Архаические культуры доосевого времени: Египет и Месопотамия
1. Культура древней Месопотамии (Двуречья)
2. Культура древнего Египта
Литература:
1. Лалетин, Д.А. Культурология: учебное пособие / Д.А. Лалетин. – Воронеж: ВГПУ, 2008. – 264 с. – Режим доступа:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/lalet/index.php
Неолитическая революция осуществлялась неравномерно, и наиболее интенсивно её процессы шли в немногих регионах. Там и возникли первые великие цивилизации древности, своеобразные острова культуры, качественно более сложной по сравнению с первобытностью. Наиболее известны в настоящее время цивилизации (слайд), возникшие в междуречье Тигра и Евфрата, в долине Нила, в долине реки Инд, в долине реки Хуанхэ и в центральной Америке.
Наибольшее непосредственно влияние на развитие европейской (следовательно, и славянской) культуры оказали первые две, поэтому их рассмотрим более подробно.
Культура древней Месопотамии (Двуречья)
Месопотамией (слайд) (Междуречьем, Двуречьем) древние греки называли земли, лежавшие между Тигром и Евфратом – двумя великими реками древности, в долине которых сформировалась столь же высокая, как и в Египте, культура. Однако, в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и существовало одно и то же государство – Египет, в Двуречье сменилось несколько народов и несколько государств.
Долина между Тигром и Евфратом была заселена примерно с 5000 года до н.э. людьми, с помощью ирригационных сооружений сделавшими плодородной эту неприветливую землю. То было началом революционного переворота в истории человечества: от земледелия к созданию городской культуры и образованию государства.
На территории древней Месопотамии (ныне – территория современного Ирака) в течение трех тысячелетий сформировались три великие культуры: Шумера и Аккада, Вавилона, Ассирии (слайд).
Последние исследования археологов и генетиков позволяют считать, что именно в верховьях Тигра и Евфрата началось одомашнивание растений. В южных районах Месопотамии раньше, чем в долине Нила, уже с V-IV тыс. до нашей эры, начали складываться городские поселения (слайд), которые стали первыми государствами: Убейд, Ур (слайд), Урук, Лагаш и др. Ряд учёных вообще считают, что настоящие города, где жители связаны не кровным родством, а функциями – ремесленным производством, управлением, торговлей – впервые появились именно в Месопотамии, так что шумеры являются изобретателями города как такового.
Своеобразие локальных культур Древней Месопотамии во многом определяется природными условиями. Нынешние природные условия мало чем отличаются от времён неолита и Шумера. Месопотамия – бывший морской залив, заполненный осадочными породами (песок, глина), принесёнными за миллионы лет Тигром и Евфратом. Местность здесь плоская, почвы, соответственно, глинистые и песчаные. Климат жаркий, очень солнечный и засушливый. Вместе с тем бывают дожди, которые поздней осенью и зимой нерегулярны и редки. Тигр и Евфрат каждое лето разливаются, причём разливы происходят в непредсказуемое время; реки могут часто менять русло: некогда все главные города Месопотамии находились на берегах Евфрата, а сейчас их развалины находятся посреди пустыни. Низины заняты болотами, где много рыбы, водоплавающих птиц, водились дикие кабаны и даже львы. Между речными лагунами и болотистыми местностями, где нет воды, лежат обширные пустыни. Почвы у воды очень плодородны. Лесов нет, как нет в больших количествах пригодного для строительства камня и вообще полезных ископаемых.
Поэтому хозяйственная культура Месопотамии основывалась на сельском хозяйстве, в котором важнейшее значение имели системы оросительных каналов и водохранилищ. Ячмень, пшеницу, просо выращивали не только для потребления в общинах, владевших полями, но и для торговли. Продавали также шерсть и кожу. Изо льна и шерсти делали ткани. Выращивали финиковые пальмы, виноград, многие фруктовые деревья. Разводили коз, овец, свиней на мясо и шерсть, крупный рогатый скот сначала в качестве тягловых животных, позднее появились лошади, которых запрягали в боевые колесницы.
