Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬ульгаризаци€ и варваризаци€ в искусстве




≈сли от обших рассуждений перейти к узкой и конкретной области искусства, то легко обнаруживаетс€, что здесь также неизбежно присутствует дух всесмешени€. что выражаетс€ в вульгаризации и варваризации искусства. »скусство распадающейс€ цивилизации распростран€етс€ на необычайно обширную географическую территорию, постепенно тер€€ черты отчетливого и усто€вшегос€ стил€.

¬ истории эллинского искусства процесс вульгаризации нашел свое выражение в излишне богатом украшении коринфского ордера, в архитектуре эллинистических государств и даже в саркофагах, созданных эллинскими Ђкаменщиками-монументалистамиї дл€ погребени€ варварских вождей на восточном краю »ранского нагорь€.

¬ современном западном мире можно наблюдать преобладание декаданса; строгий классический стиль эллинской архитектуры, который некогда вдохновил барокко и рококо, отошел нынче на второй план.

«аслуживает нашего внимани€ и современна€ тенденци€ перехода от вульгарности к варварству. ƒаже самые крупные скульпторы «апада, похоже, не могут в наши дни найти источники вдохновени€ в привычном им мире. ќт ¬изантии они повернулись к Ѕенину, обратив свой эстетический интерес к своеобразным формам африканской скульптуры. ѕервоначально африканска€ скульптура, впрочем как и музыка и танцы, была завезена в западный мир невольными африканскими иммигрантами.  онголезские рабы привезли ее в јмерику, а сенегальские наемники [515]Ц в ≈вропу. ¬оздействие этой чуждой культуры на этос западного прав€щего меньшинства оказалось чрезвычайно деморализующим.

ѕобеда негрит€нского искусства в северных штатах јмерики и западных странах ≈вропы дает куда более разительный пример победы варварства, чем варваризаци€ эллинского мира.

—вободный €зык. „увство промискуитета в распадающемс€ обществе обнаруживаетс€ также в тенденции к смешению €зыков.

’от€ €зык необходим как средство межличностного общени€, общественна€ функци€ €зыка, как свидетельствует истори€ и насколько мы можем судить об этом, была скорее разъединительной, ибо до сих пор €зыкова€ реальность (хот€ €зык €вл€етс€ наиболее четким критерием отличи€ человека от животного) была представлена столь огромным числом форм, что даже самые широко распространенные и попул€рные €зыки не могли претендовать на объединение человечества. ƒаже если вз€ть феномен €зыка в рамках более узкого субъективного мира индивидуального человеческого опыта, обнаружитс€, что человеку совершенно невозможно в краткий срок отпущенной ему жизни освоить все €зыки, с носител€ми которых он может встретитьс€. ”мственна€ картина мира человека неизбежно включает образ иностранца, говор€щего на непон€тном €зыке. “аким образом, получаетс€, что эта реальность, обща€ дл€ всего человечества и отличающа€ человека от прочих обитателей планеты, на практике служит скорее разъединению, а не сближению различных человеческих сообществ.

Ќа уровне современного научного знани€ можно утверждать, что не было такого времени, когда Ђвс€ земл€ говорила на одном €зыке и владела одной речьюї (Ѕыт. 11,1). ѕонимание человеком человека, всеобщее понимание, без исключени€ и границ, возможно, есть конечна€ цель развити€ речи и €зыка: но если это и так, мы можем твердо сказать, что это цель весьма отдаленного будущего и что подобное состо€ние никогда не было зафиксировано в прошлом. ћы обнаруживаем разобщение по принципу €зыковых различий не только среди примитивных народов вроде тех, что насел€ют в насто€щее врем€ —удан, но даже среди народов растущих цивилизаций. Ёллинский мир, например, включал негреко€зычных карийцев и ликийцев [516], а среди греко€зычного большинства наблюдалось различие в диалектах разных районов, городов-государств и даже внутри регионов, наиболее ревностно охран€вших чистоту своего €зыка.

¬ современном западном мире местные €зыковые различи€ внутри экуменического единообрази€ культуры про€вл€ютс€ еще более отчетливо, чем это было в эллинском мире на ранних и более поздних этапах эллинистической истории.

¬ распадающихс€ цивилизаци€х на стадии упадка судьба €зыков тесно св€зана с братоубийственными войнами, с завоевани€ми огромных территорий какой-либо одной общиной. » если существует хоть гран исторической правды в легенде о смешении €зыков у подножи€ недостроенной ¬авилонской башни (Ѕыт. 11, 1-9), то речь здесь, по-видимому, идет о ¬авилоне эпохи распада шумерского универсального государства. ј шумерска€ цивилизаци€ исчезала, как известно, после смерти ’аммурапи (1947-1905 до н.э.). ¬авилон был столицей шумерского универсального государства в те последние дни, когда импери€ Ўумера и јккада продолжала жить благодар€ вавилонской династии моритов, к которой принадлежал ’аммурапи, €вл€€сь наиболее ее €рким представителем. ¬ народной пам€ти сохранилось предание, что Ђ√осподь объединил €зыки всей земли, а оттуда √осподь рассыпал их по всей землеї. » восходит это предание к той катастрофической главе шумерской истории, когда шумерский €зык стал мертвым €зыком, сыграв свою роль двигател€ шумерской культуры, а аккадский стал одним из €зыков внешнего пролетариата.

ѕодобна€ интерпретаци€ позвол€ет истолковывать эту знаменитую легенду как историю, отражающую реальный процесс собирани€ €зыков, но отнюдь не по всему миру, а лишь внутри одной распадающейс€ цивилизации. »з этого можно сделать заключение, что единый посредник человеческого общени€ существовал, но очень недолго, а мечта о всеобщем экуменическом контакте так и осталась мечтой. Ћегенда о смешении €зыков дает картину коллективной жизни, в которой господствует дух всеобщего взаимного непонимани€ Ц неизменный спутник социального кризиса.

Ёту св€зь €зыкового разобщени€ с социальным параличом можно проиллюстрировать многочисленными примерами. ƒаже в рабской системе ќттоманской империи, эффективной и отлаженной, как механизм, мы можем найти прокл€тие ¬авилона, ниспосланное на падишаха в 1651 г. во врем€ дворцового переворота [517]. ¬ состо€нии возбуждени€ мальчики позабыли искусственно выученный османский €зык и во врем€ катастрофы кричали на самых разных €зыках: на грузинском, албанском, боснийском, мингрельском, тюркском и италь€нском.

Ётот пример показывает, что человек в критических обсто€тельствах возвращаетс€ к своему родному €зыку, очень быстро позабыв тот, которому его долго и тщательно учили и которым он ранее широко пользовалс€. јбсолютно иначе повернут сюжет в истории, рассказанной в ƒе€ни€х апостолов (ƒе€н. 2, 1-13). ¬ сцене, описывающей младенчество христианской церкви, €зыки, на которых внезапно заговорили галиле€не, чужды им. √алиле€не Ц необразованные, простые люди, никогда ранее не говорившие на чужих €зыках и даже редко слышавшие иноземную речь. –одной их €зык Ц арамейский. Ќеожиданное овладение другими €зыками представл€етс€ им чудным даром √осподним. »бо в соответствии с легендой чудо апостолов, заговоривших на иных €зыках, свершилось сразу же после нисхождени€ —в€того ƒуха.

ќснована ли эта легенда на вымысле или имеет под собой какую-то реальную основу, дл€ нас неважно. √лавное, что не может быть дво€ко истолкован смысл ее. ясно, что, с точки зрени€ автора, овладение чужими €зыками было первым и необходимым условием успешной проповеди ≈вангели€. ¬ самом деле, всемирна€ мисси€ объединени€ народов невозможна без этого первоначального вдохновени€. ЂЌо вы примете силу, когда сойдет на вас ƒух —в€тый, и будете ћне свидетел€ми в »ерусалиме и во всей »удее и —амарии и даже до кра€ землиї (ƒе€н. 1,8).

ѕоскольку ƒе€ни€ апостолов Ц это зеркало умов христианских миссионеров первого поколени€, приведенный отрывок свидетельствует о том, что представители раннего христианства мечтали о единении людей и видели причину разобщенности в разнообразии €зыков. —редством дл€ преодолени€ этого преп€тстви€ они выбрали lingua franca наподобие шумерского €зыка, о котором есть упоминание в  ниге Ѕыти€. ќтсутствие такого €зыка чрезвычайно затрудн€ло де€тельность христианских миссионеров.

