Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблемное поле философии и структура философского знания.




Понятие и исторические типы мировоззрения

Мировоззрение – это система обобщённых взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на них убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.

Исторические типы мировоззрения.

Мифологическое мировоззрени е есть совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходстве с проявлениями человеческой активности и человеческими отношениями. Такое уподобление природного мира миру человеческому получило название «антропоморфизма».

Главные признаки религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественные силы и существование двух миров (высшего - совершенного, горнего и низшего - несовершенного, земного).

Обыденное(житейское) мировоззрение - совокупность воззрений на природную и социальную реальность, нормы и эталоны поведения человека, основанные на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах своей жизнедеятельности.

Научное мировоззрение - представляет собой систему представлений о мире, его структурной организации, месте и роли в нем человека; эта система строится на основе научных данных и развивается вместе с развитием науки.

Философское мировоззрение возникло из потребности рационального и иррационального объяснения мира. Для данного типа мировоззрения характерно стремление выработать универсальные теоретические понятия (категории) и принципы и на их основе дать сущностный анализ действительности, выявить предельные, всеобщие основания, закономерности существования и развития человеческой культуры.

 

Проблемное поле философии и структура философского знания.

1. Онтология – учение о бытии, о сущем, бытие или сущее. Основной вопрос философии – из чего всё произошло?

Философы:

- идеалисты (Платон, Гегель) Считали, что в основе мира находится некая идеальная сущность. Это близко к религии. У П в основе мира прекрасная идея блага, у Г – абсолютная идея.

* идеализм (+3 б)

- объективный (когда не зависит от человека), Гегель с его идеей, объективный – не зависящий от субъекта. Наука – сфера объективного.

- субъективный (связанный с субъектом) Искусство – сфера субъективного. Субъективность связана с творчеством. «Мир рождается и умирает вместе со мной».

- материалисты (Аристотель)

- стихийный материализм (вода, огонь…)

- вульгарный материализм (19в, мышление) Идеальные процессы не имеют идеальной специфики.

* материализм (+3 б)

- вульгарный (материя как род энергии. Материя – это прежде всего вещество)

- классический (марксизм) в основе мира – материя, материальное образование. Сознание – продукт развития материи на высшей стадии её существования. Сознание – вторично. Высшая стадия существования это мозг. Экономически всё объяснить нельзя.

2. Гносеология – теория познания. 1-я познавательная способность человека: ощущения, чувства. (в сенсуализме)

- сенсуализм, Англия (разум – инструмент, он обслуживает нравственные чувства. Ф. Бэкон)

- рационализм, Франция (Р.Декарт. Спиноза – крайний р. Всё с помощью разума и понятий. Априорные – доопытные данные. Апосториорные – данные, полученные в рез-те эксперимента, опыта. В эпохе Просвещения эта сторона усиливается. Всё с помощью разума.)

- логика (наука о правильном рассуждении)

Философия Канта снимает противоречия между рационализмом и сенсуализмом. Наука – чистому разуму. Трансцидентальная теория.

3. Антропология – теория познания человека, человеческого общества.

- социальная философия (как чел живёт в обществе)

- этика, связана с соц. философией (добро, зло, совесть, мораль…)

- эстетика (философия искусства. Наука о прекрасном и родственных ему явлениях в действительности. Взаимодействие искусства и религии)

Жёсткой границы между этикой и эстетикой нет.

- психология, связана с эстетикой и соц. философией.

Сейчас философия текстоцентрична. Всё рассматривается как знаковая система. Всё многомерно.

 

Древнеиндийская философия

Индийская философия берет свое начало в древних религиозных гимнах — Ведах. Под их воздействием возникли первые элементы фи­лософского сознания, началось оформление первых философских уче­ний. Именно в ведийской мифологии зародилось представление о без­личном законе — «рита». В гимне «Космический жар» о нем сказано:«Закон и истина родились из воспламеняющего жара. Отсюда роди­лась ночь. Отсюда —• волнующий океан. Из волнующего океана родил­ся год, распределяющий дни и ночи, владыка всего, что моргает (т. е. живет)». Это положение доказывает, что внутри первобытной миро­воззренческой стихии рождается представление об объективной необ­ходимости, о естественном пути развития мира. В последней части Вед «Ригведе» имеется удивительный гимн о сотворении мира, в котором содержатся отвлеченные представления о сущем и несущем (сат и асат).

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем и школ. Но все эти школы делились на две боль­шие группы: ортодоксальные, признающие авторитет Вед, и орто­доксальные, не признающие авторитет Вед. В ортодоксальных школах тексты Вед рассматривались как священные, не подвергающиеся кри­тике. Другое направление критикует Веды. К последнему принадле­жит учение локаята (или чарвака).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 880 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2557 - | 2402 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.