Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


≈. –.  оточигова вещь в художественном изображении




ћатериальна€ культура (от лат. materia и cultura Ч возделывание, обрабатывание) как совокупность предметов, создаваемых человеком, входит в мир произведени€. ќднако дл€ обозначени€ изображаемых в литературе предметов материальной культуры нет единого термина. “ак, ј. √. ÷ейтлин называет их Ђвещамиї, Ђдетал€ми житейской обста≠новки, тем, что живописцы и включают в пон€тие "интерьер"ї1. Ќо материальна€ культура прочно вписана не только в интерьер, но и в пейзаж (за исключением так называемого дикого пейзажа), и в портрет (поскольку костюм, ювелирные украшени€ и пр.Ч составна€ его

). ј.». Ѕелецкий предлагает термин Ђнатюрмортї, под которым подразумевает Ђизображение вещей Ч орудий и результатов производ≠ства Чискусственной обстановки, созданной человеком...ї2. Ётот тер≠мин из области живописи в литературоведении не привилс€. ј дл€ ј.ѕ. „удакова Ђвещь в литературеї очень широкое пон€тие: он не проводит различи€ между Ђприродным или рукотворнымї предметом3, что снимает уже на терминологическом уровне чрезвычайно важную лшозицию: материальна€ культура/природа. «десь под вещами име-отс€ в виду только рукотворные предметы, элементы материальной культуры (хот€ последн€€ не сводитс€ к вещам, включа€ в себ€ также многообразные процессы).

¬ещный мир в литературном произведении соотноситс€ с предме≠тами материальной культуры в реальной действительности. ¬ этом смысле по творени€м Ђдавно минувших днейї можно реконструировать материальный быт. “ак, –.—. Ћипец в книге ЂЁпос и ƒревн€€ –усьї1 убедительно доказывает высказанное еще —. . Ўамбинаго2 предполо≠жение о генетической св€зи быта былин с обиходной жизнью русских кн€зей. –еальность белокаменных палат, золоченых крыш, неизмен≠ных белодубовых столов, за которыми сид€т богатыри, выпива€ из братины пить€ медв€ные и принима€ богатые дары кн€з€ за верную службу, доказана и археологическими раскопками. ЂЌесмотр€ на обилие поэтических образов, метафор, обобщенных эпических ситуа≠ций, несмотр€ на нарушенность хронологии и смещенность р€да событий, былины все €вл€ютс€ превосходным и единственным в своем роде историческим источником...ї3

»зображение предметов материальной культуры в литературе эво≠люционирует. » это отражает изменени€ в отношени€х человека и вещи в реальной жизни. Ќа заре цивилизации вещь Ч венец челове≠ческого творени€, свидетельство мудрости и мастерства. Ёстетика героического эпоса предполагала описани€ вещей Ђпредельного совер≠шенства, высшей законченности...ї4.

—ошка у ората€ кленова€, ќмешики на сошке булатные, ѕрисошек у сошки серебр€ный, ј рогачик-то у сошки красна золота.

(Ѕылина Ђ¬олъга и ћикулаї)

—казители всегда внимательны к Ђбелокаменным палатамї, их убранству, €рким предметам, к ткан€м, на которых Ђузор хитерї, ювелирным украшени€м, великолепным пиршественным чашам.

Ќередко запечатлен сам процесс создани€ вещи, как в гомеровской Ђ»лиадеї, где √ефест выковывает јхиллу боевые доспехи:

» вначале работал он щит и огромный и крепкий, ¬есь украша€ из€щно; кругом его вывел он обод Ѕелый, блест€щий, тройной; и приделал ремень серебристый. ўит из п€ти составил листов и на круге обширном ћножество дивного бог по замыслам творческим сделал...