ƒе€тельность первых апостолов по распространению христианства кажетс€ просто удивительной, если учесть, что они создали такой €зык в течение первого столети€ н.э. –одным €зыком галиле€н того времени был арамейский. ƒе€ни€ апостолов были написаны на греческом. Ћюбой человек того времени, говоривший на этих двух экуменических €зыках, мог обратитьс€ Ц во вс€ком случае, в письменной форме Ц к весьма обширной аудитории, о чем и свидетельствует анонимный автор ƒе€ний [518]. ≈врейский историк »осиф рассказывает в предисловии к одному из своих сочинений, что он написал свою книгу на арамейском, чтобы быть пон€тым половиной мира, а потом, чтобы дать возможность н другой половине мира ознакомитьс€ с его трудом, он перевел книгу на греческий.

ќчевидно, мир, дл€ которого писал »осиф, был необычайно хорошо вооружен lingua franca, если знани€ двух €зыков было достаточно, чтобы сделать книгу доступной дл€ всех потенциальных читателей. ƒаже в насто€щее врем€, во взаимосв€занном обществе наших дней, писателю было бы трудно охватить столь широкий контингент читателей, будь его книга написана на родном €зыке, а затем переведена на какой-либо другой. ¬ нашем мире ни русска€ книга, переведенна€ на французский, ни арабска€, переведенна€ на английский, не охват€т такой широкой сферы, как книга, написанна€ в I в. палестинским евреем на арамейском €зыке и переведенна€ им же на греческий.

јпостолы, чудесным образом заговорившие в ƒень ѕ€тидес€тницы на неведомых им €зыках, также включались в арамейско€зычную или греко€зычную часть читающей публики »осифа. “ак не проще ли было апостолам, предвосхитив »осифа, обратитьс€ к другим народам на греческом €зыке? –азве дар иных €зыков не был излишней расточительностью? –азве не достаточно было дл€ проповедников —лова чудесным образом обрести в дополнение к арамейскому способность изъ€сн€тьс€ всего лишь на греческом?

ќднако необходимо учитывать, что »осиф, несомненно, обращалс€ к интеллектуальной элите, тогда как основную аудиторию апостолов составл€ли простые, малообразованные люди, владевшие только местным €зыком. Ќе приходитс€ сомневатьс€, что лини€ раздела между двум€ социальными сло€ми проходила и в €зыковой сфере. » если люди более низкого сло€ знали только свой местный €зык, то представители элиты могли изъ€сн€тьс€ и на lingua franca.

—опоставление лингвистических проблем »осифа с проблемами, которые ожидали апостолов, показывает, что лингвистическа€ ситуаци€ в распадающемс€ обществе и ситуаци€, обусловленна€ иными социальными обсто€тельствами, различны. ¬ распадающемс€ обществе массы владеют только своим родным €зыком. Ќо в то же врем€ процесс социального распада сопровождаетс€ двум€ характерными лингвистическими процессами: во-первых, родной €зык некоторых общин или некоторых стран вытесн€етс€ вторгающимс€ €зыком, как, например, древнееврейский был вытеснен арамейским в »удее: то же самое произошло и с ассиро-вавилонским: во-вторых, некоторые из этих агрессивных €зыков обретают функцию lingua franca интеллектуальной элиты на более широком географическом пространстве, чем районы, где они стрем€тс€ вытеснить местный €зык простонародь€.

 огда в обществе складываютс€ обсто€тельства, при которых потребность в lingua franca или в дополнительном €зыке, выход€щем за рамки местного употреблени€, становитс€ все более насто€тельной, возникают самые разнообразные пути ее удовлетворени€ вплоть до попыток создани€ искусственного €зыка.

¬ наше врем€ аналогична€ попытка была предприн€та при создании эсперанто. ƒействительно, теоретически можно предположить, что путь этот плодотворен, а также ожидать, что главными достоинствами подобного искусственного творени€ будет простота и регул€рность, которые столь трудно обнаружить в окружающей нас действительности. ќпыт, однако, свидетельствует, что не существует убедительного примера удачного создани€ lingua franca. который на деле стал бы средством социального общени€. Ёмпирический анализ покажет нам, что каждый lingua franca, сыгравший заметную историческую роль, был естественным €зыком, по€вившимс€ на исторической сцене как родной €зык какой-либо местной общины и лишь впоследствии расширивший сферу своего употреблени€.

јнализиру€ причины и следстви€ преобразований местных родных €зыков в экуменический lingua franca, мы обнаруживаем, что €зык, делающий подобные успехи, обычно преуспевает в эпоху социального распада, станов€сь средством общени€, либо во врем€ войны, либо при торговых операци€х. ћы также увидим, что €зыки, как и люди, не могут достигать победы, не принос€ на алтарь определенных жертв. ÷еной, которую €зык платит за превращение в lingua franca, €вл€етс€ утрата четкости и нюансов, свойственных ему в его первородном виде. ‘актически €зык не может приобрести статуса международного €зыка без риска вульгаризации. —вободные €зыки редки в примитивных обществах, и столь же они редки в цивилизаци€х, пребывающих в стадии роста. —вободные €зыки расцветают только на почве, утратившей чувствительность и охваченной жаждой смешени€, что €вл€етс€ неоспоримым симптомом процесса социального распада.

¬ульгаризаци€ €зыка в ходе его распространени€, чем он чаще всего об€зан войне или коммерции, а случаетс€, и тому и другому вместе, характерна дл€ всех свободных €зыков, которые когда-либо знала истори€.

¬ истории упадка и падени€ средневекового западного космоса городов-государств французский €зык следовал за италь€нским, как в свое врем€ латинский пришел за аттико-греческим или арабский последовал за арамейским.  аждый раз процесс распада цивилизаций сопровождалс€ сложными лингвистическими процессами. —удьба французского €зыка была решена тем, что из смутного времени, надломившего мир италь€нских, германских и фламандских городов-государств, ‘ранци€ вышла победительницей. Ќачина€ с эпохи Ћюдовика XIV (1643-1715) ‘ранци€ опережала своего главного соперника Ц габсбургскую империю. ѕо мере увеличени€ военной мощи ‘ранции ее культура, оказывала все более заметное вли€ние на соседей. Ќаполеон достиг цели своего предшественника из Ѕурбонов, соединив мозаику городов-государств.

Ќар€ду с военной экспансией миссией наполеоновской империи стало распространение культуры. —овременна€ западна€ культура, самоутвержда€сь, наступала на руины средневекового муниципального космоса [519]и преобразовывала наследство средневековой италь€нской культуры в новую духовную силу. ¬ эпоху –еволюции и Ќаполеона эта сила про€вл€лась в лавинообразном потоке юношеской энергии, не знающей преград. »деи ‘ранцузской революции, вдохновленные этим беспокойным духом, отрицали любые миротворческие попытки, с помощью которых можно было бы примирить италь€нцев, фламандцев, жителей рейнских земель и ганзейцев с гнетом французских основателей империи, усиленно внедр€вших свои идеи в жизнь. Ќаполеоновский напор революционной ‘ранции дал стагнирующим народам могучий толчок, выведший их из состо€ни€ оцепенени€, но в то же врем€ вдохновивший их на восстание с целью опрокинуть ‘ранцузскую империю, что и €вилось дл€ ≈вропы первым шагом в направлении самоопределени€ наций. “аким образом, наполеоновска€ импери€ таила в себе семена собственной гибели. ‘ранцузска€ импери€ оказалась, как того и следовало ожидать, недоразвитой, гений Ќаполеона I не мог удержать политический tour de force в критический период после перехода –ейна и јльп французскими революционными арми€ми. јрми€ не могла вынести того, что выпало на ее долю в 1812-1814 гг. Ђ—то днейї стали полным фиаско. –ухнула и ¬тора€ импери€ [520]. Ќачина€ с 1871 г. ‘ранцузска€ импери€ была мертва. ќна исчезла как европейска€ реальность и даже разве€лась как французска€ мечта. ќднако современное общество пользуетс€ наследством ‘ранцузской империи. ‘ранцузский €зык завоевал место lingua franca в центральной части западного мира и даже сумел расширить сферу своего воздействи€ на дальние окраины бывших испанских и оттоманских владений.

