Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Анализ культурной политики И. В. Сталина




Среди произведений Сталина нет культурологических работ – даже в том смысле, как статьи Ленина о Толстом, Герцене, партийности литературы и тому подобного. Во многих случаях он ограничивался краткими афоризмами-лозунгами (о Маяковском, о поэме Горького “Девушка и Смерть”, о писателях как “инженерах человеческих душ”), которые затем распространялись и интерпретировались партийными идеологами (вроде А. Жданова). По сравнению с Лениным культура понимается Сталиным еще более прямолинейно и схематично, политизированно и утилитарно – как средство и материал, как аспект текущей политики. Ценность явления культуры Сталин определял лишь его актуальным политическим, значением для данного исторического момента с точки зрения проводимой им линии. Принципиальная установка при осмыслении им любых социальных и культурных явлений была сформулирована еще в его самых ранних, неизвестных русскому читателю статьях: в каждом явлении видеть две тенденции – положительную, и отрицательную; первую необходимо поддерживать, вторую отвергнуть. Выдвигая и награждая деятелей культуры, подвергая их критике и репрессиям, идеологически карая или физически уничтожая их, Сталин последовательно проводил в жизнь большевистские принципы культурно-политической, селекции и нетерпимости в борьбе с политическими, врагами и “друзьями”, превратив их в фундамент своей культурной политики, направленной на создание монолитной тоталитарной системы. Отсюда – особый интерес Сталина к селекционным проектам акад. Лысенко, направленным на “выращивание” должного – вопреки естественноисторическим, объективным условиям, на насильственное преобразование природной и социальной действительности в соответствии с априорным идейным “планом”.

Все культурные явления делились у Сталина на реакционные, служащие интересам отживших сил общества, и революционные, служащие интересам передовых сил. Первые “тормозят” развитие общества и должны быть отринуты и уничтожены; вторые – достояние народных масс, мобилизующее их на борьбу и преобразующее общество в направлении прогресса. Особая роль в культурно-историческом развитии общества принадлежит революционному насилию, которое упраздняет “старые порядки” и утверждает “новые”, и тем “новым общественным, идеям” в культуре, которые сознательно и целеустремленно готовят “перевороты” в истории – революции. В оценках советской культуры Сталин также пользовался понятиями классового и общеполитического порядка: “пролетарское” — “непролетарское”, “советское” — “антисоветское”, “революционное” — “контрреволюционное”. Используя лозунги классовой и внутрипартийной борьбы, Сталин изыскивал все новые варианты (мнимые) классово-враждебной культуры в СССР: меньшевики и эсеры, деятели выдуманных “Промпартии” и “Трудовой Крестьянской партии”, идеологи кулачества и подкулачники, культурные агенты троцкизма и “правого уклонизма”, наконец, “шпионы и диверсанты” иностранных разведок, пособники западного империализма и т.п. Сталин доказывал, что с развитием социализма классовая борьба в СССР неуклонно развивается и обостряется, меняя свои социокультурные формы. Даже психологические мотивы принимают политический, характер: столкновение “бодрых” и “жизнерадостных” с “нытиками” и “отчаявшимися” – это борьба волевых борцов с капитулянтами. Таково же противостояние возрастное – партийной молодежи и “старой гвардии”, – или стратификационное – партийной массы и партгосаппарата. Для увеличения числа борцов и сокращения числа врагов в культуре правомерны средства массового террора и организующих его репрессивно-карательных институтов советской власти (ЧК, ГПУ, НКВД, МГБ), превратившихся при Сталине в своеобразный феномен тоталитарной культуры, способствующий консолидации общества и “отсечению” внутренних его “врагов” (актуальных и потенциальных).

Сталин любил “ставить на место” деятелей культуры, как и своих соратников по партии: так он поступал с А. Богдановым и Луначарским, А. Воронским и Л. Авербахом, Пильняком и Платоновым, М. Булгаковым и Мандельштамом, Ахматовой и Зощенко, А. Авдеенко и Довженко, Вс. Пудовкиным и Эйзенштейном. Многие из них стали жертвами тоталитарного режима. Даже сталинские “избранники” не избежали его сокрушит, критики (Д. Бедный, Шолохов, Фадеев и др.). Книгам литературных “вельмож”, самомнению литературных “имен” Сталин сознательно предпочитал “незначительную брошюру неизвестного в литературном мире автора” (Е.Микулина, автор “Соревнования масс”, демонстративно противопоставляется “Тихому Дону” Шолохова). Эстетические или художественные достоинства при этом не принимались в расчет. Подобное предпочтение мотивировалось популистски – как в известном сталинском тосте в Кремле 25 июня 1945: “За людей простых, обычных, скромных”, за “винтики” государственного механизма” – и вполне выражало идею тоталитаризма как типа цивилизации.