(ѕеснь XVIII. ѕер. Ќ. √недича)

ќтношение к предметам материальной культуры как достижению человеческого разума демонстрирует в особенности нагл€дно эпоха ѕросвещени€. ѕафос романа ƒ. ƒефо Ђ–обинзон  рузоїЧгимн труду, цивилизации. –обинзон пускаетс€ в рискованные путешестви€ на плотах к севшему на мель кораблю, дл€ того чтобы перевезти на берег необитаемого острова необходимые ему вещи. Ѕолее одиннад≠цати раз он перевозит на плотах многочисленные Ђплоды цивилиза≠цииї. ѕодробнейшим образом описывает ƒефо эти веши. —ама€ Ђдрагоценна€ находкаї геро€ Ч€щик плотника с рабочими инстру≠ментами, за которую, по его собственному признанию, он отдал бы целый корабль с золотом. ≈сть здесь и охотничьи ружь€, пистолеты, сабли, гвозди, отвертки, топоры, точила, два железных лома, мешок с дробью, бочка с порохом, сверток листового железа, канаты, провизи€, одежда. ¬се то, с помощью чего –обинзон должен Ђпокоритьї дикую природу.

¬ литературе XIXЧXX вв. наметились разные тенденции в изобра≠жении вещей. ѕо-прежнему почитаетс€ человек-ћастер, homo faber, цен€тс€ изготовленные умелыми руками предметы. ѕримеры такого изображени€ вещей дает, например, творчество Ќ.—. Ћескова. ћного≠численные предметы, описанные в его произведени€х,Ч Ђстальна€ блохаї тульских мастеров (ЂЋевшаї), икона старообр€дческих иконо≠писцев (Ђ«апечатленный ангелї), подарки карлика из романа Ђ—обо≠р€неї, поделки –огожина из Ђ«ахудалого родаї и др.Ч Ђслед умельстваї лесковских героев1.

ќднако писатели чутко уловили и другую грань во взаимоотноше≠ни€х между человеком и вещью: материальна€ ценность последней может заслон€ть человека, он оцениваетс€ обществом по тому, на≠сколько дорогими вещами обладает. » человек часто уподобл€етс€ вещи. ќб этом предсмертный крик героини пьесы ј.Ќ. ќстровского ЂЅесприданницаї: Ђ¬ещь... да, вещь! ќни правы, € вещь, а не человекї. ј в художественном мире ј.ѕ. „ехова вещи: ро€ль, на котором играет  отик (Ђ»онычї), горшочки со сметаной, кувшины с молоком, окру≠жающие геро€ рассказа Ђ”читель словесностиї,Чнередко еммволизи-руют пошлость и однообразие провинциального быта.

¬ XX в. не одно поэтическое копье сломано в борьбе против вещизма Ч рабской зависимости людей от окружающих их вещей:

”мирает владелец, но вещи его остаютс€,

Ќет им дела, вещам, до чужой, человечьей беды.

¬ час кончины твоей даже чашки на полках не бьютс€,

» не тают, как льдинки, сверкающих рюмок р€ды.

ћожет быть, дл€ вещей и не стоит излишне старатьс€...

{¬. Ўефнер. Ђ¬ещиї)

—лабеет, утрачиваетс€ интимна€ св€зь человека и вещи, свойствен≠на€ в особенности средневековью, где вещи часто имеют собственные имена (вспомним меч ƒюрандаль, принадлежащий главному герою Ђѕесни о –оландеї). ¬ещей множество, но они стандартны, их почти! не замечают. ¬ то же врем€ их Ђинвентарные спискиї могут быть! зловеще самодовлеющимиЧтак, преимущественно через длинные перечислени€ смен€ющих друг друга многочисленных покупок показана жизнь героев повести французского писател€ ∆. ѕерека Ђ¬ещиї.

