Лабораторная работа № 4.
Не только ученым (прежде всего психологам) и художникам, но и обычным людям известно, что разные цвета и их сочетания оказывают различное эмоциональное воздействие на человека: могут вызвать веселость, радость или грусть, печаль, тоску; могут притягивать или отталкивать; возбуждать или успокаивать; беспокоить, волновать, пугать и шокировать, могут что-то выделять или маскировать, камуфлировать; могут вызывать чувство нежности или, наоборот, грубости; создавать впечатление торжественности, величия, возвышенного или, наоборот, обыденного, будничного и даже низменного.
Все эти ощущения основаны как на непосредственных свойствах цветовых тонов, оказывающих влияние на психологию людей, так и на ассоциациях, человеческом опыте, памяти цветовосприятия и отождествления каких-либо цветов с определенными предметами и явлениями, а также с семиотикой цвета, имеющей глубокие корни в многовековой (и даже многотысячелетней) человеческой культуре — материальной, духовной, художественной.
Люди издавна придавали тем или иным цветам определенные символические значения и закрепляли их в культуре племени, народности, нации, человечества. Поскольку развитие культур разных этносов происходило в течение длительного времени относительно замкнуто, изолированно, постольку по отношению к одним и тем же цветам у разных этносов складывалось и закреплялось различное семиотическое отношение. В связи с этим в сегодняшней культуре мы имеем символическую многозначность многих из основных спектральных, неспектральных (пурпурных) и ахроматических цветов, а также возможность выражения какого-либо человечески общезначимого понятия (явления) разными цветами (имея ввиду основные цветовые тона).
Без ассоциативного восприятия цветов, сложившегося в человеческой культуре, без всех особенностей психологии зрительного восприятия разных цветов и их сочетаний невозможно было бы формирование и развитие большинства пространственных искусств, равно как и пространственно-временных искусств, в произведениях которых цвет играет чрезвычайно важную роль как активное средство формирования художественных смыслов, воплощаемых в тех или иных системах знаков, свойственных определенным художественным языкам разных видов и жанров искусств.
Исследования, проведённые с детьми в возрасте 4 месяцев, показали, что они хорошо различают четыре группы цветов (красный, жёлтый, зелёный и синий), не дифференцируя их по оттенкам.
Остановимся сначала на первом ощущении от рассмотренных цветов и их психологическом целостном ассоциативном восприятии.
1. Красный цвет — возбуждающий, покоряющий, вызывает ощущения тревожности, страсти, жизнеутверждения. Красный цвет считается стимулирующим, как часто пишут, «способствует активности, дружелюбию, уверенности; в больших количествах вызывает гнев и ярость. Даёт уверенность в себе, готовность к действию, способствует заявлению о силе и возможностях».
Карл фон Фриш в монографии «Из жизни пчёл» обращал внимание, что пчёлы (как и большинство насекомых, за исключением бабочек) не воспринимают красный цвет, в отличие от птиц.
Красный цвет влияет на сексуальное поведение, способность к физическим нагрузкам, а также на успешность выполнения тестов. Так, испытуемые, у которых на бланках для сдачи теста была красная отметка (и это было единственным отличием), показывали значительно худший результат, чем те, у кого эта метка была зелёной или чёрной. Аналогичным был результат, когда испытуемым предложили тестовые задания в папках с обложками красного, зелёного и белого цветов.
· Красный как сигнальный цвет — признак опасности, запрета действия, движения (светофор) и др.
· Маркер «СТОП», цвет соответствующих кнопок.
· Красным цветом отмечают баллоны с горючими газами — пропаном, метаном.
· Символ «Горячо» — например, для кранов горячей воды.
· Цвет пожарной охраны, пожарного оборудования
Оттенки красного цвета
Красный | Ализариновый | Burgundy | Кардинал | Кармин | Cerise | Каштановый | Малиновый | Фалунский красный |
Фуксия | Printer's Magenta | Тёмно-бордовый | Сиреневый, лиловый | Красно-фиолетовый | Ржавый | Красновато-коричневый | Sangria | Алый |
Терракота | Киноварь | Амарантовый | Розовый | Светло-вишнёвый | Шокирующий розовый | Коралловый | Гранатовый | Бордовый |
2. Оранжевый цвет — дурманящий, страстный, воспринимается как увлекающий, стимулирующий к деятельности. Эталон этого цвета всегда под рукой –Orange - апельсин.
Оранжевый | Янтарный | Коралловый | Тёмно-лососевый | Гуммигут | Международный оранжевый | Красное дерево | Персиковый | Оранжево-персиковый |
Желто-персиковый | Оранжево-розовый | Гранатовый | Тыквенный | Ржавый | Сигнальный оранжевый | Лососевый | Мандариновый | Краснобуро-оранжевый |
Янтарь | Киноварь | Жжёный апельсин | Абрикосовый | Морковно-оранжевый | Кожура апельсина | Оранжевый веб-цвет | Коричневый | |
3. Желтый цвет — приятный, радостный, психологически воспринимается как живой, веселый, беспечный. Самый легкий и яркий цвет в спектре. Психологи называют жёлтый тонизирующим и «ободряющим» цветом, который стимулирующе воздействует на умственную жизнь человека.
