Этика самоограничения прошла в своём развитии три этапа:
1. Середина XIX – начало ХХ века. Возникновение в различных странах Европы, в США и России групп и сообществ, ставивших себе целью сохранение окружающей природы. Основной состав участников – интеллигенция, студенты, состоятельные люди. Недостатком этого периода было то, что все эти объединения имели ярко выраженную террористическую принадлежность. На каждой территории такие общества ставили ограниченные, локальные цели. В России направленность этих обществ была на сохранение лесов и запрет охоты. Существенного влияния такие сообщества оказать не могли, но им удавалось проводить некоторые природоохранные мероприятия и формировать общественное мнение.
2. 60 – 70-е годы ХХ века, «Этика потрясённых». В это время по западной Европе прокатилась волна мощных демонстраций, требующих остановить технический прогресс. Главной составляющей этих выступлений были представители высших слоёв рабочего класса (техническая интеллигенция, студенты). К этому моменту людям, занятым на передовых на передовых рубежах цивилизации, стало очевидно, что целый ряд процессов технического прогресса чреват для человечества как минимум большими потрясениями, а может быть даже и гибелью. Факт накопления опасного оружия подогревал недовольство. Хотя выступления были массовыми, но разные слои и группы участников имели своё видение проблемы и своё видение путей выхода из сложившейся ситуации. Они не были едины в своих требованиях и целях, и, не достигнув взаимопонимания между собой, не могли оказать на общество сильного воздействия. Взгляды участников расходились очень значительно. Одно из направлений этого движения – философия хиппи: «Возврат человека к природе и полный отказ от благ цивилизации». Не найдя понимания и поддержки в обществе, ряд групп хиппи организовали общины, которые поселились в труднодоступных местах и на практике пытались реализовать свои взгляды. Большая часть технической интеллигенции не ратовала за отказ от цивилизации. Они говорили о необходимости отказаться от некоторых направлений исследований, о введении мораториев на исследования, опасные для мира. Они говорили об изменении темпов цивилизационного развития. Больше всего они взывали к нравственности, призывали выработать личные принципы и не участвовать в производстве, которое может быть опасным.
Вступление большой группы стран в цивилизацию постиндустриализма. Последние 30 лет ХХ века, когда произошёл резкий скачок в технических науках, системе коммуникаций, темпы преобразований, включённость в них населения планеты резко возросли, и последствия пути неограниченного воспроизводства стали более очевидны. О нехватке питьевой воды заговорили даже в Западной Европе. Появились проблемы, связанные с изменением человеком планеты и способностью адаптироваться к окружающей среде (появилось много младенцев с патологиями развития).
Характеристики последнего этапа:
· Разрозненные организации второго этапа этики самоограничения постепенно структурировались и превращались в общественные объединения, движения и партии. В ряде стран эта организационная деятельность прошла так успешно, что они стали оказывать большое влияние на общество и политическую жизнь (так называемые «Зелёные»). В конце 70-х годов «Зелёные» стали входить в парламенты, и, соответственно, воздействовать на законодательство.
· Активное включение церкви в движение за нравственные ценности этики самоограничения. В движении участвуют все христианские церкви, ряд мусульманских организаций, особая роль в современный период принадлежит католической церкви, но не в лице её руководителей. В среде католических священников оформилось мощное течение, которое возглавили теологи из университетов Западной Европы. Суть взглядов этого течения следующая:
Церковь должна признать свою вину за сложившееся в сфере взаимоотношений с природой положение, за беспечность людей, за потребительское отношение к природе, за бездумную эксплуатацию природных богатств, - значительная доля вины за всё это лежит на церкви. Эта вина связана с теми нравственными трактовками библии, которые сложились в начале нашей эры, были приняты церковью на вооружение, пропагандировались ею и внедрялись в сознание. В этих трактовках человек – господин природы, а природа должна была удовлетворять потребности человека. Не говорилось, что человек – неотъемлемая часть природы, что её гибель есть и гибель человека. В качестве выхода они предлагают пересмотреть с современных позиций всё то, что связано в библии с взаимоотношениями человека и природы, изменить нравственные ориентиры и сделать это основой современной проповеднической деятельности церкви с тем, чтобы постепенно изменить мировоззрение человека, его способы действий и взаимоотношения с природой.