, и т.д. Содержание систематически описано в разделе Меню панели инструментов

Пиктограммы инструментов: Эти пиктограммы являются кнопками, которые активируют инструмены для разнообразных действий: выделение частей изображений, рисования, преобразования, и т.п. Раздел Введение в панель инструментов описывает принципы работы с инструментами. Каждый инструмент описан в разделе Инструменты. Цвета фона/переднего плана: Область выбора цвета показывает текущий выбранный вами цвет переднего плана и фона, который применяется во многих операциях. Щелчок по одному из них вызовет выборщик цветов, который позволяет вам установить другой цвет. Щелчок по двунаправленной стрелке поменяет местами два цвета, щелчок по небольшому символу в нижнем левом углу сбросит их в черный и белый цвета.

Киcть/Текстура/Градиент Расположенные здесь значки показывают текущие выбранные элементы GIMP'А, такие как: кисть, используемую всеми инструментами, позволяющими рисовать по изображению ("рисование", кстати, включает в себя такие операции как стирание и размазывание); текстуру, используемую для заливки выделенных областей изображения; и градиент, который применяется когда необходимо создать плавный цветовой переход. Щелчок по любому из этих значков вызовет диалоговое окно позволяющее изменить данный элемент.

Активное изображение: (Это новая возможность в GIMP 2.2) В GIMP вы можете работать с многими изображениями одновременн, но в любой момент только одно из них является "активным изображением". Здесь вы найдете представление уменьшенной копии активного изображения в виде пиктограммы. Щелчок по ней вызовет диалог со списком всех открытых на данный момент изображений, позволяя вам при желании изменить активное изображение. (Щелчок по окну изображения делает тоже самое) Окно изображения

Каждое открытое вами изображение в GIMP отображается в своѐм собственном отдельном окне. (В некоторых случаях, несколько окон могут отображать одно изображение, но это редкость). Мы начнѐм с краткого описания компонентов, представленных по умолчанию в обычном окне изображения. Некоторые из них могут быть убраны с помощью команд в меню Просмотр; но по всей вероятности вы решите, что вы не хотите делать этого.

 

1. Сверху окна изображения вы вероятно увидите заголовок, отображающий название изображения и некоторую основную информацию о нѐм. На самом деле заголовок предоставляется оконной системой, а не самим GIMP'ом, поэтому его внешний вид может различаться на разных операционных системах, оконных менеджерах, и/или темах. Если желаете, в разделе Настройки вы можете изменить отображаемую здесь информацию.

Прямо под заголовком находится меню изображения (до тех пор, пока оно не будет отключено). С помощью этого меню вы можете получить доступ ко всем операциям, применимым к изображению. (Некоторые "глобальные" действия, которые доступны только через меню панели инструментов.) Вы также можете вызвать меню изображение щелчком правой кнопкой мыши на изображении, или щелчком левой кнопкой мыши по небольшому значку- "стрелке" в левом верхнем углу, если вы считаете один из этих методов более удобным. И ещѐ: большинство доступных через меню операций может быть активировано через клавиатуру с помощью клавиши "Alt" плюс "клавиша быстрого доступа", подчѐркнутую в пункте меню. Также вы можете назначить свои собственные клавиши быстрого доступа для действий меню, если разрешите использовать быстрые клавиши в диалоге настроек.

Щелчок по этой небольшой кнопке вызывает меню изображения, расположенное в столбец вместо строки. Мнемонические пользователи, которые не желают держать панель меню видимой, могут получить доступ к этому меню с помощью клавиш

Shift - F10

.

В схеме по умолчанию линейки показаны сверху и слева от изображения, отображая координаты внутри изображения. Если желаете, вы можете выбрать в каких единицах измерения отображаются координаты. По умолчанию используются пикселы, но вы можете изменить их на другие единицы измерения с помощью настроек, описанных ниже.

