и обращается к Нему с просьбой (10.12-18)
Выслушав чатух-шлоку «Бхагавад-гиты», Арджуна с полной верой принимает Кришну. Затем он возносит молитвы, прославляющие Господа, и просит Кришну описать, как можно понять Его в Его всепроникающем аспекте.
Основная тема:
Подтверждение того, что Господь Шри Кришна - Всевышний.
Подпункты:
А. Тот факт, что Господь Кришна является Всевышним, может понять лишь тот, кто следует авторитетам в духовной жизни (10.13-15) и кто развивает преданность.
Б. Говоря о своем осознании истинной природы Кришны, Арджуна упоминает высоко почитаемых ведических мудрецов, которые испытывают тоже самое. Он делает это для того, чтобы подтвердить, что его собственное осознание положения Кришны - это не просто сентименты.
Достояния Кришны (10.19-42)
Арджуна попросил Кришну рассказать ему о божественных достояниях, с помощью которых Кришна пронизывает Собой все миры. Зная об этих достояниях, человек может всегда помнить Кришну, находясь в этом мире.
Основная тема:
Достояния Господа Кришны можно увидеть через проявления Его энергий в этом мире.
Подпункты:
А. Интересно понаблюдать, как Кришна являет Свое великолепие. Как правило, Он называет какую-либо группу объектов или явлений этого мира, а затем демонстрирует, каким образом Он является наиболее выдающимся аспектом в этой группе.
Б. У Арджуны не было необходимости слушать о том, как Кришна пронизывает Собой весь материальный мир; Арджуна уже медитирует на трансцендентную форму Кришны. Он задает этот вопрос для блага простых людей, которые могут оценить что-то, только если это связано с материальным миром.
В. Преданные слушают повествования о достояниях Кришны не для того, чтобы попытаться всецело познать Кришну. Это невозможно, т.к. Кришна безграничен во всех отношениях. Преданные обсуждают темы, связанные с достояниями Господа, потому что они подобны нектару, и преданные черпают огромное наслаждение, слушая об этом (10.19).
Г. Экспансия Кришны, Сверхдуша, пронизывает все материальное проявление (10.20,41-42)
Д. Это утверждение важно для медитации на достояния (вибхути) Господа. Присутствие Господа можно ощутить в великих явлениях материального мира, потому что Он, будучи Сверхдушой, пронизывает все.
1. Именно Сверхдуша дает великим людям их могущество. Именно Сверхдуша посредством материальной энергии порождает необычные природные явления.
2. Поэтому Шрила Прабхупада объясняет: «Не стоит рассматривать богатство и великолепие вещей и явлений так, будто они существуют сами по себе. Необходимо знать, что все они существуют благодаря тому, что Кришна присутствует в них в форме Параматмы.» Осознав присутствие Сверхдуши, человек может понять Господа Кришну, медитируя на Его Творение.
Глава 11
Вселенская форма
Просьба Арджуны описать вселенскую форму и описание Кришной Своей вселенской формы (11.1-9)
Господь Кришна закончил предыдущую главу описанием того, как, будучи Сверхдушой, Он создает космическое проявление, поддерживает в нем жизнь и разрушает его. В заключение Он сказал: «Зачем знать об этом подробно? Одной лишь крошечной частицей себя Я пронизываю и поддерживаю всю эту вселенную».
В одиннадцатой главе Арджуна просит Кришну показать ему, как эта частица пронизывает всю вселенную.
Основная тема:
Человек может постичь природу формы Господа лишь по милости Господа.
Подпункты:
А. Арджуна просит Кришну показать ему Вселенскую форму не ради него самого, а для других, чтобы недвусмысленно установить истинность божественной природы Кришны.
