Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Периодизация истории средневекового Востока




 

 
 

С учетом этих особенностей и исходя из представления о степени зрелости феодальных отношений в истории Востока выделяют следую-щие этапы:

I-VI в. н.э. – переходный период зарождения феодализма;

VII-Х вв. – период раннефеодальных отношений с присущим ему процессом натурализации экономики и упадка древних городов;

XI-XII вв. – домонгольский период, начало расцвета феодализма, становление сословно-корпоративного строя жизни, культурный взлет;

XIII вв. – время монгольского завоевания, прервавшего развитие феодального общества и об-ратившее некоторые из них вспять;

XIV-XVI вв. – послемонгольский период, который характеризуется замедлением общест-венного развития, консервацией деспотической формы власти.

Восточные цивилизации. Пеструю картину представлял собой Средневековый Восток и в цивилизационном отношении, что также отличало его от Европы. Одни цивилизации на Востоке возникли еще в древности; буддийская и индусская – на полуострове Индостан, даосско-конфуцианская – в Китае. Другие родились в Средние века: мусульманская цивилизация на Ближ-нем и Среднем Востоке, индо-мусульманская – в Индии, индусская и мусульманская – в странах Юго-Восточной Азии, буддийская – в Японии и Юго-Восточной Азии, конфуцианская – в Японии и Корее.

Индия (VII – XVIII вв.). Раджпутский период (VII-XII вв.)

 
 

Как было показано в гл.2, в IV-VI вв. н.э. на территории современной Индии сложилась мощная империя Гуптов. Эпоха Гуптов, воспринимая как золотой век Индии, сменилась в VII-XII вв. периодом феодальной раздробленности. На этом этапе, однако, обособления районов страны и упадка культуры не произошло в силу развития портовой торговли. Пришедшие из Центральной Азии племена завоевателей гуннов-эфталитов осели на северо-западе страны, а появившиеся вместе с ними гуджараты расселились в Пенджабе, Синде, Раджпутане и Мальве. В результате слияния пришлых народов с местным населением возникла компактная эт-ническая общность раджпутов, которая в VIII в. начала из Раджпутаны экспансию в богатые об-ласти долины Ганга и Центральной Индии. Наибольшую известность имел клан Гурджара-Пратихаров, образовавший государство в Мальве. Здесь и сложился наиболее яркий тип феодаль-ных отношений с развитой иерархией и вассальной психологией.

В VI-VII вв. в Индии складывается система устойчивых политических центров, борющихся друг с другом под знаменем разных династий – Северная Индия, Бенгалия, Декан и Крайний юг. Канвой политических событий VIII-Х вв. стала борьба за Доаб (междуречье Джамны и Ганга). В Х в. ведущие державы страны пришли в упадок, разделились на независимые княжества. Политиче-ская раздробленность страны оказалась особенно трагичной для Северной Индии, подвергшейся в XI в. регулярным набегам войск Махмуда Газневида (998-1030), правителя обширной империи, включавшей территории современных государств Средней Азии, Ирана, Афганистана, а также Пенджаб и Синд.

Социально-экономическое развитие Индии в раджпутскую эпоху характеризовалось ростом феодальных владений. Наиболее богатыми среди феодалов наряду с правителями были индусские храмы и монастыри. Если первоначально им жаловались только необрабатываемые земли и при непременном согласии владевшей ими общины, то с VIII в. все чаще передаются не только земли, но и деревни, жители которых обязаны были нести натуральную повинность в пользу получателя. Однако в это время индийская община все еще оставалась относительно независимой, крупной по размерам и обладавшей автономным самоуправлением. Полноправный общинник наследственно владел своим полем, хотя торговые операции с землей непременно контролировались общинной администрацией.

Городская жизнь, замершая после VI в., начала возрождаться лишь к концу Раджпутского пе-риода. Быстрее развивались старые портовые центры. Новые города возникали возле замков фео-далов, где селились ремесленники, обслуживающие потребности двора и войска землевладельца. Развитию городской жизни способствовало усиление обмена между городами и возникновение группировок ремесленников по кастам. Так же, как и в Западной Европе, в индийском городе раз-витие ремесла и торговли сопровождалось борьбой граждан против феодалов, облагавших ремес-ленников и торговцев новыми налогами. Причем величина налога была тем выше, чем более низ-ким было сословное положение каст, к которым принадлежали ремесленники и торговцы.