— развитием техники расшир€етс€ диапазон изображаемых в литературе вещей. —тали писать о заводах-гигантах, об адской карающей машине (Ђ¬ исправительной колонииї ‘.  афки), о машине времена о компьютерных системах, о роботах в человеческом обличье (совре менные фантастические романы). Ќо одновременно все сильнее звучш тревога об оборотной стороне научно-технического прогресса. ¬ рус≠ской советской прозе и поэзии XX в. Ђмашиноборческие мотивыї звучат прежде всего в среде кресть€нских поэтов Чу —. ≈сенина, Ќ.  люева, —.  лычкова, ѕ. ќрешина, —. ƒрожжина; у авторов так называемой Ђдеревенской прозыї Ч ¬. јстафьева, ¬. Ѕелова, ¬. –аспутина. » это неудивительно: ведь кресть€нский уклад более всего пострадал от сплошной индустриализации страны. ¬ымирают, уничтожаютс€ целые деревни (Ђѕрощание с ћатеройї ¬. –аспутина), искорен€ютс€ из людской пам€ти народные представлени€ о красоте, Ђладеї (одноимен≠на€ книга ¬. Ѕелова) и т. д. ¬ современной литературе все чаще звучит; предупреждение об экологической катастрофе (Ђѕоследн€€ пасторальї ј. јдамовича). ¬се это отражает реальные процессы, происход€щие во взаимоотношени€х человека с созданными его руками, но часто выход€щими из-под его контрол€ вещами.

¬ то же врем€ вещь в литературном произведении выступает как элемент условного, художественного мира. » в отличие от реальной действительности границы между вещами и человеком, живым и неживым здесь могут быть зыбкими. “ак, русские народные сказки дают многочисленные примеры Ђочеловечивани€ї вещей. Ћитератур≠ными персонажами могут стать Ђпечкаї (Ђ√уси-лебедиї), куколка; (ЂЅаба-ягаї) и др. Ёту традицию продолжает и русска€ и зарубежна€ литература: Ђќлов€нный солдатикї √.’. јндерсена, Ђ—ин€€ птицаї ћ. ћетерлинка, Ђћистери€-буффї ¬. ћа€ковского, Ђƒо третьих петуховї ¬.ћ. Ўукшина и др. ћир художественного произведени€ может быть насыщен несуществующими в реальности вещами. Ќаучно-фантастическа€ литература изобилует описани€ми небывалых космиче≠ских кораблей, орбитальных станций, гиперболоидов, компьютеров, роботов и т. д. (Ђ√иперболоид инженера √аринаї ј. “олстого, Ђ—ол€рисї, Ђ—талкерї —т. Ћема, Ђћосква-2004ї ¬. ¬ойновича).

”словно можно выделить важнейшие функции вещей в литературе, такие, как культурологическа€, характерологическа€, сюжетно-композиционна€.

¬ещь может быть знаком изображаемой эпохи и среды. ќсобенно нагл€дна культурологическа€ функци€ вещей в романах-путешестви€х, г де в синхронном срезе представлены различные миры: национальные, сословные, географические и т. д. ¬спомним, как ¬акула из ЂЌочи перед –ождествомї √огол€ с помощью нечистой силы и собственной находчивости в считанные минуты попадает из глухой малороссийской деревни в ѕетербург. ≈го поражают архитектура, одежда его современ≠ников, отдаленных от родной ƒиканьки рассто€нием: Ђ...домы росли и будто подымались из земли на каждом шагу; мосты дрожали; кареты летали <...> пешеходы жались и теснились под домами, унизанными плошками <...>. — изумлением огл€дывалс€ кузнец на все стороны. ≈му казалось, что все домы устремили на него свои бесчисленные огненные очи и гл€дели. √оспод в крытых сукном шубах он увидел так много, что не знал, кому шапку сниматьї.

Ќемалую службу сослужил »вану —еверь€новичу ‘л€гину, том€≠щемус€ в татарском плену (повесть Ћескова Ђќчарованный странникї), сундук с необходимыми дл€ фейерверка принадлежност€ми, которые навели на татар, не знакомых с этими атрибутами европейского городского быта, неописуемый ужас.

ќчень важна культурологическа€ функци€ вещей в историческом романе Ч жанре, формирующемс€ в эпоху романтизма и стрем€щемс€ в своих описани€х нагл€дно представить историческое врем€ и местный колорит (фр. couleur locale). ѕо мнению исследовател€, в Ђ—оборе ѕарижской Ѕогоматериї ¬. √юго Ђвещи живут жизнью более глубокой, чем живые действующие лица, и на вещах сосредоточилс€ центральный интерес романаї1.

