Государство Австралия/Швеция*
Город Мельбурн/Стокгольм*
Год проведения 1956
Время проведения 22 ноября–8 декабря/ 10–17 июня
Государств-участников 67/29
Видов спорта 16/1 (всего 17)
Событий 145/6
Атлетов-мужчин 2958/45
Атлетов-женщин 384/13
Решение МОК о том, что Мельбурн избран местом проведения XVI Олимпиады, было принято большинством всего в один голос. Много позже стало известно, что из-за строгих ограничений по ввозу животных в Австралию и долгому карантину конные олимпийские состязания оказались под угрозой срыва. Поэтому, в нарушение Олимпийской хартии, было решено провести конную часть программы XVI летних Игр в другой стране.
Швеция выразила готовность принять спортсменов-конников в Стокгольме, и с 10 по 17 июня 1956 г. команды 29 стран разыграли олимпийские награды в конных состязаниях.
В Мельбурн для участия в Играх приехали 3155 спортсменов из 67 стран.
То, что Олимпийские игры проводились в двух странах на разных континентах, привело к различию наградных и памятных олимпийских медалей в Мельбурне и Стокгольме.
Наградная медаль
Цена 3000 (1-е место), 2000 (2-е место), 1500 (3-е место)
Наградные медали XVI Олимпийских игр сохранили традиционный облик. Как всегда, новым на медали были год и место проведения: MELBOURNE 1956 (Мельбурн, 1956). Новое правило Международного олимпийского комитета гласило, что на медали должно быть выгравировано название вида спорта, за победу в котором она предназначена. Однако это правило в Мельбурне воплотить не удалось, поскольку все призовые медали к моменту принятия решения были уже изготовлены.
Всего было изготовлено: серебряных позолоченных медалей и серебряных – по 280, бронзовых – 290. Несколько увеличившееся число бронзовых медалей по сравнению с наградами другого достоинства объясняется тем, что согласно решению МОК оба боксера-полуфиналиста, проигравшие бои за выход в финал, награждаются бронзовыми медалями призеров Игр без боя за третье место.
Памятная медаль
Цена 100
Австралийский художник-медальер, житель Мельбурна Шандор Межарош, венгр по происхождению, создал эскиз памятной медали, который без всяких изменений утвердил МОК.
На лицевой стороне – спортсмены, идущие парами за ведущим атлетом с флагом с пятью переплетенными кольцами. Вокруг знамени надпись: CITIUS, ALTIUS, FORTIUS. У внешнего края выгравирована фамилия автора – Межарош и год создания медали – 1955.
На оборотной стороне – на фоне герба Мельбурна олимпийские кольца в обрамлении из листьев аканфа, символ Австралии – кенгуру. По кругу идет текст: OLYMPIC GAMES MELBOURNE, 1956 (Олимпийские игры, Мельбурн, 1956).
Чеканка, бронза. Диаметр 63,5 мм. Тираж 12 250 экземпляров.
За основу эскиза официальных значков, предназначавшихся для спортсменов, судей, членов МОК и других официальных лиц, была взята эмблема XVI Олимпиады.
Размер значка 52 × 30 мм, он имеет овальную форму стадиона, беговая дорожка которого покрыта эмалью. В верхней части надпись: OLYMPIC GAMES, в нижней – название столицы Олимпиады и год: MELBOURNE 1956.
В центре значка – контурное изображение Австралийского континента, покрытое светло-зеленой эмалью, пять разноцветных олимпийских колец и факел. Пламя выполнено из эмали темно-красного цвета.
К значкам (они имеют одинаковую форму для всех категорий участников и официальных лиц, но различаются цветом металла и эмали) прикреплены ленты различных цветов, на которых указывалось официальное положение владельца значка.
Оргкомитет Игр принял решение, согласно которому лица, имевшие право в силу своего положения на получение нескольких значков (например, член МОК и НОК), получали лишь один, показывавший наиболее важный пост данного представителя. Значки служили лишь для идентификации и не давали права прохода на состязания.
Изготовлено четыре варианта официальных значков, а не три, как на предыдущих Играх в Хельсинки, так как было принято решение о специальном значке для спортсменов – участников Игр. Были выпущены следующие категории значков: позолоченный с эмалью белого цвета – для почетных гостей и видных деятелей МОК и НОКов (280 экземпляров), серебристого цвета с синей эмалью – для руководителей спортивных команд и официальных лиц (4205 экземпляров), серебристого цвета с красной эмалью – для спортсменов-олимпийцев (4505 штук), бронзового цвета с зеленой эмалью – для прессы, фотографов и кинодокументалистов (1200 экземпляров).
На оборотной стороне значков выбиты порядковые номера.
Оргкомитет по подготовке к Олимпиаде в Мельбурне поручил пяти художникам разработать эскизы плакатов. Лучшим из них признан плакат жителя Мельбурна англичанина Ричарда Бека.
Размер 100 × 63,5 см, 50 × 32 см. Тираж – по 30 000 каждого формата.
Для участников конной программы Игр XVI Олимпиады были изготовлены особые наградные и памятные медали и значки.
На лицевой стороне наградной медали – наездник в хламиде верхом на коне. По краю медали надпись на шведском языке: XVI OLYMPIADENS’ RYTTART ÄVLINGAR 1956 STOCKHOLM (XVI Олимпиады конные соревнования, 1956, Стокгольм).
На оборотной стороне медали – на фоне греческой надписи «Олимпия» – горящий факел, нижней частью вплетенный в олимпийские кольца. По краю надпись: JEUХ OLYMPIQUES CITIUS, ALTIUS, FORTIUS (Олимпийские игры. Быстрее, выше, сильнее). Автор медали – Джон Сьосворд.
Памятная медаль
Цена 3000
Игр в Стокгольме имеет изображение лишь на лицевой стороне. Форма овальная, 42 × 55 мм. На ней изображение обнаженного всадника, по ободу надпись на шведском языке: XVI OLUMPIADENS’ RYTTART ÄVLINGAR STOCKHOLM 1956 (ХVI Олимпиады конные соревнования, Стокгольм, 1956) и орнамент из лавровых листьев.
Чеканка, бронза.
Цена 500
Официальный значок овальной формы, 35 × 25 мм, в основном повторяет сюжет памятной медали. Были изготовлены варианты значков для участников, официальных лиц и судей, они отличаются цветом эмали. А на значке для членов МОК и Оргкомитета есть дополнительный элемент – прямоугольная пластинка с надписью: XVI OLYMPIADENS RYTTART ÄVLINGAR STOCKHOLM, 1956 (XVI Олимпиады конные состязания, Стокгольм, 1956). К значкам прикреплялась лента: для членов МОК – пяти олимпийских цветов, для членов Оргкомитета – лента желто-голубая (цветов шведского флага).