ѕройд€ горнило коммерческих, военных и политических акций, французский €зык, подобно другим €зыкам, прошедшим тот же путь развити€ и распространени€, претерпел значительную вульгаризацию. Ћюбой образованный француз, если он в состо€нии оценить совершенство французской речи, содрогнетс€, услышав свой нежный родной €зык в устах аргентинца или пол€ка, бразильца или грека. Ќо возможно, он утешитс€, узнав, что ёжна€ јмерика и ¬осточна€ ≈вропа горд€тс€ тем, что €зык –асина стал их lingua franca.

≈сли французский lingua franca Ц пам€тник, напоминающий нам о временах падени€ средневекового европейского общества, то английский lingua franca, который после войны 1914-1918 гг. стал основным дипломатическим €зыком, Ц это продукт гигантского и всеобщего смешени€, охватившего современный мир. јнглийский уже одержал победу над французским, испанским, голландским и португальским. » эта победа была заложена двести лет назад в ходе —емилетней войны.

„увство всесмешени€ в религии. ¬ области религии, так же как и в области €зыка, искусства, манер или нравов, синкретизм €вл€етс€ внешним про€влением внутреннего чувства всесмешени€, рождающегос€ благодар€ расколу в душе в эпоху социального распада.

Ёто чувство в сфере религии можно с полной определенностью рассматривать как симптом социального распада, ибо подобные формы религиозного синкретизма в эпохи становлени€ и роста цивилизаций €вл€ютс€ иллюзорными. Ќапример, если рассмотреть местные мифологии многочисленных городов-государств, которые были систематизированы в Ђ“еогонииї √есиода на ранней ступени развити€ эллинской цивилизации, мы увидим, что об€зательного сращени€ или совпадени€ обр€дов и ритуалов там не обнаруживаетс€. јналогичным образом при введении в латинский пантеон олимпийских божеств Ц «евса под именем ёпитера или √еры под именем ёноны Ц мы обнаруживаем лишь механическую замену примитивного латинского анимизма антропоморфными божествами эллинского мира в ходе мирного обращени€ латинского общества в эллинизм. Ёто уравнивание между латинскими и греческими именами богов отнюдь не свидетельствует о том, что происходило аналогичное уравнивание в области религиозных чувств и ритуалов; такого не происходило, потому что всегда донорами были греки, а реципиентами Ц латин€не. “от факт, что  астор или јполлон, не изменив своих имен, были перенесены из √реции в Ћациум, а ѕолидевк превратилс€ в ѕоллукса, √еракл Ц в √еркулеса, ѕерсефона Ц в ѕрозерпину, не имеет особого значени€. Ётот разнобой в ходе единого культурного процесса вовсе не €вл€етс€ свидетельством религиозного синкретизма, а представл€ет собой заполнение греческими божествами латинского вакуума.

—уществует, однако, другой класс идентификаций между именами богов, когда эти вербальные уравнивани€ начинают формироватьс€ в эпоху распада цивилизаций и когда именно они станов€тс€ признаками нарастани€ чувства промискуитета. ќднако и тут при более близком рассмотрении обнаруживаетс€, что это-€вление не столько религиозной, сколько политической природы, прикрытое религиозной маской. “аков характер идентификации имен различных местных божеств в эпоху, когда распадающеес€ общество насильственно объедин€етс€ политически в ходе братоубийственных войн государствами, на которые распалось общество в период первоначального роста.

“ак, в древнеегипетском мире местный бог јмон, покровитель ‘ив, который, по всей видимости, был копией местного бога  оптоса-ћина, отождествилс€ с богом солнца –а, который был не только всеегипегским божеством, но и поистине высшим богом древнего египетского пантеона [521]. Ёто означало осмысление в религиозных формах новых политических реалий. Ѕудущее бога јмона было решено земными правител€ми, сохранившими его как своего местного, локального бога. ѕримечательно, что название бога восходит к имени первого фиванского цар€ ƒвенадцатой династии, правление которого пришлось на Ђбабье летої египетского универсального государства [522]. ¬последствии, когда владычество гиксосов пало и в ≈гипте воцарилась ¬осемнадцата€ династи€, јмон, вернувшись, не только обрел статус верховного бога, но и получил им€ јмон-–а. јмон-–а достиг такой славы и величи€, которых его предки, местные боги, никогда не удостаивались за всю историю ƒревнего ≈гипта. ќднако за свой головокружительный взлет јмону пришлось заплатить потерей собственного обличи€, ≈го древние местные характеристики были утрачены. “еперь эго был Ѕог-—олнце, верховный бог пантеона.

¬ современной западной истории классическим примером процесса политического синкретизма в церковном обрамлении €вл€етс€ истори€ английской и шотландской корон в течение последних двух с половиной веков в ее религиозном аспекте. —о времени англо-шотландского политического и церковного перемири€, установленного ¬ильгельмом III и скрепленного союзом двух государств в 1707 г., общий суверен јнглии и Ўотландии находилс€ в официальных отношени€х с обеими церквами (хот€ в обоих случа€х на разных услови€х) и фактически считалс€ членом обеих церквей. ¬ то же врем€ сами церкви не только свободно развивались кажда€ своим, оригинальным путем, но и взаимно отвергли религиозную практику друг друга. »х взаимонезависимость гарантировалась официальным актом, который был подписан именем cуверена, хот€ фактически это был договор не между двум€ церквами, а между двум€ государствами, или между двум€ наци€ми, поскольку монархи€ после свержени€ »акова II стала конституционно ограниченной. ¬ этом случае наблюдаетс€ не богословское объединение двух божеств, а объединение различных форм религии в одну с помощью обоюдного участи€ в единой системе, состо€щей из двух церквей.

»з всего сказанного вытекает, что местные боги изначально обладают некоторыми общими признаками в силу того, что в большинстве случаев они €вл€ютс€ фамильными богами различных родов одного и того же прав€щего меньшинства. ¬от почему сли€ние божеств на этой ступени социальной истории слабо воздействует на религиозное чувство и общеприн€тую религиозную практику. „тобы привести примеры религиозного синкретизма, сопровождаемого глубоким и болезненным разладом в душах, перенесем внимание с религии прав€щего меньшинства, которую оно унаследовало от своих предков, на философию, ворвавшуюс€ в жизнь прав€щего меньшинства в его попытках выработать ответ на вызов смутного времени. ћы обнаружим сост€зающиес€ школы философии, конфликтующие и сливающиес€ не только друг с другом, но также с новыми Ђвысшими религи€миї, принесенными в жизнь распадающегос€ общества чужестранными рекрутами внутреннего пролетариата. ѕоскольку эти высшие религии также конфликтуют между собой, не говор€ об их конфликте с философскими теори€ми, проанализируем отношени€ между высшими религи€ми и философи€ми в их первоначально разграниченных социальных сферах, прежде чем перейти к рассмотрению более динамических духовных процессов, характерных дл€ взаимоотношений различных философских течений и высших религий.

ѕри распаде эллинистического общества по€вление учени€ ѕосидени€ (ок. 135-51 до н.э.) становитс€ вехой, положившей начало эпохе, когда несколько различных школ, первоначально посто€нно споривших и конфликтующих, стали сближатьс€, и процесс этот продолжалс€ до тех пор, пока каждый философ-неэпикурец эллинского мира, будь он стоиком, платоником или перипатетиком, не начал подписыватьс€ под одними и теми же эклектическими философскими максимами. јналогична€ тенденци€ ко всесмешению в философии обнаруживаетс€ и в истории древней китайской цивилизации. ¬о II в. до н.э., ставшем первым веком правлени€ империи ’ань, эклектизм был в равной мере свойствен и даосизму, распространенному в то врем€ при императорском дворе, и конфуцианству, впоследствии вытеснившему даосизм.

¬ развитии высших религий внутреннего пролетариата индского мира, например, мы видим сли€ние значительно более глубокое, чем простое уравнивание имен, Ц происходит истинное сли€ние религий  ришны и ¬инту.

«десь обнаруживаетс€ некий тип религиозного синкретизма, характерный дл€ стандартной ситуации, когда распадающа€с€ цивилизаци€ обрамл€етс€ универсальным государством, создаваемым чужеземными строител€ми империи, вследствие неспособности местного прав€щего меньшинства удержать в своих руках гибнущее общество. ¬ этой ситуации происходит сли€ние иноземной религии с наследственной религией местного прав€щего меньшинства, которое низводитс€ до уровн€ внутреннего пролетариата. Ќапример, на заре установлени€ оттоманского универсального государства в главной области православи€, на Ѕалканах, сли€ние ислама и христианства поощр€лось официально [523].

