Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Логика есть наука о формах и законах по­знающего мышления.




Логика изучает мышление, но не всякое, а лишь те мыслительные процессы, которые направлены на обнаружение и обоснование истины, на реше­ние некоторой задачи, на поиск путей преодоле­ния тех или иных трудностей, встающих перед на­ми как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Иногда утром, посмотрев на себя в зеркало, вы можете подумать: “У...у, ка­кая у меня сегодня противная физиономия!” Таких мыслительных процессов логика почти не касает­ся, изучение их - дело психологии или даже пси­хиатрии. Логику интересуют прежде всего позна­вательные процессы. Ну а что такое “познающее мышление”? Попро­буйте ответить на несколько простых вопросов.

У меня в кармане две монеты, которые в сумме дают 15 копеек, но одна из этих монет не пятачок. Какие это монеты? Вы начинаете думать: 7 и 8 копеек? Таких монет не существует. Может быть, 2, 3 и 10 копеек? Но тогда получается три монеты, а их всего две. Наконец, приходит мысль: одна из них не пятачок, но другая-то может быть пятачком! Ответ: 10 и 5 копеек.

Ночной сторож умер не ночью, а днем. Назначат ли ему пенсию? Вы начинаете вспоминать, что вам известно о пенсионном законодательстве, затем вдруг спохватываетесь: но ведь он умер, зачем же ему пенсия? Ответ: нет, не назначат.

Может ли порядочный человек жениться на сес­тре своей вдовы? Слово “порядочный” привлекает ваше внимание и вы задумываетесь: этично ли же­ниться на сестре вашей жены? Но вскоре приходит мысль: жена-то ведь уже вдова, значит, тот человек, о котором идет речь, умер! Ясно, что он ни на ком уже жениться не может, а слова “порядочный чело­век” просто отвлекают наше внимание от этого ре­шающего обстоятельства.

Во всех этих случаях поиск решения сводится к выдвижению некоторого предположения и выве­дению из него следствий. Если следствия не согла­суются с условиями задачи, мы отбрасываем перво­начальное предположение и выдвигаем новое и т.д. Несмотря на простоту приведенных примеров, по­иск их решения воспроизводит основные черты вся­кого познавательного процесса: проблема — пред­положительное решение — проверка решения и его отбрасывание, если оно не согласуется с условиями задачи и с известными нам истинами, - выдвиже­ние нового решения... Логика как раз и изучает те формы, в которых протекает познающее мышление, и те общие принципы, которым оно должно подчи­няться, чтобы достигнуть поставленной цели.

Логику интересует лишь форма наших мыслей, но не их содержание. Содержание наших мыслей бесконечно разнообразно: мы можем думать и рас­суждать о вулканах и звездах, о любви и предпри­нимательстве, о колбасе, которой вечно не хватает, и об электронах, от которых не знаешь куда девать­ся. Однако все это разнообразие укладывается в сравнительно небольшое число форм. Вот эти формы и изучает логика. Образно говоря, логику интересуют сосуды - бутылки, ведра, бочки, а не то, что в них налито. В бутылку что ни налей - нарзан, пиво, вино - она останется бутылкой и ее можно изучать именно как бутылку: исследовать ее геоме­трическую форму, объем, толщину стенок и т.д. Точ­но так же и мыслительные формы, независимо от своего содержания, обладают определенными свойствами, которые изучает логика.

В этом отношении логика сходна с грамматикой, которую мы изучали в школе. Грамматика тоже иссле­дует и описывает формы языковых выражений, от­влекаясь от их содержания. Для иллюстрации этого обстоятельства известный советский лингвист Л.В. Щерба приводил пример следующего выдуман­ного им предложения: “Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка”. Мы ничего не можем сказать о содержании этого предложения, но знание грамматики позволяет нам утверждать, что слово “куздра” здесь является подлежащим, “будланула” -сказуемым, “бокра” - дополнением и т.д. Мы можем говорить о роде, числе, падеже наших существитель­ных, не имея ни малейшего представления о том, что обозначают соответствующие слова. Аналогичное знание о формах мысли дает нам логика.

 

ИСТИННОСТЬ И ПРАВИЛЬНОСТЬ

Мы уже несколько раз упоминали слово “истина”. Пора бы пояснить его. Вопросы о том, что есть исти­на, можно ли получить ее и каким образом, иссле­дует философия. Здесь мы ограничимся кратким разъяснением, достаточным для целей логики.