Плакат, выпущенный организаторами Игр в Стокгольме, имеет отношение лишь к конным состязаниям. Шведский художник Йон Шевард взял за основу сюжета изображение старинной греческой статуи из Парфенона. Она символизирует связь между античными и современными Олимпийскими играми.
Размер 99 × 62 см. Тираж 40 000 экземпляров.
Ядро и рояль
Три олимпийские награды выиграла на Лондонской Олимпиаде 1948 г. французская спортсменка Мишлин Остермайер: в метании диска и толкании ядра – золотые, в прыжках в высоту – бронзовую. Глядя на симпатичную невысокую девушку, было нелегко поверить, что она – обладательница золотых олимпийских медалей в таких видах легкой атлетики, которые требуют большой силы.
Еще труднее поверить, что двукратная олимпийская чемпионка – искусная пианистка, лауреат первой премии Парижской консерватории. Она с успехом гастролировала не только во Франции, но и в крупнейших столицах мира. Ядро и рояль – вещи, казалось бы, «несовместные», но французской пианистке удалось невозможное. Ее успехи на олимпийском стадионе стали одной из сенсаций Лондонских игр.
Рекламный постер сделан в виде приглашения с 3-мя разворотами. На первом развороте – Олимпийские кольца, на другом развороте изображен герб города Мельбурн. Было издано 35 000 экземпляров в 2-х форматах: 100 x 63.5 см и 50 x 32 см.
логотип
На эмблеме нарисована Австралия, на фоне которой изображены Олимпийский огонь и кольца. Внизу эмблемы - надпись "MELBOURNE 1956", окруженная с обеих сторон лавровыми ветвями.
Игры XVII Олимпиады
Рим, Италия, 1960
Государство Италия
Город Рим
Год проведения 1960
Время проведения 25 августа–11 сентября
Государств-участников 84
Видов спорта 17
Событий 150
Атлетов-мужчин 4738
Атлетов-женщин 610
Игры в Вечном городе собрали 5338 спортсменов из 83 стран. Это был настоящий праздник молодости и спорта. Церемония торжественного открытия Игр состоялась 25 августа 1960 г. на стадионе «Форо Италико». Накануне на площади Святого Петра перед огромным величественным собором развернулось грандиозное зрелище. Тысячи спортсменов разных национальностей и цвета кожи, атеисты и приверженцы различных религий ждали главу Католической церкви. Папа благословил Игры, некогда запрещенные Церковью за их языческий характер.
Наградная медаль
Цена 5000 (1-е место), 3000 (2-е место), 2000 (3-е место)
Медали победителей Римской Олимпиады сохранили традиционный облик. Многие итальянские критики и художники выступали за изменение дизайна, но 54-я сессия МОК в Токио оставила сюжет без изменений. Единственное новшество, вернее, отступление от привычных канонов, заключалось в том, что медаль была снабжена бронзовой цепью в форме оливковых листьев и вставлена в круглую рамку, также с орнаментом из оливковых листьев. Снизу орнамент заканчивался табличкой, на которой с оборотной стороны было выгравировано название вида спорта, за победу в котором медаль вручалась.
Памятная медаль
Цена 100
Памятная медаль Игр создана профессором Эмилио Греко. На лицевой стороне медали скульптор изобразил бегущую обнаженную женскую фигуру с олимпийским факелом в руке. На заднем плане – олимпийские кольца.
На оборотной стороне – полет орлов, поднявшихся над Олимпийским стадионом и исчезающих в небе. По кругу надпись: GIOCHI DELLA XVII OLIMPIADE (Игры XVII Олимпиады) и год проведения Игр римскими цифрами – MCMLX (1960). Идея автора символизирует олимпийские победы и резонанс от Олимпийских игр во всем мире.
Э. Греко создал также гигантскую скульптуру «Олимпийский факел», которая была помещена на высокой точке города недалеко от Палаццо делла Спорт (Дворца спорта).
Итальянское нумизматическое общество выпустило специальные золотые медали для коллекционеров в соответствии с договоренностью с Оргкомитетом Олимпиады. Эти медали работы скульптора Ренато Сигнорини существуют в шести разных размерах с одним и тем же сюжетом.
На лицевой стороне медали – знаменитая статуя Капитолийской волчицы и олимпийские кольца. На оборотной – скульптура «Олимпийский факел» на фоне панорамы олимпийских спортивных сооружений. Ниже надпись: ROMA (Рим).
Цена 1 – 2500, 2 – 700, 3 – 300, 4 – 300
Сюжет с Капитолийской волчицей послужил основой и для официальных олимпийских значков. Официальный значок, сохраняя общий рисунок, имел 20 разновидностей. Согласно таблице, опубликованной в официальном отчете о проведении Игр, 12 341 значок и 16 276 памятных медалей были вручены на Олимпиаде в Риме.
Значок размером 48 × 36 мм выполнен в виде античной позеленевшей монеты из бронзы с изображением символа итальянской столицы – Капитолийской волчицы. Под ней – олимпийские кольца, надпись: ROMA – и год римскими цифрами – MCMLX. Монета обрамлена лавровым венком из бронзы более светлого оттенка. На ее оборотной стороне надпись: GIOCHI DELLA XVII OLIMPIADE (Игры XVII Олимпиады).
Нижняя часть значка – прямоугольная планка, покрытая эмалью, на ней указано официальное положение обладателя значка. В зависимости от должности обладателя значка и вида спорта цвет эмали менялся. На значках для судей, участников и тренеров было 16 различных оттенков эмали: для легкой атлетики – красный, для водных видов спорта – голубой и т. д.
Члены МОК имели значок золотистого цвета, обрамленный двойной гирляндой лавровых ветвей. Такого же типа значки получили руководители международных спортивных федераций, НОКов и руководство Оргкомитета Игр.
Свои типы значков получали представители МОК, международных федераций, НОКов, руководство и сотрудники Оргкомитета, главы миссий, официальные представители, атташе, сотрудники Службы здоровья, представители Красного Креста, прессы, радио и телевидения, фотокорреспонденты, секундометристы, официальные гости, участники, судьи, тренеры, члены Японской миссии. Существовал и особый служебный значок.
В конкурсе художников на лучший плакат Игр, организованный Олимпийским комитетом Италии, приняли участие 212 человек. Им было дано задание изобразить аллегорию, включавшую идею олимпийских состязаний в Риме, пять переплетенных колец и слова: Игры XVII Олимпиады, Рим, 1960.