Одно из основных действий для использования линеек это создание направляющих. Если вы щѐлкните на линейке и перетащите на окно изображения, будет создана направляющая линия, которая поможет вам аккуратно располагать предметы. Направляющие могут быть перемещены с помощью щелчка по направляющей и перетаскиванием, или они могут быть удалены перетаскиванием за пределы изображения.

В левом нижнем углу окна изображения расположена небольшая кнопка, которая включает или выключает быструю маску, которая является альтернативным, и часто черезвычайно полезным методом просмотра выделенной области внутри изображения.

В левом нижнем углу окна расположена прямоугольная область используемая для отображения текущих координат указателя (положение мыши, если вы используете мышь), когда указатель расположен в пределах границ изображения. Используются те же единицы измерения, что и для линеек.

По умолчанию, используемые единицы измерения для линеек и некоторых других целей являются пикселами. Вы можете изменить их в дюймы, сантиметры, или другие единицы, доступные с помощью этого меню. (При изменении имейте ввиду, что установка режима "Точка за точкой" в меню изображения влияет на то, каким образом отображение масштабируется: для дополнительной информации смотрите Точка за точкой.

Есть несколько методов увеличения или уменьшения масштаба изображения, но это меню является наиболее простым.

Область статуса расположена под изображением. По умолчанию, почти всѐ время она отображает активный слой изображения, и количество занятой изображением системной памяти. С помощью изменения настроек вы можете настроить представляемую здесь информацию. Когда вы выполняете занимающие время операции, область статуса временно изменяется для отображения выполняемой операции, и состояние прогресса.

В нижнем правом углу окна расположена кнопка "Отмена". Если вы запустили сложную, занимающую время операцию(обычно плагин), и затем во время вычислений решите, что вам это не нужно, эта кнопка немедленно отменит операцию.

 

Панель навигации: Небольшая кнопка крестовидной формы расположена справа внизу под изображением. Щелчок по ней и удерживание левой кнопки мыши вызывает окно показывающее изображения в миниатюре, с выделенной видимой областью. Вы можете перемещаться к другим частям изображения двигая мышь при нажатой кнопке. Для больших изображений, где отображается только небольшая часть, окно навигации зачастую наиболее удобный метод получения необходимой части изображения. (Смотрите Диалог навигации для получения информации о других методах вызова диалога навигации) Если ваша мышь имеет среднюю кнопку, щелчком по ней и перетаскиванием вы можете перемещаться по изображению.

Неактивная область заполнения: Эта область заполнения отделяет активное отображаемое изображение и неактивную область, поэтому вы видите различие между ними. Вы не можете применить вообще никаких фильтров или операций на неактивной области.

Изображение: Наиболее важная часть окна изображения это конечно, само изображение. Оно занимает центральную область окна, окружѐнное жѐлтой пунктирной линией, в отличие от нейтрального серого цвета фона. Вы можете изменять уровень масштабируемости несколькими способами, включая настройки масштабирования, описанные ниже.

Изменение размера изображения: Если эта кнопка нажата, при изменении размера окна изображение будет изменять размер.

Практическая часть.

По индивидуально выбранному изображению необходимо выполнить нижеприведенные задания. В отчет занести параметры настроек каждого упражнения.

Упражнение 1. Задача: получить эффект старинной фотографии. Для этого:

1. Открыть любое изображение и перевести в режим RGB (Изображение – Режим – RGB). 2. Изменить цвет на коричневый командой Цвет – Тонировать.

3. Если необходимо, усилить контрастность и яркость. Это можно сделать в этом же диалогом окне, либо командой Цвет – Яркость/Контраст.

 

Упражнение 2. Задача: выделить цветом различные части изображения. Для этого:

1. Перевести в режим цветного изображения RGB(Изображение – Режим – RGB).

2. Откорректировать контрастность и яркость всего изображения (Цвет – Яркость/Контраст).

3. Выделить фигурной рамкой ("Lasso (Свободное выделение)" ) один объект и изменить его цвет командой Цвет – Тонировать в сине-фиолетовый.

4. Выбрать обратное выделение командой Выделение – Инвертировать и изменить цвет окружения на красно-коричневый (тонирование).

