Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—оединение частей летописи в свод.




“аковы три основные части, из которых составлен начальный летописный свод: 1) ѕовесть временных лет, прерывающа€с€ на кн€жении ќлега и составленна€ до 1054 г.; 2) —казание о крещении –уси, помещенное в своде под годами 986 - 988 и составленное в начале XII в., и 3)  иево-ѕечерска€ летопись, в которой описаны событи€ XI и XII вв. до 1110 г. включительно. ¬ы видите, что между этими составными част€ми свода остаютс€ обширные хронологические промежутки. „тобы видеть, как пополн€лись эти промежутки, рассмотрим кн€жение »гор€, составл€ющее часть 73-летнего промежутка, отдел€ющего кн€жение ќлега от момента, которым начинаетс€ —казание о крещении –уси (913 - 985). Ќаиболее важные дл€ –уси событи€ рассказаны под годами: 941, к которому отнесен первый поход »гор€ на греков, изложенный по хронографу јмартола и частью по греческому житию ¬асили€ Ќового, под 944 - годом второго похода, в описании которого очевидно участие народного сказани€, и под 945, где помещен текст »горева договора с греками и потом рассказано также по народному киевскому преданию о последнем древл€нском хождении »гор€ за данью, о смерти кн€з€ и о первых актах ќльгиной мести. ѕод восемью другими годами помещены не касающиес€ –уси извести€ о византийских, болгарских и угорских отношени€х, вз€тые из того же хронографа јмартола, и между ними четыре краткие заметки об отношени€х »гор€ к древл€нам и печенегам, что могло удержатьс€ в пам€ти киевского общества. –€д этих 11 описанных лет в нескольких местах прерываетс€ большим или меньшим количеством годов пустых, хот€ и проставленных по пор€дку в виде табличек: дл€ этих годов, которых в 33-летнее кн€жение »гор€ оказалось 22, составитель свода не мог найти в своих источниках никакого подход€щего материала. ѕодобным образом восполнена и друга€ половина этого промежутка, как и промежуток между сказанием о крещении –уси и предполагаемым началом ѕечерской летописи. »сточниками при этом служили кроме греческих переводных и южно-слав€нских произведений, обращавшихс€ на –уси, еще договоры с греками, первые опыты русской повествовательной письменности, а также народное предание, иногда развивавшеес€ в целое поэтическое сказание, в историческую сагу, например об ќльгиной мести. Ёта народна€ киевска€ сага проходит €ркой нитью, как один из основных источников свода, по IX и всему ’ в.; следы ее заметны даже в начале XI столети€, именно в рассказе о борьбе ¬ладимира с печенегами. ѕо этим уцелевшим в своде обломкам киевской былины можно заключать, что в половине XI в. уже сложилс€ в  иевской –уси целый цикл историко-поэтических преданий, главное содержание которых составл€ли походы –уси на ¬изантию; другой, позднейший цикл богатырских былин, воспевающий борьбу богатырей ¬ладимира со степными кочевниками, также образовалс€ в  иевской –уси и до сих пор кой-где еще держитс€ в народе, между тем как обломки первого уцелели только в летописном своде и изредка встречаютс€ в старинных рукописных сборниках.

 

 

’–ќЌќЋќ√»„≈— »… ѕЋјЌ —¬ќƒј.