Победителем стал художник Армандо Теста. На предложенном им плакате – Капитолийская волчица (символ Игр) на капители с изображением атлета-победителя, коронующего себя согласно древнеримской традиции. Вокруг него фигуры в римских тогах приветствуют победителя.
Размер 99,5 × 70 см. Тираж 290 000 экземпляров. Текст на 11 языках.
За медалью – босиком!
Перед стартом марафонцев на Олимпийских играх 1960 г. в Риме зрители обратили внимание на двух эфиопских бегунов, которые собирались преодолеть босиком тяжелейшую 40-километровую дистанцию, пролегавшую по раскаленному асфальту улиц итальянской столицы. Эфиопский бегун Абебе Бикила принес своей стране золотую награду, первую в истории спорта Эфиопии.
Прошло четыре года, и Бикила приехал в Токио, чтобы попытаться сделать то, что до него не удавалось никому – повторить свой успех на сверхсложной марафонский дистанции. Дело осложнялось тем, что незадолго до поездки в Японию спортсмену удалили аппендицит, но он сумел восстановить форму. В Токио Абебе Бикила одержал блестящую победу, улучшив олимпийский рекорд более чем на три минуты, правда, бежал он в японской столице в тапочках, а не босиком, как в Риме.
Выдающийся бегун мечтал выиграть марафон на своей третьей Олимпиаде, но его планам не суждено было осуществиться. Бикила попал в автомобильную катастрофу и после этого до конца жизни мог передвигаться лишь в инвалидной коляске. Все же на свою третью Олимпиаду он попал. Абебе Бикила участвовал в Паралимпийских играх в соревнованиях по стрельбе из лука. Он стрелял, сидя в инвалидной коляске.
За право быть автором рекламного плаката Олимпийских игр боролись 212 художников. На плакате изображена волчица на вершине колонны, кормящая Ремуса и Ромулуса, основателей Рима. Также на плакате изображен победитель, которого награждают, согласно Римскому обычаю. Вокруг победителя столпились люди в тогах, которые поздравляют его. Было издано около 290 000 экземпляров на 11 языках.
логотип
На эмблеме представлена волчица, которая кормит Ремуса и Ромулуса, а над волчицей нарисованы Олимпийские кольца. Согласно легенде, Ромулус и Ремус – братья-близнецы, основавшие Рим. Между братьями, изображенными на эмблеме, римскими числами написана дата 1960.
Игры XVIII Олимпиады
Токио, Япония, 1964
Государство Япония
Город Токио
Год проведения 1964
Время проведения 10–24 октября
Государств-участников 94
Видов спорта 19
Событий 163
Атлетов-мужчин 4457
Атлетов-женщин 683
Токио претендовал на то, чтобы стать столицей Игр XII Олимпиады 1940 г., но международная обстановка накалялась, неотвратимо приближалась Вторая мировая война, и японские власти отказались от проведения Игр.
Через 20 лет столица Японии вновь выставила свою кандидатуру на проведение XVII летней Олимпиады, но МОК отдал предпочтение Риму. И только в 1964 г. впервые олимпийский огонь вспыхнул на Азиатском континенте.
В Играх участвовали 5152 спортсмена из 93 стран. Олимпийский огонь проделал путь в 26 000 километров – по воздуху, суше и воде. Высокую честь зажечь огонь на Олимпийском стадионе предоставили на этот раз не прославленному спортсмену, а обычному японскому юноше Иосинори Сакаи. Он родился 6 августа 1945 г. близ Хиросимы, на которую в тот день упала американская атомная бомба. Сакаи стал символом жизни, выстоявшей против атомной смерти.
Игры в Токио оказались богаты выдающимися спортивными достижениями. Здесь был установлен 81 олимпийский рекорд, причем 32 рекорда превысили мировые. За ходом состязаний наблюдали более 1 млрд телезрителей из разных стран.
Наградная медаль
Цена 4000 (1-е место), 2500 (2-е место), 2000 (3-е место)
Олимпийские награды XVIII Олимпиады повторяли традиционный мотив, впервые созданный к Играм 1928 г. Отличие лишь в надписи на лицевой стороне справа в верхней части медали в пять строк: XVIII OLYMPIAD TOKIO 1964 GYMNASTICS (XVIII Олимпиада, Токио, 1964). На медали указано название вида спорта (в данном случае – гимнастика). Внизу написано: Японский монетный двор.
Дополнительным новым элементом явилось и съемное обрамление, выполненное из того же металла, что и медаль, с отверстием для белой шелковой ленты с пятью продольными полосами олимпийских цветов.
Чеканка, позолоченное серебро (медаль победителя), серебро, бронза.
Диаметр 60 мм, с обрамлением 63 мм.
Памятная медаль
Цена 300
Памятная медаль сделана по эскизу художника Отимото Таро. На лицевой стороне барельеф: три стилизованные фигуры бегунов и пловца, посредине – оливковая ветвь. На оборотной стороне вверху надпись на английском языке: XVIII OLYMPIAD. Ниже этот же текст на японском языке. В центре – олимпийские кольца. Под ними надпись: Токио, 1964. Подпись автора на лицевой стороне на английском языке: Отимото Таро.
Чеканка, бронза, диаметр 60 мм.
Главным элементом в оформлении Игр стал официальный символ Олимпиады. В июне 1960 г. после долгих обсуждений многочисленных проектов и предложений по этому поводу Оргкомитет утвердил эскиз художника Юсаки Камекуры – круг, символически изображающий солнце, под ним пять переплетенных олимпийских колец.
Этот символ можно было видеть повсюду – на плакатах Игр, на официальных и сувенирных значках Олимпиады.
Цена 1 – 2500, 2 – 350
Официальные значки создавались на основе тщательного изучения типов значков, выпущенных в связи с Римской Олимпиадой и другими крупными международными соревнованиями. Официальные значки Игр в Токио позолоченные, все их разновидности имели одну и ту же 4-угольную форму и размер 60 × 38 мм. Значки для официальных лиц, спортивных деятелей, участников Игр, Оргкомитета, прессы, почетных гостей подразделялись на 8 разновидностей в цветовой гамме и 24 типа идентификации (т. е. различных надписей, указывавших на положение владельца значка). Дополнительная классификация делалась с помощью разноцветных лент. Для спортсменов, судей и тренеров существовало 14 цветов и оттенков лент, в зависимости от вида спорта.
