Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕроисхождение и развитие классов




Ћишь тогда, когда люди своим трудом уже выбились из первоначального животного состо€ни€, когда, следовательно, сам их труд уже до известной степени стал общественным,Ч лишь тогда возникают отношени€, при которых прибавочный труд одного человека становитс€ условием существовани€ другого. Ќа начальных ступен€х культуры производительные силы труда ничтожны, но таковы же и потребности, развивающиес€ вместе со средствами их удовлетворени€ и в непосредственной зависимости от развити€ этих последних. ƒалее, на указанных первых ступен€х относительна€ величина тех частей общества, которые живут чужим трудом, ничтожно мала по сравнению с массой непосредственных производителей. — ростом общественной производительной силы труда эти части возрастают абсолютно и относительно.

ћаркс  .  апитал, т. 1.Ч ћаркс  ., —нгелъс ‘. —оч., т. 23, с. 520

”величение производства во всех отрасл€х Ч скотоводстве, земледелии, домашнем ремесле Ч сделало рабочую силу человека способной производить большее количество продуктов, чем это было необходимо дл€ поддержани€ ее. ¬месте с тем оно увеличивало ежедневное количество труда, приходигшеес€ на каждого члена рода, домашней общины или отдельной семьи. ѕо€вилась потребность в привлечении новой рабочей силы. ¬ойна доставл€ла ее: военнопленных стали обращать в рабов. ѕервое крупное общественное разделение труда вместе с увеличением производительности труда, а следовательно, и богатства, и с расширением сферы производительной де€тельности, при тогдашних историче-

ских услови€х, вз€тых в совокупности, с необходимостью влекло за собой рабство. »з первого крупного общественного разделени€ труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса Ч господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых.

Ёнгельс ‘. ѕроисхождение семьи, частной собственности и государства.Ч ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч., т. 21, с. 101

Ѕогатство быстро возрастало, но как богатство отдельных лиц; в ткачестве, в обработке металлов и в других ремеслах, все более и более обособл€вшихс€ друг от друга, во все возраставшей степени увеличивалось разнообразие и совершенствовалось мастерство производства; земледелие давало теперь нар€ду с зерном, стручковыми растени€ми и фруктами также растительное масло и вино, изготовлению которых научились. —толь разнообразна€ де€тельность не могла уже выполн€тьс€ одним и тем же лицом; произошло второе крупное разделение труда: ремесло отделилось от земледели€. Ќепрекращающийс€ рост производства, а вместе с ним и производительности труда, повышал ценность рабочей силы человека, рабство, на предыдущей ступени развити€ только возникавшее и носившее спорадический характер, становитс€ теперь существенной составной частью общественной системы; рабы перестают быть простыми подручными; их дес€тками гон€т теперь работать на пол€ и в мастерские. — разделением производства на две крупные основные отрасли, земледелие и ремесло, возникает производство непосредственно дл€ обмена,Ч товарное производство, а вместе с ним и торговл€, причем не только внутри племени и на его границах, но уже и с заморскими странами...

–азличие между богатыми и бедными выступает нар€ду с различием между свободными и рабами,Ч с новым разделением труда возникает новое разделение общества на классы. »мущественные различи€ между отдельными главами семей взрывают старую коммунистическую домашнюю общину везде, где она еще сохранилась; вместе с ней исчезает и совместна€ обработка земли средствами этой общины. ѕахотна€ земл€ предоставл€етс€ в пользование отдельным семь€м Ч сначала на врем€, потом раз навсегда, переход ее в полную частную собственность совершаетс€ постепенно и параллельно с переходом парного брака в моногамию. ќтдельна€ семь€ становитс€ хоз€йственной единицей общества.