Б. Хотя у Арджуны есть сильное желание увидеть Господа, он не может сделать этого до тех пор, пока Господь не даст ему такой возможности. Поэтому Господь наделяет Арджуну божественными глазами (дивья чакшух), чтобы тот мог лицезреть Его вселенскую форму.1
В. Кришна устанавливает критерий, по которому можно определить Бога. Те, кто объявляют себя Богом, должны подтвердить свои заявления, явив Вселенскую форму (11.3)
Г. Чистого преданного, находящегося в трансцендентных любовных отношениях с Кришной, не привлекает Вселенская форма. Его привлекают проявления любви Господа (11.8).
Санджая описывает Вселенскую форму (11.9-31)
Основная тема:
Видение вселенской формы
Подпункты:
А. Когда Арджуна лицезрел вселенскую форму, чувства искренней дружеской привязанности, которые он испытывал к Кришне, затмило изумление (11.14).
Б. Важная грань проходит между стихами 19 и 20.
1. В стихах 10-19 описано, как Арджуна наблюдает исполненную великолепия Вселенскую форму Кришны. В этой форме было явлено то, что было описано в десятой главе, а именно, то, как Кришна пронизывает все материальное проявление.
2. Начиная с текста 20, Арджуна описывает, как он лицезрел форму времени Господа - кала-рупу, форму, в которой Господь как время толкает все материальные проявления к разрушению.
«Кало ‘сми лока-кшая-крит» - стань Моим инстументом (11.32-34)
Основная тема:
Как Сверхдуша, Господь Кришна осуществляет контроль над всем, что происходит в космическом проявлении по Его воле. В аспекте времени Он подталкивает все к уничтожению.
Подпункты:
А. Фактор времени - это та сила, которую Параматма использует для управления материальным миром. Господь как фактор времени трансформирует материю согласно Своему космическому плану.
Б. Посредством фактора времени Кришна уже устроил гибель всех Куру. Арджуне не нужно беспокоиться о выборе между убийством их или отказом от него. По плану Господа все они будут убиты, невзирая на выбор Арджуны. Арджуна должен стать инструментом в руках Господа для осуществления Его плана. (11.32)
В. Преданный добровольно соглашается подчиняться Кришне, он становится инструментом у Него в руках. Непреданный же жаждет быть независимым от Бога, и поэтому он подчиняется Кришне косвенным образом, через Его материальную энергию.
Г. Конечная цель Господа - очистить сознание обусловленной души в материальном мире (11.33)
Д. Кришна очень милостив к преданным, выполняющим Его волю в материальном мире. Он отдает им все заслуги, хотя истинным вершителем всего является Он. (11.34)
Молитвы Арджуны (11.35-46)
Арджуна только что лицезрел могущественную и исполненную великолепия вишва-рупу Господа. В страхе он возносит молитвы, прославляющие Господа. Он понимает, что Господь превыше всех существ, и Он является прибежищем для всего мира. После этого Арджуна, все еще охваченный страхом, вспоминает о своей прежней дружбе с Кришной и молит Кришну простить ему фамильярность в отношениях с Ним.
Основная тема:
Господь Кришна - Всевышний Господь всего сущего, и в то же время Его связывают любовные взаимоотношения с Его чистыми преданными.
Подпункты:
А. Отношения между Господом и преданным вечны; они никогда не могут быть забыты. (11.41-42)
· Хотя Арджуна и лицезрел удивительную, исполненную могущества Вселенскую форму Господа, он не забыл своей дружбы с Кришной.
Б. Хотя Господь имеет тело и чувства, они не такие, как у обычного человека. Его тело, ум, чувства и душа есть одно. Они не отличны от Него самого (11.43).
В. Хотя существует бесчисленное количество форм Личности Бога, Шри Кришна - изначальная форма (11.45-46).
· Господь Кришна может вобрать в Себя вселенскую форму и проявить Свою четырехрукую форму Нараяны, потому что Он - источник как вселенской формы, так и Нараяны.
Только чистые преданные могут видеть высшую двурукую форму Кришны (11.47-55)
Увидев вселенскую форму, Арджуна просит Кришну вновь принять Свою изначальную сокровенную форму.
Основная тема:
Самый сокровенный облик, который может принять Абсолютная истина, - это двурукая форма Шри Кришны. Эту форму можно познать только посредством преданного служения.