Особые варианты значков были изготовлены для императора Японии и членов его семьи, премьер-министра страны, президента МОК, членов МОК, руководителей НОКов и международных спортивных федераций, глав делегаций. По сути дела, это был официальный значок, обрамленный эмалевой рамкой олимпийских цветов. Внизу прикреплялась табличка, указывавшая на должность обладателя значка. Его размер – 50 × 65 мм.
Тираж официальных значков планировался исходя из предполагаемого числа участников и официальных лиц. Однако по мере приближения к Играм количество заявок увеличилось. В соответствии с новыми данными был выпущен дополнительный тираж официальных значков.
Для обслуживающего персонала, переводчиков, гидов и др. Оргкомитет выпустил несколько вариантов значков меньшего размера, отличавшихся от официального значка формой.
Плакат Игр имел тот же строгий сюжет, что и официальный значок: круг, символ солнца, и пять переплетенных колец.
Автор – Юсаки Камекура.
Размер 101 × 55 см. Тираж 100 000 экземпляров.
Помимо этого плаката организаторы выпустили еще целую серию плакатов.
Потерянные и обретенные награды
Афинский таксист Иоаннес Завос получил специальный приз Международного олимпийского комитета за то, что нашел и вернул в МОК серебряную олимпийскую медаль, потерянную голландским гребцом Саймоном Дидериком. Дидерик, обнаружив потерю драгоценной реликвии, обратился в полицию почти без всякой надежды обрести медаль вновь. Он заявил, что, скорее всего, потерял медаль во время одной из поездок в такси, которым часто пользовался во время пребывания в Греции. Он, естественно, не утруждал себя тем, чтобы запомнить номера такси.
Полиция, тем не менее, сделала все возможное, чтобы награда вернулась к призеру Игр. Все транспортные организации и союз греческих таксистов были оповещены о потере. В конце концов медаль вернулась к законному владельцу.
На Олимпиаде в Афинах произошел еще один подобный случай. Чилийский теннисист Николас Массу, завоевавший впервые в истории своей страны две золотые медали, просто-напросто забыл их в гостинице на тумбочке у кровати и улетел в США. Эта история также закончилась благополучно – награды нашли товарищи Николоса по сборной страны.
Проект рекламного постера полностью взят с эмблемы. Изначально Yusaku Kamekura разработал 4 проекта рекламных плакатов, при создании которых была задействована технология фотогравирования с использованием нескольких цветов. Эта технология по тем временам являлась высшим достижением Японцев в области фотопечати. Плакаты это художника получили ряд наград за превосходство, включая Миланскую Премию за плакатную графику.
Было напечатано 100 000 экземпляров.
логотип
На заднем плане эмблемы изображен государственный флаг Японии, на фоне которого нарисованы Олимпийские кольца, символизирующие восход солнца. Рассмотрев огромное количество заявок, Организационный Олимпийский Комитет выбрал проект эмблемы, автором которой является Юсаку Камекура. Впоследствии ее утвердили как официальную эмблему Олимпийских игр.
пиктограммы
Пиктограммы выступают неотъемлемой частью проекта программы Олимпийских Игр с тех пор, как в 1964 году они впервые были введены на Олимпийских играх в Токио. Изображение фигур, предметов, различные схемы легче и быстрее доносят необходимую информацию до зрителей и участников игр с различными менталитетами, говорящими на различных языках.
Новые пиктограммы были разработаны для Олимпиады в Мехико в 1968 году, в Мюнхене в 1972 году и в Москве в 1980 году.
На Олимпиаде в Монреале были использованы те же самые пиктограммы, что и для олимпиады в Мюнхене. Первым, кто захотел купить права на владение пиктограммами, использовавшимися в Мюнхене, а затем в Монреале, был Лос Анжелеский Олимпийский Организационный Комитет, но цена оказалась слишком высокой, гораздо выше цены на разработку новых пиктограмм. Поэтому вместо покупки прав они предпочли выступить спонсором Олимпийских игр.
Художественный директор: Масару Кацуми
Графический дизайнер: Йоширо Ямашита
Первая сисематически разработанная и упорядоченная серия пиктограмм для различных видов спорта, а также сервисных пиктограмм для системы обслуживания, была разработана для Олимпийских Игр в Токио в 1964 году художественным директором Масару Кацуми и графическим дизайнером Йоширо Ямашита.
В этот проект вошли 20 пиктограмм, изображающие различные виды спорта, а также 39 пиктограмм информативного характера.
Игры ХIХ Олимпиады
Мехико, Мексика, 1968
Государство Мексика
Город Мехико
Год проведения 1968
Время проведения 12–27 октября
Государств-участников 113
Видов спорта 18
Событий 172
Атлетов-мужчин 4750
Атлетов-женщин 781
МОК избрал Мехико столицей Игр ХIХ Олимпиады в 1963 г. Решение было принято в результате долгих дискуссий, причиной которых явилось высокогорье – Мехико расположен на высоте 2240 м над уровнем моря.
Несмотря на споры, предшествовавшие Играм в Мехико, XIX Олимпиада стала значительным событием мировой спортивной истории. Столица Мексики приняла 5516 спортсменов из 112 стран, что явилось своеобразным рекордом Игр.
XIX Олимпиада имела много присущих только ей особенностей. Впервые Олимпийские игры проводились в Латинской Америке, впервые благодаря использованию новейших достижений техники они имели такую громадную аудиторию, словно весь мир превратился в огромный стадион: олимпийские состязания по телевидению могли наблюдать одновременно более 500 млн человек на всех континентах.
Красочной церемонией под ослепительно голубым небом на древней земле ацтеков открылись 12 октября Олимпийские игры. Дата открытия выбрана не случайно. Именно в этот день в 1492 г. Христофор Колумб открыл Американский континент. Повсюду звучала музыка. Это были, пожалуй, самые музыкальные игры. Впервые в олимпийской истории честь зажечь олимпийский огонь была предоставлена женщине. Высокая, стройная мексиканка Норма Энрикетта Басилио Сотело появилась на стадионе с факелом в руке, пробежала торжественный круг и поднялась на 90 ступенек, специально рассчитанных на ее шаг.
Спортивная конкуренция во всех видах соревнований в Мехико еще более обострилась. Соревнования XIX Олимпиады отличались высоким уровнем результатов: было установлено 76 олимпийских рекордов, 28 из них превышали мировые.
Наградная медаль
Цена 3500 (1-е место), 2500 (2-е место), 1500 (3-е место)
На олимпийских наградах, подготовленных для лучших спортсменов ХIХ Игр, появились новые элементы. Это ушко, к которому прикреплялась колодка с цветной шелковой лентой шириной 20 см (для разных видов олимпийской программы – различные цвета). На лицевой стороне колодки дана пиктограмма (графический символ вида спорта), на оборотной – название вида спорта. В целом наградная медаль и на этот раз сохранила традиционный облик, созданный профессором Кассиоли. Только надпись на лицевой стороне была иной. Она располагалась в четыре строки: ХIХ OLIMPIADA MEXICO 1968 (XIX Олимпиада, Мехико, 1968).