В Российской Империи до 1917 года в этот цвет выкрашивали государственные здания.
Жёлтый | Янтарный | Беж | Палевый | Кукурузный | Кремовый | Dark goldenrod | Экрю |
Льняной | Gamboge | Золотой | Goldenrod | Хаки | Лимонный | Lemon cream | Лайм |
Горчичный | Navajo white | Старое золото | Оливковый | Papaya whip | Персиковый | Груша | Шафран |
Школьный автобус | Отборный жёлтый | Танжериновый жёлтый | Абрикосовый | Золотой металлик | Жёлтый шартрез | ||
4. Зеленый цвет — свежий, ясный, успокаивающий. Желто-зеленый воспринимается как нежный, а зеленый и темно-зеленый — как спокойные, умиротворяющие, создающие ощущение безопасности. В психологии зелёный цвет — символ жизни, гармонии, единения людей и природы. Он помогает быть ближе друг к другу, дает самоуважение, твердость, естественность, справедливость, развивает силу воли и постоянство. Человеческий глаз наиболее восприимчив в красно-жёлтом участке спектра, зелёный цвет (цвет травы, растений) успокаивает нервную систему. Наши глаза отдыхают при восприятии оттенков зелёного цвета, поэтому стены общественных учреждений нередко окрашены в оттенки зелёного (школы, больницы, и т. д.).
Именно поэтому столы с зелёным сукном (материал с диффузным отражением) традиционно распространены (библиотечные столы, бильярд, карточный стол).
|
5. Голубой цвет создает первое впечатление цвета чистого и завораживающего, психологически воспринимается в целом как спокойный, воздушный, прозрачный (ассоциация с голубым куполом неба в ясную погоду). Голубой цвет является успокаивающим цветом, способствует физическому и умственному расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия. Данный цвет считается признаком творчества, его рекомендуют для учебных аудиторий и кабинетов. Характеристика: стремление к покою, гармонии с окружающими людьми и самим собой, к верности, к глубокомысленным рассуждениями. Голубой «мужской» цвет соответствует «женскому» розовому.
Alice blue | Aqua | Аквамариновый | Baby blue | Вода пляжа Бонди | Лазурно-серый |
Циановый | Зелёная сосна | Яйца дрозда | Сине-зелёный | Бирюзовый | Виридиан |
6. Синий цвет создает первое ощущение некоторой настороженности, психологически воспринимается в целом как строгий, отдаляющий, таинственный. Ряд экспериментов показал, что использование фонарей синего цвета приводит к снижению уровня преступности.
Так, в японском городе Нара, установили синие фонари в наиболее криминогенных районах города и на железнодорожной станции. В результате уровень преступности в этих районах снизился на 9 %, а на железнодорожной станции за два года не было ни одного самоубийства [ Бен Парр. Ловушка для внимания: Как вызвать и удержать интерес к идее, проекту или продукту = Captivology. The Science of Capturing People’s Attention. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 276 с].
Синий RGB | Синяя Элис | Лазурь | Лазурно-серый | Синяя лазурь | Тенарова синь | Васильковый | Dark blue | Джинсовый синий |
Защитно-синий | Индиго | International Klein Blue | Лавандовый | Ночная синь | Форма морских офицеров | Перванш | Персидская синь | Пыльный голубой |
Берлинская лазурь | Королевский синий | Сапфир | Стальной синий | Ультрамарин | Светло-синий | Светлый циан | ||
7. Светло- и темно-фиолетовые цвета создают ощущение грусти (сиреневый) и угнетения, утомления, испуга (фиолетовый). Цвета – угнетающие.
Межъязыковые соответствия:
рус. | англ. |
фиолетовый как часть спектра, группа цветов | purple |
фиолетовый как конкретный цвет | violet |
фиолетовый как конкретный оттенок, более близкий к красной части спектра | purple |
Благодаря метамерии фиолетовый цвет получается в системе RGB как смесь красного и синего цветов. При этом можно получить его насыщенные оттенки, переходящие при увеличении интенсивности красного в неспектральные цвета — оттенки пурпурного.
Фиолетовый | Аметист | Гелиотроп | Индиго | Лавандовый | Ярко-сиреневый | Персидский индиго | Пурпурный | Глициния | Серо-лавандовый |
8. Пурпурные цвета вызывают первое ощущение возбуждения (красновато-пурпурный) и настороженности (пурпурный и пурпурно-фиолетовый). Общее психологическое восприятие пурпурных цветов создает впечатление роскошности, возвышенности,
напряженности. В русской традиции пурпурный цвет назывался багряным.
