Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные этапы развития марксистско-ленинской философии




Обобщив данные естествознания и общественного развития, Маркс и Энгельс на рубеже 1842—1843 гг. переходят с позиций рево­люционного демократизма и диалектического идеализма на позиции научного социализма и диалектического материализма. Большую роль в эволюции взглядов Маркса сыграла его деятельность в качестве редактора “Рейнской газеты” в 1842—1843 гг. Пытаясь объяснить коренные социально-экономические вопросы Германии того времени, обсуждавшиеся в Рейнском ландтаге, — о положении крестьянства (о “краже леса”, о положении мозельских виноделов), о свободе печати, о так называемых материальных интересах крестьян и помещиков, Маркс первоначально исходил из гегелевской философии государства и права. Однако он понял, что “правовые отношения, так же точно, как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наобо­рот, они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокуп­ность которых Гегель... называет “гражданским обществом”, и что анатомию гражданского общества следует искать в политической эко­номии... Способ производства материальной жизни обусловливает со­циальный, политический и духовный процессы жизни вообще”[6].

Маркс и Энгельс пришли, таким образом, к принципиально но­вым взглядам — научному социализму и диалектическому материали­зму, которые в кратком виде были ими изложены в 1844-1845 гг. Они сформулировали идею всемирно-исторической роли пролетариата, ос­новы научного социализма и научной философии.

В развитии марксистской философии принято различать два ос­новных этапа — этап Маркса и Энгельса и ленинский этап.

Этап Маркса и Энгельса

Формирование и развитие научной философии на первом этапе определяется потребностями общественного развития, связанными с периодом домонополистического капитализма.

Марксистская философия, как наиболее общая и фундаменталь­ная часть научного мировоззрения, послужила в качестве теоретичес­кой и методологической основы формирования и развития двух дру­гих составных частей марксизма — политической экономии и научно­го социализма. Важной задачей научной философии становится обоб­щение данных естественных наук. Наконец, марксистская философия в конечном счете выступала теоретической и методологической осно­вой развития коммунистического рабочего движения.

Философские взгляды марксизма были сформулированы и обо­снованы в ряде произведений Маркса и Энгельса. К главным из них можно отнести: статьи Маркса в “Рейнской газете” (1842-1843), в “Немецко-французских ежегодниках” (“К еврейскому вопросу”, “К критике гегелевской философии права. Введение”; 1844), совместные произведения Маркса и Энгельса “Святое семейство” (1844-1845),

“Немецкая идеология” (1846), произведение Маркса “Нищета филосо­фии” (1847), произведение Маркса и Энгельса “Манифест Коммунис­тической партии” (1848) “Немецкая идеология”, “Нищета филосо­фии” и “Манифест Коммунистической партии” являются произведе­ниями зрелого марксизма

Позднее Маркс работает преимущественно над политэкономической теорией, которая была изложена в главном произведении мар­ксизма — “Капитале” (1867, 1885, 1894). В “Капитале” Маркс с огромной силой, глубиной и мастерством, не превзойденными в мар­ксистской теории до настоящего времени, применил материализм и диалектику к объяснению сущности, механизмов и законов развития капиталистического общества в его домонополистической стадии Не зная этого важнейшего произведения марксизма, нельзя глубоко уяс­нить ни марксизма в целом, ни его философского обоснования. Основ­ные идеи “Капитала” безусловно сохранили свою теоретическую цен­ность и в современных условиях, поскольку современный капитализм является дальнейшим развитием тех сущностных черт, которые были раскрыты Марксом на материале домонополистического капитализма.

Философия марксизма возникла и развивалась совместными усилиями Маркса и Энгельса. Однако результаты этой совместной ра­боты излагались и обосновывались преимущественно Энгельсом в его трудах: “Анти-Дюринг” (1877-1878), “Диалектика природы” (1873-1886, издана впервые в 1925 г.), “Людвиг Фейербах” (1886) и др. Изложение положений марксистской философии в трудах Энгельса нередко носило популярный характер, в отличие от “Капитала” Маркса

Уже на первом этапе своего развития марксистская философия со всей определенностью проявила свою теоретическую и в конечном счете практическую действенность, мощный объяснительный потен­циал. Без ее прямого теоретического участия не могла быть создана научная политическая экономия, теория социализма, революционная теория марксизма в целом Научный материализм позволил опреде­лить главные исходные позиции двух других частей марксизма — ма­териальное бытие общества, способ производства общественной жиз­ни. Опираясь на научный материализм, политическая экономия смогла таким образом определить свой предмет — экономическую деятель­ность и отношения, научный социализм — свою экономическую осно­ву, свою исходную идею о необходимости преобразования материаль­ного бытия общества. Социализм из нравственного идеала превратил­ся таким образом в определенный строй материальной и духовной жизни общества.

