Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќкт€бр€ 1968 года Ч 28 марта 1969 года 9 страница




¬ инсценировку мы отобрали именно те фразы, которые резче всего обнажают тему недовери€. ¬едь √ригорию не довер€ют ни большевики, ни белогвардейцы. “ут необходима острота, котора€ так присуща Ўолохову.  ошевой не верит √ригорию, но ему и раньше не верили Ч ни те, кто шел за красными, ни те, кто шел за белыми. ¬ажно показать, что проноситс€ в лихорадочном мозгу √ригори€, еще раз пройти по тем ступенькам, которые вели

ґк этому кульминационному моменту его жизни. ¬ финальной сцене мы, как уже говорилось, обнажили условность театрального приема. —то€т два человека и спор€т, а в воображении √ригори€ Ч и реально на сцене Ч возникают люди, с которыми прошла его жизнь.

¬ финале спектакл€, после гибели јксиньи, остаетс€ человек, жизнь которого оказалась бесплодной и привела его к тупику. Ћишь сын ћишатка, единственное, Ђчто осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, си€ющим под холодным солнцем миромї,Ч этими заключительными словами романа, записанными на пленку в исполнении самого автора, и заканчиваетс€ наш спектакль.

‘инал этот Ч финал трагедии √ригори€ ћелехова, не пон€вшего истинно народных стремлений, не сумевшего найти свое место в борьбе за действительно народные интересы.  рах, причины которого лежат в невозможности отыскани€ подлинной правды истории вне св€зи с судьбами народа и еще раз доказывающий обреченность попытки подн€тьс€ Ђнад схваткойї в услови€х непримиримой борьбы двух миров. √ригори€ суд€т и отвергают от себ€ народ, жизнь, истори€ Ч силы настолько объективные и мощные, что перед ними отступает и наша симпати€ к нему.

ћы не поднимали √ригори€ ћелехова над бытом, а, наоборот, пытались воссоздать его духовную трагедию через быт. ћы стремились создать спектакль, где исключительны и сам герой, и обсто€тельства, которые по его же вине крушат и ломают его жизнь.

ћы искали такой драматический эпицентр, в котором бы могли пересечьс€ все линии и нити эпопеи Ўолохова. » таким всеобъемлющим центром пересечени€ могла стать только революци€. Ёто пересечение революции с судьбой √ригори€ ћелехова и стало главной и ведущей темой нашего спектакл€. »менно революци€, ее идеи, необоримость нового мира, рождающегос€ в жестоких схватках со старым, отживающим, определила дл€ нас внутренний пафос спектакл€.

¬озвраща€ зрительный зал к событи€м прошлого, мы ощущали, что отвечаем насто€щему. ѕотому что тема поиска своего места в жизни, поиска самого себ€ как личности Ч вечна€ тема, котора€ актуальна и сегодн€. » она должна заражать сегодн€шнего зрител€, если из всего того, над чем так долго, мучительно и радостно трудилс€ творческий коллектив Ѕольшого драматического театра, высекаютс€ мысль и чувство автора Ђ“ихого ƒонаї.

1978-1979

ґј. „ехов. Дƒ€д€ ¬ан€

–епетиции спектакл€

21 €нвар€ 1982 годаЧ21 апрел€ 1982 года

–аспределение ролей:

—еребр€ков Ч ≈. Ћебедев ≈лена јндреевна Ч Ћ. ћалеванна€ * —он€Ч “. Ўестакова

¬ойницка€ ћари€ ¬асильевна Ч ». ѕризван-—околова ¬ойницкий »ван ѕетрович Ч ќ. Ѕасилашвили јстров ћихаил Ћьвович Ч  . Ћавров “елегин »ль€ »льич Ч Ќ. “рофимов ћарина, стара€ н€н€ Ч 3. Ўарко –аботник Ч Ѕ. —апегин, ≈. „удаков

ќформление Ё.  очергина. ’удожник по костюмам ». √абай. ћузыкальное оформление —. –озенцвейга. –ежиссер-ассистент Ѕ. —апегин.

21 €нвар€ 1982 года јртисты читают пьесу по рол€м.

-----------------------------------------¬ 1965 году мы ставили Ђ“ри сестрыї, сегодн€ мы второй раз обращаемс€ к „ехову. Ёто весьма ответственный шаг. ћы должны помнить о том, что никакое своеволие, никака€ насильственность нам не помогут. ћы попытаемс€ прочесть пьесу „ехова непредвз€то, но в то же врем€ не будем самодельно искать нечто внешне новое, не пойдем за теми режиссерами, которые во им€ своего самовыражени€ стрем€тс€ во что бы то ни стало осовременить чеховскую пьесу, пренебрега€ любовью „ехова к своим геро€м, чеховским настроением и глубиной проникновени€ в душу человека. ƒавайте вместе искать, анализировать, пробовать.