Пурпурный | Маджента | Фуксия | Мовеин | (?) | Cerise | Баклажановый | Lavenderblush | Сиреневый |
Маджента | Орхидея | Red-violet | Sangria | Thistle | Violet-eggplant | Розовый | Lavenderrose | Mountbatten pink |
9. Коричневые цвета создают ощущение надежности, покоя. Общее психологическое восприятие светло-коричневого цвета создает впечатление сухости и земной тверди. Два другие оттенка воспринимаются как спокойные, сдержанные, твердые.
10. Белый цвет вызывает первое ощущение чистоты и стерильности, а общее его психологическое восприятие ассоциируется с ясностью, благородством, целомудрием (здесь уже прослеживается связь с символикой этого цвета).
11. Серые цвета создают первое ощущение спокойствия, инертности и психологически создают настроение грусти, меланхолии.
12. Черный цвет вызывает первое ощущение равнодушия или даже угнетения (подобно фиолетовому), психологически воспринимается как цвет печали, грусти, траура, бесконечности.
· Цвет формы спортсменов влияет на решения судей. Футбольная команда, одетая в красную форму, имеет повышенные шансы на победу при игре на своём поле.
· Цвет текста может влиять на принятие решений. Утверждения зелёного цвета чаще всего вызывают согласие.
· Причины выбора сигнальных цветов связаны с цветовым и яркостным контрастом. Так, жёлтый участок спектра имеет максимальную «видность», а потому чередование жёлтых полос с чёрными обеспечивает восприятие на наибольшем расстоянии.
· Дополняя «осиную» предупреждающую раскраску нанесением косых полос, обеспечивают улучшение распознавания опасных технических объектов — балки, краны, столбы (обеспечивается визуальное отделение от вертикальных и горизонтальных природных объектов, преимущественно формирующихся в поле силы тяжести).
· Синий сигнальный свет применяется для небольших расстояний, так как его лучи сильно рассеиваются (военная, железнодорожная сигнализации).
Основные символические значения цветов.
Рассмотрим основные символические значения всех 12 цветов. Как уже упоминалось в начале темы, большинство цветов семиотически многозначны.
1. Красный цвет символизирует: огонь; любовь; феерию (праздник); мужество, энергию, силу; смелость, достоинство; власть, войну и кровь.
РЕЛИГИЯ
· В римской мифологии красный как цвет крови ассоциируется с богом войны Марсом.
· «Красная вера» — распространённое в монголоязычном мире обозначение школ тибетского буддизмалинии Кагью, в противовес «жёлтой» школе Гелуг.
· Красный — символ жертвенной крови Христа и мучеников,[3] а также величия и царственности. Из Лиц Пресвятой Троицы красный цвет соответствует Богу-Отцу: Бог есть огонь «поядающий», который открылся Моисею в огне Неопалимой Купины. Красный также являлся символом крови Христовой, искупляющей грехи человечества.
· Красный в православии — цвет Пасхи, Светлого Христова Воскресения — главного православного праздника. Начало Пасхи православные священники встречают в белых облачениях в знак воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Во время службы священство переодевается в красные одеяния, и вся праздничная служба, а за ней и службы сорока пасхальных дней служатся в красном. И красная пелена лежит в алтаре на престоле все сорок пасхальных дней. В данном случае красный цвет одежд священства знаменует торжество любви Бога к роду человеческому.
- Красный цвет в индобуддийской схеме мироздания ассоциируется с западом, закатом; в библейской же традиции красный — символ юга. Библейское «Красное море» — то же самое, что и «Южное море». Также в Китае красный цвет ассоциируется с югом.
- Красный (в сочетании с чёрным) ассоциируется с сатанизмом.
- Титул второго по значимости иерарха буддийской школы Карма Кагью — Шамарпа — означает «красношапочник». Первый же иерарх, — Кармапа, — носит чёрную шапку.
ИСКУССТВО
· Красная площадь — главная площадь Москвы, столицы России.
· Красный — в европейских культурах — символ мужества и отваги.
· Красный цвет — символ радости и праздника у очень многих народов.
· В средневековой Европе и в современной Индии до сих пор невесты на свадьбе одеваются в красные платья.
· «Красная книга» — книга об исчезающих видах животных, растений и грибов: книга, задачей которой является «привлечь внимание общественности», поэтому красный цвет единственный цвет, выполняющий данную задачу.
· «Красный крест» — международное движение бескорыстной и срочной медицинской помощи выбрало этот цвет, как цвет, видимый издалека, цвет максимально привлекающий внимание.
ПОЛИТИКА
· Красный цвет традиционно используется коммунистами, а зачастую и социалистами.
· Красный цвет также часто ассоциируется с СССР и Россией по цвету государственного флага СССР и по гербу России, где красный — основной цвет.
· Красный с древних времен считался цветом власти: порфирородный, то есть облаченный в порфиру, верхнюю одежду государей красного цвета.
· В Московском царстве красный был государственным цветом: под красным стягом Иван Грозный брал Казань в 1552 г. С красным знаменем нижегородское ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским освобождало Кремль от польских оккупантов.
