Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Господи, устне мои отверзеши…» (2).

Схема 2

Чинопоследование вседневной утрени

(совершаемой после вседневной вечерни[1] при святом «без знака»)

 

Священник: «Слава Святей…» (Служебник).

Чтец [2]: «Аминь». «Слава в вышних Богу…» (3).

Господи, устне мои отверзеши…» (2).

Шестопсаломие: Псалмы 3, 37, 62,после которых: Слава и ныне: «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…» (3) «Господи, помилуй» (3) Слава и ныне:; Псалмы 87, 102, 142;по окончании чтения Шестопсаломия: Слава и ныне: «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…» (3) (Часослов).

Священник во время чтения Шестопсаломия тайно читает 12 утренних молитв:
6 — перед Престолом в Алтаре, 6 — на амвоне перед Царскими вратами.

 

Диакон: Мирная (Великая) ектения: «Миром Господу помолимся…» (Служебник)

Священник: Возглас: «Яко подобает Тебе всякая слава…» (Служебник).

Хор: «Аминь».

 

Диакон: «Бог Господь и явися нам...» (Служебник).

Хор: «Бог Господь и явися нам...» (Часослов) во глас тропаря святого Минеи.

Диакон: стих 1-й: «Исповедайтеся Господеви яко благ...» (Служебник).

Хор: «Бог Господь и явися нам...» (Часослов).

Диакон: стих 2-й: «Обышедше обыдоша мя...» (Служебник).

Хор: «Бог Господь и явися нам...» (Часослов).

Диакон: стих 3-й: «Не умру, но жив буду...» (Служебник).

Хор: «Бог Господь и явися нам...» (Часослов).

Диакон: стих 4-й: «Камень, его же небрегоша зиждущии...» (Служебник).

Хор: Тропарь святого (дважды) (Минея).

«Слава и ныне:» Богородичен из 4-го приложения Минеи[3]:
1) по гласу тропаря святого Минеи; 2) с учетом дня седмицы;
3) с надписанием: «по Ныне отпущаеши (или «на вечерни») и на Бог Господь».

 

Хор: «Господи помилуй» (3), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

Чтец: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь»; и читается первая «Слава» первой рядовой (положенной по Уставу) кафизмы (Псалтирь)[4]. Первая «Слава» оканчивается словами чтеца «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

Хор: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь»; «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (3); «Господи помилуй» (3); «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

Чтец: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь»; и читается вторая «Слава» первой рядовой (положенной по Уставу) кафизмы (Псалтирь). Вторая «Слава» оканчивается словами чтеца «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

Хор: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь»; «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (3); «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

Чтец: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь»; и читается третья «Слава» первой рядовой (положенной по Уставу) кафизмы (Псалтирь). Третья «Слава» оканчивается словами чтеца «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь»; «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (3).

 

Чтец: «Господи, помилуй» (3); и читает Седален Октоиха с надписанием: «по первом стихословии», «Слава и ныне:» Богородичен Октоиха там же.

Хор: «Господи, помилуй» (3), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

Чтец: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь»; и стихословится вторая рядовая (положенная по Уставу) кафизма (Псалтирь). Порядок ее исполнения такой же, как и первой кафизмы.

 

Чтец: «Господи, помилуй» (3); и читает Седален Октоиха с надписанием: «по втором стихословии», «Слава и ныне:» Богородичен Октоиха там же.

 

Здесь может читаться третья рядовая кафизма, положенная по Уставу в период с 22 сентября по 20 декабря по старому стилю. Порядок ее исполенения такой же, как и первой кафизмы. После прочтения кафизмы читается седален Октоиха «по третьем стихословии».

 

Хор: «Господи, помилуй» (3), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

Чтец: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь»; и Псалом 50[5].

 

Канон:

 

Канон на вседневной утрени читается следующим образом: два канона Октоиха и третий канон — святого Минеи (но если в Минее 2 канона, то читается 2 канона Октоиха и 2 канона Минеи. Больше четырех канонов не читается). На вседневной утрени по Уставу канон читается «на 14 тропарей с ирмосом»: первый канон Октоиха — на 6 тропарей с ирмосом, второй канон Октоиха — на 4 тропаря без ирмоса и канон святого Минеи — на 4 тропаря без ирмоса. Ирмос поется в начале каждой песни Хором, затем Чтец читает тропари канона, произнося передкаждым из них припев, соответствующий содержанию канона [6]. К 13-му (предпоследнему) тропарю песни читается припев: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». К 14-му (последнему) тропарю — «И ныне и присно и во веки веков. Аминь» [7]. По 3, 6, 8, 9 песням канона поется Катавасия. Катавасией служит ирмос последнего канона (то есть канона Минеи).