Ћебедев. ¬от мы сейчас прочитали пьесу, и мне показалось, что главное случилось в тот миг, когда »ван ѕетрович, д€д€ ¬ан€, застал јстрова и ≈лену в объ€ти€х. »з-за этого и началс€ главный скандал, окончившийс€ выстрелом ¬ойницкого в —еребр€кова. ј не из-за того, что профессор —еребр€ков предложил продать дом.. Ќе было бы предыдущей сцены, д€д€ ¬ан€ иначе бы реагировал на это предложение.

* ѕервое врем€ эту роль репетировала Ќ. ƒанилова.

ґЁто, конечно, обострило сцену, многое определило в поведении д€ди ¬ани до конца акта. Ќо у „ехова ничего не бывает однозначным: предложение продать дом, где выросло несколько поколений этой семьи, где столько св€зано с прошлым,Ч чудовищно. » не только дл€ ¬ойницкого, но и дл€ —они, и дл€ других.

Ћебедев. ≈сли бы с этого началась пьеса, он вел бы себ€ иначе, не было бы такой агрессивности, все было бы спокойнее. Ќо к этому моменту в пьесе все уже накалилось до предела. ” мен€ как у —еребр€кова такое ощущение, что, по€вл€€сь в самом начале первого акта, € уже не хочу видеть всех этих людей.

Ѕасилашвили. » у мен€ такое ощущение Ч не хочу видеть.

Ћебедев. ƒа, мы все друг друга не хотим видеть. ћое состо€ние усугубл€етс€ тем, что € чувствую муку ≈лены, своей жены. я Ч старый, а тут молодые Ч »ван ѕетрович, јстров, ≈лена. ’оть бы ≈лена была старее, а то вот сидит тут, молода€, красива€, и все на нее смотр€т. ќтсюда мо€ реплика: Ђѕришлите мне чай в кабинетї.

Ћавров. ѕолна€ неконтактностъ.

Ћебедев. Ёто трагическа€ нота. ¬ конце жизни все обострилось Ч € ничего не получил. Ќу хоть уважение имейте ко мне. ќтсюда и эгоизм профессора.

Ўестакова. ћне кажетс€, что приезд ≈лены с мужем перевернул всю жизнь в этом доме. ¬се изменилось, ≈лена разрушила ту жизнь, которую мы все себе создали.

Ѕасилашвили. ƒа, с этого момента вс€ жизнь в усадьбе перевернулась. ћы все рано вставали, работали, се€ли, косили, а эти приехали Ч и здорова€ проста€ жизнь кончилась. я ем какие-то изысканные соусы, сплю целыми дн€ми и не могу вз€ть себ€ в руки. ѕочему € вдруг все забросил?  азалось бы, есть простой выход: € не хочу никого видеть, € работаю. ћне кажетс€, что ≈лена €вилась из другой жизни, как ангел, как богин€, и все таким мизерным показалось Ч се€лки, крупа, навоз... ¬ ¬ойнщком давно нарастала неудовлетворенность такой жизнью, и приезд ≈лены обнаружил ничтожность всего.

¬от почему „ехов не противопоставил всем остальным јстрова.  азалось бы, так просто сделать из јстрова позитивную фигуру. ƒл€ этого есть как будто все основани€ Ч он трудитс€, он увлечен идеей сохранени€ лесов, молод, умен. Ќо в этом характере Ч сложна€ диалектика. јстров признаетс€ в том, что не любит людей, он не чувствует удовлетворени€ от своей работы, считает свою де€тельность бессмысленной. ¬се это св€зано с эпохой безвремень€ 90-х годов прошлого века, когда ЂЌародна€ вол€ї была подавлена царизмом, а 1905 год был еще далеко, когда в жизни шел щедринский распад. ” јстрова нет цели, он действует вхолостую. ј когда-то ему светил огонек.

ґ Ћавров. ћожет быть, он был как-то св€зан с ЂЌародной волейї?

—очувствовал, конечно. Ќо сейчас у него нет общественного идеала. » несмотр€ на все внешние признаки Ч энерги€, отдача делу,Ч его де€тельность идентична безде€тельности ¬ойницкого.