Наиболее распространёнными местными материалами были глина, тростник, шерсть, кожа и лен. Все другие необходимые для ремесла материалы, включая камень и древесину, приходилось ввозить. Это определило широкое распространение торговли в Месопотамии.
Из тростника делали лодки, корабли, использовали его для циновок, плели паруса для кораблей, теми же циновками укрепляли берега водохранилищ. Глина шла на изготовление самых разнообразных гончарных изделий, от домашней утвари до статуэток, украшений и печатей; на глиняных табличках писали; из глины формовали строительные кирпичи. Мастера использовали гончарный круг, покрывали сосуды эмалью и глазурью. Поскольку топливо было дефицитным, строители использовали в основном сырцовые, то есть не обожжённые, а высушенные на солнце кирпичи. Из-за этого подавляющее большинство древних построек дошли до наших дней как глиняные бугры и холмы. Позднее научились делать изразцы – кирпичи, покрытые глазурью. Они использовались для облицовки зданий.
Несмотря на отсутствие металлов и камня, в Месопотамии появились искусные ремесленники, которые умели работать с драгоценными металлами, с медью, владели технологией литья по выплавляемым моделям.
Первую цивилизацию создали на юге Месопотамии в IV – первой половине III тысячелетия до н.э. шумеры (слайд) – народ, происхождение которого до сих пор не ясно. Именно они продолжили начатое ещё в V тыс. до н.э. развитие убейдской культуры, превратив Урук, Ур, Лагаш и ряд других городов в настоящие государства. Там возникли все признаки цивилизации, включая государственные системы с мощным чиновничьим аппаратом центральной власти и письменной документацией (слайд) в управлении и экономике, более или менее упорядоченный пантеон признаваемых всеми богов с соответствующими мифами. Сегодня доказано, что создание первой в истории системы письма, клинописи (слайд), определилось потребностями управления. Власть принадлежала поначалу жрецам различных храмов, а затем установилась монархия. В III тыс. до н.э., за несколько веков (по меньшей мере за восемь) до знаменитого Кодекса Хаммурапи, в Лагаше и Уре существовали своды законов. Общество имело сложную социальную структуру, низшими по положению были рабы.
Шумеры достигли замечательного мастерства в строительстве (слайд). Из сырцового кирпича возводили мощные крепости, ступенчатые пирамиды – зиккураты (слайд), величественные многоэтажные дворцы с сотнями помещений. Археологи раскопали в городе Киш остатки царского дворца, который в 2800 году до н.э. превосходил размерами Версаль. На зиккуратах помещали храмы.
Эти храмы поначалу были и центрами власти, но светская верховная власть довольно скоро перешла к царям. Жрецы в храмах остались хранителями языческой религии и различных практических знаний, предсказателями и мудрецами.
Они, в частности, записали целый ряд мифов о происхождении мира, человека и культуры, которые впоследствии вошли даже в Ветхий Завет: о том, что человек был вылеплен из глины, что женщина создана из ребра мужчины, о всемирном потопе, о существовании райского сада – Эдема (он, кстати, практически так же и назывался), о вражде братьев – скотовода и земледельца, параллели мифа об Аврааме. Есть мифы о том, как один из богов изобрёл мотыгу и плуг и подарил их человеку, научив затем земледелию. Записывались также молитвы и гимны в честь значительных событий, а также заклинания.
Со временем корпус этих текстов стал настолько разнообразен, что его с полным основанием определяют как шумерскую литературу. Молитвы, заклинания, мифы написаны ярким, эмоциональным языком, содержат метафоры и сравнения, сложные сюжеты. Это не только мифы и заклинания, но и художественные произведения. Самый известный из таких текстов – поэма о Гильгамеше (слайд).
Фигура Гильгамеша восходит к реальному царю Урука, который со временем стал легендой. Гильгамеш пытался сделать людей бессмертными, не побоявшись для этого вступить в конфликт с богами.
