Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќародно-психологическии состав старообр€дства.




»так, раскол как религиозное настроение и как протест против западного вли€ни€ произошел от встречи преобразовательного движени€ в государстве и церкви с народно-психологическим значением церковного обр€да и с национальным взгл€дом на положение русской церкви в христианском мире. — этих сторон он есть €вление народной психологии - и только. ¬ народно-психологическом составе старообр€дства надобно различать три основные элемента: 1) церковное самомнение, по вине которого православие у нас превратилось в национальную монополию (национализаци€ вселенской церкви); 2) косность и робость богословской мысли, не умевшей усвоить духа нового чуждого знани€ и испугавшейс€ его, как нечистого латинского наваждени€ (латинобо€знь), и 3) инерци€ религиозного чувства, не умевшего отрешитьс€ от привычных способов и форм своего возбуждени€ и про€влени€ (€зыческа€ обр€дность). Ќо протестующее противоцерковное настроение раскола превратилось в церковный м€теж, когда старообр€дцы отказались повиноватьс€ своим церковным пастыр€м за их предполагаемую прив€занность к латинству, а русские церковные иерархи с двум€ восточными патриархами на московском соборе 1667 г. отлучили непокорных старообр€дцев от православной церкви за их противление канонической власти церковных пастырей. — того времени раскол и получил свое бытие не только как религиозное настроение, но и как особенное церковное общество, отделившеес€ от господствующей церкви.

 

 

–ј— ќЋ » ѕ–ќ—¬≈ў≈Ќ»≈.

–аскол скоро отозвалс€ и на ходе русского просвещени€, и на услови€х западного вли€ни€. Ёто вли€ние дало пр€мой толчок реакции, породившей раскол, а раскол в свою очередь дал косвенный толчок школьному просвещению, на которое он так ополчалс€. » греческие, и западнорусские ученые твердили о народном русском невежестве, как о коренной причине раскола. “еперь и стали думать о насто€щей правильной школе. Ќо какого она должна быть типа и направлени€? «десь раскол помог разделитьс€ взгл€дам, прежде сливавшимс€ по недоразумению. ѕока перед глазами сто€ли внешние еретики, папежники и люторы, дл€ борьбы с ними радушно призывали и греков, и киевл€н, и ≈пифани€ —лавинецкого, приходившего с греческим €зыком, и —имеона ѕолоцкого - с латинским. Ќо теперь завелись еретики домашние, староверы, отпавшие от церкви за ее латинские новшества, и хлебопоклонники, исповедовавшие латинское учение о времени пресуществлени€ св€тых даров, и заводчиком этой ереси в ћоскве считали латиниста —. ѕолоцкого. ¬озник гор€чий спор об отношении к обоим €зыкам, о том, который из них должен лечь в основу православного школьного образовани€. Ёти €зыки были тогда не просто разные грамматики и лексиконы, а разные системы образовани€, враждебные культуры, непримиримые миросозерцани€. Ћатынь - это "свободные учени€", "свобода взыскани€", свобода исследовани€, о которой говорит благословенна€ грамота прихожанам церкви »оанна Ѕогослова; это науки, отвечающие и высшим духовным, и ежедневным житейским нуждам человека, а греческий €зык - это "св€щенна€ философи€", грамматика, риторика, диалектика, как служебные науки, вспомогательные средства дл€ уразумени€ слова божи€. ¬осторжествовали, разумеетс€, эллинисты. ¬ царствование ‘едора в защиту греческого €зыка написана была стать€, котора€ начинаетс€ постановкой вопроса и ответом на него: "”читис€ ли нам полезнее грамматики, риторики, философии и феологии и стихотворному художеству и оттуду познавати божественна€ писани€, или, не учас€ сим хитростем, в простоте богу угождати и от чтени€ разум св€тых писаний познавати, - и что лучше российским люд ем учитис€ греческого €зыка, а не латинского". Ћатинское учение по этой статье безусловно вредно и губительно, грозит двум€ великими опасност€ми: прослышав о прин€тии этого учени€ в ћоскве, лукавые иезуиты подкрадутс€ со своими неудобопознаваемыми силлогизмами и "душетлительными аргументами", и тогда с ¬еликой –оссией повторитс€ то же, что испытала ћала€, где "быша мало не все униаты - редции осташас€ во православии"; потом, если в народе, особенно в "простаках", прослышат о латинском учении, не знаю, пишет автор, какого ждать добра, "точию избави боже вс€кие противности". ¬ 1681 г. при московской типографии на Ќикольской открыто было училище с двум€ классами дл€ изучени€ греческого €зыка в одном и слав€нского в другом. –уководил этой типографской школой долго живший на ¬остоке иеромонах “имофей с двум€ учител€ми-греками. ¬ школу вступило 30 учеников из разных сословий. ¬ 1686 г. их числилось уже 233 человека. ѕотом заведена была и высша€ школа, —лав€но-греко-латинска€ академи€, открыта€ в 1686 г. в «аиконоспасском монастыре на Ќикольской же. –уководить ею призваны были греки брать€ Ћихуды. —юда перевели старших учеников типографского училища, которое стало как бы низшим отделением академии. ¬ 1685 г. ученик ѕолоцкого —ильвестр ћедведев поднес правительнице царевне —офье привилегий или устав академии, составленный еще при царе ‘едоре. ’арактер и задачи академии €сно обозначены некоторыми пунктами устава. ќна открывалась дл€ людей всех состо€ний и давала служебные чины воспитанникам. Ќа должности ректора и учителей допускались только русские и греки; западнорусские православные ученые могли занимать эти должности только по свидетельству достоверных благочестивых людей. —трого запрещалось держать домашних учителей иностранных €зыков, иметь в домах и читать латинские, польские, немецкие и другие еретические книги; за этим, как и за иноверной пропагандой среди православных, наблюдала академи€, котора€ судила и обвин€емых в хуле на православную веру, за что виновные подвергались сожжению. “ак продолжительные хлопоты о московском рассаднике свободных учений дл€ всего православного ¬остока завершились церковно-полицейским учебным заведением, которое стало первообразом церковной школы. ѕоставленна€ на страже православи€ от всех европейских еретиков, без приготовительных школ, академи€ не могла проникнуть своим просветительным вли€нием в народную массу и была безопасна дл€ раскола.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 260 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент может не знать в двух случа€х: не знал, или забыл. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1827 - | 1428 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.