Ћебедев. ћногие тогда потер€ли почву под ногами.

90-е годы прошлого века в царской –оссии отличались полной пустотой.  огда € ставил в Ђ—овременникеї спектакль ЂЅалалайкин и  0ї, € много занималс€ ўедриным, много читал об этом времени. Ёто был тупик в российской жизни. ќщущаетс€ он и в Ђƒ€де ¬анеї, хот€ у „ехова отсутствует вс€ка€ социологич-ность. ¬се ушло в личное, в мелкие человеческие страстишки, идеалы угасли. —ама€ драматична€ в этом смысле Ч фигура јстрова, который как бы предназначен дл€ большого дела.

Ћавров. ¬се-таки он делает что-то подлинное, реальное.

Ќо его де€тельность не освещена верой в ее смысл.

Ћавров. ќн боитс€ признатьс€ себе в этом.

» все-таки признаетс€, открыто говорит об этом в конце пьесы. ќн все понимает.

Ћавров. «ачем же он продолжает заниматьс€ своими лесами?

Ёто его жизнь, он любит лес, он действительно жалеет вырубленные леса, но он понимает, как мало может добитьс€. ¬ырождаютс€ леса, все вырождаетс€. » јстров сознает безнадежность своего положени€. ќн едет по любому вызову, мучаетс€, что у него кто-то умер, мечетс€ как белка в колесе Ч и все бессмысленно, он все больше пьет. —амое главное, что все потер€ли любовь друг к другу.

“рофимов. ƒаже ¬афл€?

¬афл€ Ч нет. ќн всех любит, всем желает добра, но сам ведет растительный образ жизни, лишенный вс€кой духовности. ѕоэтому он тоже не идеал. ¬се, что происходит в этих комнатах, локально, в общем, это бур€ в стакане воды. ѕо отношению к миру. ¬ то же врем€ накал страстей весьма высок. ¬се трагично, люди потер€ли смысл жизни.

Ћебедев. Ќе случаен подзаголовок: Ђ—цены из деревенской жизниї.

» все эти люди вызывают у нас сострадание. »з-за того, что они бьютс€, мучаютс€, стрем€тс€ к чему-то, мы не можем им не сочувствовать. ¬сех их должно быть жаль. Ѕез исключени€. ” „ехова нельз€ делить героев на хороших и плохих. «десь все сложнее... ј вы обратили внимание на то, что все герои переплетены родственными отношени€ми?

Ћебедев. ƒумаю, что и название не случайно Ч Ђƒ€д€ ¬ан€ї. Ёто дает всему какую-то теплую окраску Ч д€д€, н€н€...

ƒаже ¬афл€ находитс€ с ¬ойницким в каком-то родстве.

Ћебедев. ¬афл€ крестил —оню. —мысл названи€ Ч самые близкие люди.

ћ

ґ Ѕасилашвили. ќни все страдают из-за того, что у них раньше что-то было за душой, а теперь нет. ќгонек у јстрова был, но погас. ∆елание что-нибудь сделать разбиваетс€ о бытовые др€зги. ѕрофессор вышел на пенсию и не знает, куда деватьс€. ¬се во что-то упираютс€, обвин€ют друг друга, себ€.

Ћебедев. Ќе проснулась ли у д€ди ¬ани зависть к профессору?

Ётого нет, ведь когда профессор процветал и был знаменит, ¬ойницкий вместе с —оней отдавал ему свой труд, свою жизнь.

Ћебедев. ƒ€д€ ¬ан€ часто вспоминает о своей сестре в самом высоком духе. ќна встретила —еребр€кова, и она, и »ван видели в нем, веро€тно, существо высшего пор€дка.  роме того, —еребр€ков был человеком из народа, знал жизнь, видел многое..Ёто были их светлые годы, их св€зывали какие-то идеалы. Ќо почему все-таки »ван отдает —еребр€кову все? ѕочему он так поступает? ¬о им€ сестры и ее светлой пам€ти?

„астично вы сами ответили на этот вопрос. ¬ы не доучиты-ваете, какую роль играет здесь инерци€ жизни, невозможность выскочить из нее, изменить коренным образом.

ѕризван-—околова. Ќадо каждому, дл€ каждой роли определить свой идеал. ѕотом проследить, как этот идеал был уничтожен или разрушен. ” ћарии ¬асильевны всегда был пустой идеал Ч какие-то брошюры, какие-то литературные идеи. ” н€ньки был свой идеал: служить люд€м, а кончилось все мечтой о лапше. ” каждого что-то было. ћне кажетс€, это интересно проследить: кто чем жил и к чему пришел. ” јстрова произошло крушение надежд. Ёто очевидно. ј у других?