 рушение барьеров между двум€ религи€ми или двум€ философи€ми во времена распада, несомненно, происходит благодар€ встречному движению и взаимоприт€жению равноактивных сторон. ѕодобно тому как на границе универсального государства, где по одну сторону сто€ли имперские гарнизоны, а по другую располагались варвары, происходило взаимовли€ние противоборствующих сил, привод€ к заметной унификации их: внутри же империи нарастал аналогичный процесс в сфере духа. ‘илософи€ рафинированных интеллектуалов сближалась с народной религией, образу€ единое синкретическое целое. ¬ этой аналогии характерно то, что если в первом случае пролетарии делают встречный шаг, стрем€сь подн€тьс€ до уровн€ прав€щего меньшинства, то во втором случае процесс пролетаризации доминирует и соединение осуществл€етс€ на пролетарской основе. »зуча€ процесс духовного синкретизма, рассмотрим сначала пролетарский вклад в него, а затем перейдем к анализу мучительных духовных скитаний прав€щего меньшинства.

 огда высшие религии, взращенные на груди внутреннего пролетариата, оказываютс€ лицом к лицу с прав€щим меньшинством, их продвижение вперед иногда задерживаетс€ из-за устойчивости традиционных стилей в искусстве прав€щего меньшинства. “ак, в распадавшемс€ эллинском мире маха€на, культы  ибелы и »сиды вынуждены были приспосабливатьс€, искать такие формы, которые бы удовлетворили эллинистические вкусы. Ѕезуспешные соперники христианства шли тем же путем, что и христианство, но им, однако, в отличие от христианства не удалось заметно продвинутьс€ по пути эллинизации. » только христианство сумело выразить свой символ веры на €зыке эллинистической философии.

¬ истории христианства интеллектуальна€ эллинизаци€ религии, творческа€ сущность которой восходит к сирийским истокам, была предвосхищена использованием дл€ Ќового завета аттического €зыка вместо арамейского, ибо сам словарь этой вульгаризированной, хот€ и достаточно развитой, формы греческого €зыка нес в себе целый р€д неожиданных философских импликаций. –елиги€ умирающего воплощенного Ѕога нашла дл€ себ€ новое выражение в абстрактной и догматической философии Ћогоса. Ёто был не единственный случай, когда миссионеры христианской веры переводили свои переживани€ на €зык философов.

ћетод распространени€ религии на €зыке философии Ц интеллектуальный маневр, к которому христианство обращалось уже дважды и оба раза с неизменным успехом, Ц был позаимствован христианством из иудаизма. ‘илон јлександрийский, иудейско-эллинистический философ (30 до н.э. Ц 45 н.э.), бросил сем€, давшее богатый урожай, пожинать который стали два столети€ спуст€ великие александрийские богословы  лимент и ќриген. » вполне возможно, что с того же времени автор „етвертого ≈вангели€ [524]обрел свой взгл€д на божественный Ћогос, который он отождествил с ¬оплощенным Ѕогом. Ќесомненно, что иудейский предшественник александрийских христианских отцов пошел дорогой эллинистической философии через врата, открытые ему греческим €зыком; ибо не было ничего случайного в том, что ‘илон жил и творил в городе, где аттический €зык стал разговорным €зыком местной еврейской общины, не только утратившей древнееврейский, но не владевшей уже и арамейским. ќднако в истории самого иудаизма этот еврейский отец христианской философии Ц фигура исключительна€. ќн не был духовным прародителем ни зилота »оана из √исхалы, ни рабби »оханана бен «акка€. ≈го гениальна€ попытка вывести платоническую философию из «акона ћоисе€ не имела в иудаизме продолжени€ и осталась просто Ђалександрийскойї.

Ќа раннем этапе политической истории –имской республики противоречие между плебе€ми и патрици€ми снималось путем включени€ наиболее активной части плебеев в состав патрициев. ¬последствии разногласи€ еще более усилились, так как плебеи, возвысившись, предавали интересы своего класса и становились членами привилегированного сослови€. јналогичные процессы протекали и в религиозной сфере. ¬ истории внутреннего пролетариата распадающегос€ эллинистического общества ко времени по€влени€ ’риста низы еврейства были преданы и отвергнуты своими вчерашними лидерами Ц книжниками и фарисе€ми. ѕервоначально фарисеи были еврейскими пуританами, отделившимис€ от эллинизированных евреев, счита€ последних ренегатами, перешедшими в лагерь иностранного прав€щего меньшинства.   периоду жизни ’риста отличительной чертой фарисеев стало отделение их от низов еврейской общины и стремление лицемерно всех поучать.

»сторический фон отношени€ к фарисе€м легко читаетс€ в ≈вангели€х. Ђ» сказал: на ћоисеевом седалище сели книжники и ‘арисеи: » так все, что они вел€т вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говор€т и не делают; —в€зывают бремена т€желые и неудобоносимые и возлагают на плечи люд€м, а сами не хот€т и перстом двинуть их; ¬се же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расшир€ют хранилища свои и увеличивают воскрили€ одежд своих; “акже люб€т предвозлежани€ на пиршествах, и председани€ в синагогах, и приветстви€ в народных собрани€х, и чтобы люди звали их: Ђучитель! учитель!ї ј вы не называйтесь учител€ми, ибо один у вас ”читель Ц ’ристос, все же вы Ц брать€; » отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас ќтец,  оторый на небесах; » не называйтесь наставниками, ибо один у вас Ќаставник-’ристос. Ѕольший из вас да будет вам слуга; »бо кто возвышает себ€, тот унижен будет; а кто унижает себ€, тот возвыситс€ї (ћатф. 23, 2-12).

ќчевидно, что еврейские низы эллинистического внутреннего пролетариата вид€т в фарисе€х еврейских церковных аналогов римских политических руководителей; и во вступлении к притче о фарисее и мытаре, адресованной Ђнекоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали другихї (Ћука 18, 9), даетс€ еще одно определение фарисе€, которое можно считать описанием философа-стоика. » это не было попыткой бывших духовных вождей еврейства уподобитьс€ представител€м эллинистических верхов. ¬ трагедии —трастей ’ристовых мы видим, как книжники и фарисеи не просто примыкают к р€дам эллинистического прав€щего меньшинства, но и активно выступают на стороне римских властей в общественном собрании, жела€ присутствовать при казни своего пророка, который стыдил их, называ€ их труды Ђокрашенными гробамиї (ћатф. 23, 27). Ђ¬ид€ толпы народа, ќн сжалилс€ над ними, что они были изнурены и рассе€ны, как овцы, не имеющие пастыр€ї (ћатф. 9, 36). Ёто осознанное предательство, бессердечно совершенное фарисе€ми, было простительным с точки зрени€ самих фарисеев.

ћожно ли назвать другие случаи духовного предательства, подобные предательству фарисеев? ≈сли посмотреть на духовных вождей манихеев и павликиан, можно предположить, что эти Ђсепаратистскиеї вожди двух сирийских религиозных движений также не избежали бед фарисеев, учитыва€, что манихейство завоевало христианский мир в IV в., а павликианство Ц в XIII в. [525]

ѕервоначальное отношение прав€щей элиты эллинистического мира к религиозным обр€дам и веровани€м внутреннего пролетариата описано в ƒе€ни€х јпостолов. Ђћежду тем во врем€ проконсульства √аллиона в јхаии напали »удеи единодушно на ѕавла и привели его пред судилище, говор€, что он учит людей чтить Ѕога не по закону.  огда же ѕавел хотел открыть уста, √аллион сказал »уде€м: »удеи! если бы кака€-нибудь была обида или злой умысел, то € имел бы причину выслушать вас; Ќо когда идет спор об учении, и об именах, и о законе вашем, то разбирайте сами: € не хочу быть судьею в этом. » прогнал их от судилища. ј все ≈ллины, охвативши —осфена, начальника синагоги, били его пред судилищем; и √аллион нимало не беспокоилс€ о томї (ƒе€н. 18, 12 Ц 17).