Подпункты:
А. Только преданные могут лицезреть вселенскую форму (11.47-48)
Б. Чтобы увидеть вселенскую форму, нужно обладать зрением полубогов (дивья чакшух), но даже полубоги ищут возможности увидеть Его двурукую форму (11.52)
В. Видеть Господа в Его самом сокровенном облике - исключительно редкий случай (су-дурдаршам), т.к. увидеть Его можно лишь тогда, когда Он Сам открывает Себя. Материальные качества бесполезны. Поэтому бхакти-йога - единственное средство для того, чтобы понять Кришну, т.к. оно привлекает Его милость.
Г. Поэтому даже сведущие философы не могут понять Кришну, если у них нет бхакти. Господь Кришна подчеркивает это положение, утверждая, что его нельзя увидеть с помощью одних лишь покаяний, благотворительности, изучения Вед или поклонения.
Глава 12
Преданное служение
Господь Кришна закончил предыдущую главу объяснением того, что постижение двурукой формы Шьямасундары - самое сокровенное постижение Бога. Затем Он призвал Арджуну к совершению чистого преданного служения (11.55) и обещал ему ответить взаимностью на такое служение, приведя Арджуну обратно к Себе.
Некоторые могут ошибочно подумать, что вселяющая страх Вселенская форма, описанная в главе 11, более значительна, чем двурукая форма Кришны. Предвидя это, Арджуна в начале двенадцатой главы просит Кришну раз и навсегда прояснить вопрос о том, какой из способов поклонения наилучший - поклонение Самому Кришне или безличное поклонение Вселенской форме?
Бхакти выше, чем имперсонализм (12.1-7)
Основная тема:
Чистое преданное служение выше безличной медитации.
Подпункты:
А. В сознании Кришны много разного рода деятельности, но она нематериальна, потому что совершается ради удовлетворения Кришны (12.2) (См. также 4.16-21).
Б. Конечным пунктом безличной йогической медитации является стадия осознания того, что Шри Кришна есть высший аспект Абсолютной Истины. (12.3) (См. также 7.19)
В. Эта глава - заключительная среди шести средних глав, в центре которых находится бхакти - утверждает, что чистое преданное служение - высший религиозный путь, потому что он самый легкий и следование по нему гарантирует успех.
а) Безличная медитация чрезвычайно трудна. Сосредоточить свой ум на чем-то непроявленном практически невозможно. Но легко и приятно сосредоточивать свой ум на разнообразных атрибутах Шри Кришны (12.3-5). 1
б) Занимаясь безличной медитацией, человек должен полностью прекратить деятельность чувств, что является чрезвычайно трудной задачей. Преданный же занимает свои чувства служением, доставляющим удовольствие Кришне (11.4-5).
в) Основная причина, по которой чистое преданное служение является наилучшим путем, состоит в том, что Кришна лично освобождает Своих преданных. Последователи других видов йоги должны полагаться на ограниченную силу своего собственного ума и воли; однако предавшийся бхакта получает безграничную силу и защиту непосредственно от своего возлюбленного Господа. Следовательно, бхакти - самый надежней и безопасный путь самоосознания.
Ступени духовного развития (приведены в порядке убывания) (12.8-12)
После того, как было установлено превосходство бхакти, возникает вопрос: «Как совершать преданное служение?»
Кришна прямо отвечает на этот вопрос и, принимая во внимание то, что не все люди готовы сразу же приступить к практике высшей формы чистого преданного служения, Он предлагает пути постепенного возвышения, ведущие к этой цели.
Основная тема:
Бхакти-йога - это постепенный процесс развития привязанности к Господу Шри Кришне, идущий одновременно с отречением от материального мира.
Подпункты:
А. Как достичь чистого преданного служения:
1. Совершенная ступень - практика чистой бхакти …
Преданный всегда спонтанно думает о Кришне и живет, осознавая реальность своих непосредственных и близких отношений с Ним (12.8).