Ѕасилашвили. ” јстрова и ¬ойницкого была больша€ дружба. —ейчас она начинает расплыватьс€.

Ёто происходит в течение всего действи€ пьесы и обнаруживаетс€ лишь в конце.

Ѕасилашвили. Ќо их св€зывала больша€ дружба. ” јстрова в этом доме даэюе есть свой стол дл€ работы. ќн живет здесь мес€цами. ” них были надежды, ощущение чего-то светлого, и это давало им силы жить. —ейчас этого нет. » веро€тно, д€д€ ¬ан€ и все окружающие боготворили —еребр€кова, потому что он олицетвор€л их идеалы. Ќо какие?.. ћожно и так объ€снить: д€д€ ¬ан€ решил управл€ть имением во им€ сестры, чтобы она была счастлива. Ќо она умерла.

Ќет, это был дополнительный мотив.

Ѕасилашвили. Ќо это тоже имеет значение.

ƒа, но не главное.

Ѕасилашвили. „ехов подчеркивает, что как только профессор вышел на пенсию, д€де ¬ане все сразу стало €сно. ј что это значит Ч человек вышел на пенсию? ≈го откуда-то выгнали, перестали ценить, и д€д€ ¬ан€ тоже в нем сразу разочаровалс€. —еребр€ков стал сейчас никому не нужен, значит, и ему? „то произошло?

ґ Ћебедев. Ќельз€ во всем верить д€де ¬ане. ќн не всегда прав. ” него сейчас сложнейшее положение. ¬люблен, забросил работу. » почему он не женат в свои сорок семь лет? “ак все нелепо обернулось: раньше думал так, а теперь иначе.

ѕора подводить итог жизни, а его-то и нет. ƒ€д€ ¬ан€ переживает т€желейшее прозрение и относительно своей жизни, и относительно —еребр€кова. Ёто совпало и привело к драме.

Ћебедев.» у —еребр€кова все изменилось. я выходил к аудитории, и мен€ встречали восторженными аплодисментами, а сейчас выхожу Ч никого нет. » это произошло в течение последних дес€ти лет.

ѕризван-—околова. ¬ы оставили дочь на попечение д€ди ¬ани, женились на молодой, а он растил вашу дочь и работал на вас.

Ћебедев. я мог женитьс€ на ≈лене, потому что у мен€ был большой выбор. ј у него не было выбора.

ѕризван-—околова. Ёгоист страшный этот —еребр€ков.

Ўестакова. —он€ говорит: Ђ»збалованныйї.

ѕризван-—околова. ¬се молились на него Ч в нашей семье профессор!

Ћебедев. ј сейчас € никому не нужен!

ѕризван-—околова. “олько в конфликтах, по ходу пьесы должно вскрытьс€, что вы никому не нужны.

Ёто не получитс€. ¬се начинаетс€ с высшей ноты. —трасти накалены до предела.

Ћебедев (ѕризван-—околовой).  ак вас называет родной сын в самом начале?

Ѕасилашвили. Ђ—тара€ галкаї.

Ћебедев. ”же всЄ переговорили, всЄ вы€снили, все наступают друг другу на мозоли.

Ўестакова. ѕривычную всем жизнь переворачивает вторжение ≈лены. ќна вдруг все высветила, сделала нищей атмосферу нашей жизни.

Ћебедев. Ћето, жара, а € хожу весь закутанный, в черном. „то это такое?

Ўестакова. Ѕолезнь. ѕодагра.

Ћебедев. Ќет. я этим привлекаю к себе внимание. я оправдываю это болезнью, но главное, что € особенный, ни на кого не похож Ч что бы вы про мен€ ни думали.

Ѕасилашвили. я не могу пон€ть, на чем зиждилась безоговорочна€ вера д€ди ¬ани в —еребр€кова. ќн поверил и отдал ему всю свою жизнь. ѕравда, не только ему. ќтец умер, и он осталс€ единственным мужчиной. Ќадо было работать на семью. ѕо€вилс€ —еребр€ков. ¬еро€тно, сначала к нему было преувеличенное внимание: важно было не показать, что он им не ровн€.

Ћебедев. — позиций того времени наша семь€ совершили передовой поступок: дочери позволили выйти замуж за простого человека, из народа.