На этапе феодальной раздробленности индуизм окончательно взял верх на буддизмом, побе-див его силой своей аморфности, что как нельзя лучше соответствовало политическому строю эпохи.

Эпоха мусульманского завоевания Индии. Делийский султанат (XIII – нач. XVI вв.)

 
 

В XIII в. на севере Индии утверждается крупное мусульманское государство - Делийский султанат, окончательно оформляется господство мусульманских военачальников из среднеазиатских тюрок. Государственной религией становится ислам суннитского направления, официальным языком – персидский. Сопровождавшиеся кровавыми распрями, последовательно сменялись в Дели дина-стии Гулямов, Хилджи, Туглакидов. Войска султанов совершали завоевательные походы в Цен-тральную и Южную Индию, а покоренные правители вынуждены были признавать себя вассалами Дели и платить султану ежегодную дань.

Переломным моментом в истории Делийского султаната стало нашествие на Северную Ин-дию в 1398 г. войск среднеазиатского правителя Тимура (другое имя – Тамерлан, 1336-1405). Сул-тан бежал в Гуджарат. В стране начались эпидемия и голод. Оставленный завоевателем в качестве наместника Пенджаба Хизр-хан Сайид в 1441 г. захватил Дели и основал новую династию Сайи-дов. Представители этой и последовавшей за ней династии Лоди правили уже как наместники ти-муридов. Один из последних Лоди, Ибрахим, стремясь возвеличить свою власть, вступил в не-примиримую борьбу с феодальной знатью и афганскими военачальниками. Противники Ибрахима обратились к правителю Кабула тимуриду Бабуру с просьбой избавить их от тирании султана. В 1526 г. Бабур разбил Ибрахима в битве при Панипате, положив этим начало Могольской империи, просуществовавшей почти 200 лет.

Система экономических отношений претерпевает в мусульманскую эпоху некоторые, хотя и не радикальные, изменения. Значительно возрастает государственный земельный фонд за счет владений покоренных индийских феодальных родов. Основная его часть раздавалась в условное служебное пожалование – икта (небольшие участки) и мукта (крупные «кормления»). Иктадары и муктадары собирали с пожалованных деревень налоги в пользу казны, часть которых шла на со-держание семьи держателя, поставлявшего в государственную армию воина. Частными земельны-ми собственниками, распоряжавшимися имением без государственного вмешательства, были ме-чети, владельцы имущества для благотворительных целей, хранители гробниц шейхов, поэты, чи-новники и купцы. Сельская община сохранилась как удобная фискальная единица, правда, уплата подушного налога (джизии) легла на крестьян, в большинстве исповедовавших индуизм, тяжким бременем.

К XIV в. историки относят новую волну урбанизации в Индии. Города становились центрами ремесла и торговли. Внутренняя торговля преимущественно ориентировалась на нужды столично-го двора. Ведущей статьей импорта был привоз коней (основа делийской армии – конница), кото-рые в Индии за отсутствием пастбищ не разводились, Клады делийских монет археологи находят в Персии, Средней Азии и на Волге.

В годы правления Делийского султаната начинается проникновение в Индию европейцев. В 1498 г. под началом Васко да Гамы португальцы впервые достигли Каликата на Малабарском по-бережье западной Индии. В результате последующих военных экспедиций – Кабрала (1500), Вас-ко де Гама (1502), д'Альбукерки (1510-1511) – португальцы захватывают биджапурский остров Гоа, ставший опорой их владений на Востоке. Монополия португальцев на морскую торговлю по-дорвала торговые связи Индии со странами Востока, изолировала глубинные районы страны и за-держала их развитие. К этому же вели войны и уничтожение населения Малабара. Ослаблен был и Гуджарат. Лишь империя Виджаянагар оставалась в XIV-XVI вв. мощной и даже более централи-зованной, чем прежние государства юга. Ее главой считался махараджа, но вся полнота реальной власти принадлежала государственному совету, главному министру, которому непосредственно подчинялись наместники провинций. Государственные земли раздавались в условное военное по-жалование – амарам. Значительная часть деревень находилась во владении брахманских коллекти-вов – сабх. Крупные общины распались. Их владения сузились до земель одной деревни, а об-щинники все чаще стали превращаться в неполноправных арендаторов-издольщиков. В городах сбор пошлин власти начали отдавать на откуп феодалам, чем укрепили здесь их безраздельное господство.