«наковую функцию вещи выполн€ют и в бытописательных произ≠ведени€х.  расочно изображен √оголем быт казачества в Ђ¬ечерах на хуторе близ ƒиканькиї.   Ђ олумбу «амоскворечь€ї ќстровскому слава пришла не только из-за меткости изображени€ характеров дотоле неизвестной читателю Ђстраныї, но и вследствие зримого воплощени€ этого Ђмедвежьего уголкаї во всех его подробност€х, аксессуарах.

¬ещь может служить знаком богатства или бедности. ѕо традиции, берущей начало в русском былинном эпосе, где герои соревновались друг с другом в богатстве, поража€ обилием украшений, драгоценные металлы и камни станов€тс€ этим бесспорным символом. ¬спомним:

ѕовсюду ткани парчевые; »грают €хонты, как жар;  ругом курильницы златые ѕодъемлют ароматный пар...

(ј. —. ѕушкин. Ђ–услан и Ћюдмилаї)

»ли сказочный дворец из Ђјленького цветочкаї —“. јксакова: Ђубранство везде царское, неслыханное и невиданное: золото, серебро, хрустали восточные, кость слонова€ и мамонтова€ї.

Ќе менее важна характерологическа€ функци€ вещей. ¬ произведени€х √огол€ показана Ђинтимна€ св€зь вещейї1 со своими владель≠цами. Ќедаром „ичиков любил рассматривать жилище очередной жертвы его спекул€ции. Ђќн думал отыскать в нем свойства самого хоз€ина,Чкак по раковине можно судить, какого рода сидела в ней устрица или улиткаї (Ђћертвые душиї Чт. 2, гл. 3, ранн€€ ред.).

¬ещи могут выстраиватьс€ в последовательный р€д. ¬ Ђћертвых душахї, например, каждый стул кричал: Ђ» € тоже —обакевич!ї. Ќо охарактеризовать персонажа может и одна деталь. Ќапример, банка с надписью Ђкружовникї, приготовленна€ заботливыми руками ‘енечки (Ђќтцы и детиї “ургенева). Ќередко интерьеры изображаютс€ по контрастному принципу Ч вспомним описание комнат двух должниц ростовщика √обсека: графини и Ђфеи чистотыї белошвейки ‘анни (Ђ√обсекї ќ. Ѕальзака). Ќа фоне этой литературной традиции может стать значимым и отсутствие вещей (так называемый минус-прием): оно подчеркивает сложность характера геро€. “ак, –айский, стрем€сь побольше узнать о загадочной дл€ него ¬ере (Ђќбрывї ».ј. √ончарова), просит ћарфиньку показать ему комнату сестры. ќн Ђуже нарисовал себе мысленно эту комнату: переступил порог, огл€дел комнату и Ч обманулс€ в ожидании: там ничего не было!ї

¬ещи часто станов€тс€ знаками, символами переживаний человека:

√л€жу, как безумный, на черную шаль, » хладную душу терзает печаль.

(ј. —. ѕушкин. Ђ„ерна€ шальї)

Ђћедные шишечкиї на кресле дедушки совершенно успокоили маленького геро€ из повести јксакова Ђƒетские годы Ѕагрова внукаї: Ђ ак это странно! Ёти кресла и медные шишечки прежде всего кинулись мне в глаза, привлекли мое внимание и как будто рассе€ли и немного ободрили мен€ї. ј в рассказе ¬. јстафьева Ђƒугаї случайнс найденна€ героем дута из свадебного поезда наполн€ет его воспоминани€ми о давно забытых временах его молодости.

ќдна из распространенных функций вещей в литературном произ≠ведении Ч сюжетно-композиционна€. ¬спомним зловещую роль плат≠ка в трагедии Ђќтеллої ¬. Ўекспира, ожерелье из одноименного лесковского рассказа, Ђцарицыны черевичкиї из ЂЌочи перед –ожде≠ствомї √огол€ и др. ќсобое место занимают вещи в детективной литературе (что подчеркнуто „еховым в его пародийной стилизации ЂЎведска€ спичкаї). Ѕез деталей-улшс этот жанр немыслим.