ќднако ћарк јнней √аллион, который столь странным образом обрел отраженную славу благодар€ странствующему еврею, имел брата по имени Ћуций јнней —енека, увековечившего себ€ своими собственными трудами и известного доныне как великий философ. ”же цитированный нами выше ƒиль пишет: Ђ—енека €вл€етс€ самым ранним и самым последовательным апостолом высокой нравственности. ‘ормально он наследует старую стоическую систему в ее спокойной логической непротиворечивости. Ќо перед энтузиазмом, с которым он стремитс€ обратить человеческие души к добру и нравственной истине, древние философские различи€ отступают; молодое вино разрушает старые сосуды. ѕлатонический дуализм, вечный конфликт плоти и духа, платоническое видение Ѕога, или даже еще более возвышенное видение “ворца, милостивого и люб€щего стража, дарител€ вс€ческих благ, —илы, привлекающей нас и обретающей нас в смерти, —илы в которой заключена вечна€ красота, Ц эти идеи, столь чуждые раннему стоицизму, преображают его, и холодный отталкивающий нравственный идеализм становитс€ религиейЕ

≈два ли менее поразительна теплота и преданность чувств, выраженных в сочинени€х Ёпиктета и ћарка јврели€. ќни не отказались от старого стоического принципа, согласно которому конечное благо человека зависит от целеустремленности воли. Ќо стоический мудрец уже не одинокий атлет, который без чьей-либо помощи, опира€сь лишь на свою гордую силу, возвышаетс€ в своей победе почти до уровн€ «евса. –астущий нравственный опыт вдохнул в него чувство зависимости от высшей —илы. Ќи один истинный стоик, разумеетс€, никогда не пренебрегал божественным элементом, свойственным каждой человеческой душе и соедин€ющим ее с  осмической ƒушой, посредством чего человек достигает гармонии с великим сообществом богов и людейЕ

Ќеизвестна€ сила требует абсолютного повиновени€, не ожида€ со стороны верующих ни помощи, ни признани€. ћонизм старых стоиков надломлен. „еловеческий дух, стрем€щийс€ обрести единство с духом вселенским, все с большей силой достигает вечного противосто€ни€ ƒуха и ћатерии, не получа€ со стороны —илы, управл€ющей им, никакой помощи дл€ разрешени€ этого конфликта. ќн Ђодинок в чуждом дл€ него миреї. ” истинного стоика нет верыї [прим107].

¬ своем духовном опыте эллинистические души стремились к Ѕогу. Ёто обнаруживаетс€ в сочинени€х поздних стоиков, исполненных теплоты божественного ощущени€. «а шестьсот лет до них, пока эпоха роста не завершилась надломом, эта теплота ощущалась в религии орфиков, а в ходе последующих двух столетий, во врем€ заката, Ц у неоплатоников.

Ётот процесс можно сопоставить с метаморфозой индской философии буддизма, котора€, превратившись в высшую религию маха€ны, завоевала китайский мир и одновременно стимулировала китайскую философию даосизма, побудив ее вступить с ней в сост€зание.

¬ фазе сли€ни€ с религиозным чувством философи€ прав€щего меньшинства оказываетс€ способной подн€тьс€ до невиданной высоты духовного совершенства. ¬ философских трудах —енеки есть места, поразительно напоминающие отрывки из сочинений апостола ѕавла, что дало повод отдельным недостаточно критически мысл€щим христианским богословам повтор€ть тщеславную мысль ‘илона относительно платоновского долга ћоисею, а некоторые даже позволили себе вообразить, что римский философ находилс€ в переписке с христианским миссионером [526]. “акие догадки пусты и излишни, ибо они недоказуемы. ƒа и стоит ли особенно удивл€тьс€ созвучию духовных шедевров, когда они €вл€ютс€ плодами схожего социального опыта и одной эпохи? ¬ определенный момент на общей почве между внутренним пролетариатом и прав€щим меньшинством —енека возвышаетс€ до уровн€ ѕавла. — другой стороны, не столь удивл€ет, сколь приводит в замешательство тот факт, что установленна€ нами параллель и впоследствии не утрачивает своей истинности. ћы видели, что военна€ охрана границ универсального государства не гарантирует стабильного равновеси€. ќднажды позволив себе опуститьс€ до уровн€ варвара, страж границ уже не может остановитьс€ на полпути, волей-неволей он скатываетс€ вниз, варваризуетс€. станов€сь вскоре варваром в полном смысле этого слова. ’уже того, он увлекает за собой своего противника Ц варвара, который, будучи по другую сторону границы, испытывает поначалу сильное вли€ние цивилизации и становитс€ на путь приобщени€ к ее ценност€м. Ётот медленно разворачивающийс€ Ђдиалог на границеї, где представители цивилизации об€заны выполн€ть свой долг перед прав€щим меньшинством, охран€€ его от мрака внешних сил, имеет параллель, еще более трагичную, в истории философии, вз€вшей на себ€ груд удерживать духовную оборону от тьмы, поднимающейс€ изнутри. ‘илософи€ прав€щего меньшинства расцветает в религию только на краткий период, чтобы тут же превратитьс€ в предрассудок.

“енденци€, захвативша€, как мы видим, все поле религиозной жизни эллинистического общества в эпоху его распада, может быть прослежена и в других географических регионах на самых разных социальных уровн€х. ћожно, например, заметить ее на сирийской ночве при эллинистическом политическом режиме, что выразилось в развитии восточной религии, превзошедшей в историческом соревновании всех своих сестер и соперниц с рождением христианства.

ƒвусмысленность развити€ иудаизма выразилась в том, что здесь, как и в зороастризме, настежь распахнуты двери дл€ демонологии, предрассудка и магии. ќн наполн€ет мир духами, пыта€сь постичь их природу, определить их имена; он всюду видит действие сверхъестественных сил, отрицает рациональную возможность понимани€, подмен€€ понимание мистической интуицией, котора€ затем Ц и это катастрофический шаг Ц парадоксально сводитс€ к абсурдной системе с помощью самой изощренной логики. “ем самым Ђмудростьї ученых извращаетс€, станов€сь своей противоположностью. ƒвижение к истинно научному знанию прекращаетс€. Ётот путь развити€ прошли все религии Ц египетска€ религи€ после попытки Ёхнатона реформировать ее, вавилонска€ (под тираническим давлением астрологии), персидска€ религи€ магов, индийские религии, а в Ёлладе Ц мистериальные религии (что можно заметить уже в трудах √есиода) и орфизм и, наконец, Ц как реакци€ на просвещение Ц неопифагорейство и философский эклектизм. ¬ каждом случае мы замечаем усиление нравственной глубины религии нар€ду с возвратом к самым примитивным религиозным формам, исторически уже давно преодоленным.

“аким образом, в истории эллинистического общества философи€ прав€щего меньшинства и религи€ внутреннего пролетариата постепенно сближаютс€, пока в конце концов не встречаютс€ на общей основе предрассудка. –ассматрива€ судьбу самоидолизации јфин, можно заметишь, как афинские учител€ философии постепенно скатились до восторгов по поводу примитивных магических обр€дов вызывани€ дожд€, а если с этой точки зрени€ проанализировать эволюцию китайских философов на соответствующей стадии распада китайской цивилизации, то обнаружитс€, что конфуцианские мудрецы последних двух веков до н.э. занимались таким же самообнажением, как аттические неоплатоники V в.

—орна€ трава ѕредрассудка, задушивша€ как др€хлое конфуцианство, так и одр€хлевший неоплатонизм, €вилась также причиной смерти маха€ны. » в современном вестернизированном обществе нельз€ не заметить аналогичных симптомов. «ападное естествознание €вно т€готеет к христианской науке [527], психологи€ Ц к спиритизму, а сравнительное изучение религий Ц к теософии.

» если марксистска€ верси€ гегель€нства удержит свои позиции Ц либо в экуменическом масштабе, либо в более ограниченной разновидности в —оветском —оюзе, Ц можно предположить, что Ђкрасна€ нитьї, котора€ уже пролегла от √егел€ через ћаркса к Ћенину, будет продолжена их преемниками в таких формах, что отцы коммунистической идеи вр€д ли узнали бы свое учение, если бы им удалось вновь посетить «емлю и посмотреть на результаты трудов своих.