· Красная Армия, Красный Военно-Морской флот — название армии и флота Советского Союза до 1946 года, когда они были переименованы в Советскую Армию и Советский флот.
· Одним из самых распространённых символов анархизма и левого антифашизма является красно-чёрный флаг.
2. Оранжевый цвет — символ тепла, солнца, радости; наслаждения, праздника; великодушия; благородства.
· В русской православной культуре оранжевый — благодать Божия. Этот цвет означает небесный огонь. В оранжевом предстает перед нами Спаситель на иконе Воскресения Христова. На некоторых иконах святая равноапостольная царица Елена написана в оранжевом одеянии с обретенным ею Крестом Господним.
· Оранжевый в государственной символике России представлен в биколоре оранжевого и черного цветов на Георгиевской ленте. Черный цвет ленты означает дым, а оранжевый — пламя. Она ведет свою историю от ленты к солдатскому ордену Святого Георгия Победоносца, учрежденного императрицей Екатериной II.
- В Ирландии оранжевый цвет — символ протестантизма, благодаря ордену «оранжистов».
- Во флагах стран Азии оранжевый цвет означает буддизм.
- В восточных религиях оранжевый — цвет солнца.
- Смену власти во время выборов 2004 года на Украине назвали «оранжевой» революцией.
- Оранжевый — национальный цвет Нидерландов. Первоначально оранжевая полоса присутствовала на флаге Нидерландов, однако позднее она была заменена на красную, так как в старину оранжевая ткань была дефицитом. В наши дни во время национальных праздников жители королевства надевают оранжевые одежды, а футбольные болельщики, выражая свою поддержку национальной команде, даже красят свои лица в оранжевый цвет.
3. Желтый цвет — символ движения, неизменности; чистоты, ясности; уважения, величия; великолепия, богатства – часто воспринимается неразрывно с «золотым» цветом.
· В Китае жёлтый цвет символизировал одновременно жизнь и смерть. Обитель мёртвых называли «Жёлтыми ключами». Жёлтый журавль в Китае был аллегорией бессмертия.
· Жёлтый цвет символизировал Китай и китайского императора. Китайские простолюдины в прошлом не имели права одеваться в жёлтое, поскольку это был цвет правящей династии.
· В средневековой Испании в жёлтое одевали сжигаемых на костре еретиков.
· Иуду Искариота изображали в жёлтом плаще.
· Жёлтый флаг на корабле (Yellow Jack) означает, что корабль находится на карантине.
· В английском языке жёлтый цвет ассоциируется с трусостью. В арабском «жёлтая улыбка» — неискренняя улыбка. Во французском языке «жёлтый смех» (rire jaune) — искусственный смех.
· В государственной символике России жёлтый цвет, как и в иконописи, заменял золотой. Его использовали в гербе: двуглавый орел был золотым, а также короны и скипетр. Стяги с золотым львом на красном поле сопровождали великих князей Владимирских. В определенные эпохи золотым был фон герба России (как, например, в эпоху Ивана Грозного). Затем сам орел становится золотым и изображается на белом фоне.
· Жёлтый цвет — синоним и образ золота в русской иконе. Означает тепло и любовь, символ Божественного сияния, самого Бога. Это и цвет, и свет одновременно, образ света и символ света. Вторая ипостась Пресвятой Троицы — Сын Божий, Царь мира, Которому на иконах соответствует золотой (желтый) цвет. Жёлтый — цвет святителей — епископов и архиереев, угодивших Богу своею праведной жизнью.
· Указом Николая I, узаконившим в дореволюционной России проституцию и публичные дома, проституткам вменялось в обязанность иметь специальный «жёлтый билет», в котором, в частности, подробно описывалось состояние их здоровья.
· В. И. Ленин презрительно назвал II Интернационал «жёлтым» по аналогии с «жёлтыми билетами» проституток. При этом Социнтерн как правопреемник II Интернационала действительно и не без гордости использует жёлтый цвет как официальный, считая, что это цвет знамени тех, кто работает не за страх, а за совесть.
4. Зеленый цвет символизирует свободу, ликование, надежду; покой, мир; здоровье, спасение; ясность духа; скромность, нежность, кротость (светлый желто-зеленый).
В КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ
· Зелёный цвет считается цветом жизни. Прежде всего это связано с преобладающим цветом растений (наличие пигмента хлорофилла).
· В православии зелёный — цвет преподобных и блаженных. По православным канонам Иоанн Предтеча изображается в светло — зелёных одеждах, потому что вырос в пустыне, вне человеческого жилища, на природе. Изображения первых русских святых — мучеников Бориса и Глеба украшаются зелёными побегами и ростками, или пишутся на зелёном фоне. Православные праздники Входа Господня в Иерусалим и Троицы отмечаются в зелёном священническом одеянии. А на Троицу и все православные храмы украшают зеленью.
· В исламе зелёный — цвет живой природы, символ и священный цвет религии, а также цвет, связанный с представлением о рае.