Есть на табличках и тексты, в которых просматриваются размышления над «вечными» вопросами – о добре и зле, жизни и смерти, смысле жизни («беседа господина и раба»).
Жрецы не только отправляли культы богов (местных и признаваемых всеми общих, самых главных), но и наблюдали за звёздным небом. Уже тогда были выделены некоторые созвездия, возникло то знание, которое сегодня называют астрологией. Именно шумерские жрецы начали делить день и ночь на двенадцать частей. Они изобрели солнечные (гномон) и водяные часы (клепсидра), стали делить год на 12 месяцев (в соответствии с фазами Луны). Они же лечили людей, накапливая эмпирические знания о болезнях, лечебных свойствах трав и различных веществ, о строении человеческого тела. Это тоже известно по текстам глиняных таблиц, дошедшим до наших дней. Оказалось, что в Европе в Средние века врачи применяли многие шумерские рецепты, не догадываясь об их древнейшем источнике.
Систематическое использование письменных документов в практике государственного управления привело к возникновению школ. Археологи раскопали множество остатков школ вместе с «учебниками» и «тетрадями учеников» на глиняных таблицах. Обучившись грамоте, шумер получал возможности серьёзной карьеры. В школах, как выяснилось по расшифрованным клинописным текстам, обучали не только грамоте.
Шумерские мудрецы начали разрабатывать основы математики. Они пользовались шестидесятиричной и десятиричной системами исчисления, знали дроби, рассчитывали площади сложных фигур и объёмы тел различной конфигурации, применяли уравнения с неизвестными. Многие математические знания шумеров позднее были забыты.
В Месопотамии всегда жили многие народы, и в разные периоды доминировали шумеры, их северные соседи аккадцы (культуру этих времён называют шумеро-аккадской), государство с центром в Вавилоне, ассирийцы со столицей в Ниневии. Непосредственными прямыми наследниками шумеро-аккадской культуры и цивилизации были вавилоняне (слайд). Они, как и их соседи ассирийцы, говорили на аккадском языке, что определяло преемственность культуры.
Все достижения шумеро-аккадской культуры в Вавилоне были восприняты и усовершенствованы. Там, например, был построен зиккурат (слайд) со стороной в 92 метра и высотой около 90 метров, имевший семь ступеней-платформ. Он стал поводом для мифа о Вавилонском столпотворении. Там же находились знаменитые «висячие сады Семирамиды» (слайд) – многоэтажный царский дворец, на террасах которого росли многочисленные деревья и кустарники, которые поливались сложной водоподъёмной системой. Вавилоняне были ещё более искусными ремесленниками, чем шумеры. Они умели делать красочные изразцы и украшали ими здания и крепостные стены (слайд). Их торговые караваны и корабли достигали гораздо большего числа гаваней и городов. Кодекс царя Хаммурапи (ХVII век до н.э.) был подробно разработан, многие вавилонские цари вели успешные завоевательные войны.
С ХVI века до н.э. Месопотамия попадает под власть Ассирии (слайд). Поэтому Вавилон утрачивает роль столицы (ею становится Ниневия), но остаётся величайшим городом Востока. Ассирийцы полностью восприняли вавилонскую культуру (слайд), наследницу шумеро-аккадской, и продолжили её традиции, добавив к ним традиции и достижения своих племён. Храмы Вавилонии оставались хранителями знаний, ассирийцы стали пользоваться письменностью вавилонян – той же шумерской по происхождению клинописью.
Сохранилась в основном вавилонская языческая религия, продолжали передаваться и жить все основные мифы, определяя картину мира ассиро-вавилонской культуры. В религиозной картине мира выстраивается чёткая иерархия богов с верховным, самым главным богом во главе, связанная с формированием деспотической монархии.
Более жёсткой и разветвлённой стала государственная система, имевшая уже все особенности восточной деспотии. Поражает жестокость памятных надписей и рельефов, прославлявших военные победы царей.
