Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия В.С. Соловьева и Л.Н. Толстого

Великий русский писатель Лев Нико­лаевич Толстой (1828—1910) выдвигает идею создания новой практической рели­гии, основанной на учении Христа, но очищенной церковных догм и пустой веры в загробное блаженство. Фи­лософскую опору он находит в раннем христианстве, восточных религиях (конфуцианство, буддизм, даосизм).

Центральный вопрос в философии Толстого, который он ста­вит в своей «Исповеди» (1879), — это вопрос о смысле жизни. Как решают его люди светского круга? Одни живут в неведении, не видят зла и бессмысленности жизни. Другие идут по стопам Эпи­кура: зная о бессмысленности жизни, не думают об этом, а стре­мятся получить от нее все наслаждения. Третьи решают проблему самоубийством. Четвертые, зная о никчемности существования, ни на что не решаются и плывут по течению. Однако все эти ре­шения не удовлетворяют запросам разума и оставляют вопрос о смысле жизни открытым.


Толстой приходит к выводу (который далеко не бесспорен), что разум не способен решить этот вопрос. Только иррациональная вера снимает проблему смысла бытия. Эти искания приво­дят человека к идее самосовершенствования, братской любви к другим людям и обретению надындивидуального бессмертия, ког­да индивидуальное сознание сливается с сознанием других людей, которое и является проявлением абсолютной сущности Бога.

Чем же принципиально отличается религия Толстого от цер­ковного Православия? Во-первых, он воспринимает Христа не как Бога, которому «надобно молиться», а как духовного челове­ка, утвердившего высшие этические заповеди, которым необходи­мо следовать. Главная из них — учение любви и его практическое применение в непротивлении злу насилием. Церковь, убежден Толстой, несет ответственность за то, что люди не поняли этого учения. Это во-вторых. В-третьих, церковь за метафизикой забы­ла этику Нового Завета. А они неразрывны. Именно поэтому она благословляла рабство и несправедливости властей. И, наконец, в-четвертых, Толстой призывает обратиться к раннему христиан­ству. При этом Толстой не отрывал его от других религий и уче­ний, восточных в частности, считая, что во всех них в равной сте­пени выражены общечеловеческие нравственные принципы. Церковь отреагировала на духовное реформаторство Толстого аг­рессивно. В 1901 г. граф Лев Толстой был от­лучен от Православной церкви.

Важный аспект учения Толстого — отказ от современной ему цивилизации и государственности. Светская культура, говорит писатель, забыла благо народа и «оторвалась от добра». Цивилизация портит человека. А государство — это «злодеи, огра­бившие народ». Как противостоять этому? Только через непротив­ление злу насилием — в данном случае это означает неучастие че­ловека в делах государства и изолированную жизнь в братских общинах, руководствующихся заповедями Христа.

Крупнейший русский религиозный философ XIX в. — Влади­мир Сергеевич Соловьев (1853—1900) — сын известного истори­ка С.М. Соловьева. Он создает свою «философию всеединства», где пытается систематизировать и обобщить достижения различ­ных русских и зарубежных философских школ. В его учении при­сутствуют все главные философские дисциплины — от онтологии до эстетики, за что его сравнивали с Платоном, Оригеном и Кантом.

Онтология. Исходная идея онтологии Соловьева -.Абсолют (сущее), который есть Ничто и вместе с тем 'Всё". Это есть Бог, понимаемый пантеистически. Он порождает природный мир - бытие, через которое познает сам себя. При этом в Абсолюте выделяются два состояния (начала) — абсолютное безусловное единство и потенциальное бытие, т.е. «первая материя». порождающая множественность природных форм. Это второе состояние («второе абсолютное», или «душа мира») уже не яв­ляется всеединством. В нем — потенция единичности и матери­альности мира. Мир — это видоизменение Абсолюта, где он развивается по вос­ходящей линии от низших ступеней к высшим. Цель развития — достижение Абсолютного «всеединства».

Важное место в системе Соловьева занимает понятие «София» — символ вечной божественной идеи и мудрости. Это понятие он заимствует у неоплатоников, но придает ему своеобразный смысл. София — «душа мира», выступающая связующим звеном между Высшим началом и его порождениями. Она объединяет Бога, природу и человека.

Политическим воплощением «философии всеединства» яви­лось учение о «свободной теократии» едином общественном организме (государстве), в котором политика и экономика руко­водствовались и направлялись бы идеями духовного сообщества (церкви). Для этого необходимо объединение всех христианских церквей и духовное примирение пародов.

В конце жизни Владимиром Соловьевым овладевают эсхато­логические настроения. Его интуиция рисует ему мрачные кар­тины ближайшего будущего человечества. XX век во многом оп­равдал его предчувствия, хотя, к счастью, «конца света» еще не случилось.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
А говорят. все люди, связаны на подсознательном уровне». | II. Углубим знания по теме
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 340 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2507 - | 2376 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.