· Зелёная неделя — так называли в русском народе неделю после православного праздника Троица до Дня всех святых.
· Зелёный — цвет эсперантистского движения.
ПОЛИТИКА
· Политические движения, продвигающие идеи защиты окружающей среды, называют себя «зелёными».
Страны с флагом, имеющим зеленый цвет.
[«Greenflags» участника Cflm001Это векторное изображение было создано с помощью Inkscape., colors changed by jacobolus - Own work. Derived from File:Greenflags.png ({{PD-self}}) by User:Teaandcrumpets (2007-10-28). Map derived from File:BlankMap-World6.svg by w:en:User:Canuckguy.. Под лицензией Общественное достояние с сайта Викисклада - https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Greenflags.svg#/media/File:Greenflags.svg]
Во многих языках мира (особенно в алтайских, куда входят, в частности, тюркские) синий и зелёный не различаются (если надо, употребляются неоднословные цветообозначения). В японском языке слово 青い (синий) означает любой оттенок синего, к которому относят также оттенки зелёного. В китайском языке иероглиф 青 (произносится цин) обозначает как синий, так и зелёный цвета. Это связано с этимологией самого знака, первоначально обозначавшего цвет минералов, добываемых из земли.
5. Голубой цвет — символ чистоты; разума; постоянства; нежности, добродетели; мира и вечности.
· В православной традиции голубой — цвет Богородицы, «Заступницы усердной» в молитвенных обращениях русского народа.
· Голубой — цвет мечты и идеальности. Понятия: «голубая мечта» (то есть прекрасная и труднодостижимая), «голубой воришка» («Двенадцати стульев», И.Ильф, Е.Петров), «голубые волосы» Мальвины из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
· На блюдечке с голубой каемочкой (подать, принести) — предоставить кому-либо что-то желаемое без малейших усилий с его стороны.
· Голубой — жаргонное название гомосексуального мужчины в России с начала 1980-х.
· Русская голубая — порода кошек.
· Голубые мундиры носили в царской России жандармы. Бытовало даже выражение «голубые штаны». Характерно, что к концу XIX века в русском языке утвердилось слово, обозначающее соответствующий специфический оттенок голубого — жандарм (ярко-голубой с зелёным отливом).
6. Синий цвет — символ чести, верности, искренности; безупречности, непорочности; вселенной.
· В христианстве (иконопись) синий цвет символизирует духовность и Богоматерь. Синий цвет — символ тайны, Святого Духа. Присутствует в большинстве икон. Синий в иконе часто сочетается с красным. Вместе они составляют единство противоположностей и символизируют милость, истину, красоту, земное и небесное.
· В лютеранстве синий цвет считается литургическим цветом адвента (предрождественский период).
· В исламе синий цвет — это цвет мистического созерцания. В иудаизме синий цвет был представлен в ритуальном облачении Талит (прямоугольное покрывало).
· В буддийской живописи синий цвет связан с востоком. Синим изображается будда Акшобхья.
· В индуизме синий цвет — это цвет Кришны.
· Традиционное иносказательное название Монголии — «страна синего неба» (монг. хөх тэнгэрийн орон).
· В древнем Египте синий использовался для обозначения правды.
· Синий — цвет Зевса (Юпитера) и Геры (Юноны).
· Синий воротничок — атрибут рабочего в противовес белому воротничку.
· Синий цвет присутствует в составе различных государственных флагов: Великобритании, Израиля, Нидерландов, России, США, Франции, Швеции и т. д.
· Африканскую народность туарегов называют «синими людьми».
· 6 августа 1693 года, во время плавания Петра I на 12-пушечной яхте «Святой Пётр» в Белом море с отрядом военных кораблей, построенных в Архангельске, был поднят в качестве штандарта так называемый «Флаг царя Московского» — полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине. Трёхполосный флаг использовался на военных кораблях до 1712 года. Потом в качестве военно-морского флага был утвержден уже Андреевский флаг белого цвета с синим «андреевским» крестом.
· В царской России синего цвета была гимназическая одежда у мальчиков из дворянских семей и форменная одежда учителей в гимназиях.
7. Сиреневый цвет символизирует грусть, печаль, меланхолию (отчасти это верно и для фиолетового цвета). Фиолетовый цвет — символ мудрости, зрелости; господства; высшего разума и космического пространства.
На экранах ЭЛТ- и ЖК - мониторов невозможно воспроизвести «настоящий» спектральный фиолетовый цвет. В этом случае воспринимаемый нами фиолетовый свет возникает вследствие воздействия на сетчатку глаза излучения сложного спектрального состава, благодаря эффекту метамерии.
8. Пурпурные цвета символизируют власть, верховенство, высокорожденность, величие; достоинство, силу; могущество, крепость.
· Пурпур в геральдике традиционно символизирует достоинство, силу, могущество, высокорождённость, императорство, верховенство, верховное господство, власть, благочестие, умеренность, щедрость.
· В средневековой астрономии пурпурному цвету соответствовала планета Меркурий, в алхимии — аметист.