 

Упражнение 3. Задача: создать черно-белую графическую иллюстрацию для одноцветной печати (например, шелкографии). Для этого:

1. Откорректировать яркость, перевести в черно-белую графику командой Цвет – Обесцвечивание. В появившемся диалогом окне выбрать основы оттенков - среднее.

2. Выбрать центральную (наиболее интересную) часть снимка прямоугольной рамкой.

3. Командой Выделение – Инвертировать изменить выделенную область на поля и применить команду Цвет – Инвертировать.

4. При необходимости кадрировать полученную картинку.

Упражнение 4. Задача: получить иллюстрацию для фотоальбома. Для этого:

1. Перевести изображение в цветной режим RGB.

2. Выбрать прямоугольной рамкой центральную часть изображения.

3. Применить тонирование выделенной области в серо-зеленый.

4. Изменить выбранную область командой Выделение – Инвертировать и перевести поля в черно-белую графику командой Цвет – Обесцвечивание.

5. Повторить команду Выделение – Инвертировать и обвести выделенную область рамкой белого цвета шириной 2-6 пикселей командой Правка – Обвести выделенное.

 

Упражнение 5. Задача: имитировать вид через влажное стекло. Для этого:

1. Перевести изображение в цветной режим RGB.

2. Тонировать в красно-коричневый (под старую фотографию).

3. Выбрать произвольную часть изображения инструментом "Свободное выделение

".

4. Изменить область выделения командой Выделение – Инвертировать.

5. Применить к выделенной области фильтр Фильтр – Размывание – Гауссово размывание, с произвольными настройками.

6. Повторить команду Выделение – Инвертировать, увеличить контрастность и уменьшить яркость.

 

Упражнение 6. Задача: имитировать вид через замерзшее стекло.

Для этого:

1. Перевести изображение в цветной режим RGB, тонировать полностью в серосиний или серо-фиолетовый.

2. Выбрать произвольную часть изображения.

3. Изменить область выделения Выделение – Инвертировать.

4. Увеличить яркость и уменьшить контрастность выделенной области и применить эффект Фильтр/Шум/Рассеивание.

5. Повторить команду Выделение – Инвертировать, увеличить контрастность и уменьшить яркость выделенной области.

 

Упражнение 7. Задача: создать на базе черно-белой фотографии цветную иллюстрацию для двухцветной печати (типа шелкографии). Для этого:

1. Перевести изображение в цветной режим RGB, а затем – в черно-белую графику командой Цвет – Обесцвечивание.

2. Командой Цвет – Карта – Замена цвета, заменить белый на светло-оранжевый, а черный – на сине-фиолетовый.

3. Кадрировать полученное изображение.

 

Упражнение 8. Задача: создать на базе черно-белой фотографии графическую иллюстрацию для цветного рекламного буклета. Для этого:

1. Перевести изображение в цветной режим RGB.

2. Перевести тональное изображение в 4-6 основных оттенков серого командой Цвет– Постеризация.

3. Командой Цвет – Карта – Замена цвета, заменить белый на светло-желтый, нейтральные – на красно-коричневые, черный – на сине-фиолетовый.

4. При необходимости кадрировать полученное изображение.

 

Упражнение 9. Задача: создать на основе черно-белой фотографии цветную графическую иллюстрацию для рекламного проспекта. Для этого:

1. Перевести изображение в цветной режим RGB, откорректировать яркость и контрастность.

2. Окрасить центральную часть изображения инструментом "Заливка" в два-три контрастных цвета (например, желто-оранжевый, голубой и малиновый), установив степень непрозрачности 50-80%.

3. Преобразовать изображение в цветную графику командой Цвет– Постеризация.

4. При необходимости кадрировать полученное изображение.

 

Упражнение 10. Задача: создать графическую иллюстрацию. Для этого:

1. Кадрировать изображение.

2. Перевести в 3-4 основных оттенка серого командой Цвет– Постеризация.

3. Выделить прямоугольной рамкой центральную часть изображения.

4. Изменить область выделения командой Выделение – Инвертировать.