–€ды пустых годов нагл€дно обнаруживают способ составлени€ свода по перечисленным источникам. ¬ расположении собранного летописного материала составитель руководилс€ хронологическим планом, положенным в основу всего свода. ƒл€ постройки этого плана составитель располагал, с одной стороны, указани€ми византийских хронографов и датами русских договоров с греками, а с другой - числом лет киевских кн€жений, хранившимс€ в пам€ти киевского общества. ¬ ѕовести о начале –усской земли вслед за преданием о нашествии хозар на пол€н встречаем такую вставку под 852 г.: сказав, что при императоре ћихаиле III Ђнача с€ прозывати –усска€ земл€ї, потому что тогда –усь напала на ÷арьград, как повествуетс€ о том в греческом летописании, автор вставки продолжает: Ђтем же отселе почнем и числа положимї. Ёта вставка, очевидно, сделана составителем свода. ’ронологию свою он ведет от потопа, указыва€, сколько лет прошло от потопа до јвраама, от јвраама до исхода евреев из ≈гипта и т. д. ¬ысчитыва€ различные хронологические периоды, составитель свода доходит до того времени, когда (в 882 г.) ќлег утвердилс€ в  иеве: Ђот первого лета ћихайлова до первого лета ќлгова, русского кн€з€, лет 29, а от первого лета ќлгова, понелиже седе в  иеве, до первого лета »горева лет 31ї и т. д. ѕересчитыва€ лета по кн€жени€м, составитель свода доходит до смерти великого кн€з€ киевского —в€тополка: Ђа от смерти ярославли до смерти —в€тополчи лет 60ї. —мерть —в€тополка, случивша€с€ в 1113 г., служит пределом хронологического расчета, на котором построен свод. »так, свод составлен уже при преемнике —в€тополка ¬ладимире ћономахе, не раньше 1113 г. Ќо мы видели, что  иево-ѕечерска€ летопись прерываетс€ еще при —в€тополке, 1110 годом; следовательно, хронологический расчет свода не принадлежит начальному киевскому летописцу, не дожившему до смерти —в€тополка или, по крайней мере, раньше ее кончившему свою летопись, а сделан рукою, писавшею в кн€жение —в€тополкова преемника ¬ладимира ћономаха, т. е. между 1113 и 1125 гг. Ќа это именно врем€ и падает приведенна€ мною —ильвестрова приписка 1116 г. Ётого —ильвестра € и считаю составителем свода.

 

 

Ќ≈—“ќ– » —»Ћ№¬≈—“–.

“еперь можно объ€снить отношение этого —ильвестра и к Ќачальной летописи и к летописцу Ќестору. “ак называема€ Ќачальна€ летопись, читаема€ нами по Ћаврентьевскому и родственным ему спискам, есть летописный свод, а не подлинна€ летопись киево-печерского инока. Ёта  иево-ѕечерска€ летопись не дошла до нас в подлинном виде, а, частью сокращенна€, частью дополненна€ вставками, вошла в начальный летописный свод как его последн€€ и главна€ часть. «начит, нельз€ сказать ни того, что —ильвестр был начальным киевским летописцем, ни того, что Ќестор составил читаемую нами древнейшую летопись, т. е. начальный летописный свод: Ќестор был составителем древнейшей киевской летописи, не дошедшей до нас в подлинном виде, а —ильвестр - составителем начального летописного свода, который не есть древнейша€ киевска€ летопись; он был и редактором вошедших в состав свода устных народных преданий и письменных повествований, в том числе и самой Ќестеровой летописи.

 

Ћ≈ ÷»я VI

 

»сторико-критический разбор Ќачальной летописи. - ≈е значение дл€ дальнейшего русского летописани€. - ќшибочность хронологической основы свода и происхождение ошибки. - ќбработка составных частей свода его составителем. - Ќеполнота древнейших списков Ќачальной летописи. - »де€ слав€нского единства, положенна€ в ее основу. - ќтношение к летописи изучающего. - Ћетописи XII в. - »сторические воззрени€ летописца.

 

 

ћы рассмотрели происхождение, состав и источники древнейшего летописного свода, который прин€то называть Ќачальной летописью, и признали наиболее веро€тным составителем его игумена —ильвестра. Ќам предстоит оценить этот пам€тник, как исторический источник, чтобы этой оценкой руководитьс€ в изучении древнейших его известий о –усской земле. Ётот пам€тник, важный сам по себе как древнейший и основной источник русской истории, становитс€ ещЄ ценнее потому, что был в истинном смысле слова начальной летописью: дальнейшее летописание примыкало к ней, как еЄ непосредственное продолжение и посильное подражание; последующие составители летописных сводов обыкновенно ставили еЄ во главе своих временников.

¬ разборе Ќачальной летописи наше внимание сосредоточитс€ на самом составителе свода, на том, что внЄс он своего в собирательную работу сведени€ разнородного материала, вошедшего в состав свода. ≈му принадлежат хронологическа€ основа свода, способ обработки источников и взгл€д на исторические €влени€, проведЄнный по всему своду.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 453 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

1633 - | 1433 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.