“аков жалкий финал философий прав€щего меньшинства, и это при всем их самом искреннем желании завоевать свое законное место на той пролетарской почве, из которой произросло сем€ высшей религии. ‘илософи€ прав€щего меньшинства быстро отцветает, подпада€ под вли€ние религии и обрета€ религиозную косность. ¬ последнем акте исчезновени€ цивилизации исчезает и философи€, тогда как высшие религии продолжают жить, станов€сь наследницами умерших философий, с тем чтобы впоследствии возродить эти философии дл€ нового будущего. ¬ исчезновении эллинистического мира христианство пережило и обогнало неоплатонизм (который так и не нашел жизненного эликсира, отказавшись от рациональности стоицизма). ¬ исчезновении индского мира индуизм равным образом пережил и обогнал маха€ну (котора€ не сумела сохранить буддизм на родной индийской почве, предоставив эту возможность умеренной и взвешенной хина€не [528]). ј в исчезновении китайского мира маха€на превзошла все свои ожидани€, превратившись из эзотерической философии в народную религию. ѕроделав путь от √анга до ∆елтой реки, она в китайском пункте назначени€ встретилась с даосизмом, который знал, как победить специфический four de force перехода от философии к религии, не требу€ от маха€ны странствий в пустыне чужого окружени€ вдали от родины. –езультатом €вилось то, что на китайской основе эти две народные религии, имеющие философских предшественников, разделили наследство конфуцианства, которое в конце концов так и не смогло полностью впитать в себ€ народный предрассудок.

ƒанного краткого описани€, видимо, достаточно, чтобы проиллюстрировать ту очевидную истину, что при встрече философии с религией религи€ обогащаетс€, а философи€, напротив, несет ущерб. Ђ≈му должно расти, а мне умал€тьс€ї (»оанн 3, 30). ѕочему же философии, как свидетельствует истори€, терп€т поражение в сост€зани€х с религи€ми? „то €вл€етс€ ахиллесовой п€той философии, не позвол€ющей ей высто€ть? –оковой и основополагающей слабостью, из которой выводитс€ все остальное, €вл€етс€ недостаток духовной витальности. ¬ Ђƒвух источниках морали и религииї ј. Ѕергсон пишет: Ђ√еометри€ древних (то есть эллинов) была способна решать частные проблемы, что в некоторой степени напоминает применение современных западных методик. Ќо она не была способна вычленить методы, поскольку она не обладала тем жизненным порывом, благодар€ которому статика переходит в динамику. ƒревние лишь приблизились к крайней форме изображени€ динамического в статических пон€ти€х. јналогична€ картина открываетс€ нашему взору, когда мы сравниваем учение стоиков с христианской нравственной доктриной. —тоики смотрели на себ€ как на граждан мира. ќни считали, что все люди брать€, ибо все они дети одного отца. Ёто почти повтор€ет слова ≈вангели€. Ќо слова стоиков не нашли аналогичного отзвука, потому что они не были сказаны с должным акцептом. —тоики дали р€д великолепных примеров. » если им не удалось повести за собой человечество, то это только потому, что стоицизм Ц философи€. ‘илософ, целиком захваченный своим учением, без сомнени€, готов посв€тить свою жизнь воплощению его в практику. Ћюбовь ѕигмалиона вдохнула жизнь в мрамор, но существует больша€ дистанци€ между любовью и тем энтузиазмом, который передаетс€ от одной души к другой, подобно пожаруї.

Ќедостаток жизненного порыва ущемл€€ философию дво€ко: с одной стороны, он снижает ее привлекательностью дл€ большинства людей, а с другой Ц снижает возможности меньшинства в их попытках обратить других в свою веру.

—уществуют также вторичные недостатки философии. ќдним из таких недостатков €вл€етс€ ее безусловна€ апелл€ци€ к интеллекту при недооценке других способностей ƒуши.

ƒругим вторичным недостатком философии в ее сост€зании с религией €вл€етс€ склонность философии обращатьс€ только к интелекгуальной элите прав€щего меньшинства, излага€ свое учение в тщательно разработанных и утонченных пон€ти€х, вполне доступных образованным умам, но в силу этого едва ли пон€тных дл€ более широкой публики. »де€ јлександра объединить человечество стирала, древнее деление на эллинов и варваров, не изгон€€ самого духа исключительности из дуги эллинского прав€щего меньшинства; а дух, зародившись в одном месте, быстро находил себе выход в другом. Ёта интеллектуальна€ исключительность присутствовала и в эллинистической философии и в ее позднем сли€нии с религией.

Ђ‘илософское евангелие, пропагандировавшеес€ —енекой, Ц пишет Ў. ƒиль, Ц было скорее эзотерическим или аристократическим учением. ѕри всем его либерализме, космополитизме, его €сном понимании человеческой природы и братства. —енека всегда оставалс€ наставником ему подобных, тех. кто окружен богатством, терзаем опустошенностью усталых чувств, напуган ужасами цезарей. ƒействительно, стоицизм всегда был верой скорее образованного высшего класса, чем толпы. ќн выработал аппарат логических формул, системы физики и метафизики; его интеллектуальное решение проблем вселенной и человеческой жизни только затрудн€ло распространение его в народной средеЕ ¬ I в. стоицизм был больше религией, чем философией или даже теологией. ≈го основной заботой, осознанной такими людьми, как —енека, было спасение души от вселенской катастрофы, которую, как считалось, неминуемо навлекут поклонники роскоши, ублажающие свою плоть, что проистекает из гордыни, лишающей трезвого понимани€ долга или нравственного идеала. ќднако ощущение неизбежной катастрофы было распространено лишь среди людей, весьма близко сто€щих к хоз€евам мира, то есть именно к тем, кто бездумно наслаждалс€, не утружда€ себ€ заботами о гр€дущем. Ћюди высшего класса, сохранившие остатки благочести€, усталые, опустошенные, раздираемые внутренними конфликтами, составл€ли тот круг, к которому обращаетс€ —енекаї [прим108].

¬ эллинистической истории приближение философи€ к религии, открыто про€вившеес€ во времена —енеки, не сопровождалось попытками избранных распростран€ть свои воззрени€ за пределы узкого круга. Ќе было даже попыток обратить в свое учение всех, кто жаждал духовной пнищ. » это и конце концов неудивительно, ибо к тому времени традици€ интеллектуальной и даже социальной исключительности глубоко пронизала практику эллинистических школ философии. ѕримечательным исключением были лишь киники.

—толь бесчеловечное исключение из сферы эллинистического просвещени€ местного пролетариата, который попросил хлеба, а ему дали камень, пр€мо противоречит притче о господние и рабе (Ћука 14, 15 -24), вскоре распространившейс€ по всему эллинистическому миру в писани€х христианской церкви. Ђ√осподин сказал рабу: пойди по дорогам и изгород€м и убеди прийти, чтобы наполнилс€ дом мойї (Ћука 14. 23).

ƒанью, которую просвещенное эллинистическое прав€щее меньшинство заплатило за свою духовную замкнутость, стала утрата моральной и материальной силы. ѕо словам современного западного ученого Ё. ћейера: ЂЕпервенство выскальзывает из рук просвещенного класса, ибо он утрачивает способность решать сто€щие перед ним проблемы. Ёлите нечего предложить миру, интеллектуальна€ жизнь вырождаетс€ в упражнени€ в риторике, управление государством переходит в руки профессиональных чиновников, военное дело начинает восприниматьс€ как зан€тие, недостойное образованного человека: меч переходит в руки сперва низших слоев населени€, а затем Ц наемников, рекрутируемых из-за границы. ѕодъем религиозного движени€ и победа христианства Ц это просто друга€ сторона неограниченного распространени€ военного режима. √осударство, созданное јвгустом, опиралось на понимание того, что высшие классы должны заниматьс€ управлением; как только высшие классы избавились от этой функции, управление перешло в руки широких масс. »нтеллектуальна€ и религиозна€ жизнь также приспосабливаетс€ к их потребност€мї [прим109].

“еперь уже бывший прав€щий класс начинает испытывать голод по пище духовной, которой он столь долго пренебрегал. Ќо процесс этот €вно запоздал: Ђ»бо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужинаї. (Ћука 14, 24). ƒыхание религии, которое на некоторое врем€ оживило холодный и хорошо отполированный мрамор эллинистического интеллекта в поколени€х —енеки и Ёпиктета, быстро раста€ло и перешло в косную религиозность, а наследники эллинистической философской традиции оказались между двум€ стуль€ми. ќни утратили достоинства своего утонченного разума, но, принес€ эту драгоценную жертву, так и не отыскали пути к сердцам низов. ¬место того чтобы подн€тьс€ к высотам св€тости, они опустились в тр€сину распада.

