Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 2.: Идейные истоки политологии




 

Вопросы

 

  1. Политическая мысль классической древности.
  2. Политическая мысль Средневековья (Христианская политическая доктрина).
  3. Политические теории эпохи Возрождения и Нового времени и их значение для современного политического знания.

 

 

  1. Политическая мысль классической древности

Первые попытки осмысления политических явлений уходят корнями в глубокую древность, в период возникновения раннеклассовых обществ Древнего Востока (Вавилона, Египта, Китая и Индии.

Отличительные черты политико-правовых учений данного периода:

- прикладной характер – управление рассматривалось как искусство, ремесло, интерес вызывал механизм осуществления власти и правосудия;

- религиозно-мифологический характер.

приоритетное внимание к вопросам морали и нравственности как следствие всеобъемлющего религиозного сознания;

- идеологическое обоснование господствующего положения правителя и правящего сословия.

Особое значение в Древнем Китае обрело учение Конфуция, ставшее во II в. до н.э. государственной религией. Его изречения, собранные учениками в книге «Лунь юй», представляют собой наставления в добродетельной жизни. Учение Конфуция базируется на трех основных понятиях: «человеколюбие», «благородный муж» и «правило ритуала». Идеалом Конфуция является гармоничное общество, построенное на идее преданности – почтительности по отношению к старшим (родителям, начальникам, правителям). Эта преданность выражается в надлежащем образе действий («ритуале»), совершаемом с должным отношением – стремлением жить в ладу с другими.

Благородный муж – это образец нравственного совершенства, всем своим поведением утверждающий нормы морали: гуманный, справедливый, верный, искренний, всегда стремящийся к знаниям, почитающий родителей и всех, кто старше его по возрасту и положению. Именно такой человек, по мысли Конфуция, достоин государственной службы. Главной задачей благородного мужа является воспитание в себе человеколюбия. Правило ритуала является нормативным регулятором государства. Конфуций был решительным противником управления на основе закона. Закон догматичен и не отражает всего многообразия человеческой жизни, поэтому высшим законом должна быть справедливость правителя. Основа государства – это забота о людях.

Древняя Греция подарила миру опыт философского осмысления сущности общественной жизни. По представлению древних греков, человек может достичь совершенства только в обществе, а под обществом они понимали город-государство (полис). Собственно человеческие достоинства и добродетели проявляются именно в политической (полисной) деятельности. Самой существенной для классической политической философии была проблема наилучшей формы правления – способа объединения граждан для совместного достижения наибольшего блага. При этом, каким бы идейным направлениям ни принадлежали мыслители, они единодушны в том, что интересы целого, государства или города-государства, важнее всех иных интересов.

Основой последующих плодотворных попыток объяснить природу и характерные особенности государства стали политические теории Платона (427 – 347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.).

Расцвет философии в Древней Греции, связанный с именами Сократа, Платона и Аристотеля, приходится на период упадка и вырождения демократии в Афинах. Это сказалось на приверженности Платона особой форме аристократии – правлению мудрейших, знающих, в чем заключается истина, благо и справедливость. Политические воззрения Платона содержатся в диалогах «Государство», «Законы», «Политик». В «Государстве» утверждается, что полис существует не только для удовлетворения естественных потребностей людей, но, по сути, с целью создания условий для счастливой и достойной жизни в соответствии с принципом справедливости. Разрабатывая эту тему, Платон создает проект идеального справедливого государства, исходя из того соответствия, которое существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой.

Дальнейшее развитие античной политической мысли после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля. Человек, как и всякая вещь, полагал Аристотель, проходит развитие от изначального, первичного состояния к завершенному. Такое завершенное (и совершенное) состояние для человека заключается в самодостаточном существовании (автаркии), возможном лишь в государстве. Образование государства представляет собой естественный процесс (человек является по природе «животным политическим»), но государство отличается от семьи и селения в качественном отношении, поскольку существует ради достижения благой жизни.

Обсуждая в «Политике» различные виды государственного устройства, Аристотель разделял их на те, которые защищают общее благо, и те, которые преследуют свои личные цели. Каждый из этих двух видов делится на три вида хороших устройств и три вида плохих, или отклонений от нормы. Отклонением от монархии, которую Аристотель считал правильной формой правления, является тирания, отклонением от аристократии – олигархия, отклонением от политии – демократия.

Как и Платон, Аристотель придает огромное значению образованию и воспитанию граждан. Гарантией стабильности государства выступает нравственная чистота и добропорядочность людей, его населяющих, и наоборот, граждане никогда не станут достойными людьми, если государство безнравственно и система образования не подчинена разумному началу. Цель государства и цель отдельного человека совпадают в плане достижения благой жизни, государство должно подчиняться тем же моральным законам, что и личность.

Виднейшим представителем политической мысли Древнего Рима и защитником республиканского правления был римский оратор и политик - Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.). Он определял республику как «дело», «достояние народа», подчеркивая, что сам народ есть «множество людей, объединенных согласием относительно права и общей пользы». Наилучшим государственным устройством является смешанная конституция, сочетающая в себе одновременно царский (монархический), аристократический и демократический элементы. В идеях Цицерона лежат истоки теории «правового государства».

 

  1. Политическая мысль Средневековья (Христианская политическая доктрина)

 

Политические доктрины Средних веков формируются в лоне христианского учения о Боге, мире и человеке. Именно христианское мировоззрение впервые дает представление об истории как о непрерывном, линейном, направленном из прошлого в будущее процессе развития человечества от сотворения до Апокалипсиса.

С принятием христианства в I в. н.э. и признанием его государственной религией возник вопрос о взаимоотношениях этих двух институтов – церкви и государства. Отражение этой проблематики можно найти в трудах Аврелия Августина и Фомы Аквинского.