9. Коричневые цвета символизируют строгость, сдержанность, постоянство, скрытость, благородство, зрелость. Коричневый цвет, распространённый цвет коры деревьев, почвы и опавших листьев, символизирует также приземлённость и плодородие.
· «Коричневорубашечники» — неофициальное название национал-социалистического движения в Германии, от цвета рубашек штурмовиков СА. Отсюда пошло выражение «коричневая чума» применительно к нацизму; «коричневые» — нацисты.
10. Белый цвет — символ чистоты, мудрости; невинности, безмятежности души; мира; духа просвещения.
· В культуре некоторых стран Средиземноморья и Индии белый — цвет траура, в культуре большинства стран Запада — символ чистоты.
· В православии — цвет святости и отрешенности от мирского, устремленности к духовной простоте и возвышенности. Это символ чистоты, непорочности, причастности Божественному миру. В белых «сорочицах» предстают на иконах дети. В дни особого поминовения усопших священники облекаются в белую одежду, как и само погребение испокон веков совершали священники в белом. Белый в данном случае — напоминание нам, что смерти нет, что человечество будет преображено в будущем веке.
· Белый месяц — новогодний праздник монголоязычных народов.
· Белый Старец — божество долголетия и плодовитости вмонгольском буддизме.
· Белое духовенство в православии — немонашествующее духовенство.
· Белый — традиционный цвет свадебного платья в европейских странах и в Японии. Белое платье считалось символом чистоты и невинности
· Белый город — Часть древней Москвы от Москвы-реки, охватывает Китай-город, Кремль и снова до р. Москвы. "Царь-город" по-другому.
· Белый флаг — международный символ капитуляции или перемирия.
· Белый танец — танец, на котором дамы приглашают кавалеров.
· Белый человек — так часто называют представителя европеоидной расы представители других рас.
· Белый билет — жаргонное название справки, дающей освобождение от призыва в армию.
· Белая ворона — очень редкое явление природы. В русском народе так говорят о редком, необычном по своим качествам человеке, резко выделяющимся из среды других людей.
· Белая горячка — состояние возникающее в период прерывания запоя или уменьшения дозы принимаемого алкоголя после длительного его употребления.
· Белая изба — летняя часть крестьянской избы. Была холодной и чистой, без печи, поэтому туда переселялись летом.
· Белая казна — хранившиеся в покоях (комнатах) царицы запасы полотен и льняных изделий для царского обихода. Как в крестьянском быту льняное дело находилось в женских руках, так и в царских хоромах подобный запас хранился только у царицы.
· Белая печь — русская печь с трубой. От неё, в отличие от курной печи, нет дыма в избе, копоти.
· Белая Русь — словосочетание, от которого происходит название страны Белоруссия.
· Карт-бланш (в букв. переводе с фр. — «белая карта») — чистый бланк, подписанный доверителем, предоставляющий доверенному лицу неограниченные полномочия, полную свободу действий.
· Белая одежда по народным поверьям защищает от дурного глаза, порчи.
· Цвет платья невесты – символ девственности и чистоты.
· Белый слон — это выражение пришло к нам из древнего Сиама. Чтобы избавиться от неугодного придворного, король Сиама дарил ему большого белого слона. Стоимость прокорма животного быстро разоряла придворного, а избавиться от царского подарка было невозможно. С тех пор большое, внушительное, но бесполезное приобретение называют «белым слоном».
· Белец — в церковной среде так называли мирского человека.
· «Показать белое перо» — проявить трусость. Выражение пришло из петушиных боев. Было замечено, что петухи с красной и чёрной окраской вырывают перья из хвостов более трусливых белых петухов.
· Традиционно на территории южных республик Советского Союза в белый цвет окрашиваются автомобили, выполняющие официально-представительские функции.
· В инкской узелковой письменности кипу белый цвет обозначал — серебро; мир.
· В буддизме белый цвет соответствует центру.
· Доводить до «белого каления» — лишить кого-либо самообладания, сильно разозлить, рассердить. Выражение вышло из речи кузнецов: при нагревании перед ковкой металл в зависимости от температуры сначала становится красным, потом жёлтым, а при очень сильном нагревании — белым.
· Белый цвет на государственном флаге Мозамбика символизирует мир.
11. Серые цвета символизируют строгость, замкнутость, незаметность, скромность; печаль, грусть, тоску.
· Серая мышь — так называют мелкого незаметного человека
· Серый кардинал — так называют влиятельного человека, действующего негласно.
· Серые — немецкая политическая партия (1989—2008), отстаивавшая интересы пенсионеров
· Смурый — темного-серого, смешаного цвета. «Смур кафтан, да душа бела», — говаривали на Руси. Смурый мужичок, смурыш — рабочий, простолюдин. Смурожить -заносить, затоскать, загрязнить.
· Серая капуста — наружные листья кочана.
· Серая кость — неодобрительно о человеке низкого происхождения. Выражение родилось в результате комбинации фразеологических оборотов «серая масса» и «белая кость».