...–одовой строй вырос из общества, не знавшего никаких внутренних противоположностей, и был приспособлен только к нему. ” него не было никаких других средств принуждени€, кроме общественного мнени€. «десь же возникло общество, которое в силу всех своих экономических условий жизни должно было расколотьс€ на свободных и рабов, на эксплуататоров-богачей и эксплуа-

тируемых бедн€ков,Ч общество, которое не только не могло вновь примирить эти противоположности, но должно было все больше обостр€ть их. “акое общество могло существовать только в непрекращающейс€ открытой борьбе между этими классами или же под господством третьей силы, котора€, €кобы сто€ над взаимно борющимис€ классами, подавл€ла их открытые столкновени€ и допускала классовую борьбу самое большее только в экономической области, в так называемой законной форме. –одовой строй отжил свой век. ќн был взорван разделением труда и его последствием Ч^ расколом общества на классы.

Ёнгельс ‘. ѕроисхождение семъи, частной собственности и государства.Ч

ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч., т. 21, с. 163Ч164, lesЧ169

”же тот простой факт, что порабощенные и эксплуатируемые были во все времена гораздо многочисленнее поработителей и эксплуататоров и что, следовательно, действительна€ сила всегда была на стороне первых,Ч уже один этот факт достаточно показывает нелепость всей теории насили€. «начит, все еще проблема заключаетс€ в том, чтобы найти объ€снение дл€ отношений господства и порабощени€.

ќни возникли дво€ким путем.

 акими люди первоначально выделились из животного (в более узком смысле слова) царства, такими они и вступили в историю: еще как полуживотные, еще дикие, беспомощные перед силами природы, не осознавшие еще своих собственных сил; поэтому они были бедны, как животные, и не намного выше их по своей производительности. «десь господствует известное равенство уровн€ жизни, а ƒЋ;я глав семей Ч также своего рода равенство общественного положени€, по крайней мере отсутствие общественных классов, которое наблюдаетс€ еще и в первобытных земледельческих общинах позднейших культурных народов. ¬ каждой такой общине существуют с самого начала известные общие интересы, охрану которых приходитс€ возлагать на отдельных лиц, хот€ и под надзором всего общества: таковы Ч разрешение споров; репрессии против лиц, превышающих свои права; надзор за орошением, особенно в жарких странах; наконец, на ступени первобытно-дикого состо€ни€ Ч религиозные функции. ѕодобные должности встречаютс€ в первобытных общинах во все времена,Ч так, например, в древнейших германских марках и еще теперь в »ндии. ќни облечены, пон€тно, известными полномочи€ми и представл€ют собой зачатки государственной власти. ѕостепенно производительные силы растут; увеличение плотности населени€ создает в одних случа€х общность, в других Ч столкновение интересов между отдельными общинами; группировка общин в более

крупное целое выаывает оп€ть-таки новое разделение труда и учреждение органов дл€ охраны.общих интересов и дл€ отпора противодействующим интересам. Ёти органы, которые в качестве представителей общих интересов целой группы общин занимают уже по отношению к каждой отдельной общине особое, при известных обсто€тельствах даже антагонистическое, положение, станов€тс€ вскоре еще более самосто€тельными, отчасти благодар€ наследственности общественных должностей, котора€ в мире, где все происходит стихийно, устанавливаетс€ почти сама собой, отчасти же благодар€ растущей необходимости в такого рода органах, св€занной с учащением конфликтов с другими группами. Ќам нет надобности вы€сн€ть здесь, каким образом эта все возраставша€ самосто€тельность общественных функций по отношению к обществу могла со временем вырасти в господство над обществом; каким образом первоначальный слуга общества, при благопри€тных услови€х, постепенно превращалс€ в господина над ним; каким образом господин этот выступал, смотр€ по обсто€тельствам, то как восточный деспот или сатрап, то как греческий родовой вождь, то как кельтский глава клана и т. д.; в какой мере он пра этом превращении примен€л в конце концов также и насилие и каким образом, наконец, отдельные господствующие лица сплотились в господствующий класс. Ќам важно только установить здесь, что в основе политического господства повсюду лежало отправление какой-либо общественной должностной функции и что политическое господство оказывалось длительным лишь в том случае, когда оно эту свою общественную должностную функцию выполн€ло. —колько ни было в ѕерсии и »ндии деспотий, последовательно расцветавших, а потом погибавших, кажда€ из них знала очень хорошо, что она прежде всего Ч совокупный предприниматель в деле орошени€ речных долин, без чего там невозможно было какое бы то ни было земледелие. “олько просвещенные англичане сумели прогл€деть это обсто€тельство в »ндии; они запустили оросительные каналы и шлюзы, и лишь теперь, благодар€ регул€рно повтор€ющимс€ голодовкам, они начинают, наконец, соображать, что пренебрегли единственной де€тельностью, котора€ могла бы сделать их господство в »ндии правомерным хот€ бы в такой степени, в какой было правомерно господство их предшественников.