С утверждением власти Делийского султаната, в котором ислам был насильно насаждаемой религией, Индия оказалась втянутой в культурную орбиту мусульманского мира. Однако несмот-ря на ожесточенную борьбу индусов и мусульман, длительное совместное проживание привело к взаимному проникновению идей и обычаев.

Индия в эпоху Могольской империи (XVI-XVIIIвв.)

 
 

Заключительным этапом средневеко-вой истории Индии стало возвышение на ее севере в начале XVI в. новой мощной мусульманской Могольской империи, которая в XVII в. сумела подчинить себе значительную часть Южной Ин-дии. Основателем державы был тимурид Бабур (1483-1530). Власть моголов в Индии укрепилась в годы полувекового правления Акбара (1452-1605), перенесшего столицу в город Агру на реке Джамне, завоевавшего Гуджарат и Бенгалию, а вместе с ними и выход к морю. Правда, моголам пришлось примириться с владычеством здесь португальцев.

В могольскую эпоху Индия вступает в стадию развитых феодальных отношений, расцвет ко-торых шел параллельно усилению центральной власти государства. Повысилось значение главно-го финансового ведомства империи (дивана), обязанного следить за использованием всех пригод-ных земель. Долей государства была объявлена треть урожая. В центральных областях страны при Акбаре крестьяне были переведены на денежный налог, что заставляло их заранее включаться в рыночные отношения. В государственный земельный фонд (халиса) поступали все завоеванные территории. Из него раздавались джагиры – условные военные пожалования, продолжавшие счи-таться государственной собственностью. Джагирдары обычно владели несколькими десятками тысяч гектар земли и обязаны были содержать на эти доходы воинские отряды – костяк имперской армии. Попытка Акбара ликвидировать в 1574 г. джагирную систему окончилась неудачей. Также в государстве существовала частная земельная собственность феодалов-заминдаров из числа покоренных князей, плативших дань, и небольшие частные владения суфийских шейхов и му-сульманских богословов, передававшиеся по наследству, и свободные от налогов – суюргал или мульк.

Высокого расцвета достигло в этот период ремесло, особенно производство тканей, ценив-шихся на всем Востоке, а в районе южных морей индийский текстиль выступал своего рода все-общим эквивалентом торговли. Начинается процесс сращивания высшей купеческой прослойки с господствующим классом. Денежные люди могли становиться джагирдарами, а последние – вла-дельцами караван-сараев и торговых кораблей. Складываются купеческие касты, играющие роль компаний. Сурат, главный порт страны в XVI в., становится местом, где зарождается прослойка купцов-компрадоров (т.е. связанных с иностранцами).

В XVII в. значение экономического центра переходит к Бенгалии. Здесь развивается в Дакке и Патне производство тонких тканей, селитры и табака. Судостроение продолжает расцветать в Гуджарате. На юге возникает новый крупный текстильный центр Мадрас. Таким образом, в Индии XVI-XVII вв. уже наблюдается зарождение капиталистических отношений, но социально-экономический строй Могольской империи, основанный на государственном владении землей, не способствовал быстрому их росту.

В могольскую эпоху активизируются религиозные споры, на базе которых рождаются широ-кие народные движения, крупные повороты претерпевает религиозная политика государства. Так, в XV в. в Гуджарате в среде мусульманских городов торгово-ремесленных кругов зародилось махдистское движение. В XVI в. фанатическая приверженность правителя ортодоксальному сун-нитскому исламу обернулось бесправием для индусов и преследованием мусульман-шиитов. В XVII в. притеснение шиитов, разрушение всех индусских храмов и использование их камней для строительства мечетей Аурангзебом (1618-1707) вызвало народное восстание, антимогольское движение.