Гиппонский епископ Аврелий Августин (354 – 430 гг.), был назван православной церковью «Блаженный», а католической – признан святым и учителем церкви. Центральным произведением в творчестве Августина является трактат «О граде божьем». Вся история человечества представлялась ему борьбой между «градом Божьим» и «градом земным». Высшим выражением первого является церковь, а второго – государство. Августин признает право на существование любой формы государственного правления, которая стремится к справедливости и почитает религию.

Церковь выше земной суеты и стоит над земными интересами. Власть церкви морально выше власти государства, поэтому церкви не следует вмешиваться в государственные дела, что может лишний раз вызвать обвинения в причастности к тем беззакониям, которые творит, глубоко греховный, «град земной». Идея о превосходстве духовной власти над светской была охотно воспринята церковью, а также оказала большое влияние на мыслителей средневековья и Нового времени.

Естественное спасение человека Августин видит в приобщение к Богу, к христианской добродетели. Учение Августина о свободе воли породило множество теологических споров, и до сих пор не все в этом учении можно однозначно трактовать. С одной стороны «свобода воли» человека фактически перекладывает ответственность за грехи на него самого. Бог не вмешивается в суетные желания человека и их исполнение, он лишь способствует, как верховный судья, возобладанию добра и справедливости. Но с другой стороны проявление божьей воли есть благодать. Следовательно, добро возможно для человека лишь действием божественного начала, проявляющегося в человеке и через него, но не от него самого, не по его воле. В этом и заключен парадокс учения. У человека нет никакого выбора, нет «свободы воли» – он может только грешить, а добро в его душу вкладывает Бог. Вот что пишет сам Августин по этому поводу: «когда защищаешь свободу воли, то кажется, что отрицаешь благодать Божию, а когда утверждаешь благодать, то кажется, что упраздняешь свободу» («О христианской благодати», 2, 34). В итоге Августин приходит к выводу о чрезвычайной трудности задачи и однозначного, окончательного суждения не дает.

Опыт разъяснения этих понятий – «свобода воли» и «благодать» - мы находим у Фомы Аквинского (1227-1274 гг.), который с богословской точки зрения примыкает к Августину, а в философских размышлениях – к Аристотелю. Главная его мысль заключается в том, что цель всех желаний и действий человека – благо, но достичь ее можно разными способами и средствами, в выборе которых и заключается свобода воли. В своем труде «Сумма теологии» Ф. Аквинский пишет о единстве созданного мира, о безусловной субординации власти, об иерархии общества и государства. Учение Аристотеля о материи в церковном преломлении Фомы Аквинского получает новое звучание. Иерархия форм, по его мысли такова: от бога – чистого разума к духовному миру и, наконец, к материальному.

Закон, по мысли Ф. Аквинский, это веление разума, которое провозглашается ради общего блага («Сумма теологии» I–II, 90-108). Божественный закон, который автор считает естественным, стоит выше земного и предписывает «стремиться к благу и совершать благое, зло же надлежит избегать» («Сумма теологии» I–II, 94). Благо отдельного человека, общества и универсума определяется божественным замыслом, поэтому нарушение божественного закона направлено против блага самого человека («Сумма против язычников» III, 121). Таким образом законы делятся на божественные и человеческие – деление, которое перекликается с тем, что дает Аристотель – законы естественные (самоочевидные) и положительные (писаные).

Следуя за Аристотелем, Ф. Аквинский полагал для человека естественной общественную жизнь, требующую управления ради общего блага. Отсюда следует и определение о шести формах, различающихся по принципу общего или частного блага (справедливые формы – монархия, аристократия и полисная система; несправедливые – тирания, олигархия и демократия). Наилучшей формой правления Ф. Аквинский считал монархию, поскольку она лучше остальных способствует достижению общего блага. Исходя из этих же соображений – эффективности единоличного правления, наихудшей формой он считает – тиранию, способную принести наибольшее зло, поэтому борьба с тираном представляется ему вполне оправданной. Единовластие справедливого монарха должно учитывать интересы различных групп населения и не исключает элементов аристократии и полисной демократии.

Главным итогом политического учения Ф. Аквинского стал вывод о приоритете церковной власти над светской, поскольку первая направлена на достижение божественного блаженства, а церковная власть ограничивается преследованием лишь земного блага.

Одним из создателей христианской политической теории был Аврелий Августин (354 – 430). Он полагал, что в ходе развития истории складывается противоборство двух родов людей (сообществ): «сообщества земного» и «сообщества небесного». Общество естественно для человека по самой его природе, однако ни один вид земного сообщества (семья, гражданское общество (город) и государство) не является стабильным, поскольку раздираем изнутри враждой и эгоизмом. Государственная власть допущена богом для того, чтобы исправить человека в его падшем состоянии, ее следует считать относительным благом, которым следует пользоваться, но не наслаждаться.

Учение Августина о государстве было истолковано в Средние века в духе теории теократии – превосходства церкви и подчиненности светской власти. Такой видный идеолог теократии, как Фома Аквинский (1227 – 1274), считал, что целью государства является достижение благой жизни в христианском смысле – приближение спасения. Власть по своей исконной сути есть установление божественное, однако ее конкретные формы могут противоречить божественной воле: правители забывают о заповедях Христа, справедливости и общем благе. Правитель, который властвует вопреки законам Бога, превращается в тирана, попирает законы и справедливость. В этом случае церковь имеет право на сопротивление греховной власти. Эта теория была использована в средневековом католицизме для обоснования права Папы Римского назначать и смещать монархов, что нередко приводило к войнам между светской и церковной властями.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 676 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2575 - | 2263 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.