ґћы дол€шы точно определить, что преувеличивает д€д€ ¬ан€ в отношении —еребр€кова и в чем он прав. ћне кажетс€, что он по сути прав, хот€ и у —еребр€кова мы будем искать свою правоту, свою правду.

Ћебедев. ћае кажетс€, что он преувеличивает.

ѕочему?

Ћебедев. я могу предъ€вить д€де ¬ане такие же претензии, что и он мне. «а душой у него ничего нет. „ем он занимаетс€? “оргует творогом, подсолнечным, маслом, считает копейки.

Ѕасила ш в и л и. я теб€ этим кормил.

Ћебеде в. „то мне нужно?

Ѕасилашвили. ƒеньги. „тобы жить в столице, держать приличный дом. » все это за счет подсолнухов, творога.,.

Ћебедев. Ќе в деньгах счастье. ” мен€ гораздо более высокие стремлени€. Ёто слишком низка€ проблема. Ќе хлебом единым...

Ѕ а си л аш вили. «автра € это все брошу. „то ты тогда скажешь?

(Ћебедеву.) “ы можешь говорить что угодно, но мы все-таки будем на стороне д€ди ¬ани. “ы добилс€ в жизни всего, чего хотел. ј он отдал свои силы, свою молодость, всю свою жизнь тебе, твоему преуспеванию. » не его вина, что ты в старости потер€л авторитет, что твои писани€ и лекции уже никого не волнуют.

ћне нравитс€, что мы сегодн€ спорим от лица своих героев, что каждый ищет свою правду. ƒ€д€ ¬ан€ всегда вызывал сочувствие, а профессора часто играли бездушным эгоистом Ч и только, лабыва€ о ого драме, весьма серьезной.  онечно, он не злодей, он тоже ищет почву под ногами, но ищет эгоистически, не дума€ о других, даже самых близких люд€х. Ќе лома€ „ехова, ничего ему не нав€зыва€, мы дол€шы определить, в чем каждый из героев прав, а в чем ошибаетс€. Ёто касаетс€ всех, и д€ди ¬ани тоже. ѕри этом нельз€ забывать о том, что каждый тут обвин€ет не только других, но и себ€.

22 €нвар€ 1982 года јртисты читают по рол€м первое действие.

Ћавров. ” мен€ у оке возник интерес к ≈лене?

Ѕезусловно.

Ћавров. я приехал к больному, а его нет дома, он ушел гул€ть!

–азумеетс€, это его возмущает, но вызов к профессору Ч повод дл€ по€влени€ јстрова здесь, повод вполне законный. √лавное Ч еще раз увидеть ≈лену.

Ѕасилашвили. ѕочему јстров так часто говорит о больном, который умер?

—читает себ€ виноватым.

ґ Ћебедев. » дл€ јстрова все изменилось в последние дес€ть лет, и дл€ ¬ойницкого, и дл€ мен€.

Ћавров. ƒа, дес€ть лет тому назад € чувствовал себ€ в расцвете сил. ¬се было хорошо. ј сейчас все не так Ч умер больной, и это очень отразилось на мне, ушла уверенность в своей силе, в своем таланте. ¬се глубже и глубже зат€гивает мен€ это болото.

Ќа всем поведении јстрова сказываетс€ его т€га к водке --вот что еще произошло за эти дес€ть лет. јстров понимает, что эта т€га сильнее его, боитс€, сопротивл€етс€ Ч и не может. ќн сопьетс€ в конце концов, это €сно. ќн все больше пьет, чтобы заглушить тоску. ќн и ¬ойницкого подбивает на это.

Ћебедев. ” н€ньки здесь очень больша€ проблема, и очень проста€.

Ћавров. ≈е беспокоит, что жизнь перевернулась, все идет не так, как раньше.

Ѕасилашвили. ∆изнь у д€ди ¬ани шла, веро€тно, размеренно, привычно, а сейчас вдруг пон€л: вот она, жизнь, Ч ≈лена! Ёто толчок. ј потом началс€ самоанализ.

Ћебедев. „ехов не дает рецептов, как жить. «десь нет людей, которые говор€т правильно.

Ѕасилашвили. ѕочему все-таки € недавно восхищалс€ —еребр€ковым, а теперь едва выношу его?

ѕроизошла переоценка, ¬ойницкому вдруг открылась вс€ пустота, никчемность его писаний и разглагольствований. Ёто т€желый процесс дл€ самого ¬ойницкого. “ут очень жизненна€ тема. ¬ойницкий не состо€лс€ из-за этого ничтожества, да к тому же —еребр€ков женат на женщине, котора€ могла бы составить (Ѕасилашвили) ваше счастье.