Огромную роль в разработке научной политической экономии сыграла составная часть, или концепция, диалектического материализма — материалистическая диалектика, без которой Маркс не смог бы раскрыть сущности, механизмов и законов капиталистического общества. “Капитал” Маркса является непревзойденным образцом применения материалистической диалектики. “Капитал” поэтому нельзя понять, не зная диалектики и ее истоков — диалектики Гегеля. Создание современной концепции социализма предполагает глубокое исследование диалектики современных социальных процессов в общественном бытии и общественном сознании.

Прямое участие в теоретическом объяснении действительности
и, благодаря этому, в ее преобразовании — такова главная функция
философии, последовательно проявившаяся уже на первом этапе ее
существования и развития В последние десятилетия эта функция активного участия философии в решении узловых проблем частных наук
и практики начинает оспариваться некоторыми философами, которые
полагают, что удел философии — “царство чистой мысли”, вопросы
гносеологии и логики.

Второй ряд крупных достижений марксистской философии на
первом этапе ее развития связан с мировоззренческим осмыслением
основных данных естествознания XIX в. В этом плане важнейшие теоретические результаты можно свести к следующим моментам. Прежде
всего, был установлен общий диалектизирующийся характер современного естествознания, выразившийся в тенденции к глубокой систематизации и обобщению фактов, возникновении крупных теоретических обобщений, появлении идеи развития в некоторых областях естествознания, в особенности в теории эволюции Дарвина.
Выяснен общий теоретический смысл трех великих открытий в
естествознании.

Определены основные формы движения — механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная и, в несколько менее явном виде, их материальные носители — основные формы материи (или, как Энгельс их еще называл, — “определенные материи”,

“предметные формы”).

Открыты основные закономерности соотношения высших и
низших форм материи (и присущих им форм движения).

На основе материалистического понимания истории, идей био­логии и антропологии сформулирована трудовая концепция антропо-социогенеза — возникновения человека и общества на основе трудо­вой деятельности. Уже одна эта концепция, которая вошла в историче­скую науку, антропологию, биологию, свидетельствует об огромной эвристической мощи марксистской философии

На основе данных фундаментальных наук — физики, химии, биологии, социологии Энгельс в наиболее общих чертах сформулировал концепцию единого, закономерного мирового процесса, высшей ступенью которого, “высшим цветом” материи выступает человек. Эта концепция на много десятилетий опередила появление идеи глобаль­ной эволюции в современном естествознании и так называемого “антропного принципа” в физике.

Огромный творческий потенциал марксистской философии проявился в анализе теоретического значения учения Дарвина. Маркс и Энгельс, как уже было отмечено, высоко оценили дарвинизм как первую научную теорию эволюции живого. Вместе с тем Маркс, исхо­дя из диалектико-материалистической теории развития, глубоко под­метил ограниченность теории Дарвина. Маркс писал Энгельсу в 1866 г.: “Прогресс - у Дарвина чисто случайный”. Маркс считал по­этому, что полное объяснение закономерного характера биологичес­кой эволюции будет дано в будущем и внимательно следил за развити­ем биологических концепций. Марксова оценка недостаточности тео­рии Дарвина осталась практически незамеченной. В настоящее время, однако, в биологии утвердилось представление о неполноте теории Дарвина, хотя основные ее положения остаются бесспорными. Поэто­му признано, что другие концепции эволюции (например, концепция номогенеза Л.С. Берга) имеют полное право на существование.

Таким образом, еще на первом этапе своего развития маркси­стская философия, еще мало известная в широких кругах научной ин­теллигенции, убедительно показала свою огромную творческую силу. Вместе с тем развитие марксистской философии в этот период харак­теризуется и рядом существенных недостатков или ограниченностей.

Прежде всего, научная философия была сформулирована Мар­ксом и Энгельсом в наиболее общих и принципиальных чертах, в наи­более общих узловых положениях. Она была создана в виде принци­пиально новой системы философских взглядов, развернутой лишь в относительно кратком, сжатом виде. В этом отношении марксистская философия значительно уступала философской системе Гегеля. Явля­ясь научной, несомненно более высокой, чем система взглядов Гегеля или Фейербаха, марксистская философия относительно своих теоре­тических оснований была развернута значительно меньше, чем фило­софия Гегеля относительно ее философских оснований. Сравнивая по степени разработанности философию марксизма с гегелевской, Ленин писал: “...Маркс не оставил “Логики” (с большой буквы)”, но “он оставил логику “Капитала”...”[7].