 

* * *

 

Итак, средневековая Индия олицетворяет собой синтез самых разнообразных социально-политических устоев, религиозных традиций. этнических культур. Переплавив внутри себя все это множество начал, она к исходу эпохи предстала перед изумленными европейцами страной сказоч-ного великолепия, манившей к себе богатством, экзотикой, тайнами. Внутри нее, однако, начина-лись процессы, сходные с европейскими, присущими Новому времени. Формировался внутренний рынок, развивались международные связи, углублялись общественные противоречия. Но для Ин-дии, типичной азиатской державы, сильным сдерживающим началом капитализации было деспо-тическое государство. С его ослаблением страна становится легкой добычей европейских колони-заторов, деятельность которых прервала на долгие годы естественный ход исторического развития страны

Китай (III – XVII вв.)

 

 
 

Эпоха раздробленности (III-VI вв.). С падением империи Хань на рубеже II-IIIвв. в Китае происходит смена эпох: заканчивается древний период истории страны и начинается Средневековье. Первый этап раннего феодализма вошел в историю как время Троецарствия (220-280 гг.). На территории страны сложилось три государства (Вэй-на севере, Шу-в центральной части и У-на юге), власть в которых по типу приближалась к военной диктатуре.

Но уже в конце III в. политическая стабильность в Китае вновь утрачивается, и он становится легкой добычей хлынувших сюда кочевых племен, преимущественно оседавших в северо-западных районах страны. С этого момента в течение двух с половиной веков Китай был разделен на северную и южную части, что сказалось на последующем его развитии. Укрепление централи-зованной власти происходит в 20-х годах V в. на юге после основания здесь империи Южная Сун и в 30-х годах V в. – на севере, где усиливается империя Северная Вэй, в которой стремление к восстановлению единой китайской государственности было выражено сильнее. В 581 г. на севере произошел государственный переворот: полководец Ян Цзянь отстранил от власти императора и переменил название государства Суй. В 589 г. он подчинил своей власти южное государство и впервые после 400-летнего периода раздробленности восстановил политическое единство страны.

Политические изменения в Китае III-VI вв. тесно связаны с кардинальными сдвигами в этни-ческом развитии. Хотя иноплеменники проникали и прежде, но именно IV в. становится временем массовых вторжений, сопоставляемых с Великим переселением народов в Европе. Пришедшие из центральных районов Азии племена сюнну, саньбийцев, цянов, цзе, ди оседали не только на се-верных и западных окраинах, но и на Центральной равнине, смешиваясь с коренным китайским населением. На юге процессы ассимиляции некитайского населения (юэ, мяо, ли, и, мань и яо) шли быстрее и менее драматично, оставляя значительные пространства не колонизированными. Это нашло отражение во взаимной обособленности сторон, а также в языке сложились два ос-новных диалекта китайского языка. Северяне называли жителями срединного государства, то есть китайцами, лишь себя, а южан именовали людьми У.

Период политической раздробленности сопровождался заметной натурализацией хозяйст-венной жизни, упадком городов и сокращением денежного обращения. Мерилом стоимости стали выступать зерно и шелк. Была введена надельная система землепользования (чжань тянь), которая сказалась на типе организации общества и способе управления им. Ее существо состояло в закре-плении за каждым работником, отнесенным к сословию лично-свободных простолюдинов, прав на получение участка земли определенных размеров и установлении фиксированных налогов с него.

Надельной системе противостоял процесс роста частных земельных участков так называемых «сильных домов» («да цзя»), который сопровождался разорением и закабалением крестьянства. Введение государственной надельной системы, борьба власти против экспансии крупного частно-го землевладения длились на всем протяжении средневековой истории Китая и сказались на оформлении уникального аграрного и общественного строя страны.