2. Если ты не можешь делать это…
Следуй регулирующим принципам бхакти-йоги. Занимайся практическим преданным служением, во время которого ум сосредоточен непосредственно на Кришне. Это усилит спонтанное желание и в конечном итоге возвысит тебя до стадии, описанной в восьмом тексте (12.9).
3. Если ты не можешь делать это…
«Работай для Меня». Если ты не можешь сосредоточить свои внутренние чувства (ум и разум) на Кришне, сосредоточь свои внешние чувства на Кришне и займи их физическим служением Кришне (сакама или нишкама карма-йога). Это очистит тебя и, в конечном итоге, ты возвысишься до стадии, описанной в девятом тексте (12.10 и 12).2
4. Если ты не можешь делать этого (того, что описано в тексте 10)...
Тогда ты можешь встать на другой, косвенный путь йоги, развивая знание о Брахмане и затем приступив к медитации на Сверхдушу (12.12)
5. Если ты не можешь делать этого...
Отрекайся от результатов своей деятельности, отдавая их на какое-либо благое дело. Это (согласно главе 5) приведет тебя на уровень брахма-гьяны (знания о Брахмане) (12.11)
Б. Хотя карма-йога и считается самой низшей ступенью в лестнице йоги, Кришна говорит, что она лучше медитации, т.к. она более практична, поскольку не беспокоит ум суровыми и трудновыполнимыми требованиями, направленными на отречение.
Качества, которые помогают человеку обрести любовь к Кришне (12.13-20)
Описав стадии преданности, Кришна перечисляет трансцендентные качества, которые автоматически приобретает бхакти-йог. То, что Кришна обращает наше внимание на эти качества, еще раз подтверждает основную тему 12-й главы - то, что бхакти - самый эффективный путь духовного развития.
Основная тема:
Тот, кто практикует бхакти-йогу, проявляет трансцендентные качества, которые являются неотъемлемыми чертами преданного. Господь очень доволен таким преданным.
Подпункты:
А. Качества, упомянутые здесь, зависят от бхакти. Они самопроизвольно проявляются в человеке, если он предается Кришне.
1. Эти качества делятся на 2 категории:
а) основные - сварупа-лакшанам
б) вспомогательные - татастха-лакшанам
2. Все качества, упомянутые в текстах 13-20, - вспомогательные, кроме последнего, бхактиман, указывающего на преданное служение Господу.
3. Итак, преданность Кришне - это основное качество, из которого автоматически проявляются все остальные.
Б. Человек может чувствовать умиротворение даже среди материальных страданий, если он воспринимает все трудности как милость Кришны.
1. Когда приходят материальные страдания, преданный понимает, что за свои прошлые грехи он заслуживает гораздо больших страданий, но по милости Кришны последствия его греховных поступков смягчены. Поэтому такой преданный всегда остается спокойным и умиротворенным. (12.13-14)
2. Более того, когда преданный утверждается в преданном служении Господу и духовному учителю, его перестают терзать проявления двойственности материального мира, такие, как жара и холод, счастье и несчастье, честь и бесчестье. Шрила Прабхупада говорит: «Поскольку преданный всегда поглощен сознанием Кришны и занят преданным служением, никакие обстоятельства материального мира не могут поколебать его» (12.15, комм) (12.14-19)
В. Безличная концепция Абсолютной Истины может быть полезна тому, кто не находится на уровне преданного служения. (12.20)
1. Если человек неспособен совершать чистое преданное служение из-за материальных привязанностей, безличная концепция Абсолюта может помочь ему отречься от результатов кармической деятельности и понять разницу между духом и материей. Однако в этом нет необходимости для тех, кто готов предаться Господу, общаясь с чистым преданным (См. также 12.2 и 12.12)
2. Шрила Прабхупада предупреждает, что продвижение по пути имперсонализма может быть опасно, потому что склонности к имперсонализму могут помешать человеку, когда он попытается встать на путь бхакти.
Глава 13