5. Вызвать окно фильтра Фильтры/Искажения/Волны, подобрать параметры по желанию.

6. Применить фильтр к выделенной части изображения.

 

Упражнение 11. Задача: создать на основе черно-белой фотографии цветную графическую иллюстрацию.

Для этого:

1. Перевести изображение в цветной режим RGB.

2. Откорректировать яркость и контрастность.

3. Тонировать изображение в оранжево-коричневый цвет.

4. Вызвать фильтр Фильтры/Общие/Дилатация, подобрать параметры фильтра и применить к изображению.

 

Упражнение 12. Задача: создать страницу для фотоальбома. Для этого:

1. Выделить центральную часть изображения прямоугольной рамкой.

2. Изменить выделенную область командой Выделение – Инвертировать.

3. Применить фильтр Фильтры – Искажения – Барельеф.

4. Повторить команду Выделение – Инвертировать.

5. Тонировать выделенную область изображения в серо-зеленый цвет, обвести выделенную область белым контуром шириной 8-12 пикселей.

 

Упражнение 13. Задача: создать черно-белую графическую иллюстрацию. Для этого:

1. Уменьшить контрастность и увеличить яркость изображения.

2. Постеризовать в 4-5 основных оттенков серого.

3. Выделить центральную часть изображения прямоугольной рамкой.

4. Изменить выделенную область командой Выделение – Инвертировать.

5. Применить к выделенной области фильтр Фильтры – Искажения – Ветер.

 

Упражнение 14. Задача: создать фоновую иллюстрацию для рекламного текста. Для этого:

1. Перевести изображение в цветной режим RGB.

2. Увеличить контрастность и уменьшить яркость изображения.

3. Тонировать изображение в зеленовато-коричневый цвет.

4. Выбрать 3 прямоугольных фрагмента разного размера в разных местах снимка прямоугольной рамкой, удерживая нажатой клавишу <Shifl>.

5. Изменить выделенную область командой Выделение – Инвертировать. Уменьшить контрастность и увеличить яркость выделенной области.

 

Упражнение 15. Задача: создать графическую иллюстрацию для рекламного проспекта.

Для этого:

1. Перевести изображение в цветной режим RGB.

2. Выбрать прямоугольной рамкой центральную часть изображения, откорректировать яркость и контрастность выделенной области.

3. Поменять область выделения командой Выделение – Инвертировать, увеличить контрастность выделенной области.

4. Последовательно выбирать прямоугольной рамкой фрагменты полей изображения и поворачивать каждый фрагмент на 90 или 180 градусов инструментом «Вращение».

5. Выбрать прямоугольной рамкой центральную часть изображения и обвести рамкой контрастного (оранжевого или голубого) цвета шириной 6-10 пикселей.

 

Упражнение 16. Задача: создать на основе черно-белой фотографии графическую иллюстрацию, имитирующую живопись.

Для этого:

1. Перевести изображение в цветной режим RGB.

2. Тонировать в золотисто-коричневый средней насыщенности.

3. Применить фильтр Фильтры/Имитация/Масляная краска. Постеризовать полученное изображение в 6 цветов.

4. Дополнить изображение розовыми, светло-желтыми, оранжевыми тонами (инструмент "Заливка", степень прозрачности – 50%).

 

Упражнение 17. Задача: создаем водную поверхность.

Для этого:

1. Создаем изображение любого размера. Сделайте двумя основными рабочими цветами черный и белый. Теперь применяем эффект Фильтры - Визуализация - Облака – Разностные облака, оставляем настройки по умолчанию.

2. Сместим некоторые пиксели, используя Фильтры - Шум - Рассеивание. Устанавливаем степень рассеивания по горизонтали – 90, а по вертикали - 9.

3. Примените к изображению Фильтры - Размывание - Гауссово размывание. Более маленькие значения дают лучший эффект на этом этапе.

4. Создайте рельеф из этого изображения используя Фильтры - Карта - Рельеф. Подберите параметры ―Возвышение‖ и ―Глубина‖ чтобы получить более близкий к водной поверхности эффект.