Ђ¬еликие новшества никогда не €вл€ютс€ сверху, они всегда развиваютс€ снизу вверх, подобно деревь€м, которые никогда не растут вниз кронами. ќднако истинно и то, что семена падают сверху. ѕереворот в мире и переворот в сознании совпадают. ¬се становитс€ относительным и поэтому сомнительным; и если человек, колеблющийс€ и сомневающийс€, размышл€ет о мире, опутанном всевозможными договорами, пактами, разрываемом демократией и диктатурой, капитализмом и большевизмом, его дух жаждет ответа, который бы уменьшил боль тревог, сн€л чувство неопределенности. » только люди низших социальных слоев бессознательно следуют велению своей психики. Ёти не раз осме€нные простые люди земли, далекие от рефлексии и академических предрассудков, €вл€ют собой печальную или смешную картину, если гл€деть на них сверху вниз. ќднако именно они столь удивительно простодушны, что напоминают жителей √алилеи, откликнувшихс€ некогда на зов Ѕожьего благословени€ї, Ц утверждал  . ёнг в работе Ђ—овременный человек в поисках душиї.

 

 

„увство единства

јнализиру€ различные пути, которые избирает человеческа€ душа, реагиру€ на процесс социального распада, мы видели, что чувство всесмешени€ возникает как психологический ответ на стирание индивидуальности и разрушение привычных, усто€вшихс€ границ. ћы убедились также, что аналогичный опыт порождает и чувство пр€мо противоположное Ц чувство единства. Ѕолезненное разрушение привычных форм слабому духом человеку представл€етс€ катастрофическим и внушает ощущение, будто высша€ реальность Ц это не что иное. как хаос, однако более проницательному духовному взору доступна истина, согласно которой калейдоскоп феноменального мира есть всего лишь иллюзи€, скрывающа€ вечный и никогда не мен€ющийс€ мир подлинных сущностей, образующих незримое единство.

Ёта духовна€ истина, подобно другим истинам такого пор€дка, может быть постигнута через некоторые внешние про€влени€. «наком внешнего мира, дающим первое ощущение высшего духовного единства, €вл€етс€ объединение человеческого общества в универсальное государство в ходе междоусобных войн.

ѕробуждение ощущени€ единства в этом невеселом политическом процессе увековечиваетс€ в названи€х, которыми правители универсальных государств награждают свои державы. Ќапример, один из царей ќдиннадцатой династии, ставший основателем египетского универсального государства, именовал себ€ Ђобъединителем двух земельї [529], а шумерский царь ”р-Ёнгур назвал плод своих политических стараний Ђцарством Ўумера и јккадаї. ѕреемник ”р-Ёнгура отказалс€ от простого перечислени€ и дал более абстрактное название: Ђцарство четырех четвертейї. јналогична€ формула была выбрана инками Ц в другом полушарии и более чем через три тыс€чи лет Ц дл€ обозначени€ универсального государства, объедин€вшего андский мир. —уверен империи јхеменидов, универсального государства сирийского мира, утверждал вселенскую сферу своего правлени€, имену€ себ€ Ђцарем земельї или Ђцарем царейї. “у же претензию экуменической власти можно усмотреть в официальном названии китайского универсального государства ’ань, которое буквально переводитс€ как Ђ¬с€ ѕоднебесна€ї. –имска€ импери€, универсальное государство эллинистического мира, по-латыни называлась Orbis Terraruт, а по гречески Ц Ђќйкуменаї, то есть весь населенный мир. ќсознание эллинистической душой единства человечества, символом чего служила –имска€ импери€, можно проиллюстрировать отрывками из трудов философа и историка, живших под эгидой экуменического –имского мира во II в.

Ёпиктет, рассужда€ о власти ÷езар€, делает следующее замечание: Ђ“ы видишь, что ÷езарь дает нам прочный мир, ибо нет больше войн или столкновений, нет разбо€ и пиратства, так что можно в любое врем€ безопасно путешествовать или плыть из Ћеванта в ѕонтї, Ёту же черту римского мира подмечает в своем введении к Ђ–имской историиї јппиан: ЂЌесколько покоренных народов были прибавлены императорами к тем, которые уже находились под римским господством, а тех, кто восстал, заставили подчинитьс€; но поскольку римл€не уже владели обширными территори€ми как на море, так и на суше, они оказались достаточно мудрыми, чтобы воврем€ остановитьс€ и не расшир€ть свои владени€ до бесконечности, не пос€га€ на земли варваров. я сам видел представителей таких народов в –име. ќни прибывали с посольствами, целью которых было подчинитьс€ –иму, но император отказывал им, ибо они не имели ценности дл€ империи. ≈сть и такие народы, где царей назначают римл€не, не чувству€ при этом необходимости включать их в состав своей империи. ƒругим подчиненным народам они дают ссуды из своей казны, потому что гордость не позвол€ет отвергнуть просителей, несмотр€ даже на финансовый ущерб. √раницы империи окружены кольцом мощных армий, и охрана этих огромных пространств мор€ и суши дл€ них не обременительнее, чем охрана скромной фермыї.

¬ действительности же –имска€ импери€, как и любое другое универсальное государство, не могла на прот€жении всей своей истории гарантировать стабильность и политическое единство. Ёта потребность единства, вернее, тоска, продиктованна€ усталостью, жажда поко€ и утешени€ сквоз€т в поэзии эпохи јвгуста. ј мы, дети западного общества, по собственному опыту знаем, как губительна может быть отрава отчуждени€, тоска по единству разобщенного человечества. ќднако универсальное государство, которого мы жаждем, та экуменическа€ республика, котора€ дала бы покой всему вестернизованному миру, не ма€чит даже на горизонте.

¬елика€ тоска по миру на земле, родившись из страданий и бед смутного времени, заставл€ла подданных универсального государства видеть в его создател€х спасителей общества и почитать их как богов. » даже холодный скепсис историков по отношению к величайшим де€тел€м прошлого, таким, как  ир, јлександр и јвгуст, не умал€ет их заслуг на т€жком пути к единству человечества, а лишь подчеркивает их гений, направивший политическую власть на благородное дело Ц воплощение выстраданного человеком идеала в действительность.

јлександр открыл истину, согласно которой братство „еловека предполагает отечество Ѕога, Ц истину, котора€ содержит обратное предположение, что если Ѕог Ц отец человеческой семьи Ц изъ€т из рассмотрени€, то не останетс€ никакой возможности выковать цепь, способную св€зать людей на чисто человеческой основе. ≈динственным обществом, способным охватить все человечество, €вл€етс€ √рад Ѕожий, а представление об обществе, которое обнимает все человечество, и ничего, кроме человечества, Ц академическа€ химера.

ѕавел прокладывал дорогу от „еловека через Ѕога к „еловеку, когда писал: Ђ—овлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновл€етс€ в познании по образу —оздавшего его, √де нет ни ≈ллина. ни »уде€, ни обрезани€, ни необрезани€, варвара. —кифа, раба, свободного, но все и во всем ’ристосї ( ол. 3, 9-11), ибо ЂЅог, сотворивший мир и все, что в нем. ќн, будучи √осподом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет. » не требует служени€ рук человеческих, как бы имеющий в чем нужду. —ам да€ всему жизнь, и дыхание и все. ќт одной крови ќн произвел весь род человеческий, дл€ обитани€ по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Ѕога, не ощут€т ли ≈го и не найдут ли, хот€ ќн и недалеко от каждого из нас: »бо мы »м живем, и движемс€, и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: мы ≈го и родї (ƒе€н. 17, 24-28).

ѕророк внутреннего пролетариата эллинистического общества говорил в унисон с философом прав€щего меньшинства ƒиогеном, который утверждал, что единство человечества Ц это цель, которую люди могут достичь прин€тием своего общего отечества Ѕога и (добавил бы ѕавел) через новое откровение общего братства ’риста, по не благодар€ одним лишь человеческим усили€м, исключающим участие и ведущую роль Ѕога. ≈сли, с другой стороны, истинно, что, Ђгде двое или трое собраны во им€ ћое, там я посреди ихї (ћатф. 18. 20), в равной мере истинно и то, что, Ђесли √осподь не созиждет дома, напрасно труд€тс€ стро€щие его; если √осподь не охранит града, напрасно бодрствует стражї (ѕс. 126. 1 Ц 2). ќбщий опыт эллинистического смутного времени научил этой истине грека јлександра и евре€ ѕавла, раба Ёпиктета и гражданина ќйкумены ƒиогена. Ќо эллинистическое общество было не единственным, сумевшим извлечь урок из страдани€. ¬ египетском мире за тыс€чу лет до времен јлександра единство человеческого рода виделось как результат трудов Ѕога солнца јтона, культ которого ввел Ёхнатон.