Чеканка, позолоченное серебро, серебро, бронза. Диаметр 60 мм.
Памятная медаль
Цена 100
Официальная памятная медаль. Плакетка имеет квадратную форму (размер 50 × 50 мм), разделенную на равные поля. В 20 из них изображены пиктограммы олимпийских спортивных дисциплин. В четвертом сверху ряду надпись: MEXICO-68 (Мехико-68) и композиция из олимпийских колец. На обороте плакетки – надпись в обрамлении: JUEGOS DE LA XIX OLIMPIADA (Игры ХIХ Олимпиады).
Чеканка, медь.
Сувенирная медаль
В связи с Олимпиадой в Мехико была также выпущена большим тиражом сувенирная памятная медаль Игр. На ее лицевой стороне – на фоне футбольного поля надпись: МEXICO-68, на цифре 68 – олимпийские кольца. На оборотной стороне – стилизованное изображение старинного календаря ацтеков.
Цена 250
Официальные значки для спортсменов, организаторов и судей имеют прямоугольную форму размером 68 × 36 мм. В верхней части надпись: MEXICO. В центре – стилизованное изображение дорожки стадиона, олимпийские кольца и голубь, парящий над стадионом. В нижней части надпись, указывающая положение обладателя значка: ATLETA (атлет), JUEZ (судья) и т. д.
Существует 55 разновидностей значков, отличие их друг от друга – в цвете, надписях на пластиковой табличке, приклеенной к значку. На этих табличках символически изображались виды спорта олимпийской программы.
Плакаты, выпущенные в Мехико в связи с Олимпиадой, представляют собой коллективные работы трех художников – Рамиреса Васкеса (он был и председателем Оргкомитета Игр), Эдуарда Терразаса и американца Лэнса Вумана. Эмблема Игр – центральный графический элемент всех плакатов. Размер плаката 82,5 х 82,5 см. Всего же в связи с Играми в Мехико было выпущено более 100 плакатов общим тиражом около 1,5 млн экземпляров.
Сила воли творит чудеса
Великолепный пример огромной силы воли продемонстрировала на XV Олимпиаде датская наездница Лиз Хартель. В 20-летнем возрасте, когда она ждала второго ребенка, Лиз заболела детским параличом, и во время игр в Хельсинки ее нога была парализованной. Несмотря на недуг, Хартель мужественно боролась с соперниками и завоевала серебряную медаль в розыгрыше Большого олимпийского приза по выездке.
В результате совместной работы трех художников: Pedro Ramirez Vazquez, архитектора и президента Олимпийского Организационного Комитета, мексиканца Eduardo Terrazas и американца Lance Wyman была разработана серия рекламных постеров для Олимпийских игр в Мехико. Они разработали логотип “Мехико 68”, который замет доработали и создали черно-белый постер. Было издано 25 000 экземпляров в синем, красном, желтом, зеленом и черном цветах.
А также было напечатано 1 591 000 постеров следующих тематик:
18 спортивных постеров: 287 000 экземпляров
19 постеров о культуре: 190 500 экземпляров
99 постеров различной тематики: 1 114 000 экземпляров.
Логотип
Эмблема представляет собой комбинацию из пяти Олимпийских колец и цифр года (1968). Дизайн эмблемы был разработан в ходе совместной работы 3-х художников: Pedro Ramirez Vazquez, архитектора и президента Олимпийского Организационного Комитета, мексиканца Eduardo Terrazas и американца Lance Wyman.
пиктограммы
Художественный директор: Manuel Villazon, Mathias Goerlitz
Графический дизайнер: Lance Wyman, Eduardo Terrazas
При помощи краткой и понятной Олимпийской символики множество языковых проблем информативного и направляющего характера было решено.
Над разработкой и созданием этих символов трудилась группа дизайнеров Олимпийской программы идентификации. В их обязанности входило графически отображать все события и нововведения Олимпиады.
Игры ХХ Олимпиады
Мюнхен, ФРГ, 1972
Государство Германия (ФРГ)
Город Мюнхен
Год проведения 1972
Время проведения 26 августа–10 сентября
Государств-участников 122
Видов спорта 21
Событий 195
Атлетов-мужчин 6659
Атлетов-женщин 1171
Мюнхен, столица Баварии, избран столицей Олимпийских игр на сессии МОК в 1966 г. Игры 1972 г. собрали рекордное число участников: 7234 спортсмена из 121 страны.
Организаторы сделали все для того, чтобы Игры превратились в настоящий праздник. Огромные средства вложили в благоустройство города. Здесь впервые построили метро, практически полностью реконструировали центр города, число мест в гостиницах выросло с 16 000 до 150 000, была почти заново создана система подъездных путей.
Новый комплекс спортивных сооружений включал в себя: Олимпийскую деревню на 10—15 тысяч человек– громады современных домов причудливой архитектуры, а также относительно небольшие коттеджи; Олимпийский стадион на 80 000 мест, Дворец спорта, другие спортивные залы и площадки.
Широко использовалось телевидение – зрителями олимпийских соревнований стали более 1 млрд любителей спорта на всех континентах.
Наградная медаль
Цена 3000 (1-е место), 2000 (2-е место), 1500 (3-е место)
В соответствии с положениями Олимпийской хартии организаторы определили размер и вес олимпийских наград. Диаметр призовых медалей 66 мм, толщина 5 мм. Вес золотой медали, вернее серебряной, покрытой 6 граммами золота, – 175 граммов, серебряной – 169 граммов, бронзовой – 140 граммов. Для победителей и призеров Игр требовалось изготовить 1109 медалей: 364 золотых, 364 серебряных и 381 бронзовую. Несколько резервных медалей предусмотрено для непредвиденных ситуаций (например, если три атлета разделят первое место).
Три фирмы бесплатно предоставили необходимое количество металла, а Баварский монетный двор отчеканил олимпийские награды.
С 1928 г. медали неизменно сохраняли облик, созданный Д. Кассиоли. На Играх в Мюнхене традиция была изменена. Лицевая сторона медали осталась прежней, лишь надпись была обновлена: ХХ OLYMPIADE MUNCHEN 1972 (XX Олимпиада, Мюнхен, 1972).