· Серой мужичок — лапотник, простой, рабочий.
· Серая погода — пасмурная.
· Серая публика — народ, простонародье.
· Серая скотинка — о солдатах в дореволюционной России[2].
· Серые шинели — о солдатах. Солдаты царской армии были одеты в шинели мышино-серого цвета.
12. Черный цвет — символ постоянства, скромности, торжественности; мира как покоя; ночи; траура и смерти. В культурном контексте чёрный цвет, как правило, символизирует зло, что подтверждают такие, часто используемые, метафоры, как «черный день», «черный список», «черная полоса», «черная овца» и др. В современной западной культуре чёрный цвет ассоциируется с сексуальностью, особенно женской: в частности, по этой причине популярно женское нижнее бельё этого цвета.
КУЛЬТУРА
· Чёрный цвет часто является символом ухода от земных радостей, смерти, скорби, стресса, траура, неоднозначности, тайны и пугающей неизвестности («тайна покрытая мраком»).
· В японской культуре чёрный — символ возраста и опыта по контрасту с белым цветом, который символизирует ученичество, молодость. Чёрный цвет символизирует высший ранг во многих боевых искусствах (чёрный пояс).
· В тюркской истории, топонимике чёрный «кара» означает понятие «великий», «большой», «непобедимый». Империя Караханидов — Великие (Черные) ханы, Кара-Кумы (не чёрные пески, а большая пустыня), Кара-Булак, Кара-калпак и даже сказочный «Кара-Бас Барабас» — в переводе «Чёрная голова» с тюркского.
· Чёрный цвет в узелковой письменности инков - кипу - обозначал «время». То есть на чёрных нитях записывалось «время», «срок», годы, исторические события, понятие «от начала чего-либо (например, от начала правления короля инков)»; Также — болезнь (при наличии ключа в главном шнуре).
· В Средние века чёрная кошка была одним из атрибутов ведьмы. Суеверные люди и сейчас считают, что если чёрная кошка перейдёт дорогу, то это к несчастью.
· Чёрный — традиционный цвет анархистов. Под чёрным знаменем воевали отряды Н. И. Махно во времяГражданской войны в России (1917—1922). История чёрного знамени восходит к временам Лионских восстаний (1831 и 1834 годы), когда восставшие красильщики использовали чёрный флаг в противовес монархическому флагу, где преобладал белый цвет.
· Чёрный цвет ассоциируется с фашизмом, из-за фашистских отрядов в Италии (чернорубашечников) и одного из вариантов формы СС.
· Чёрный цвет является, наряду с красным, жёлтым и зелёным, одним из панафриканских цветов, символизируя Африканский континент и его коренных жителей.
· Традиционно во многих странах в чёрный цвет окрашиваются автомобили, выполняющие официально-представительские функции (хотя в южных республиках СССР чиновники ездили, наоборот, на белых машинах).
РЕЛИГИЯ
· В христианстве считается, что вселенная была чёрной до того, как Бог создал свет. Во многих религиях говорится о том, что мир был создан из изначальной тьмы.
· Символика чёрного цвета приобретает совершенно иное звучание в церковной жизни. Чёрный — цвет монашества. Монашество — это «церковь в церкви», Это «сугубая церковь», это «соль» нового общества, открывшегося во Христе. Вступающий на монашеский путь, отрекается от мира и всех земных интересов. Так как монах умирает для мира, то и цвет монашеских одежд — чёрный, цвет траура и смерти.
· В исламе чёрному, как и зелёному, придаётся большое значение. Чёрным было знамя, которое несли войны Пророка Мухаммеда.
· В индуизме Кали - богиня времени и изменений - изображается с чёрной или тёмно-синей кожей. Её имя значит «чёрная».
СИНЕСТЕЗИЯ
… некто, обладающий синестезией, может воспринимать (но не «видеть») определённые буквы и цифры. Синестеты видят графемы так же, как и другие люди (в том цвете, в котором они действительно изображены), но ещё параллельно с этим они воспринимают цвет, возникающий у каждого из них… |
Определение синестезии можно сформулировать следующим образом: явление восприятия, при котором раздражение одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств.
Графемно-цветовая синестезия — возникновение цветовых или фактурных ассоциаций на буквы, цифры и слова (например, каждая буква или цифра прочно ассоциируется с каким-либо конкретным цветом). При этом у синестетов отдельные буквы алфавита и цифры (вместе именуемые графемами) «затушёвываются» или «оттеняются»цветом. В то время, как цвета у разных индивидумов отличаются, в результате исследований большого количества синестетов выявлены некоторые общие черты в восприятии некоторых букв (например, буква «A» скорее всего будет красной.
Фонемно-цветовая синестезия – разновидность хроместезии (так называемого «цветного слуха»). У людей, обладающих этим видом синестезии, звучащие фонемы (минимальная смыслоразличительная единица языка) ассоциируются с определёнными цветами. Как и другие виды синестезии, фонемно-цветовая синестезия непроизвольна и, как правило, постоянна.