¬ещный мир произведени€ имеет свою композицию. — одной стороны, детали часто выстраиваютс€ в р€д, образовывают в совокуп≠ности интерьер, пейзаж, портрет и т. д. ¬спомним подробное описание героев Ћескова (Ђ—обор€неї), урбанистический пейзаж в Ђѕре≠ступлении и наказанииї ‘.ћ. ƒостоевского, многочисленные пред≠меты роскоши в Ђѕортрете ƒориана √ре€ї ќ. ”айльда.

— другой стороны, кака€-то одна вещь, выделенна€ в произведении крупным планом, несет повышенную смысловую, идейную нагрузку, перераста€ в символ1. ћожно ли назвать Ђцветок засохший, безухан-ныйї (ј.—. ѕушкин) или Ђв окне цветы гераниї (“эффи. ЂЌа острове моих воспоминаний...ї) просто деталью интерьера? „то такое Ђтюрлю-лю атласныйї (Ђ√оре от умаї ј.—. √рибоедова) или онегинска€ шл€па Ђболиварї? ќ чем говорит Ђмногоуважаемый шкафї из чеховского Ђ¬ишневого садаї? ¬ещи-символы вынос€тс€ в заглавие художествен≠ного произведени€ (ЂЎагренева€ кожаї ќ. Ѕальзака, Ђ√ранатовый браслетї ј.».  уприна, Ђ∆емчугаї Ќ.—. √умилева, Ђƒвенадцать стульевї ». »льфа и Ѕ. ѕетрова). —имолизаци€ вещей в особенности свойственна лирике в силу ее т€готени€ к смысловой насыщенности слова.  аждый из упоминаемых предметов в стихотворении √. Ўен-гели вызывает р€д ассоциаций:

¬ столах, Ђпо случаю приобретенныхї Ќа распродажах и аукционах, »х €щики осматривать люблю... „то было в них? Ѕумага, завещань€, —тихи, цветы, любовные признань€. ¬се сувениры Чзнак надежд и вер, –ецепты, опий, кольца, деньги, жемчуг, — головки сына похоронный венчик. ¬ последнюю минуту Чревольвер?

(Ђ¬ столах, "по случаю приобретенных"..*)

¬ контексте художественного произведени€ символика может мен€тьс€. “ак, символом т€гостной, безрадостной жизни стал забор в рассказе „ехова Ђƒама с собачкойї: Ђ ак раз против дома т€нулс€ забор, серый, длинный, с гвозд€ми. Ђќт такого забора убежишь,Ч думал √уров, погл€дыва€ то на окна, то на заборї. ќднако в других контекстах забор символизирует стремление к красоте, гармонии, веру в людей. »менно так Ђпрочитываетс€ї в контексте пьесы ј. ¬. ¬ампилова Ђѕрошлым летом в „улимскеї эпизод с восстановлением героиней палисадника, каждую ночь разрушаемого ее нерадивыми односельча≠нами.

 раткость авторского текста в драме, Ђметонимичностьї и Ђмета≠форичностьї лирики1 несколько ограничивают изображение вещей в этих родах литературы. Ќаиболее широкие возможности воссоздани€ вещного мира открываютс€ в эпосе.

∆анровые различи€ произведений также сказываютс€ на изобра≠жении вещей, актуализации тех или иных их функций. «наками того или иного уклада жизни, культуры, вещи выступают преимущественно в исторических романах и пьесах, в бытописательных произведени€х, в частности в Ђфизиологическихї очерках, в научной фантастике. —южет≠ную функцию вещей активно Ђэксплуатируютї детективные жанры. —тепень детализации вещного мира зависит от авторского стил€. ѕример доминировани€ вещей в художественном произведении Ч роман Ё. «ол€ Ђƒамское счастьеї. ќптимистическа€ философи€ романа противопоставлена критическим картинам действительности, нарисо≠ванным писателем в предыдущих романах серии Ђ–угон-ћаккарыї. —трем€сь, как писал «ол€ в наброске к роману, Ђпоказать радость действи€ и наслаждение бытиемї, автор поет гимн миру вещей как источнику земных радостей. ÷арство материального быта уравнено в своих правах с царством духовной жизни, поэтому «ол€ слагает Ђпоэмы женских нар€довї, сравнива€ их то с часовней, то с храмом, то с алтарем Ђогромного храмаї (гл. XIV). ѕротивоположна€ стилева€ тенденци€ Ч отсутствие, редкость описаний вещей. “ак, очень скупо обозначен был в романе √. √ессе Ђ»гра в бисерї, что подчеркивает отрешенность от бытовых, материальных забот ћагистра игры и вообще обитателей  асталии. ќтсутствие вещей может быть не менее значимо, чем их изобилие.