Эскиз для оборотной стороны медали был отобран в результате конкурса. МОК отдал предпочтение работе Герхарда Марокса, изобразившего божественных героев античной Греции Кастора и Поллукса – покровителей спортивных состязаний и дружбы – в облике обнаженных юношей.
Цепочка, прикреплявшаяся к призовым медалям, заменила традиционную ленту. Длина цепочки 90 см, звенья ее из латуни толщиной 1,5 мм. На медаль напаивалось колечко, через которое продевалась цепочка. В соответствии с достоинством медали цепочка имела бронзовый цвет, серебряное или золотое покрытие.
Международный олимпийский комитет принял решение о том, что имена победителей должны быть выгравированы на наградной медали. В Мюнхене по гурту медали выгравировали фамилию победителя и вид спорта. В течение двух лет, предшествовавших Олимпиаде, организаторы ломали головы над решением технической проблемы: как можно осуществить гравировку в короткий промежуток времени между объявлением результатов соревнований и церемонией награждения победителей. Выход был найден весьма оригинальный. Пять автобусов, в каждом из которых помещались три гравировальных станка и граверы, дежурили неподалеку от спортивных сооружений, где разыгрывались олимпийские баталии. Имена победителей передавались в автобусы по радио, и процесс гравировки занимал считанные минуты.
Изготовление олимпийских наград было сопряжено с определенными трудностями. 364 медали отправили в Швейцарию для нанесения золотого покрытия. 730 латунных цепочек, также изготовленных в ФРГ, проделали длинный путь. Требовалось заранее выгравировать на медалях название видов спорта.
В дополнение к медали победители получали значок на булавке с эмблемой Игр – золотой, серебряный или бронзовый, в зависимости от места на олимпийском пьедестале. Это было сделано не по решению МОК, а по традиции предыдущих Игр.
Памятная медаль
Цена 150
Материалом для памятной медали ХХ Олимпиады послужила нержавеющая сталь. На лицевой стороне медали, в верхней части,– символ Олимпийских игр в Мюнхене, в середине надпись: ХХ OLYMPIADE MUNCHEN 1972 (ХХ Олимпиада, Мюнхен, 1972). На оборотной стороне – олимпийские кольца, ниже – две стилизованные ладони и оливковая ветвь.
Чеканка, нержавеющая сталь. Диаметр 49 мм, толщина 9 мм, вес около 143 граммов.
Медаль вручалась в прозрачном твердом плексигласовом футляре. Его тираж – около 12 000 экземпляров. На футляре надпись: «Эскиз профессора Фрица Кенига, медаль сделана из высококачественной нержавеющей стали, изготовлена фирмой Прейслер/Пфорцхайм».
Цена 50
Официальные значки на Олимпиаде в Мюнхене имели квадратную форму (размер 28 × 28 мм). На значке изображена спираль – символ Игр. К нижней части значка прикреплена небольшая табличка с обозначением положения владельца (НОК, МОК, судья и т. д.). На оборотной стороне – название фирмы-изготовителя – «Дешлер».
Автором официального плаката Игр является художник От-то Айчер. В основе сюжета – силуэт крытого Олимпийского стадиона и олимпийской башни. Официальная эмблема Игр размещена в верхней части плаката.
Размер 84 × 60 см. Тираж 5000 экземпляров.
Помимо этого разными тиражами выпускались другие плакаты на олимпийскую тему.
Золотая медаль – по решению суда
После того как в Афинах завершились соревнования на звание абсолютного чемпиона по гимнастике, на пьедестал почета поднялся 22-летний американец Пол Хэмм. Второе и третье места заняли корейцы Ким Да Юн и Янг Тае Юнг.
Спустя два дня Международная федерация гимнастики объявила, что судьи незаслуженно лишили корейского спортсмена 0,100 балла за упражнения на брусьях. Федерация дисквалифицировала трех арбитров. Корейский гимнаст, занявший второе место и проигравший чемпиону всего 0,051 балла, таким образом должен был быть перемещен на первое место.
Похожая ситуация возникла незадолго до этого на зимних Играх в Солт-Лейк-Сити на соревнованиях по фигурному катанию на коньках, когда из-за ошибки арбитра, занизившего оценки канадской паре, победу присудили российским спортсменам. МОК решил тогда наградить чемпионскими титулами обе пары и выдать второй комплект золотых медалей канадским фигуристам.
В случае с гимнастами президент МОК Жак Рогге отверг подобный вариант решения спорной проблемы. В Солт-Лейк-Сити судья намеренно занизил оценки, в чем впоследствии признался, а в Афинах судьи ошиблись без злого умысла. Подобных ошибок избежать очень трудно даже самым квалифицированным арбитрам. Решение Международного спортивного суда было таким: американский гимнаст Пол Хэмм признан абсолютным олимпийским чемпионом по гимнастике.
Для Олимпиады в Мюнхене было создано множество различных постеров, в основном на тему спортивных соревнований и культурных мероприятий.
Цель основного постера заключалась не в том, чтобы рекламировать какой-то определенный вид спорта, а игры в Мюнхене в целом; постер был призван выразить особенный, специфичный дух Олимпийских игр. При работе над плакатом дизайнеры намеренно использовали простые прозрачные тона. На заднем фоне постера возвышается знаменитая Олимпийская башня. Было выпущено 5 000 экземпляров.
логотип
На эмблеме изображена корона в лучах света, символизирующая дух Олимпийских игр в Мюнхене – яркие, свежие, щедрые – выраженный в дизайне “Лучезарный Мюнхен”. Проект эмблемы разработал Otl Aicher, дизайнер и директор комиссии визуального воплощения (visual conception commission).
.
талисман
Такса Вальди стала талисманом Олимпийских игр в Германии в 1972 году. Ее выбрали из-за того, что эта порода пользовалась большой популярностью в Баварии, а также она обладает качествами, наличие которых обязательно также и для спортсмена: выносливость, наличие большой силы воли и быстрота. Таксу разукрасили в пастельные тона, чтобы подчеркнуть радостный и веселый дух соревнований
пиктограммы
Только в одной Европе говорят на 34 разных языках, поэтому Олимпийскому комитету было очень важно, чтобы иностранные гости Олимпиады чувствовали себя комфортно и были способны воспринимать информацию. Комитет решил не ограничиваться только вербальными средствами коммуникации, а также прибегнуть к помощи всем понятных символов, а также в дополнение к этим спортивным символам, разработать втору систему зрительного восприятия информации. Эта система основана на пиктограммах — символах, которые трансформируют словесную информацию в зрительную. Особенное внимание в системе уделялось информации о необходимых службах, транспортных средствах и прочей информации, которая помогла бы осуществить коммуникацию и упростила бы ее.
