Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Немецкая классическая философия. В немецкой философии конца 18 в., заслуженно именуемой классической, нашли свое продолжение прогрессивные идеи нового времени

В немецкой философии конца 18 в., заслуженно именуемой классической, нашли свое продолжение прогрессивные идеи нового времени. Главное ее завоевание - разработка диалектического метода, обоснование мирового закона вечного развития. Классики немецкой философии были идеологами своей буржуазии, отстававшей от буржуазии передовых стран. Наиболее весомый вклад в развитие философской мысли внесли Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах.

1. Философская система Канта

Родоначальник немецкой классической философии - Иммануил Кант (1724-1804) происходил из семьи ремесленника. Хорошие способности позволили ему глубоко изучить философию, логику, теологию, математику и естествознание. В Кенигсберге учился, преподавал, был профессором -ректором Университета. Философское развитие Канта обычно делят на два периода - до начала 70-х годов - «докритический», с начала 70-х -«критический» (в это время написаны основные труды «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»; соответственно 1 - о теории познания, 2 - этическое учение, 3 -эстетика).

В «докритический» период Кант занимается вопросами естествознания, проводит идею о развитии в природе. Во «Всеобщей естественной истории теории неба» выдвигает гениальную идею о происхождении Солнечной системы из первоначальной туманности, о множественности миров, о замедлении вращения Земли. Несмотря на материалистические заявления, усматривает конечную первопричину мира в Боге. В этот же период говорит о границах познания. Мотивы агностицизма, принципиальной непознаваемости мира стали ведущими в «критический» период и получили название «Кантианство». Гносеологическая конструкция «Критического разума» включает в себя три этапа: чувственное познание, рассудочное познание, разумное познание. Все наше знание начинается с опыта, с работы органов чувств. На них воздействуют находящиеся вне человека предметы внешнего мира, или, по Канту, «вещи в себе», существующие объективно. Однако в толковании «вещи в себе» присутствуют и идеалистические моменты. Ощущения - не образы, а символы вещей. К агностицизму Д.Юма Кант добавляет учение о знании, имеющее сложный состав и складывающееся из двух частей:

1) «материя» знания - поток ощущений, даваемых a posteriori, т.е. путем опыта;

2) вторая часть - форма - дается до опыта a priori и должна целиком готовой находиться в душе. Понятие априоризма - по Канту, - основа возможности достижения необходимого и достоверного знания.

Априорными наглядными представлениями выступают пространство и время, являющиеся формами именно чувственности, а не рассудка. Считал,


что существует одно единственное время и пространство, являющиеся особым свойством субъекта.

Таким образом, можно сделать вывод, что априоризм лишь одна из разновидностей субъективизма, что и показали дальнейшие научные открытия (Н.И.Лобачевский, теория относительности), доказывающие множественность форм пространства и времени.

По Канту знание возникает из двух условий: чувственности и рассудка. В «Критике чистого разума» выводит 12 категорий, являющихся априорными принципами мышления. Это - единство, множество, всеобщность, реальность, отрицание, ограничение, принадлежность, причинность, общение, возможность, существование, необходимость.

Учение Канта о категориях носит искусственный характер и создает трудности для автора. Много внимания уделил антимониям, являющимся противоречиями, которые свидетельствуют о бессилии разума, о его неспособности постичь «вещи в себе», выйти за границы опыта.

Поскольку теоретический («чистый») разум не способен постичь мир вещей в себе, то человеку остается лишь уповать на «практический разум», под которым философ понимал учение о нравственности. В основе любых нравственных оценок лежит категорический императив, который формулируется так: поступай так, чтобы максима (основной принцип) твоей воли во всякое время могла бы служить принципом всеобщего законодательства. Важнейшей конкретизацией категорического императива является императив «практический»: поступай так, чтобы человечество в твоем лице, также как и в лице каждого другого, непременно употреблялось как цель и никогда как средство.

Кант, являясь одной из ключевых фигур мировой философии, имел большое число и сторонников, и критиков учения.

2. Георг Гегель (1770-1831) свою жизнь посвятил научной и педагогической деятельности. Творчество Гегеля - вершина классической немецкой философии, продолжавшее диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга. Первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Обосновал с позиций объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Противопоставил диалектику как метод познания ее антиподу — метафизике.

Философия Гегеля - максимально рационализированный и логикированный объективный идеализм. В философии Гегеля необходимо различать метод исследования и систему. Метод, по словам Гегеля, «есть движение самой сути дела», сознание «внутреннего самодвижения содержания». Метод Гегеля носит диалектический характер, являясь наиболее общим выражением противоречивого развития мира.

