Основным вопросом в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию).
В связи с этим существуют две стороны ОВФ – онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
При рассмотрении онтологической стороны ОВФ можно выделить такие направления:
1. объективный идеализм;
2. субъективный идеализм;
3. материализм;
4. дуализм;
5. деизм.
Материализм («линия Демокрита»)– направление в философии, сторонники которого считают, что материя первична, следовательно:
1. материя реально существует;
2. материя существует независимо от сознания;
3. сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи;
4. сознание не существует отдельно от материи.
Философы-материалисты - Демокрит, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Эпикур, Бэкон, Локк, Спиноза, Дидро, Герцен, Чернышевский, Маркс, Ленин, Энгельс.
Объективный идеализм («линия Платона»)– первичным считает сознание (идею, дух, мировой разум):
1. реально существует только идея;
2. идея первична;
3. окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»
4. «мир идей» - эйдосов изначально существует в Мировом Разуме (Божественном замысле);
5. «мир вещей» материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;
6. отдельные идеи объективно существуют независимо от нашего сознания.
Философы-идеалисты – Платон, Лейбниц, Гегель и др.
Субъективный идеализм (Беркли, Кант):
-все существует только в сознании познающего субъекта (человека);
- вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идеи) не существует (это крайнее проявление субъективного идеализма – солипсизм).
Дуализм основан Рене Декартом:
-существуют две независимые субстанции: материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);
- все в мире производно (является модусом): материальные вещи от материальной субстанции, идеи – от духовной субстанции.
-в человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная и духовная;
- материя и сознание две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;
- ОВФ не существует т.к. материя и сознание существуют всегда.
Деизм – Бог единожды сотворил мир, но не участвует в дальнейшем развитии и не влияет на поступки людей.
Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем мир, что первично в процессе познания?
Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена: эмпиризмом (сенсуализмом) иррационализмом.
Эмпиристы (Ф.Бэкон) считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).
Основоположникам рационализма (от лат. Ratio- разум) считается Рене Декарт: истинное, достоверное знание м.б. выведено только из разума и не зависит от чувственного опыта.
В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а, следовательно, никогда не будет познан разумом.
Представители гностицизм а (как правило, материалисты) считают, что мир познаваем и возможности познания неограниченны.
Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты): мир непознаваем, возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума (И. Кант).
В настоящее время, несмотря на долгую историю развития философской мысли ОВФ достоверно не решен и фактически является извечной (неразрешимой) философской проблемой. В современной западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному ОВФ, т.к. он трудно разрешим, и постепенно теряет свою актуальность.
Ясперс, Хайддегер, Камю заложили основы того, что в будущем м. появиться другой ОВФ – проблема экзистенциализма, т.е. проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свобод выбора, поиска смысла жизни и своего места в сложнейшей общественной жизни.