По 3-й песни:

Диакон: Малая ектения: «Паки и паки...» ( Служебник).

Священник: Возглас: «Яко Ты еси Бог наш…» (Служебник).

Хор: «Аминь».

Чтец: Седален святого Минеи, «Слава и ныне:» Богородичен канона Минеи[8].

 

По 6-й песни:

Диакон: Малая ектения: «Паки и паки...» ( Служебник).

Священник: Возглас: «Ты бо еси Царь мира…» (Служебник).

Хор: «Аминь».

Чтец: Кондак и икос канона Минеи[9].

 

По 8-й песни:

К 13-му (предпоследнему) тропарю 8-й песни читается припев: «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа». К 14-му (последнему) тропарю — «И ныне и присно и во веки веков. Аминь» [10]. После чтения последнего тропаря, Хор поет: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки». Затем поется Катавасия 8-й песни. После чего:

Диакон: «Богородицу и Матерь Света...» ( Служебник).

Хор: Песнь Богородицы: «Величит душа моя Господа…» с припевом: «Честнейшую херувим…»

Диакон во время пения «Честнейшую» совершает полное каждение храма.

По 9-й песни:

Хор: «Достойно есть яко воистину…»

Диакон: Малая ектения: «Паки и паки...» ( Служебник).

Священник: Возглас: «Яко Тя хвалят вся силы небесныя…» (Служебник).

Хор: «Аминь».

Чтец: Ексапостиларий дневной (Приложение Октоиха)[11]: с учетом дня седмицы.

«Слава:» Светилен святого Минеи (если есть).

«И ныне:» Богородичен егоже (то есть писанный при светильне святого Минеи).

Примечание: 1) Если в службе святого Минеи нет светильна, то читается Светилен (Ексапостиларий) дня, затем «Слава и ныне:» Богородичен егоже. Под среду и пятницу читается Крестобогородичен, который находится в Приложении Октоиха при светильне дневном.

 

Чтец: Хвалитные псалмы (Псалмы 148, 149, 150) со слов: «Хвалите Господа с небес…» (Часослов). Слава и ныне:

«Тебе слава подобает…» (Часослов).

«Слава Тебе, показавшему нам свет» (Часослов).

Вседневное славословие (седмичная редакция): «Слава в вышних Богу…» (Часослов).

 

Диакон: Просительная ектения: «Исполним утреннюю молитву нашу...» (Служебник).

Священник: Возглас: «Яко Бог милости и щедрот…» (Служебник).

Хор: «Аминь».

Священник: «Мир всем!»

Хор: «И духови твоему».

Диакон: «Главы наша Господеви приклоним!»

Хор: «Тебе, Господи».

Священник в это время перед Престолом тайно читает молитву главопреклонения: «Господи святый, в вышних живый…» (Служебник).

Священник: Возглас: «Твое бо есть еже миловати...» (Служебник).

Хор: «Аминь».

 

Стихиры на стиховне утрени:

 

Канонарх: «Глас (по гласу первой стихиры на стиховне Октоиха) и возглашает первую фразу первой стихиры (Октоих).

Хор: поет первую стихиру Октоиха.

Канонарх: возглашает 1-й стих (до последней запятой) (Часослов).

Хор: поет окончание 1-го стиха и 2-ю стихиру Октоиха.

Канонарх: возглашает 2-й стих (до последней запятой) (Часослов).

Хор: поет окончание 2-го стиха и 3-ю стихиру Октоиха.

Канонарх: « Слава и ныне, глас тойже». «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

Хор: «И ныне:» и поет Богородичен Октоиха (Октоих «наряду»), а в среду и пяток — Крестобогородичен (Октоих «наряду»).

 

Чтец: «Благо есть…» Трисвятое по «Отче наш...» (Часослов).

Священник: Возглас: «Яко Твое есть царство...»

Хор: «Аминь».