Процесс официальной дифференциации шел на основе разложения и перерождения общины. Это нашло выражение в формальном объединении крестьянских хозяйств в пятидворки и двадца-типятидворки, которые поощрялись властями в целях налоговой выгоды. Все неполноправные слои в государстве обобщенно именовались «подлым людом» (цзяньжэнь) и противопоставлялись «доброму народу» (лянминь). Ярким проявлением социальных сдвигов стало повышение роли аристократии. Знатность определялась принадлежностью к старым кланам. Родовитость закрепля-лась в списках знатных фамилий, первый общий реестр которых был составлен в III в. Еще одной отличительной чертой общественной жизни III-VI вв. было усиление личностных отношений. Принцип личного долга младшего перед старшим занял ведущее место среди моральных ценно-стей.

Имперский период (конец VI-XIII вв)

 
 

В этот период в Китае возродился имперский порядок, произошло политическое объединение страны, изменился характер верховной власти, усилилась централизация управления, возросла роль чиновно-бюрократического аппарата. В годы вла-дычества династии Тан (618-907) складывается классический китайский тип имперского управле-ния. В стране происходили мятежи военных губернаторов, крестьянская война 874-883 гг., дли-тельная борьба с тибетцами, уйгурами и тангутами на севере страны, военное противостояние южно-китайскому государству Наньчжао. Все это привело к агонии Танского режима.

В середине Х в. из хаоса родилось государство Позднее Чжоу, ставшее новым ядром полити-ческого объединения страны. Воссоединение земель было завершено в 960 г. основателем дина-стии Сун Чжао Куаньинем со столицей Кайфэн. В этом же веке на политической карте северо-восточного Китая появляется государство Ляо. В 1038 г. на северо-западных рубежах империи Сун была провозглашена тангутская империя Западная Ся. С середины XI в. между Сун, Ляо и Ся сохраняется примерное равновесие сил, которое в начале XII в. было нарушено с появлением но-вого быстро растущего государства чжурчжэней (одна из ветвей тунгусских племен), сформиро-вавшегося в Маньчжурии и провозгласившего себя в 1115 г. империей Цзинь. Оно вскоре завоева-ло государство Ляо, захватило столицу Сун вместе с императором. Однако брату захваченного императора удалось создать империю Южная Сун со столицей в Линьане (Ханьчжоу), распро-странявшую влияние на южные районы страны.

Таким образом накануне монгольского нашествия Китай вновь оказался расколотым на две части северную, включающую империю Цзинь, и южную территория империи Южная Сун.

Процесс этнической консолидации китайцев, начавшийся в VII в., уже в начале XIII в. при-водит к формированию китайского народа. Этническое самосознание проявляет себя в выделении китайского государства, противостоящего иноземным странам, в распространении универсального самоназвания «хань жэнь» (люди хань). Численность населения страны в Х-XIII вв. составляла 80-100 млн. человек.

В империях Тан и Сун складываются совершенные для своего времени управленческие сис-темы, которые копировались другими государствами Все военные соединения страны с 963 г. ста-ли подчиняться непосредственно императору, а военные чины на местах назначались из числа гражданских служащих столицы. Это усилило власть императора. Вырос бюрократический аппа-рат до 25 тысяч. Высшим правительственным учреждением было Управление ведомств, возглав-лявшее шесть ведущих органов исполнительной власти страны: Чинов, Налогов, Ритуалов, Воен-ное, Судебное и Общественных работ. Наряду с ними учреждались Имперский секретариат, Им-перская канцелярия. Власть главы государства, официально именовавшегося Сыном Неба и импе-ратором, была наследственной и юридически неограниченной.

Экономика Китая VII-XII вв. основывалась на аграрном производстве. Надельная система, достигшая апогея в VI-VIII вв., к концу Х в. исчезла. В сунском Китае система землепользования уже включала в себя государственный земельный фонд с императорскими поместьями, крупное и среднее частное землевладение, мелкокрестьянскую земельную собственность и поместья держа-телей государственных земель. Порядок налогообложения может быть назван тотальным. Глав-ным был поземельный двухразовый натуральный налог, составляющий 20 % урожая, дополняв-шийся промысловой податью и отработками. Для учета налогоплательщиков каждые три года со-ставлялись подворные реестры.