Мысль называется истинной, если она соответст­вует своему предмету, т.е. представляет объект, ситу­ацию, положение дел так, как они существуют в ре­альности, сами по себе. Если же мысль не соответст­вует своему предмету, искажает его, ее называют ложной. Например, мысль о том, что русский компо­зитор А.П. Бородин был химиком, является истинной, так как Бородину действительно принадлежит целый ряд трудов и открытий в области химии. Однако мысль о том, что на яблоне растут бананы, будет лож­ной, ибо дает искаженное представление о яблоне.

Логическая правильность рассуждения есть его соответствие правилам, законам логики. Если вы опираетесь на истинные данные и рассуждаете пра­вильно, то вы всегда получите истинное заключе­ние. Это логика гарантирует. К со калению, можно правильно рассуждать, но исходить при этом из ложных посылок. В таком случае вы можете прийти к любому заключению - как к истинному, так и к ложному. Как говорится, из лжи следует все что угодно. Например, если вы приняли посылку “Все тигры питаются травой”, то из нее вы можете сде­лать как истинный вывод: “Некоторые травоядные полосаты”, так и ложный - “Некоторые травоядные есть тигры”. Важно иметь в виду следующее: логика не может сказать, истинны ли те или иные посыл­ки - это задача конкретных наук и повседневной практики, - но она помогает нам сделать наши рас­суждения правильными. Если вы опираетесь на ложь, ваши рассуждения могут привести вас куда угодно. Если вы опираетесь на истину, правильные рассуждения приведут вас только к истине.

 

МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК

Познающее мышление, изучаемое логикой, всегда выражается в языке, поэтому логика рассматривает мысль в ее языковом выражении. Иногда мы будем просто говорить о словах и предложениях, имея в ви­ду их мысленное содержание. Конечно, имеются мыс­ли, которые нам бывает трудно выразить в языке, каждый с этим сталкивался: порой школьник или сту­дент на экзамене как будто бы все понимает, а сказать ничего не может. С такими мыслями логика не может иметь дела, не может их изучать и анализировать, они остаются “внутри” индивидуального сознания. Предполагается, что познающее мышление всех людей приблизительно одинаково и не зависит от их национальной принадлежности, социального поло­жения и культурных различий. Естественные языки, на которых разговаривают люди разных народов, весьма существенно различаются, в чем мы с огор­чением убеждаемся, когда начинаем изучать иност­ранные языки. Логика изучает формы мысли, а не языка, поэтому ее законы и принципы справедливы для всякого мышления, независимо оттого, в какой языковой оболочке оно представлено. Возьмем, на­пример, два следующих языковых выражения: “Snow is white”, “Der Schnee ist weiss”.

Они состоят из разных знаков и вообще значи­тельно отличаются одно от другого. Однако оба вы­ражают одну и ту же мысль, которая по-русски пере­дается предложением “Снег бел”. Мысль — то общее, что свойственно всем этим трем совершенно разным языковым выражениям. Эту мысль и изучает логика. Тем не менее основополагающие характеристики языка оказывают влияние и на нашу мысль, поэтому логике часто приходиться принимать во внимание особенности языкового выражения мысли.

 

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИКИ

Логика является одной из древнейших наук, офор­мившихся в самостоятельную дисциплину. Ее со­здателем считается древнегреческий философ и ученый Аристотель (384-322 гг. до н.э.).

Обращение Аристотеля к систематическому изложению логических знаний и разработке логи­ки было обусловлено в значительной мере обще­ственной потребностью. Гражданин античного по­лиса активно участвовал в жизни своего малень­кого государства. Он регулярно посещал народ­ные собрания, на которых обсуждались вопросы войны и мира, городского строительства, торгов­ли и т.п., ежегодно участвовал в выборах государ­ственных чиновников и сам в течение жизни неод­нократно мог занимать те или иные должности. За отправление государственных должностей в античной Греции не полагалось никакой оплаты, поэтому занять их стремились немногие. Иногда граждане были вынуждены прибегать к жребию, чтобы назначить кого-то командовать армией, надзирать за рынками или общественными водо­проводами. Античные греки много и с удовольст­вием судились, причем греческий суд не знал прокуроров и адвокатов, истец и ответчик сами должны были выступать перед судьями и присут­ствовавшей публикой. От умения внятно изло­жить суть дела и убедительно обосновать свои претензии часто зависел исход дела. Короче гово­ря, хорошему гражданину необходима была оп­ределенная образованность для выполнения сво­их гражданских обязанностей и осуществления своих гражданских прав.