Тропарь святого (1) (Минея).

«Слава и ныне:» Богородичен из 4-го приложения Минеи[12]:
1) по гласу тропаря святого Минеи; 2) с учетом дня седмицы;
3) с надписанием: «в конец утрени».

 

Диакон: Сугубая ектения (сокращенная)[13]: «Помилуй нас, Боже...» (Служебник).

Священник: Возглас: «Яко Милостив...» (Служебник).

Хор: «Аминь».

Диакон: «Премудрость!»

Хор: «Благослови» [14].

Священник: «Сый Благословен Христос Бог наш...»

Хор: «Аминь». «Утверди Боже...»

 

И тотчас чтец начинает читать «Приидите, поклонимся…» (3) и 1-й час.

 

 


[1] В случае, когда утреня служится отдельно от вечерни (или в рамках монастырского устава, или в приходской практике, когда утреня служится отдельно с утра), она начинается с Двупсаломия. В этом случае начало утрени такое:

Священник: «Благословен Бог наш…»

Чтец: «Аминь». «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». «Царю Небесный…» Трисвятое по «Отче наш…»

Священник: «Яко Твое есть Царство…»

Чтец: «Аминь». «Господи, помилуй» (12). «Приидите поклонимся…» (3); Псалом 19: «Услышит тя Господь в день печали…» и псалом 20: «Господи, силою Твоею…»

Слава и ныне: Трисвятое по «Отче наш…» (в приходской практике часто опускается, а сразу после Слава и ныне: читаются тропари).

Священник: «Яко Твое есть Царство…»

Чтец: «Аминь». Тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя…», Слава: кондак: «Вознесыйся на Крест волею…», И ныне: богородичен: «Предстательство страшное…» (Часослов).

Священник: Ектения сугубая сокращенная: «Помилуй нас, Боже…»

Священник: Возглас: «Яко милостив…»

Хор: «Аминь». «Именем Господним благослови, отче».

Священник: «Слава Святей…» и далее последование утрени по схеме.

[2] В некоторых храмах принято «Аминь» петь Хору. Допускаются оба варианта.

[3] Устав о порядке пения тропарей и богородичнов в седмичные дни всего года содержится в 9 и 52 главах I отдела Типикона и в статье: «Указ о службе всея седмицы» в приложении Октоиха.

[4] Устав о чтении кафизм содержится в 17 главе I отдела Типикона.

[5] Текст псалма 50-го можно взять в Часослове в чине Полунощницы или в чине 3-го часа.

[6] См. главу: Устав о пении канонов в седмичные дни настоящего пособия.

[7] При приходском сокращении количества тропарей канона до минимума (например, до 4-х в песни) к предпоследнему и последнему тропарю лучше читать общие припевы, соответствующие содержанию канона.

[8] Если в службе святого Минеи два кондака (один писан по 6 песни, а другой с надписанием: «Ин кондак» по 3-й песни), то «Ин кондак» читается по 3-й песни, а после него обычным порядком читаются седальны с Богородичном.

[9] По 6-й песни кондак читается всегда лишь один, а икос присоединяется к нему подряд, то есть икос никогда не читается «На Славу:».

[10] При приходском сокращении количества тропарей канона до минимума (например, до 4-х в песни) к предпоследнему и последнему тропарю следует читать общие припевы, соответствующие содержанию канона, а троичный припев «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне и присно и во веки веков. Аминь» читается после последнего тропаря песни.

[11] Не следует путать эти Ексапостиларии со Светильнами дневными, которые поются «егда поем Аллилуия».

[12] Устав о порядке пения тропарей и богородичнов в седмичные дни всего года содержится в 9 и 52 главах I отдела Типикона и в статье: «Указ о службе всея седмицы» в приложении Октоиха.

[13] Эта ектения называется сокращенной, так как начинается сразу с 3-его прошения: «Помилуй нас, Боже…», тогда как первые два прошения Сугубой ектении: «Рцем вси…» и «Господи, Вседержителю…» не произносятся.

[14] В храмах, где находится архиерейская кафедра, патриаршее или монастырское подворье, в монастырях вместо «Благослови» поется «Святейший (Высокопреосвященнейший, Преосвященнейший) Владыка, благослови».



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Приидите, поклонимся…» (3). | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 298 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2284 - | 2063 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.