Пиктограммы, использовавшиеся в Мюнхене, разработал Otl Aicher, ректор университета графического искусства в городе Ульм.
В 1922 году существовало всего лишь 4 знака для графического отображения информации, сегодня их более 150. Постоянная взаимосвязь между движением, информацией и туристической экономикой требует новых методов коммуникации. Зачастую самый простейший вид коммуникации - устный - оказывается недейственным в силу незнания языка. Эта проблема особенно актуальна на крупных международных мероприятиях, в которых принимают участие представители различных стран, говорящие на разных языках.
Поэтому одной из важнейших задач для организаторов Олимпиады в Мюнхене была разработка системы универсальных для понимания визуальных символов, которая бы оказывала гостям помощь в восприятии информации и осуществлении коммуникации. Таким образом, появилось 2 системы: система спортивных обозначений и пиктограммы для обозначения сервисных служб и транспортной системы, которые были описаны выше. Спортивная символика не преследует своей целью акцентировать внимание прессы и телевидения лишь на отдельных спортивных дисциплинах, медалях и сувенирах, одновременно они являются носителями информации о спортивных объектах и тренировочных площадках для конкретных видов спорта. При помощи стрелок, указывающих на символы, обозначены тренеры и помощники, ответственные за определенные виды спорта, а также входные билеты, расписание, правила и т.д.
После первой попытки на Олимпийских Играх в Мельбурне в 1956, закрытая система обозначений была впервые опробована на Олимпийских Играх в Токио в 1964 году. Эффективность понятной всем системы была настолько высока, что все последующие игры было уже очень сложно вообразить без ее использования. В 1968 году на Олимпийских Играх в Мехико (Мексика) Олимпийский Комитет разработал систему обозначений, которая имеет более иллюстративный характер и основывается на спортивном оборудовании.
Игры XXI Олимпиады
Монреаль, Канада, 1976
Государство Канада
Город Монреаль
Год проведения 1976
Время проведения 17 июля–1 августа
Государств-участников 93
Видов спорта 21
Событий 198
Атлетов-мужчин 4915
Атлетов-женщин 1274
Когда Монреаль получил право на организацию Игр XXI Олимпиады, мэр города Жан Драпо сказал, что это будут скромные Игры, на которых будут царить простота и достоинство в традициях величия человека.
На Играх в Мюнхене технический прогресс властно ворвался в организацию Олимпиады. За минувшие после этого четыре года, естественно, появились технические новинки. На главной спортивной арене установили два гигантских телеэкрана (20 × 10 м) для замедленного повтора моментов состязаний.
Другая новинка – олимпийский плавательный бассейн без… волн. Турбулентные потоки, создаваемые пловцами во время движения, гасились благодаря особой конструкции и нестандартным размерам ванны. По всей длине монреальского бассейна в двух с половиной метрах от поверхности воды в стенках сделан небольшой желоб для гашения волн. По сравнению с общепринятыми стандартами бассейн стал на 4 метра шире. Таким образом, спортсмены, которым доставались крайние дорожки, плыли по меньшей мере в двух метрах от стенки, что значительно уравнивало шансы соревнующихся.
И, наконец, главная новинка, которой особенно гордились организаторы Олимпиады-76, называя ее достойной космического века: никогда доселе не применявшийся способ транспортировки олимпийского огня в столицу Игр. 13 июля 1976 г. по традиции огонь был зажжен в Олимпии. Сменяя друг друга, греческие бегуны донесли факел до Афин, где 15 июня на Мраморном стадионе передали его канадскому спортсмену. Тот зажег огонь в чаше стадиона, и на этом старые традиции заканчиваются.
В тот момент, когда в чаше вспыхнул огонь, сработал специальный прибор, который превратил ионизированные частички пламени в импульс. Генерированный олимпийский огонь мгновенно при помощи космического спутника ретранслировался, или, проще говоря, перенесся за океан, в столицу Канады Оттаву, где другой прибор произвел над ним обратную метаморфозу. Пламя вспыхнуло в чаше, и священный огонь вновь понесли бегуны.
В Играх участвовали 6084 спортсмена из 92 стран. 32 страны Африки и Азии отозвали свои делегации в знак протеста против участия в Олимпийских играх команды Новой Зеландии, поддерживавшей спортивные контакты с Южно-Африканской Республикой, которой из-за режима апартеида был объявлен бойкот.
На Играх было установлено 82 олимпийских рекорда, в том числе 34 мировых.
Наградная медаль
Цена 3000 (1-е место), 2000 (2-е место), 1500 (3-е место)
Наградные медали Игр выглядели так: на лицевой стороне олимпийской награды – традиционное изображение, не претерпевшее изменений с момента создания в 1928 г., на оборотной – по окружности медали лавровый венок, посредине сверху – официальная эмблема Оргкомитета Игр в Монреале: пять олимпийских колец в композиции со стилизованной буквой «М». На ребре гравировалось название вида спорта по-французски.
Чеканка, позолоченное серебро, серебро, бронза. Диаметр 60 мм.
Всего изготовлено 365 золотых, 365 серебряных и 380 бронзовых наград.
Памятная медаль
Цена 100
На лицевой стороне памятной медали – вид Олимпийского стадиона в Монреале. Задержки в строительстве, забастовки привели к тому, что башня, изображенная на памятной медали, так и не была построена к началу Игр. На медали текст: XXI-e OLYMPIADE MONTREAL 1976 (XXI-я Олимпиада, Монреаль, 1976). На оборотной стороне – официальная эмблема Олимпиады: стилизованная буква «М» на олимпийских кольцах.
Цена 50
Организаторы Игр максимально упростили облик официальных значков. Все они прямоугольные, размер 57 × 30 мм. Изготовлены значки из стали. В верхней части – официальная эмблема Олимпиады-76 – пять олимпийских колец в композиции со стилизованной буквой «М». В центре на цветной табличке указана принадлежность обладателя значка (PRESSE – Пресса – на синем фоне, CONCURRENT – Участник – на зеленом фоне и т. д.). В нижней части значка надпись по-французски: XXI-e OLYMPIADE MONTREAL 1976 (XXI-я Олимпиада, Монреаль, 1976).
В Монреале было выпущено несколько плакатов. На одном из них, помещенном в книге, – пять стилизованных переплетенных колец, эмблема Игр и название столицы Олимпиады: Монреаль, 1976.
Авторы – Эрнст Роч и Рольф Хардер.
Размер 84,5 × 59 см. Тираж 10 000 экземпляров.