Ќо нар€ду с этим процессом образовани€ классов совершалс€ еще и другой. —тихийно сложившеес€ разделение труда внутри земледельческой семьи давало на известной ступени благососто€ни€ возможность присоединить к семье одну или несколько рабочих сил со стороны. Ёто имело место особенно в таких странах, где прежнее общее владение землей уже распалось или где, по крайней мере, прежн€€ совместна€ обработка земли уступила

место обработке земельных наделов отдельными семь€ми. ѕроизводство развилось уже настолько, что человеческа€ рабоча€ сила могла произвести теперь больше, чем требовалось дл€ простого поддержани€ ее; средства дл€ содержани€ большего количества рабочих сил имелись налицо, имелись также и средства дл€ применени€ этих сил; рабоча€ сила приобрела стоимость. Ќо сама община и союз, к которому принадлежала эта община, еще не выдел€ли из своей среды свободных, избыточных рабочих сил. «ато их доставл€ла война, а война так же стара, как и одновременное существование по соседству друг с другом нескольких общинных групп. ƒо того времени не знали, что делать с военнопленными, и потому их попросту убивали, а еще раньше съедали. Ќо на достигнутой теперь ступени Ђхоз€йственного положени€ї военнопленные приобрели известную стоимость; их начали поэтому оставл€ть в живых и стали пользоватьс€ их трудом. “аким образом, насилие, вместо того чтобы господствовать над хоз€йственным положением, было вынуждено, наоборот, служить ему. –абство было открыто. ќно скоро сделалось господствующей формой производства у всех народов, которые в своем развитии пошли дальше древней общины, но в конце концов оно стало также одной из главных причин их упадка. “олько рабство сделало возможным в более крупном масштабе разделение труда между земледелием и промышленностью и таким путем создало услови€ дл€ расцвета культуры древнего мира Ч дл€ греческой культуры. Ѕез рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и греческой науки; без рабства не было бы и –имской империи. ј без того фундамента, который был заложен √рецией и –имом, не было бы и современной ≈вропы. Ќам никогда не следовало бы забывать, что все наше экономическое, политическое и интеллектуальное развитие имеет своей предпосылкой такой строй, в котором рабство было в той же мере необходимо, в какой и общепризнано. ¬ этом смысле мы вправе сказать: без античного рабства не было бы и современного социализма.

Ќет ничего легче, как разражатьс€ целым потоком общих фраз по поводу рабства и т. п., излива€ свой высоконравственный гнев на такие позорные €влени€.   сожалению, это негодование выражает лишь то, что известно вс€кому, а именно Ч что эти античные учреждени€ уже не соответствуют нашим современным услови€м и нашим чувствам, определ€емым этими услови€ми. Ќо при этом мы ровным счетом ничего не узнаЄм относительно того, как возникли эти учреждени€, почему они существовали и какую роль они сыграли в истории. » раз мы уже заговорили об этом, то должны сказать,Ч каким бы противоречием и ересью это ни казалось,Ч ' что введение рабства при тогдашних услови€х было большим шагом вперед. ¬едь нельз€ отрицать того факта, что человек, бывший