Объединение страны привело к постепенному повышению роли городов. Если в VIII в. их насчитывалось 25 с населением около 500 тысяч человек, то в Х-XII вв., в период урбанизации, городское население стало составлять 10 % общей численности страны.

Урбанизация была тесно связана с ростом ремесленного производства. Особое развитие в городах получили такие направления казенного ремесла, как шелкоткачество, керамическое про-изводство, деревообработка, выделка бумаги и крашение. Формой частного ремесла, подъем кото-рого сдерживали мощная конкуренция казенного производства и всесторонний контроль импер-ской власти над городской экономикой, была семейная мастерская лавка. Торгово-ремесленные организации, а также лавки представляли собой основную часть городского ремесла. Постепенно совершенствовалась техника ремесла, менялась его организация появлялись крупные мастерские, оснащенные станками и применявшие наемный труд.

Развитию торговли способствовало введение в конце VI в. эталонов мер и весов и выпуск медной монеты установленного веса. Налоговые поступления с торговли стали ощутимой статьей государственных доходов. Увеличение добычи металлов позволило правительству Сун выпустить наибольшее за всю историю китайского средневековья количество звонкой монеты. Активизация внешней торговли приходилась на VII-VIII вв. Центром морской торговли был порт Гуанчжоу, связывавший Китай с Кореей, Японией и прибрежной Индией. Сухопутная торговля шла по Вели-кому шелковому пути через территорию Центральной Азии, вдоль которого были устроены кара-ван-сараи.

В китайском средневековом обществе домонгольской эпохи размежевание шло по линии аристократов и не аристократов, служилого сословия и простолюдинов, свободных и зависимых. Пик влияния аристократических кланов приходится на VII-VIII вв. Первым генеалогическим пе-речнем 637 г. было зафиксировано 293 фамилии и 1654 семьи. Но уже к началу XI в. власть ари-стократии слабеет и начинается процесс сращивания ее с чиновной бюрократией.

«Золотым веком» чиновничества было время Сун. Служебная пирамида насчитывала 9 ран-гов и 30 степеней, а принадлежность к ней открывала путь к обогащению. Основным каналом проникновения в среду чиновников были государственные экзамены, способствовавшие расшире-нию социальной базы служилых людей.

Около 60 % населения составляли крестьяне, юридически сохранившие права на землю, но фактически не имевшие возможности ею свободно распоряжаться, оставлять необработанной или бросать. С IX в. шел процесс исчезновения лично-неполноправных сословий (цзяньжэней): госу-дарственных крепостных (гуаньху), казенных ремесленников (гун) и музыкантов (юэ), частных и зависимых безземельных работников (буцой). Особую прослойку общества составляли члены буддийских и даосских монастырей, насчитывавших в 20-е годы XI в. 400 тыс. человек.

Города, в которых появляется люмпенский слой, становятся центрами антиправительствен-ных восстаний. Самым крупным движением, направленным против произвола властей, было вос-стание под руководством Фан Ла в юго-восточном районе Китая в 1120-1122 гг. На территории же империи Цзинь вплоть до ее падения в XIII в. действовали национально-освободительные отряды «красных курток» и «черного знамени».

В средневековом Китае существовали три религиозные доктрины: буддизм, даосизм и кон-фуцианство. В эпоху Тан правительство поощряло даосизм: в 666 г. была официально признана святость автора древнекитайского трактата – канонического сочинения даосизма Лаоцзы (IV-III вв. до н.э.), в первой половине VIII в. учреждена даосская академия. Одновременно усиливались гонения на буддизм и утверждалось неоконфуцианство, которое претендовало на роль единствен-ной идеологии, обосновавшей общественную иерархию и соотносившей ее с понятием личного долга.

Итак, к началу XIII в. в китайском обществе приобретают законченную форму и закрепляют-ся многие черты и институты, которые впоследствии будут претерпевать лишь частичные измене-ния. Приближаются к классическим образцам политическая, экономическая и социальная систе-мы, изменения в идеологии приводят к выдвижению на первый план неоконфуцианства.

Китай в эпоху монгольского владычества. Империя Юань (1271-1367 гг.)