»стина, котора€ упорно отвергалась западными гуманистами на прот€жении п€ти веков, смело и неожиданно выдвинута наконец нашим современником, философом, французом по культуре и евреем по происхождению. ¬ груде Ђƒва источника морали и религииї ј. Ѕергсон последовательно излагает свои взгл€ды на этику и политику и приходит в конце концов к выводу, что человечество никогда не сможет жить, как брать€, вместе (ѕс. 132, 1), если люди не научатс€ возвышатьс€ над своими внутренними конфликтами и разногласи€ми, уверовав в общего ÷ар€ Ќебесного.

Ёто прозрение современного западного философа, в преклонном возрасте достигшего вершин знани€, суммирует результаты п€тивековых интеллектуальных исканий. ќднако истина, с таким трудом давша€с€ западным философам, открылась антропологам как истина Ђиз уст младенцев и грудных детейї (ѕс. 8, 3), ибо, как бы ни был узок горизонт Ђдикар€ї, душа его живет и движетс€ в сверхчеловеческом измерении, которое современный гуманист упорно исключает из своего рассмотрени€. √уманист намеренно концентрирует свое внимание на чисто человеческой сфере жизни, которую он отрывает от духовного контекста. »сход€ из ложного постулата Ђчеловек Ц мера всех вещейї, исследователь тер€ет контакт с реальностью. ≈динство человечества не может быть установлено иначе, как в рамках единства сверхчеловеческого ÷елого, в котором человечество всего лишь часть.

ƒостигшее зрелости универсальное государство характеризуют две отличительные черты, господствующие над, социальным ландшафтом. — одной стороны, существует монарх, задача которого сводитс€ к поддержанию мира между подданными через свою суверенную волю. — другой стороны, существует закон, который используетс€ как инструмент дл€ исполнени€ воли монарха. ≈сли правитель универсального государства достаточно могуществен, то его подданные, которых он вывел из мучительного смутного времени, начинают смотреть на него как на воплощенного Ѕога. «акон, которым вол€ императора переводитс€ в действие, становитс€ непоборимой вездесущей силой, сравнимой разве что с Ђзаконом природыї, законом, который управл€ет не только чередованием дн€ и ночи, зимы и лета, определ€ет направление ветров, силу приливов и отливов, но и способен ниспослать радость и горе. добро и зло, возда€ние и наказание, проника€ в столь глубинные уровни человеческой жизни, куда не дано дот€нутьс€ деснице кесар€.

Ёти два пон€ти€ Ц вездесущий и неотвратимый «акон и единое всемогущее Ѕожество Ц лежат в основе представлени€ о единстве ¬селенной, про€вл€€сь нередко в своих крайност€х. ќдна крайность Ц когда «акон возвышаетс€ над Ѕогом, а друга€ Ц когда Ѕог возвышаетс€ над «аконом. ¬ерно также и то, что акцент на «аконе характерен дл€ философий прав€щего меньшинства, тогда как религии внутреннего пролетариата склонны подчин€ть «акон Ѕогу.

”становив в общих чертах данное различие, последовательно рассмотрим представлени€ о единстве ¬селенной, в которых «акон ставилс€ над Ѕогом, и представлени€, в которых Ѕог превышал «акон, ибо ќн его и провозгласил.

¬ системах, где Ђ«акон Ц царь всегої, личность Ѕога меркнет, по мере того как «акон принимает все более отчетливые очертани€.

¬ западном мире, например, вот уже триста лет “риединый Ѕог утрачивает постепенно свое вли€ние на сознание людей, тогда как число сторонников естествознани€ неуклонно растет. — недавнего времени наука начинает в равной мере интересоватьс€ как духовными, так и материальными аспектами жизни. Ѕог-ћатематик, похоже, вырождаетс€ в Ѕога-¬акуум. —овременный западный процесс уничтожени€ Ѕога, имеющий целью воздвигнуть на его место «акон, был предвосхищен в VIII в. до н.э. в вавилонском мире, когда открытие периодических процессов в космосе позволило халдейским математикам создать новую науку Ц астрологию.

¬ индском мире, где буддийска€ школа философии вывела стройную логическую систему из психологического закона кармы, божества ведического пантеона стали наиболее €вными жертвами агрессивной системы Ђтоталитарногої духовного детерминизма.

¬ буддийской вселенной, где сознание, стремление, цель были редуцированы к последовательности атомистических состо€ний, которые, но определению, не могут существовать слитно в природе непрерывной и посто€нной личности, боги в обыденном человеческом понимании автоматически сводились к небытию. Ћюбой человек мог стать буддийским монахом или монахиней, если только он в состо€нии был выдержать испытание аскезой. ќднако за отказ от удовлетворени€ человеческой чувственности воздавалось сторицею. ƒаже согласно ранней философии примитивного буддизма, возда€ние есть обретение самого себ€ (или, строго говор€, упор€дочение последовательности внутренних психологических состо€ний), выход из  олеса —уществовани€ и вход в забвение нирваны. ћаха€на, дит€ философии буддизма, отказалась от атеизма своей матери и ввела представление о бодхисатве, в совершенстве своем достигающем бессмерти€ и всемогущества. “аким образом, буддизм как в философском, так и в религиозном плане предложил человеку выход. Ќо к богам и хина€на, и маха€на были немилосердны.

¬ эллинском мире боги ќлимпа имели лучшую судьбу, ибо когда эллинска€ школа философов стала рассматривать ¬селенную как Ђвеликое обществої со сверхземными измерени€ми, отношени€ между членами которого регулировались «аконом, они вписали в конституцию этого космополиса принцип равенства перед «аконом, бывший конституционным стержнем эллинских земных городов-государств. ¬о ¬селенной эллинских философов боги были по крайней мере не хуже, чем люди. ј «евс, начавший свою жизнь вождем олимпийского боевого отр€да, теперь был объ€влен почетным главой космополиса, напоминающим западного монарха более поздних времен, ограниченного конституцией, монарха, который Ђцарствует, но не управл€етї, правител€. который послушно подписывает декреты —удьбы, ставит свое им€ под велени€ми ѕрироды.

»так, «акон, подавл€ющий Ѕога, может выступать в разнообразных формах. —овременный западный ученый и вавилонский астролог порабощены математическим законом; психологический закон покорил буддийского аскета; а социальный закон завоевал доверие у эллинского философа. —ледует добавить, что в китайском мире, где «акон не был в особенном почете, Ѕога отодвигает на второй план пон€тие ѕор€дка, который в китайском мировоззрении предстает в виде магического согласи€ и соответстви€ „еловека и его окружени€. ¬оздействие окружени€ на „еловека вычисл€лось с помощью искусства геомантии, вли€ние же „еловека на окружение контролировалось и направл€лось через ритуал и этикет, которые у китайцев столь же точно рассчитаны, как и структура ¬селенной, которую они отображают.

–ассмотрим теперь представлени€ о структуре ¬селенной, когда ее единство воспринимаетс€ как следствие трудов вездесущего и всемогущего Ѕожества, а «акон, регулирующий структуру и движение ¬селенной, Ц всего лишь про€вление воли Ѕожией.

ћы уже видели, что осознание единства всех вещей через Ѕога, равно как и противоположное ему осознание единства всех вещей через «акон, приходит к человеку с помощью аналогии из социальной жизни, когда универсальное государство вырабатывает некоторые строгие правила своей внутренней кристаллизации. ¬ этом процессе правитель универсального государства, €вл€€сь в буквальном смысле ÷арем ÷арей, постепенно освобождаетс€ от более мелких царей, станов€сь в конце концов абсолютным монархом. ≈сли проанализировать процессы, обычно захватывающие веровани€ тех народов и земель, которые универсальное государство впитало в свою политическую систему, мы обнаружим, что и здесь происходит аналогична€ перемена. Ќа месте пантеона, где верховный бог независимо правит сонмом других богов, некогда равных ему, но теперь впавших в зависимость от него, мы видим по€вление единственного Ѕога, исключительность которого составл€ет его сущность.

–елигиозна€ революци€ начинаетс€ с общего изменени€ в отношени€х между божествами и верующими, ¬ рамках универсального государства возникает тенденци€, характерна€ дл€ всех божеств, Ц скидывать с себ€ цепи, ранее св€зывавшие каждого из них с определенными местными общинами. Ѕожество как бы обретает более широкое поле действи€, стрем€сь, с одной стороны, обращатьс€ к индивидуальной человеческой душе, а с другой Ц ко всему человечеству. “аким образом, возникает соблазн начать под эгидой полити





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 385 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—амообман может довести до саморазрушени€. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1475 - | 1354 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.111 с.