вначале зверем, нуждалс€ дл€ своего развити€ в варварских, почти зверских средствах, чтобы вырватьс€ из варварского состо€ни€. ƒревние общины там, где они продолжали существовать, составл€ли в течение тыс€челетий основу самой грубой государственной формы, восточного деспотизма, от »ндии до –оссии. “олько там, где они разложились, народы двинулись собственными силами вперед по пути развити€, и их ближайший экономический прогресс состо€л в увеличении и дальнейшем развитии производства посредством рабского труда. ясно одно: пока человеческий труд был еще так малопроизводителен, что давал только ничтожный избыток над необходимыми жизненными средствами, до тех пор рост производительных сил, расширение обмена, развитие государства и права, создание искусства и науки Ч все это было возможно лишь при помощи усиленного разделени€ труда, имевшего своей основой крупное разделение труда между массой, зан€той простым физическим трудом, и немногими привилегированными, которые руковод€т работами, занимаютс€ торговлей, государственными делами, а позднее также искусством и наукой. ѕростейшей, наиболее стихийно сложившейс€ формой этого разделени€ труда и было как раз рабство. ѕри исторических предпосылках древнего, в частности греческого, мира переход к основанному на классовых противоположност€х обществу мог совершитьс€ только в форме рабства. ƒаже дл€ самих рабов это было прогрессом: военнопленные, из которых вербовалась основна€ масса рабов, оставл€лись теперь, по крайней мере, в живых, между тем как прежде их убивали, а еще раньше даже жарили и поедали.

«аметим кстати, что все до сих пор существовавшие в истории противоположности между эксплуатирующими и эксплуатируемыми, господствующими и угнетенными классами наход€т свое объ€снение в той же относительно неразвитой производительности человеческого труда. ƒо тех пор, пока действительно труд€щеес€ население настолько поглощено своим необходимым трудом, что у него не остаетс€ времени дл€ имеющих общее значение общественных дел Ч дл€ руководства работами, ведени€ государственных дел, дл€ отправлени€ правосуди€, зан€ти€ искусством, наукой и т. д.,Ч до тех пор неизбежно было существование особого класса, который, будучи свободным от действительного груда, заведовал указанными делами; при этом он никогда не упускал случа€, чтобы, во им€ своих собственных выгод, взваливать на труд€щиес€ массы все большее брем€ труда. “олько громадный рост производительных сил, достигнутый благодар€ крупной промышленности, позвол€ет распределить труд между всеми без исключени€ членами общества и таким путем сократить рабочее врем€ каждого так, чтобы у всех оставалось достаточно свободного времени дл€ участи€ в делах, касающихс€ всего общества, как

теоретических, так и практических. —ледовательно, лишь теперь стал излишним вс€кий господствующий и эксплуатирующий класс, более того: он стал пр€мым преп€тствием дл€ общественного развити€; и только теперь он будет неумолимо устранен, каким бы Ђнепосредственным насилиемї он ни располагал.