Как “крупнейший теоретик партии по национальному вопросу” Сталин очень скоро пересмотрел ленинскую концепцию “двух культур” в каждой национальной культуре, признав, что лозунг национальной культуры стал лозунгом пролетарским, когда у власти оказался пролетариат. Советская культура определяется Сталиным как культура, социалистическая по содержанию и национальная по форме. Аналогичным образом Сталин пересмотрел в 40-е гг. и принцип партийности культуры, допуская, что борьба с беспартийностью свойственна лишь дореволюционному периоду, когда большевики были в оппозиции; после же своего прихода к власти коммунисты отвечают за все общество, за блок коммунистов и беспартийных. Таким образом, ленинский принцип партийности Сталин к концу жизни заменил принципом советской государственности, идеей монолитного “морально-политического единства” советского народа и его культуры.

Постепенно Сталин пересмотрел и идею пролетарского интернационализма, выражающего общечеловеческое содержание. Сама Советская власть, в представлении Сталина, – национальная по форме: она вышла из русских народных масс и родная, близкая для них; отсюда – сталинская идея “советизации” национальных регионов как формы объединения окраин с центральной Россией. Ассимиляция и русификация национальных культур представлялись Сталину естественным направлением развития советской культуры в целом, ядром которой является русская культура. Сталин уже до революции ощущал себя представителем не грузинской, а русской нации и впоследствии сознавал свою историческую роль как русского царя, вождя, полководца в ряду соответствующих национальных эталонов и символов. Пересмотр национальной политики в области культуры привел Сталина к признанию того, что в национальной культуре есть такие явления и формы, которые носят неполитический, (внеклассовый или надклассовый) характер – прежде всего язык. Язык тем самым признается не только формой культуры, обеспечивающей культурно-историческую преемственность эпох в жизни каждой нации, но и единственной формой культуры, где еще сохраняется национальное своеобразие, в то время как содержание всех национальных культур в условиях социализма унифицируется и диктуется, прежде всего, политикой и идеологией.

Обращаясь к молодежи, Сталин потребовал изменить отношение к науке и людям культурным, а рабочему классу – создать собственную интеллигенцию. Именно новая, советская, рабоче-крестьянская интеллигенция была призвана заменить на ключевых постах в народном хозяйстве представителей дореволюционной интеллигенции, буржуазных “спецов” и большевистскую “старую гвардию”. Позднее Сталин сформулировал “основной экономический закон социализма”, в котором постулировалось “обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники”. Т.о., значение социалистической культуры было “поднято” Сталиным до уровня материальных процессов в экономике, промышленном производстве и технике. Управление культурой для Сталина сводилось к манипулированию “кадрами” и совершенствованию “техники”, то есть профессионального инструментария науки, искусства, производства.

Создав монолитную концепцию тоталитарной культуры, унифицированной и управляемой сверху, бесклассовой и национальной лишь по форме, включенной в массовое производство и обслуживаемой новой “трудовой” интеллигенцией, огосударствленной и деперсонифицированной (поскольку в основании ее механизма находятся простые и безликие “винтики”, а не “вельможи” от культуры), предельно политизированной и грубо утилитарной, Сталин не избег противоречий, оказавшихся роковыми для судеб советской тоталитарной культуры и тоталитаризма как типа цивилизации. Выдвинув в конце 40-х гг. лозунг борьбы с буржуазным “космополитизмом” и “низкопоклонством перед Западом”, Сталин завершил культурную и информационную самоизоляцию советского общества, обусловившую его научно-техническое и информационное отставание от мирового уровня. Уничтожение “критики и самокритики” в советском обществе как враждебной “клеветы” на советский строй и искоренение “нытиков” вылились в “теорию бесконфликтности”, объяснявшую все противоречия социокультурного развития страны конфликтом между “хорошим” и “отличным”, что породило торжество бездумной апологетики и создание помпезного “светского культа” существующей власти, привело к застою и стагнации в экономике, науке, искусстве, философи. Деперсонализация и политическая идеологизация советской культуры привели к общему снижению уровня создаваемых произведений искусства и научных открытий во многих областях социального и естественнонаучного знания, а развязывание “критики” культуры снизу приводило к тому, что некомпетентность темных люмпенизированных масс становилась критерием оценки культурного уровня и достижений культуры вопреки мнению профессионалов и в ущерб мастерству деятелей культуры.

Сразу же после смерти Сталина все эти противоречия сказались на единстве и целостности тоталитарной культуры, которая до того могла поддерживаться в стабильном, неизменном виде исключительно за счет террора, идеологической манипуляции общественным сознанием и закрытости советского общества. Попытка наследников Сталина, с одной стороны, как можно быстрее вытеснить его образ и авторитет из сознания народа, а с другой – как можно решительнее отмежеваться от крайностей тоталитаризма, связанных с именем и деятельностью вождя, с идеологией сталинизма привела к противоречивым результатам, приводившим либо к концу тоталитарной системы со всеми ее социокультурными атрибутами, либо к оправданию в той или иной мере Сталина и сталинизма как неизбежных и необходимых компонентов коммунистического строительства. Аналогичным образом последовательная критика сталинизма их противниками не могла остановиться лишь на личности Сталина и его “отступлениях” от “ленинских норм”, но требовала также критики Ленина и ленинизма, марксизма и коммунизма в целом, что подвергало сомнению всю советскую историю, политику, культуру – как досталинскую, так и послесталинскую. Поэтому процесс “десталинизации” советского, а позднее и российского общества оказался долгим, трудным и мучительным.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1614 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2459 - | 2274 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.