Самым известным примером фонемно-цветовой синестезии в поэзии является сонет Артюра Рембо «Гласные» (фр.) Первый катрен:
«А – черный; белый – Е; И – красный; У – зеленый. О – синий: тайну их скажу я в свой черед, А – бархатный корсет на теле насекомых, Которые жужжат над смрадом нечистот. (переводА. Кублицкой-Пиоттух) |
Неврологическая синестезия являлась источником вдохновения для художников, композиторов, поэтов, романистов и цифровых художников. Можно выделить музыкально-цветовую синестезию (цветовые ассоциации со звуками музыки) как разновидность. Синестетиками в музыке были Скрябин, Римский-Корсаков, Чюрлёнис и Мессиан, из наших современников — Томас Кёнер, певица Marina and The Diamonds или погибший при трагических обстоятельствах Джон Бэланс из Coil. Они воспринимали или воображали тональности окрашенными в определённые цвета. Например, симфоническая поэма Скрябина «Прометей (Поэма огня)» была задумана композитором со специальной исполнительской строкой «Luce» (то есть «Свет») и исполняется иногда с использованием светомузыки.
Соответствие цветов и тональностей по Скрябину.
Оливье Мессиан изобретал новый метод композиции («лады ограниченной транспозиции» или «симметричные лады») специально, чтобы представить свою двунаправленную цвето-звуковую синестезию.
Кандинский (синестет) и Мондриан (несинестет) оба экспериментировали с изобразительно-музыкальным соответствием в своих картинах.
Композиция. Василий Кандинский, 1913
Музыкант и художник М. Чюрлёнис пытался передать в своих картинах недоступный этому жанру мир музыки.
Современные художники, обладающие синестезией, такие как Кэрол Стин и Марция Смайлак, используют синестезию, чтобы создавать художественные работы.
Цифровая работа Кэрол Стин.
Анна Зальц, датская музыкант и художник так описывает свою картину: «Картина представляет открытый концерт для четырех скрипок. Я рисую. Когда слушаю музыку. Сначала, когда музыка оптимистичная, счастливая – я изображаю красные, оранжевые и и желтые цвета в их разнообразии и контрасте…. Вы можете сравнить это с осенней листвой на одеяле или ковре…»
Концерт Вивальди для 4 скрипок by Anne Salz; Oil on Board, 50 x 50 cm;2003
Бренди Гейл, канадская художница, испытывает невольное объединение или пересечение каких-либо из чувств — слуха, зрения, вкуса, осязания, обоняния и движения. Гейл рисует с натуры, а не по фотографиям, и путём изучения сенсорной панорамы каждой местности пытается ухватить, выбрать и передать свои личные переживания.
Физик Ричард Фейнман описывает цветные уравнения в автобиографии «Какое тебе дело до того, что думают другие?»
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.
1. Какие цвета мы относим к успокаивающим, раздражающим, угнетающим?
2. Какие цвета вызывают ощущение тепла, холода?
3. На двух-трех листах чертежной (рисовальной) плотной бумаги формата А4 (210×297 мм) в полях двух квадратов 100×100 мм, расположенных по вертикальной оси листа (с интервалом между квадратами — 20 мм, полем сверху — 20 мм и снизу — 30 мм для необходимых надписей: № задания, темы композиций, ниже № группы и Ф. И. О. студента) выполнить колористические выразительные гармоничные композиции (2–3 варианта), представляющие собой по ассоциативному впечатлению (вызванному психологическим воздействием, сочетанием, конфигурацией, взаиморасположением, площадью выбранных цветов) тематически противоположные (контрастные) явления, состояния, настроения и т. п. Это могут быть, например, впечатления: о временах года, суток; климатических зонах; или о состояниях (настроениях):
тревоги и покоя,
радости и горя,
холода и жары,
сухости и влажности,
легкости и тяжести,
стремительности и медлительности (динамика — статика);
впечатления об элегантности,
изяществе и грубости, примитивности;
о молодости, юности, зрелости, старости;
о мужественности и женственности;
о серьезности и игривости;
о замкнутости и открытости;
о романтичности и прагматичности;
о природном и техническом начале и т. д.
4. Какую роль цветовая символика играет:
а) в религии
б) в культуре и искусстве
в) технике?
5. Назовите основные символические цвета в России.
6. Что такое синестезия? Приведите примеры цветовой синестезии в искусстве.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Адоптировано из:
1. Медведев В. Ю. Цветоведение колористика: учеб. пособие (курс лекций). — СПб.:
ИПЦ СПГУТД, 2005. — 116 с.
2. https://ru.wikipedia.org.
3. Sagiv, Noam; Robertson, Lynn C.Synesthesia: perspectives from cognitive neuroscience. — Oxford: Oxford University Press, 2005. — ISBN 0-19-516623-X.
4. http://www.digplanet.com/wiki/Synesthesia_in_art.