5. Используйте инструмент ―Кривые‖ (Цвет - Кривые ) чтобы увеличить сходство с водой.

6. И последнее, используя инструмент ―Уровни‖ (Цвет - Уровни ) добавьте цветность. Немного увеличьте содержание зеленого и немного синего, сдвигая темный треугольник вправо в ―Уровнях на выходе‖. Если необходимо измените яркость изображения, чтобы усилить контраст (чтобы подсветить светлые участки и затемнить темные).

 

Упражнение 18. Задача: эффект дождя на фотографии. Для этого:

1. Выбираем необходимую картинку и создаем новый слой командой [Слой / Создать слой]. Залить новый слой белым цветом.

2. Используем фильтр [Фильтры/Шум/Случайный бросок]. Для коэффициента шума нет четких границ, можно использовать значение 65.

3. Далее "шум" необходимо размыть фильтром [Фильтры/Размывание/Размывание в движении]. Угол подбирайте в зависимости от конкретной фотографии. Коэффициент размытия и здесь может изменяться в широких пределах.

4. Добавьте совсем чуть-чуть ряби фильтром [Фильтры/Искажения/Рябь]

5. Осталось сделать слой с дождем менее прозрачным с помощью бегунка непрозрачность на палитре «Слои».

Упражнение 19. Задача: эффектэлектрического разряда. Для этого:

1. Создаем новое изображение размером 500х400 пикселей и заливаем фон градиентом от черного к белому сверху вниз.

2. Далее применяем фильтр Фильтры - Визуализация - Облака – Разностные облака, оставляем настройки по умолчанию.

3. Инвертируем цвет командой Цвет - Инвертировать.

4. После этого заходим в меню Цвет - Уровни, и двигая черный ползунок слева на право в разделе "Уровни на входе" добиваемся эффекта:

5. Тонируем изображение в подходящий оттенок.

Упражнение 20. Задача: эффект золотого предмета.

Для этого:

1. Открываем необходимое изображение. Выделяем нужный предмет «Свободным выделением» или «Умными ножницами».

2. Копируем его, создаѐм новый прозрачный слой, вставляем в новый слой выделенный предмет.

3. Обесцвечиванием новый слой.

4. Выбираем инструмент Кривые (Цвет— Кривые). Задаѐм примерно такие настройки

5. Тонируем в оттенок золота.

6. Применяем фильтр Свет и тень — Отбрасываемая тень, с настройками:

 

Упражнение 21. Задача: эффект тумана на фотографии. Для этого:

Открываем фотографию с природой. Настраиваем яркость и контраст: яркость значение -60, контраст со значением -20.

2. Цвет переднего плана необходимо сделать чѐрным. Создаем новый слой Слой - Создать слой. Тип заливки слоя ставим Цвет переднего плана.

3. Далее создадим «туман» на этом слое. Создаем эффект Фильтры – Визуализация- Облака- Разностные облака, настройки подобрать самостоятельно.

4. Меняем режим слоя с Нормальный, на Экран. Подрегулировать степень туманности можно переместив ползунок Непрозрачности примерно на 75–70%.

 

Упражнение 22. Задача: ручная и автоматическая коррекция эффекта красных глаз.

Для этого:

1. Откройте фотографию, которая нуждается в коррекции красных глаз. Увеличьте ее Лупой ( Инструменты — Лупа ), возьмите инструмент «Свободное выделение», в его настройках задайте растушевку краев.

2. Выделите красноту на глазах отступив от нее 1-2 пикселя.

3. Возьмите инструмент «Тонировать» и задайте подходящие значения: тон 180; насыщенность 5; освещенность -10.

4. Выделите второй глаз, любым удобным инструментом.

5. После создания выделения нужно зайти в « Фильтры — Улучшение — Удалить эффект красных глаз...» и подобрать нужную настройку.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Создание сценария для клипа | Отдел образования Администрации Буденновского района г. Донецка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 621 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2439 - | 2195 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.