“рофимов. ¬афл€ все замечает и страдает.

ќн безумно боитс€ скандала и всегда стараетс€ уйти, если не может его предотвратить. ќн все врем€ стремитс€ к тому, чтобы у всех было хорошее настроение, но это не получаетс€, на него просто не обращают внимани€. » тогда он стараетс€ уйти.

ƒанилова.ƒл€ ≈лены все изменилось, когда —еребр€ков вышел на пенсию. “еперь она уже самосто€тельна€ личность, а не Ђприложениеї к профессору.

јртисты читают по рол€м второе действие.

ѕервые два действи€ будем играть без антракта, так же, как третье и четвертое. „то же здесь происходит? ƒавайте разберемс€. ≈лена сидит с больным профессором, ухаживает за ним, не спит. ѕриходит —он€. „то здесь происходит между —оней и ≈леной?

Ўестакова. ѕоединок. —оне кажетс€, что ≈лена потворствует капризам отца, избаловала его окончательно и в то же врем€ не любит мужа. ѕоэтому она так вызывающе ведет себ€ с ≈леной.

ґ Ѕасилашвили. ≈лена Ч человек естественный, она не стараетс€ казатьс€ лучше, чем есть.

Ћебедев. я вызывающе веду себ€ с ≈леной и прошу не ее, а —оню дать мне лекарство. ≈лена все врем€ со мной, но она кака€-то рассе€нна€. Ёто мучительно. ” мен€ какие-то предчувстви€.

Ќе надо искать больше того, что написано у „ехова. —еребр€ков про јстрова и ≈лену еще не думает, он знает, что ¬ойниц-кий влюблен в нее, но знает также, что ≈лена к нему равнодушна. ќн просто хочет все врем€ быть в центре внимани€.

Ћавров. ѕочему мать так быстро смирилась с тем, что профессор женилс€ на молодой вскоре после смерти ее родной дочери?

“ак высок дл€ нее и непререкаем его авторитет. “акие люди, как —еребр€ков, умеют управл€ть душами недалеких людей. ¬ой-ницка€ заглушает в себе все сомнени€ и вопросы. “ого же требует от сына и от —они.

23 €нвар€ 1982 года

„ем ¬ойницкий вызывает наши симпатии?

Ћебедев. —овестью, котора€ мучает его.

” всех ощущение напрасно прожитой жизни. „ерез всю роль у ¬ойницкого проходит тема самоубийства. Ќо он никогда не смог бы застрелитьс€. ¬ пьесе ЂЋешийї, котора€ €вл€етс€ как бы первым вариантом Ђƒ€ди ¬аниї, он кончает с собой. Ќо поэтому, наверное, и по€вилс€ Ђƒ€д€ ¬ан€ї, что „ехов был недоволен таким исходом. «десь он оставл€ет д€дю ¬аню жить. ј это труднее. ∆изнь, по существу, кончилась. ¬ начале пьесы —еребр€ковы приехали, взбаламутили усто€вшуюс€ жизнь. ¬ конце пьесы они уехали, но стало еще хуже.

Ѕасилашвили. «начит, дело не в них?

Ќет, не в них. Ќо они ускорили прозрение ¬ойницкого и јстрова.

јртисты читают по рол€м третье действие.

Ётот акт Ч самый действенный, самый бурный. «десь Ч взрыв. “рудна€ любовна€ сцена јстрова и ≈лены, котора€ начинаетс€ во врем€ Ђлекцииї о лесах. » в момент поцелу€ по€вл€етс€ ¬ойницкий с букетом цветов. ѕервые два акта, в которых по внешнему р€ду почти ничего не происходит, готов€т этот акт Ч третий, с поцелуем, с выстрелом. ¬се здесь раскрываетс€ до конца. „етвертый акт Ч снова тишина, просто все уезжают.

26 €нвар€ 1982 года „итка и разбор второго действи€.

„ем вы объ€сн€ете, что —он€ счастлива€ после разговора с јстровым, хот€ он ничего обнадеживающего ей не сказал? ƒанила в а. ј почему € откровенна с —оней?

ґ” ≈лены полное одиночество. ≈динственный живой человек Ч —он€, ей надо наладить с ней отношени€.  орень счастливого настроени€ —они Ч в сцене с јстровым. ќна забираетс€ на такую нравственную высоту, она так чиста, что живет ощущением счасть€ от долгого ночного разговора с любимым человеком, хот€ јстров ничего не пон€л.