Ещё более искусными стали строители, возводившие неприступные крепости и величественные дворцы для царей (например, Синахериба, Ашшурбанипала в Ниневии, Саргона II в Дур-Шаррукене). Ремесленники изготавливали тончайшие украшения, сложные цилиндрические печати для рельефных оттисков-подписей на глиняных табличках. Скульптуры, барельефы и росписи стен стали более монументальными и вместе с тем реалистичными (например, барельефы во дворце Ашшурбанипала, изображающие охоту на львов (слайд), умирающую львицу (слайд), бегство арабских воинов на верблюдах). Идейное содержание ассиро-вавилонского монументального искусства – возвеличивание царей.
Ассирийские цари создали настоящие библиотеки, где были пронумерованы страницы книг, сами книги размещались в определённом порядке, был даже каталог с карточкой на каждую книгу. В сохранившейся библиотеке Ашшурбанипала (слайд) было около 25 тысяч глиняных таблиц.
В 539 г. до н.э. Вавилон был разрушен персами (слайд). Однако достижения шумеро-аккадской и наследовавшей ей ассиро-вавилонской культуры вошли в культуры Египта и ближневосточного средиземноморья. Известно, что их изучали мыслители античного мира, прежде всего греческие мудрецы. Отсюда они впоследствии вошли и в европейскую культуру.
«Цивилизация» в данном контексте обозначает конкретное общество, культура которого достигла определённого уровня развития (слайд).
Культура древнего Египта
Культура Древнего Египта развивалась в долине Нила. От неё сохранилось гораздо больше памятников, чем от культуры Месопотамии, так что она изучена сегодня намного полнее. Объясняется это, как и многие особенности самой культуры Египта, природными условиями.
Египет, в отличие от Месопотамии, расположен не на равнине из песка и глины, а в долине, которую за миллионы лет вырезал себе Нил в коренных породах северной Африки. Её длина около 1000 километров, ширина от 1 до 20 километров. За пределами долины Нила лежат иссушающие пустыни, которые занимают 96 % площади Египта. Перед впадением в море Нил течёт по плоскому побережью и разливается на сотни рукавов, образуя знаменитую дельту. Дождей практически не бывает, земледелие возможно только за счёт полива из реки. Нил каждое лето разливается с редкостной регулярностью — всегда 19 июля. Вода несёт с собой большое количество ила, который является эффективным естественным удобрением; это обеспечивает высокое плодородие заливаемых угодий. Коренные берега Нила прорезаны в камне, имеют форму террас. По берегам растут леса, финиковые и кокосовые пальмы, в самой воде у берегов папирус, в дельте ещё и лотос. В Египте достаточно материалов для строительства и ремесла, множество месторождений меди, золота, других полезных ископаемых, камня. Иначе говоря, здесь, в отличие от Месопотамии, имеется всё необходимое для жизни. Высказаны предположения, что именно этим объясняется длительная самоизоляция Египта и не слишком интенсивная внешняя торговля.
Ещё одно отличие от Месопотамии — моноэтническое население. В долине Нила с очень давних времён жили люди, исстари говорившие на одном языке и считавшие себя одним народом. Видимо, поэтому здесь возникла первая в истории система единого национального государства, просуществовавшая во много раз дольше всех других.
Это произошло около 3300 – 3000 гг. до н.э. Примерно в это время начинают делать папирусные свитки, разрабатывается система иероглифов, осваивается счёт. Для фараонов, жрецов, вельмож возводят монументальные гробницы-мастабы, в них пытаются сохранять мумифицированные тела покойных. Тогда же формируется особый менталитет, в котором царь — воплощение бога Гора, божественный владыка Обеих Земель.
Несмотря на сложную историю, включавшую упадки и расцветы, завоевания иностранцами и новые возвышения, Египет в течение тридцати веков (с 4-го тыс. до н.э. до 332 г. до н.э.) сохранял преемственность и своеобразие своей культуры. Её достижения позднее вместе с месопотамскими вошли в предпосылки античной культуры. 332 год до н.э. — это год завоевания Египта Александром Македонским, когда эпоха исконной, древней культуры сменилось эллинистическим периодом.