Задача создания развернутой системы категорий марксистской философии не была решена Марксом, Энгельсом и Лениным и остает­ся одной из важнейших целей философии в будущем.

Развитие марксистской философии определялось прежде всего потребностями революционного движения, социального прогресса, науки и сдерживалось, ограничивалось наличным материалом естес­твенных и социальных наук. Это определило уровень и направление разработки системы философских взглядов марксизма. Создание раз­вернутой, или полной, системы категорий, аналогичной (по степени развернутости) великой философской системе Гегеля, было невозмож­ным не только в силу того, что Маркс преимущественно был занят ра­ботой над “Капиталом” (которую он не успел вполне закончить), но прежде всего потому, что наука XIX в. (как, впрочем, и наука нашего времени) еще не давала для этого достаточно эмпирического и теоре­тического материала. Создание развернутой, или полной, системы ка­тегорий философии — дело, по-видимому, не ближайшего будущего.

В каждой научной теории необходимо различать ее явное, пря­мо сформулированное и дискурсивно (в явной словесно-понятийной форме) выраженное содержание и имплицитное (скрытое, неявное) содержание, которое может быть развернуто в процессе дальнейшего развития этой теории. Так, в общей теории относительности А. Эйн­штейна не была первоначально высказана, но имплицитно содержа­лась идея эволюции видимой Вселенной, которая была впервые сфор­мулирована и обоснована А.А. Фридманом. Такой двойственный ха­рактер имеет, естественно, и научная философия. Поэтому следует различать систему положений, в явном виде сформулированных и обоснованных основателями научной философии Марксом и Энгель­сом, и те положения, которые имплицитно содержатся в основных ис­ходных идеях марксистской философии, но не сформулированы явно и не получили специального обоснования. При этом не следует ду­мать, что имплицитное содержание научной теории — это “готовые” теоретические положения, которые только нужно уметь “прочесть”. Имплицитное содержание теории развертывается только в процессе ее развития на основе дальнейшего обобщения эмпирического и поня­тийного материала. Это скрытое содержание в существенной мере предопределено исходными принципами теории (подобно тому, на­пример, как аксиоматика математики предопределяет теоремы и их доказательства), но может быть получено только в результате сложной творческой работы мысли.

Научная философия, как уже говорилось, была создана Мар­ксом и Энгельсом в ее наиболее общем и принципиальном виде. В этой концентрированной системе философского знания отсутствуют


 

какие-либо крупные, принципиальные “пробелы” или “разрывы”. Од­нако Маркс и Энгельс в силу определенных исторических и личных условий, ограниченности наличного материала естественных и общес­твенных наук и других обстоятельств смогли развернуть теоретичес­кое богатство научной философии в исторически определенной кон­кретной форме.

Марксистская философия получила убедительные обоснования на материале частных наук и общественно-исторической практики. Она перестает быть гипотезой с выходом в свет “Капитала”, в котором материализм и диалектика продемонстрировали свою теоретическую и методологическую состоятельность, позволив раскрыть сущность и законы капиталистического экономического строя. Однако в силу ука­занных выше причин уровень развития марксистской философии ха­рактеризуется определенными ограничениями.

Ряд положений научной философии не получили специальной разработки и обоснования. Так, Маркс и Энгельс, имплицитно решив вопрос о возможности достоверного научного мировоззрения, сняв та­ким образом “заклятие Канта”, нигде специально это решение не изла­гали и не обосновывали.

В прошлом было принято изображать развитие марксистской философии как сплошное “триумфальное шествие”, не встречающее по существу никаких серьезных затруднений и кризисов (по крайней мере в советский период). Однако действительная история марксистс­кой философской мысли далеко не такова. В процессе своего развития марксистская философия нередко сталкивалась с большими трудно­стями и даже кризисами, которые могли иметь скрытый характер и преодолевались далеко не сразу.

Одно из важнейших затруднений марксистская философия встретила на первом этапе своего существования в связи с проблемой развития. Как будет показано дальше, естествознание XIX в. еще не создало для диалектики вполне адекватной конкретно-научной базы. Поэтому идея диалектического развития встретилась с серьезными возражениями. Энгельс, по нашему мнению, не смог полностью пре­одолеть трудности, связанные с проблемой развития.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 473 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2337 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.