ќписание вещей в литературном произведении может быть одной из его стилевых доминант. Ёто характерно дл€ целого р€да литератур≠ных жанров: художественно-исторических, научно-фантастических, нравоописательных (физиологический очерк, утопический роман), художественно-этнографических (путешествие) и пр. ѕисателю важно показать необычность обстановки, окружающей персонажей, ее непо≠хожесть на ту, к которой привык имплицитный читатель. Ёта цель достигаетс€ и через детализацию вещного мира, причем важен не только сам отбор предметов материальной культуры, но и способ их описани€.

ѕодчеркива€ своеобразие того или иного уклада жизни, быта, писатели широко используют различные лексические пласты €зыка, так называемый пассивный словарь, а также слова, имеющие ограниченную сферу употреблени€: архаизмы, историзмы, диалектизмы, варваризмы, профессионализмы, неологизмы, просторечие и пр. ѕрименение подо≠бной лексики, будучи выразительным приемом, в то же врем€ нередко создает трудности дл€ читател€. »ногда сами авторы, предвид€ это, снабжают текст примечани€ми, специальными словариками, как это сделал √оголь в Ђ¬ечерах на хуторе близ ƒиканъкиї. —реди слов, по€сн€емых пасичником –удым ѕанько в Ђѕредисловииї, львина€ дол€ принадлежит обозначению вещей: Ђбандура Ч инструмент, род гитарыї, Ђбатог Ч кнутї, Ђкаганец Ч род светильниї, Ђлюлька Ч труб≠каї, Ђрушник Ч утиральникї, Ђсмушки Ч бараний мехї, Ђхустка Ч пла≠ток носовойї и др.  азалось бы, √оголь мог сразу писать русские слова, но тогда Ђ¬ечера...ї в значительной мере лишились бы местного колорита, культивируемого эстетикой романтизма.

ќбычно помогают читателю пон€ть насыщенный пассивной лек≠сикой текст посредники: комментаторы, редакторы, переводчики. ¬оп≠рос о допустимой, с эстетической точки зрени€, мере в использовании пассивной лексики был и остаетс€ дискуссионным в литературной критике и литературоведении. ¬от начало стихотворени€ —. ≈сенина Ђ¬ хатеї, сразу погружающее читател€ в быт р€занской деревни:

ѕахнет рыхлыми драченами; ” порога в дежке квас, Ќад печурками точеными “араканы лезут в паз.

¬сего в этом стихотворении, состо€щем из п€ти строф, по подсче≠там Ќ.ћ. Ўанского, 54 самосто€тельных слова, из них по меньшей мере п€та€ часть нуждаетс€ в объ€снении. Ђ  требующим толковани€, несомненно, относ€тс€ слова драчены Ч Ђзапеченные лепешки на молоке и €йцах из пшенной каши и картошкиї, дежка Ч Ђкадкаї, печурка Ч Ђпохожее на русскую печь углубление в ее боковой стене, куда став€т или кладут что-либо, чтобы оно было сухим или теплымї (таких углублений обычно несколько), паз Ч Ђузка€ длинна€ щель между неплотно пригнанными кирпичами... <...> ќсновна€ масса...словесных Ђчужаковї Чдиалектизмы, Ђродимые п€тнаї родного по≠эту р€занского говора. —овершенно €сно, и иных мнений быть не может: —. ≈сенину здесь чувство художественной меры изменилої1. ќднако Ђиные мнени€ї все же есть и вопрос остаетс€ спорным.