Важнейшим фактором, определявшим особенности египетской культуры, была религия. В отличие от Месопотамии, религиозные нормы и идеи были в Египте несравненно более влиятельны. Древние египтяне были язычниками. Они верили, что их страна создана богами. Считалось, что ими же созданы ремёсла, искусство, письменность, счёт и магия.
Боги были антропоморфны (похожи на людей) или соединяли черты человека и животного: Анубис — человек с головой шакала, Гор — с головой сокола, Мут — женщина с головой львицы и т.п. Были и зооморфные боги, например, скарабеи — навозные жуки, богиня Баст (Бастет) — кошка, Хатор — небесная корова. Самые почитаемые боги: Амон (Ра), бог солнца; Анубис — покровитель мёртвых; Гор — бог неба, солнца, покровитель царской власти; Осирис — владыка подземного царства, умиравший каждую осень и воскресавший зимой; Сет — повелитель сил зла; Исида — богиня семейной любви и верности, покровительница мудрости и магии, близкая к Иштар-Астарте-Иннане, ипостась единой богини любви. Высоко почитался бог мудрости Тот, покровитель литературы, писцов, лекарей и магов.
Богом при жизни считался царь Египта, называвшийся фараоном. Его скульптуры ставились в храмах, ему возносились молитвы. Считалось, что даже вся судьба Египта зависела от земного и загробного благополучия фараона.
Древнеегипетская мифология объясняла возникновение и устройство мира и, главное, место и судьбу человека в нём. Мировосприятие и менталитет жителей Древнего Египта включали в себя представления о том, что каждый человек имеет душу, которая может жить и после смерти земного тела. Поэтому очень многие аспекты земной жизни были подчинены заботам о последующей судьбе души. Загробная жизнь мыслилась точно такой же, как и земная, как простое продолжение известной всем повседневной жизни. Это одна из причин, почему в Египте сохранилось так много артефактов древней культуры: в могилу старались поместить всё, что необходимо для жизни. Если что-либо не помещалось, в могилу укладывали модель (например, большого корабля или повозки) или рисовали этот предмет на стенах погребальной камеры, на саркофаге и т.п. По той же причине египтяне стремились сохранить и тело умершего. Для этого они разработали технологию мумификации трупов, настолько эффективную, что мумии сохранились до наших дней.
Ряд сюжетов и образов египетской мифологии, вслед за месопотамскими, вошли в христианскую религию. Это представления о посмертном суде, о возможности вечной жизни души в благоденствии (у христиан — «во спасении, в вечном блаженстве»), о воскрешении бога после мучительной смерти. Специалисты указывают, что в христианской иконографии образ Исиды с младенцем Гором перевоплотился в Богоматерь с младенцем Иисусом, повергающий Сета Гор стал Георгием Победоносцем, шакалоголовый Анубис — святым Христофором Псеглавцем.
Египтяне выращивали ячмень, полбу, лён, виноград и многие садовые фрукты. Разводили они и домашних животных: овец, коз, ослов, позднее лошадей и верблюдов. Для охоты использовались собаки.
Ремесленники Древнего Египта успешно использовали ресурсы своего края и достигли замечательного мастерства.
Строители и камнерезы возвели знаменитые пирамиды и храмы с замечательными скульптурами, барельефами и резьбой. Самые знаменитые из них: пирамида Хеопса в Гизе (высотой 147 метров) и сфинкс, храмы в Карнаке, Луксоре и Абу-Симбеле, заупокойный храм женщины-фараона Хатшепсут. Именно зодчие Древнего Египта создали классические архитектурные формы: пирамида, пилон, колонный зал, обелиск (первоначально символизировавший солнечный луч). Многие скульптуры были замечательно реалистичными и точными портретами. Всемирно известен, например, бюст Нефертити — жены фараона Аменхотепа IV (Эхнатона).
В гробницах найдены различные изделия из меди, изготовленные как литьём, так и ковкой. Из меди делались инструменты (топоры, пилы, долота и проч.), оружие, сосуды (кувшины, чаши и т.п.), статуи, украшения. Позднее медь сменила бронза. Утварь и крашения тщательно отделывались.