Диалектический метод, его принципы и категории разработаны главным образом в первой части его системы. Диалектический метод не может для Гегеля служить орудием критического осмысления и преобразования действительности.

 


Многие мыслители обратили внимание на противоречие между методом и системой в философии Гегеля. Философская система Гегеля делится на три части: 1) логика, 2) философия природы, 3) философия духа. Исходным пунктом философии Гегеля выступает тождество мышления (сознания) и бытия.

1. Логика представляет собой закономерное движение понятий
(категорий), выражающих содержание «абсолютной идеи», этапы ее
саморазвития через логику. «Абсолютная идея» раскрывается в ее всеобщем
содержании в виде системы категорий, начиная от самых бедных - бытия,
небытия, наличного бытия, качества, количества, и кончая конкретными,
многообразно определяемыми понятиями - химизма, биологизма, познания и
т.д. Гегель характеризовал категории как текущие, находящиеся в состоянии
непрерывного самопроизвольного движения, чистые мысли.

2. Следующий этап саморазвития - природа - наиболее слабая часть
его системы, поскольку Гегель плохо знал естествознание. Низко оценивает
природу, считая ее необходимой в процессе развития «абсолютной идеи», но
все вспомогательным средством. Создавая природу или, точнее, превращаясь
в природу, «абсолютная идея» опредмечивает себя и, тем самым,
отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде конечных
чувственных, телесных единичностей.

По Гегелю, Бог создает природу с той целью, чтобы из природы возник человек и вместе с ним человеческий дух. Стадии развития духа: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. Заслуга Гегеля, по сравнению с предшественниками, состоит в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона: 1) закон перехода количественных изменений в качественные, 2)закон взаимопроникновения противоположностей и 3) закон отрицания отрицания.

1) Описывает механизм саморазвития. Категории: качество, свойства предмета, количество, мера, границы меры, скачок.

2) Второй закон диалектики вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс, побудительную силу. Категории: тождество, различие, противоположности, противоречия.

3) Третий закон диалектики по Гегелю - общий результат и направленность процесса развития.

Диалектическая природа в том, что отрицание есть единство трех моментов: 1)преодоление старого, 2)преемственность в развитии, 3Утверждение нового (пример: зерно, стебель, колос).

3. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Первым подверг развернутой критике систему и метод Гегеля с материалистических позиций Л.Фейербах (1804-1872). Вначале был в леворадикальной группе сторонников Гегеля, «младогегелоянцы». Однако в 1839 г. в работе «К критике философии Гегеля» прослеживается переход на позиции материализма и атеизма. Самое крупное философское произведение


(1841) «Сущность христианства» дает развернутую критику христианской теологии, обосновывает материалистическое мировоззрение. Находит глубокое родство гегелевской философии с теологией, которое возникает в результате отчуждения, объектирования, т.е. абстрагирования и наделения самостоятельной формой существования человеческой сущности, наиболее общих свойств человеческого рода. Боги, по Фейербаху, - это объективированная абстракция, существующая лишь в головах людей. Фейербах стремится возродить у человека чувства самоутверждения и достоинства на основе материалистического мировоззрения.

Отказывается использовать понятие «материя» и «материализм», так как в общественном сознании сложилось отрицательное к ним отношение. Предпочитает использовать понятие «природа». Более целесообразно называть его мировоззрение натуральным. Природа по Фейербаху существует вечно, независимо от Бога и любой философии.

Натурализм в системе Фейербаха носит антропологический характер. В центре философии, по его мнению, должен находиться человек как высшее существо природы. Субъект в системе Фейербаха - это не познающее мышление и не «абсолютный дух», а реальный целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств.

Важнейшей характеристикой субъекта в системе Фейербаха является
чувственность. Чувственность это синтетическая, обобщающая

характеристика антропологических свойств «природы человека», его телесности, разума, воли, «сердца». Субъект, по замыслам Фейербаха, - это целостный человек, человек в единстве телесных, духовных и родовых характеристик. В решении конкретных проблем теории познания Фейербах стоит на позициях сенсуализма и лишь воспроизводит взгляды французских материалистов.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дисциплінарна та матеріальна відповідальність державних службовців | Биологические и социально-демографические основы здоровья. Лекция 4 Медико-демографические аспекты состояния здоровья населения (2 ч)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 394 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2537 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.