Ѕасилашвили. ќн был предельно искренен с ней. —он€ нашла в јстрове человека, с которым можно говорить. ” нее не потребительское отношение, а желание пробитьс€ к его интеллекту, душе, сердцу. ћне кажетс€, что чувство ¬ойницкого к ≈лене такого же рода.

ƒанилова. ѕочему ≈лена здесь захотела играть на ро€ле?

ѕотому что она избавилась от одиночества, выговорилась, все чувства в ней заиграли, ей нужна музыка.

Ћавров. я думаю, что вс€ сцена јстрова с —оней строитс€ на ожидании ≈лены. ќн все врем€ ищет ее, ждет. ” них удивительна€ физическа€ т€га друг к другу.

Ёто верно.

Ѕасилашвили. Ќо ¬ойницкий, понима€ все это, говорит ей о своей любви. » обвин€ет ее в ленивой морали.

¬ам ненавистна ее закрытость, недоступность, вы подозреваете ее в ханжестве, в том, что она в плену предрассудков, иначе должна была бы отозватьс€ на ваше чувство.

Ѕасилашвили. ќсвобождение ее от морали он св€зывает только с собой. ј когда он пон€л, что это ее освобождение св€зано с јстровым, дл€ него это стало трагедией. —ам толкал ее на это, а увидел с јстровым Ч все, жизнь кончена.

Ќо это же так естественно, он все это проецировал на себ€, с ≈леной были св€заны надежды на счастье. Ќельз€ живому человеку быть до такой степени философом!

27 €нвар€ 1982 года

(Ћаврову.) ѕочему јстров делает попытку задержать ≈лену? Ёто серьезно?

Ћавров. Ќет, это так, по инерции.  огда прошел запал, все показалось пошлым. ¬место насто€щего чувства Ч адюльтер. Ёто он пон€л еще в третьем акте, когда по€вилс€ ¬ойницкий с букетом, цветов и увидел поцелуй.

Ћебедев. ¬с€ атмосфера четвертого акта Чкак после чьих-то похорон.

Ћавров. ј казалось, все может переменитьс€, такой накал был в третьем акте!

Ѕасилашвили. ѕолучаетс€, что насто€щее чувство только у —они. јстров и ¬ойницкий просто не могут примиритьс€ с тем, что красива€, молода€ женщина принадлежит не им.

“ут все-таки важно учитывать градации: природа отношени€ к ≈лене у јстрова и ¬ойницкого разна€. ≈сли јстров возвышен

ґв своей де€тельности, то это не означает, что он столь же возвышен в своем отношении к женщинам. ј у ¬ойницкого отношение к ≈лене возвышенное. Ќельз€, чтобы получилось пошлое соперничество.

“рофимов. ј что произошло с ¬афлей?

Ѕасилашвили. ќн уже давно стал принадлежностью дома.

Ћавров. Ќо его угнетает положение приживала.

ƒа, но он-то знает, что он не приживал, что он нужен здесь, что он готов украсить жизнь всех этих людей, ведь не случайно он неразлучен с гитарой, ни одна выпивка, ни одно веселье ни у јстрова, ни у ¬ойницкого не обход€тс€ без него. » у него есть чувство собственного достоинства: помните, как он обиделс€, когда ≈лена перепутала его им€-отчество?

Ѕасилашвили. »так, все упираетс€ в ≈лену. ѕосле ее приезда только —он€ занимаетс€ делом. ѕочему все так изменилось?

ѕредставьте себе, что эта усадьба Ч необитаемый остров. Ўла накатанна€ жизнь. » вдруг Ч она! ∆енщина! —тала центром, ничего дл€ этого не дела€, просто сама по себе. » невольно сеет разрушение.

Ўестакова. Ќо ее вины здесь нет.

–азумеетс€.

Ћебедев. Ќикто никого не осуждает. Ќа этот остров приехали Ђиностранцыї Ч —еребр€ков со своей женой. » происходит что-то невообразимое. — —еребр€ковым тоже случилось нечто ужасное: оказываетс€, здесь еще хуже, чем там, откуда он при-^шел. ћы с ≈леной приехали в глушь, в тишину, на покой, и в результате все оказались на грани крушени€. » —еребр€ков снова уходит.

Ёто уход победител€. ќн всех простил, он такой благородный!  акое действие в четвертом акте главное? „то все должны играть? „то происходит с каждым?