Древнеегипетские ювелиры в громадных количествах делали всевозможные бусы и ожерелья из цветного стекла, подвески, а также разнообразные украшения из золота, меди, электрона и полудрагоценных камней. Во многих украшениях виртуозно сочетаются золото и цветное стекло. Шедевром ювелирного искусства является саркофаг фараона Тутанхамона, отлитый из золота и полностью повторявший облик фараона.
Очень многое делалось из дерева: корабли, мебель, статуэтки, сельскохозяйственные орудия, молотки каменщиков, колонны храмов и т.п.
Высокого мастерства достигли мастера Древнего Египта в обработке кожи, в ткачестве изо льна и шерсти. Сохранилось также множество гончарных изделий, всевозможных керамических сосудов и скульптур. Типично местным было применение папируса, из которого строили лодки и суда, а также делали материал для письма.
Основную массу населения составляли свободные люди, хотя были и рабы. Считается, что рабами становились пленённые во время войн иноземные воины. Рядовые работники подчинялись чиновникам и надсмотрщикам. Вся работа тщательно фиксировалась в письменных документах, чем занимались специальные чиновники-писцы. Все чиновники, от рядовых до самых высокопоставленных вельмож, находились на службе у фараона. Особое сословие составляли жрецы многочисленных храмов, посвящённых различным богам.
Жрецы очень рано начали наблюдать за небом, чтобы определять смены сезонов, предугадывать разливы Нила. В египетских храмах сохранились древние карты звёздного неба, где звёзды объединены в созвездия. Жрецы умели даже предсказывать солнечные затмения. На основе своих наблюдений жрецы составили солнечный календарь, который лежит в основе современных европейских календарей.
Фараоны издавна начали строгий учёт своих владений, и прежде всего земли; для описи всех земель их измеряли, что требовало развития геометрии. Геометрические знания и вычисления применялись в строительстве пирамид и храмов, в сооружении ирригационных систем. Египтяне пользовались десятиричной системой исчисления, знали простые дроби. Египетская математика, как и месопотамская, не знала доказательств и выводов, аксиом и теорем. Каждая решаемая задача была уникальной, и изучение математики сводилось к запоминанию ранее найденных решений задач.
Египетские медики довольно много знали о строении человеческого тела. Несомненно, эти знания в значительной степени были получены при бальзамировании умерших. Египтяне догадывались о роли и значении головного мозга. В древнеегипетских текстах перечисляются многие известные сегодня заболевания. Были выработаны и методы лечения. Правда, врачи большей частью были жрецами, и лечение включало в себя очень большую долю молитв и магических процедур.
Всё это, и прежде всего учёт, требовало письменности. Египтяне почти одновременно с шумерами развили систему письма. Её основой были и остались иероглифы — знаки-картинки. Древнеегипетские иероглифы сумел расшифровать французский учёный Ж.Ф. Шампольон.
На папирусных свитках, на стенах усыпальниц и храмов сохранилось множество текстов. Среди них множество хозяйственных документов, а также записей о важных событиях. Наибольший объём имеют тексты, связанные с религией. Так, на стенах гробниц записывались сведения о земной жизни похороненного. В усыпальницах записывались также своеобразные подсказки — фразы, которые надлежало произносить во время суда над душой в загробном царстве. Эти тексты в совокупности составили так называемые «Тексты пирамид» и более позднюю «Книгу мёртвых». Записаны также многочисленные мифы, жизнеописания, сказки, исторические произведения, поучения. О трактатах научного характера уже упоминалось. Сохранились и тексты философской направленности, например, «Разговор разочарованного со своей душой». Тексты Древнего Египта содержит яркие и точные образы, имеет несомненные литературные достоинства.
Культура Древнего Египта, как и Древней Месопотамии, изучалась греческими мудрецами и римскими мыслителями, она является одной из предпосылок становления культуры античного мира.