Ёнгельс ‘. јнти-ƒюринг.Ч ћаркс я., Ёнгельс ‘. —оч., т. 20, с. 183Ч187

Ќо как возникли эти классы? ≈сли на первый взгл€д происхождение крупного, некогда феодального землевладени€ могло еще быть приписано, по крайней мере в первую очередь, политическим причинам, насильственному захвату, то по отношению к буржуазии и пролетариату это было уже немыслимо. —лишком очевидно было, что происхождение и развитие этих двух больших классов определ€лось чисто экономическими причинами. » столь же очевидно было, что борьба между крупными землевладельцами и буржуазией, так же, как и борьба между буржуазией и пролетариатом, велась прежде всего ради экономических интересов, дл€ осуществлени€ которых политическа€ власть должна была служить всего лишь средством.  ак буржуази€, так и пролетариат возникли вследствие перемен в экономических отношени€х, точнее говор€ Ч в способе производства. ќба эти класса развились благодар€ переходу сначала от цехового ремесла к мануфактуре, а затем от мануфактуры к крупной промышленности, вооруженной паром и машинами. Ќа известной ступени развити€, пущенные в ход буржуазией новые производительные силы Ч прежде всего разделение труда и соединение в одном общем мануфактурном предпри€тии многих частичных рабочих Ч и развившиес€ благодар€ им услови€ и потребности обмена стали несовместимыми с существующим, исторически унаследованным и осв€щенным законом строем производства, то есть с цеховыми и бесчисленными прочими личными и местными привилеги€ми (которые дл€ непривилегированных сословий были столь же бесчисленными оковами), свойственными феодальному общественному строю. ¬ лице своей представительницы, буржуазии, производительные силы восстали против стро€ производства, представленного феодальными землевладельцами и цеховыми мастерами. »сход борьбы известен. ‘еодальные оковы были разбиты: в јнглии постепенно, во ‘ранции одним ударом, в √ермании с ними все еще не разделались. Ќо подобно тому как мануфактура на известной ступени своего развити€ вступила в конфликт с феодальным строем производства, так и крупна€ промышленность оказалась теперь уже в конфликте с пришедшим ему на смену буржуазным строем. —в€занна€ этим строем, скованна€ узкими рамками капиталистического способа производства, она, с одной стороны, ведет к непрерывно растущей

пролетаризации всей огромной массы народа, а с другой Ч создает все увеличивающуюс€ массу продуктов, не наход€щих сбыта. ѕерепроизводство и массова€ нищета Ч одно €вл€етс€ причиной другого Ч таково то нелепое противоречие, к которому приходит крупна€ промышленность и которое с необходимостью требует избавлени€ производительных сил от их нынешних оков посредством изменени€ способа производства.

“аким образом, по крайней мере дл€ новейшей истории, доказано, что вс€ка€ политическа€ борьба есть борьба классова€ и что вс€ка€ борьба классов за свое освобождение, невзира€ на ее неизбежно политическую форму,Ч ибо вс€ка€ классова€ борьба есть борьба политическа€,Ч ведетс€, в конечном счете, из-за освобождени€ экономического.

Ёнгельс ‘. Ћюдвиг ‘ейербах и конец классической немецкой философии.Ч ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч., т. 21, с. 308Ч310

„асто задавали вопрос: в какой степени полезны или даже необходимы различные классы общества? » ответ, конечно, был различен дл€ различных исторических эпох. Ќесомненно, было врем€, когда земельна€ аристократи€ была неизбежным и необходимым элементом общества. Ёто, однако, было очень, очень давно. «атем было врем€, когда капиталистический средний класс, буржуази€, как называют ее французы, класс, возникший со столь же неизбежной необходимостью, вступил в борьбу против земельной аристократии, сокрушил ее политическую власть и, в свою очередь, получил экономическое и политическое господство. Ќо никогда, с тех пор как возникли классы, не было такого времени, когда общество могло бы обходитьс€ без рабочего класса. Ќазвание, социальное положение этого класса измен€лось; место раба зан€л крепостной, которого в свою очередь сменил свободный рабочий Ч свободный от крепостной зависимости, но свободный также и от обладани€ чем бы то ни было на земле, кроме своей собственной рабочей силы. Ќо вс€кому €сно: какие бы изменени€ ни происходили в высших, непроизвод€щих сло€х общества, общество не может существовать без класса производителей. —ледовательно, этот класс необходим при вс€ких услови€х, хот€ должно прийти врем€, когда он не будет уже больше классом, когда он будет охватывать собой все общество.

Ёнгельс ‘ ќбщественные классы Ч

необходимые и излишние.Ч ћаркс  ., Ёнгельс ‘*

—оч., т. 19, с. 296





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 374 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

1184 - | 1158 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.015 с.