Вот поэтому-то в античной Греции существовало всеобщее образование и высоко ценились учителя, их называли софистами (от греческого слова “софия” - мудрость), что означало первоначально “мудрец” или “учитель мудрости”. Они учили детей грамоте, основам наук, воспитывали умение ясно и убедительно говорить, отстаивать в спорах свое мнение. Со временем, однако, софисты стали изоб­ретать приемы, направленные на то, чтобы одура­чить собеседника, представить противника в смеш­ном или глупом виде, внушить недоверие к истине, а ложь, напротив, представить в белоснежных ри­зах истины. Такие недобросовестные приемы и уловки получили наименование “софизмы”, а слово “софист” приобрело тот негативный отте­нок, который сохранился у него до сих пор. Вот при­меры некоторых софизмов, сохранившихся в тру­дах древних авторов:

“То, чего ты не терял, у тебя есть. Ты не терял ро­гов. Следовательно, ты рогат”.

“Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Следова­тельно, сидящий стоит”.

Со времен Античности до нас дошла следующая история. У знаменитого софиста Протагора был уче­ник по имени Эватл, обучавшийся праву. Учитель и ученик заключили договор, согласно которому Эватл должен был заплатить за обучение лишь по­сле того, как выиграет свой первый процесс. Одна­ко, закончив обучение, Эватл не спешил выступать в суде. Терпение учителя иссякло, и он подал на сво­его ученика в суд.

“Эватл в любом случае вынужден будет запла­тить мне, — рассуждал Протагор. — Он либо выигра­ет этот процесс, либо проиграет его. Если выигра­ет - заплатит в силу нашего с ним договора; если же проиграет - заплатит в силу приговора суда”.

“Ничего подобного, - рассуждал, в свою очередь, Эватл. — Действительно, я либо выиг­раю процесс, либо проиграю его. Если выиг­раю - решение суда освободит меня от уплаты; если же проиграю - не буду платить в силу на­шего договора”.

Ученик, как видите, оказался достоин своего учителя! Озадаченный таким поворотом дела, Про­тагор посвятил этому спору с Эватлом особое сочи­нение “Тяжба о плате”, которое, к сожалению, до нас не дошло. А если вам публично начнут задавать, например, такие вопросы (договорившись предварительно, что вы будете отвечать только “да” или “нет”): “Перестал ли ты бить свою мать?”, “Перестал ли ты пить коньяк по утрам?” и т.п. Здесь можно впасть в легкий столбняк: скажи хоть “да”, хоть “нет” - все равно оказываешься в дурацком положении.

Чувствуешь, что тебя слегка надувают, но в чем тут дело, сказать трудно. Софистика стала мешать общественной жизни греков, как, впрочем, она мешает нам и сейчас. Аристотель систематизиро­вал известные к тому времени логические знания, добавив к ним немало нового, и написал несколь­ко сочинений, в которых представил логику как средство защиты истины и разоблачения софисти­ки и лжи. В этом качестве она служит людям вот уже более двух тысячелетий. Значительный вклад в разработку логики внесли средневековые схола­сты и до сих пор сохраняется введенная ими ла­тинская терминология.

В середине XIX в. логика пережила свою науч­ную революцию: возникла и стала бурно разви­ваться математическая (символическая) логика, применяющая для анализа рассуждений матема­тические средства и методы. Именно она заложила теоретические основы последующей разработки языков программирования для компьютерной тех­ники. Аристотелевская логика с тех пор стала на­зываться традиционной.

В России до 1917 г. логику преподавали в старших классах гимназии, и русские логики внесли значи­тельный вклад в развитие этой науки. Однако вско­ре после Октябрьской революции логика — по цело­му ряду причин - в России исчезает. Только в конце 40-х гг. она вновь возвращается сначала в юридиче­ские институты и университеты, затем в педагогиче­ские и другие вузы, а в последние годы логика вновь начинает проникать в школы.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 391 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2412 - | 2331 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.