Ћавров. Ѕур€ пронеслась, и каждому до конца раскрылась бессмысленность его существовани€.

¬ерно. Ёто € и хотел услышать. ј что происходит в сцене н€ни и ¬афли?

“рофимов. я чувствовал, что с приездом —еребр€кова что-то должно было произойти. » произошло. “еперь они уезжают. » € рад, что они уезжают.

ƒа, он надеетс€, что жизнь вернетс€ в свое русло.

Ћавров. » ¬афл€ и н€нька вообще оказались бы на улице, если бы имение было продано.

Ѕасилашвили. ¬ойницкий пыталс€ вырватьс€ из этого заколдованного круга: он похитил у јстрова морфий.

ћне кажетс€, он попробовал и не смог. ѕон€л, что у него это не получитс€. ќсознание тупика Ч вот к чему он приходит. —он€ в конце находит единственный выход: надежда на будущую потустороннюю жизнь. ¬ ней проснулась религиозность.

ґј дл€ ¬афли и н€ньки выход Ч возвращение к лапше. ќни вообще без духовных запросов.

Ћавров. ¬се они жили, и казалось, это нормальна€ жизнь. ј теперь пон€ли Ч нет.

¬ерно. Ёто главное. „то же в этой истории дл€ нас сегодн€ интересно? —тремление к духовности. Ёто вызывает уважение. «а суетой не должно тер€тьс€ главное Ч стремление к высокой духовной жизни, к идеалу, отнюдь не материальному. ј именно опасность бездуховности подстерегает людей во всем мире. –усска€ литература, вс€ русска€ духовна€ жизнь призывает людей преодолевать это. »наче в люд€х возобладают отвратительные стороны.

Ѕасилашвили. „еховские герои не забыли, что есть идеал.

ƒа, и в этом их трагеди€. ” них есть стремление пон€ть друг друга, раскрытьс€ друг перед другом в самом важном, не поддатьс€ растительному образу жизни. Ќо у них ничего не получаетс€, ими прав€т жизненные законы, которые они не в силах преодолеть. » все-таки сегодн€ мы должны пом€нуть этих людей добрым словом за их стремлени€, за их беспощадность к самим себе.

јртисты читают по рол€м первое действие.

ѕочему у јстрова по€вилась потребность поговорить здесь о жизни, о лесах, почему он так раскрываетс€?

Ћавров. ” него простое желание раскрытьс€ перед красивой женщиной, показать, что они здесь в деревне тоже думают о многом.

¬ерно.  роме того, она ему очень нравитс€, он все врем€ должен держать ≈лену в объекте своего внимани€. ≈му здесь сегодн€ очень хорошо. ј тут неожиданный вызов к больному. ќбратите внимание, как он т€нет с отъездом, как ему не хочетс€ уходить. √лавна€ причина Ч ≈лена.

28 €нвар€ 1982 года –азбор обсто€тельств первого

действи€.

Ћавров. ” “елегина очень €сные жизненные принципы. Ќадо прощать Ч даже тех, кто сделал теб€ несчастным.

“рофимов. ¬афл€ не изменил своим принципам и горд этим. ∆ена от него сбежала, но состарилась, и ей хуже, чем ему, потому что она нарушила жизненный закон.

Ћавров. ј что происходит в нашем диалоге с д€дей ¬аней?

“ут задаетс€ отношение ¬ойницкого к красоте Ч через ≈лену. ќн любит красоту чисто, высоко, и в то же врем€ он недоволен приездом —еребр€ковых, они нарушили весь распор€док, все подчинено им. “ут и ирони€, и влюбленность.

Ћавров. ” мен€ тоже некотора€ непри€знь к приезжим.

Ёто отношение провинциала к столичным люд€м. јстров,

ґв сущности, провоцирует ¬ойницкого на монолог, осуждающий профессора и профессоршу, коротким вопросом: Ђ¬ыспалс€?ї —пит среди бела дн€, такого никогда не было! јстрову при€тно слушать обвинение ¬ойницкого в адрес гостей. Ќо свое отношение к ≈лене он не раскрывает. ќн относитс€ к ней иначе, чем д€д€ ¬ан€, более по-мужски, что ли. Ќедаром, когда д€д€ ¬ан€ говорит: Ђ√лаза... „удна€ женщина!їЧјстров уводит его от этой темы: Ђ–асскажи-ка что-нибудь, »ван ѕетрович!ї





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 260 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—туденческа€ общага - это место, где мен€ научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. ј майонез - это вообще десерт. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

715 - | 636 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.091 с.