¬ообще выбор того или иного синонима, €зыкового дублета Ч выразительный стилистический прием, и при описании обстановки в целом здесь важно стилистическое единство, Ђзакрепл€ющееї согла≠сованность друг с другом деталей, составл€ющих ансамбль. “ак, в романтической элегии в описании жилища (родных пенат) лирического геро€ сам подбор слов (архаизмы, уменыпительные формы и др.) приглушает бытовую конкретность, подчеркивает условность, обоб≠щенность изображени€.  ак пишет √.ќ. ¬инокур, Ђсюда относ€тс€, например, сень, чердак, хижина, приют, шалаш, кель€ (в значении Ђмаленька€ бедна€ комнатаї), кров, уголок, садик, домик, хата, лачужка, огонек, калитка, кабинет, обитель, камелек и тому подобные слова, символизирующие вдохновение и уютное отъединение поэта от обще≠ства и людейї1. —овсем ина€ стилистическа€ окраска слова Чв опи≠сании интерьеров, которыми изобилуют физиологические очерки. »х,, поэтика и стилистика подчеркнуто натуралистичны и предельно конкретны. “аково, например, описание комнаты в Ђѕетербургских углахї Ќ.ј. Ќекрасова: Ђќдна из досок потолка, черного и усе€нного мухами, выскочила одним концом из-под среднего поперечного бруса и торчала наклонно, чему, казалось, обитатели подвала были очень рады, ибо вешали на ней полотенца свои и рубахи; с тою же целию через всю комнату проведена была веревка, укрепленна€ одним концом за крюк, находившийс€ над дверью, а другим Ч за верхнюю петлю шкафа: так называю € продолговатое углубление с полочками, без дверей, в задней стене комнаты; впрочем, говорила мне хоз€йка, были когда-то и двери, но один из жильцов оторвал их и, положив в своем углу на два полена, сделал таким образом искусственную кроватьї. ƒоски, крюк, поперечный брус, верхн€€ петл€ шкафа, веревка, рубахи, полотенца и пр.Чтакже ансамбль деталей, лексика, выдающа€ человека бывалого, знающего толк в досках и брусь€х. Ќо это совсем другой ансамбль.

Ќужно различать литературоведческий и собственно лингвистиче≠ский аспекты словоупотреблени€, поскольку лексика, обозначающа€ вещи, может обновл€тьс€; в особенности это относитс€ к названи€м деталей одежды, предметов роскоши, интерьера Ч того, что составл€ет моду в материальной культуре. “ак, стилистически мотивированные архаизмы не следует смешивать со словами, которые стали лексически≠ми архаизмами дл€ новых поколений читателей (например, Ђдомашнее пальтої –айского из Ђќбрываї √ончарова (гл. I) означает халат, а "ватерпруф" ќльги »вановны из Ђѕопрыгуньиї „ехова Ч непромо≠каемый плащ). ¬ыдел€ют также лексико-семантические архаизмы, т. е. слова, изменившие со времени написани€ произведени€ свое значение (например, Ђэкранї в Ђ»диотеї ƒостоевского означает Ђширмуї Чгл. 15)2.

«аслуживает специального рассмотрени€ вещный мир и его обоз≠начение в утопи€х, научной фантастике Ч жанрах, где конструируетс€ среда обитани€, не имеюща€ пр€мых аналогов в реальной действительности. Ќеобычным вещам здесь соответствуют неологизмы: нередко они дают название произведению, создава€ у читател€ соответствующую установку воспри€ти€: Ђ√иперболоид инженера √аринаї ј. “ол≠стого, Ђ—ол€рисї и Ђ—талкерї —т. Ћема.

ѕо сравнению с природой рукотворна€ среда, окружающа€ чело≠века, измен€етс€ быстро. ѕоэтому в произведени€х, где действие происходит в прошлом, будущем, фантастических временах и соответ≠ствующих пространствах, изображение вещей составл€ет особую твор≠ческую проблему.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 422 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

546 - | 472 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.022 с.