Отец, сын и олимпийские медали
После того как на Олимпиаде 2004 года на Олимпийских играх в Турине известный российский биатлонист Николай Круглов вместе с товарищами выиграл серебряную медаль в эстафете, он рассказал журналистам о своем спортивном пути.
Его отец Николай Круглов-старший в начале 1990-х гг., в период кризисов и острого безденежья, пытаясь найти средства и дать возможность сыну тренироваться, продал за пять тысяч долларов две золотые олимпийские медали, завоеванные в Инсбруке в 1976 г. Теперь, став олимпийским призером, сын чемпиона задался целью разыскать и выкупить олимпийские награды отца.
Вскоре на одном из сайтов коллекционеров появилось следующее объявление: «Уважаемые коллеги! Сегодня мужская сборная России по биатлону заняла второе место на Олимпиаде в Турине. На последнем этапе бежал Николай Круглов-младший. Старший Николай Круглов стал двукратным олимпийским чемпионом в 1976 году в Инсбруке. Как выяснилось из интервью Николая Круглова-младшего, его отец продал свои золотые медали в начале 90-х для того, чтобы на вырученные деньги Круглов-младший мог тренироваться и выступать. Предлагаю всем, кто имеет информацию об этих медалях и о покупателе, дать информацию на форуме».
Сам Круглов-младший в интервью сказал: «У меня осталось две цели: первая – стать олимпийским чемпионом, вторая – вернуть олимпийские медали отца».
Поиски реликвий оказались нелегкими. Как отмечал сам Николай Круглов-младший, мир коллекционеров – это замкнутое пространство, проникнуть в которое постороннему человеку чрезвычайно сложно. Упорные поиски продолжались несколько месяцев и, наконец, увенчались успехом. Сыну удалось с помощью друзей выкупить одну золотую медаль, выставленную на аукционе. Теперь он мечтает разыскать вторую отцовскую награду и повторить успех отца на Олимпийских играх.
Организационный комитет Олимпийских Игр выпустил 2 основных серии постеров.
Первая серия иллюстрирует 8 ключевых тем:
Эмблема Международного олимпийского комитета: ее назвали "Приглашение", и на ней представлены пять колец, символически изображенные в виде последовательности волн, тем самым приглашая спортсменов со всех континентов на Олимпийские игры в 1976 году.
Эмблема Оргкомитета.
Кингстон 1976.
Олимпия и факелоносец.
Монреаль и античность.
Олимпийский стадион.
Международный молодежный лагерь.
Символ.
Вторая серия постеров посвящена спортивной тематике.
логотип
На эмблеме изображены Олимпийские кольца, установленные на олимпийский подиум, который также является графической интерпретацией буквы М, первой буквы в названии города Монреаль. В центре эмблемы - беговая трасса - центральный объект Олимпийских Игр.
Эта эмблема пробуждает чувство всеобщего братства, а также славу победителей, доблестный дух их сражений и приобретение Монреалем ранга Олимпийского города.
талисман
Символом Олимпиады стал бобер по имени "Amik", которое взято из алгонкинского языка, являющегося самым популярным языком среди американских индейцев в Канаде. "Amik" с их языка переводится как “бобер”. Бобер славится терпением и трудолюбием, поэтому он и был избран символом Олимпийских игр. Более того, бобер сыграл важную роль в развитии Канады в тот период, когда меховое дело является одним из важнейших промыслов в Северной Америке. Бобер является также национальным символом Канады, и его изображение можно найти на некоторых монетах и марках.
Талисман имеет красный пояс с изображением эмблемы Олимпийских игр. Пояс символизирует ленту, на которой победителю вручается медаль.
пиктограммы
Комиссия по организации Олимпийских Игр (COJO - Comité organisateur des jeux olympiques) дала Управлению по графике и дизайну разрешение на разработку программ по графическому обозначению дорог, городов и мест, где будут проводиться Олимпийские соревнования. Одной командой была разработана “внешняя” концепция знаков, а другая команда разработала систему по разделению стадионов на сектора, придумав для этого необходимые обозначения. В ноябре 1975 года директорат смог представить результаты свой работы комитету COJO.
Выбранная система обозначений была основана на пиктограммах, к которым прилагались сопроводительные пояснения на обоих официальных языках. Комитетом COJO были использованы пиктограммы с Олимпиады в Мюнхене для того чтобы обеспечить преемственность языка символов. Тем не менее, некоторые сервисные программы требовали доработки для их применения в Северной Америке. В пособие включены четкие указания по разработке системы знаков. Виды и формы были сведены к минимуму с целью сохранения единообразия, а также с целью сокращения производственных издержек. Постоянные панели, которые были установлены в местах проведения соревнований, были сделаны из алюминия, в то время как временные дорожные знаки были изготовлены из пластика. Надписи изготовили из виниловых листов, на которые сначала нанесли текст при помощи трафарета, а затем вырезали его. Композиционные правила знаковых панелей были таковы: все размещалось на темно-синем фоне. Пиктограммы на тему спорта были нанесены белым цветом на красный фон; а пиктограммы сервисных служб были нанесены белым на зеленом фоне.
Игры XXII Олимпиады
Москва, СССР, 1980
Государство СССР
Город Москва
Год проведения 1980
Время проведения 19 июля–3 августа
Государств-участников 81
Видов спорта 21
Событий 203
Атлетов-мужчин 4320
Атлетов-женщин 1192
Еще в 1970 г. Москва выдвигала свою кандидатуру на проведение Игр-76. Но только на сессии МОК в Вене в октябре 1974 г. столица СССР получила право называться столицей Олимпиады-80. Игры обещали стать крупнейшими в истории, но за полгода до их открытия США и ряд других стран в знак протеста против войны в Афганистане приняли решение о бойкоте Московской Олимпиады. Поэтому спортсмены нескольких десятков стран не попали на эти соревнования.
Тем не менее в Играх, которые кроме Москвы проводились в Таллине (парусный спорт), Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), Киеве, Минске (футбол), участвовали 5179 спортсменов из 80 стран.
На спортивных аренах 36 раз обновляли мировые рекорды, 74 – олимпийские, 39 – европейские, а счет национальных рекордов шел на сотни. О высочайшем накале борьбы свидетельствует и широкая география победителей: золотые медали завоевали атлеты 25 стран, а призерами стали представители 36 стран-участниц.
В 1978 г. МОК утвердил на своей 80-й сессии эскизы наградных и памятных медалей Московской Олимпиады.
Наградная медаль
Цена 3000 (1-е место), 2000 (2-е место), 1500 (3-е место)
Эскиз медали для победителей и призеров Игр создал молодой московский скульптор Илья Постол. Лицевая сторона сохраняет неизменный с 1928 г. об