 

 
 

Монгольское завоевание Китая растянулось почти на 70 лет. В 1215 г. был взят. Пекин, а в 1280 г. Китай полно-стью оказлся во власти монголов. С вступлением на престол хана Хубилая (1215-1294) великохан-ская ставка была перенесена в Пекин. Наряду с ним равноправными столицами считались Карако-рум и Шандун. В 1271 г. все владения великого хана были объявлены империей Юань по китай-скому образцу. Монгольское господство в основной части Китая продолжалось немногим более века и отмечено китайскими источниками как наиболее тяжелое для страны время.

Несмотря на военную мощь, империя Юань не отличалась внутренней прочностью, ее со-трясали междоусобицы, а также сопротивление местного китайского населения, восстание тайно-го буддийского общества «Белый лотос».

Характерной особенностью социальной структуры было разделение страны на четыре нерав-ные по правам категории. Китайцы севера и жители юга страны считались соответственно людьми третьего и четвертого сорта после самих монголов и выходцев из исламских стран западной и цен-тральной части Азии. Таким образом, этническая ситуация эпохи характеризовалась не только на-циональным угнетением со стороны монголов, но и узаконенным противопоставлением северных и южных китайцев.

Господство империи Юань держалось на мощи армии. Каждый город содержал гарнизон не менее 1000 человек, а в Пекине стояла ханская гвардия из 12 тыс. человек. В вассальной зависи-мости от юаньского дворца находились Тибет и Корё (Корея). Попытки вторжения в Японию, Бирму, Вьетнам и Яву, предпринятые в 70-80-е годы XIII в., не принесли монголам успеха. Впер-вые юаньский Китай посетили купцы и миссионеры из Европы, которые оставили о своих путеше-ствиях записки: Марко Поло (около 1254-1324), Арнольд из Кельна и другие.

Монгольские властители, заинтересованные в получении доходов с покоренных земель, со второй половины XII в. все больше стали перенимать традиционные китайские методы эксплуата-ции населения. Первоначально была упорядочена и централизована система налогообложения. Сбор налогов был изъят из рук местных властей, была проведена всеобщая перепись населения, составлены налоговые реестры, введены подушный и поземельный зерновые налоги и подворный налог, взимавшийся шелком и серебром.

Действующими законами была определена система поземельных отношений, в рамках кото-рой выделялись частные земли, казенные земли, земли общественного пользования и удельные наделы. Устойчивой тенденцией в сельском хозяйстве с начала XIV в. становится увеличение ча-стных земельных владений и расширение арендных отношений. Избыток порабощенного населе-ния и военнопленных позволял широко применять их труд на государственных землях и на землях воинов в военных поселениях. Наряду с рабами казенные земли обрабатывались государственны-ми арендаторами. Широко, как никогда прежде, распространялось храмовое землевладение, по-полняемое как за счет государственных дарений, так и за счет покупок и прямого захвата полей. Такие угодья считались вечным владением и обрабатывались братией и арендаторами.

Городская жизнь начала возрождаться лишь к концу XIII в. В реестровых списках 1279 г. числилось около 420 тыс. мастеров. По примеру китайцев монголы учредили монопольное право казны на распоряжение солью, железом, металлом чаем, вином и уксусом, установили торговый налог в размере одной тридцатой стоимости товара. В связи с инфляцией бумажных денег в конце XIII в. в торговле стал доминировать натуральный обмен, возросла роль драгоценных металлов, расцвело ростовщичество.

С середины XIII в. официальной религией монгольского двора становится ламаизм – тибет-ская разновидность буддизма. Характерной особенностью периода было появление тайных рели-гиозных сект. Прежнее ведущее положение конфунцианства восстановлено не было, хотя откры-тие в 1287 г. Академии сынов отечества, кузницы высших конфуцианских кадров, свидетельст-вовало о принятии ханом Хубилаем имперской конфуцианской доктрины.

Минский Китай (1368-1644)

 
 

Минский Китай родился и погиб в горниле великих крестьянских войн, события которых невидимым образом режиссировались тайными религиозными обществами типа «Белого лотоса». В эту эпоху было окончательно ликвидировано монгольское господ-ство и заложены основы хозяйственной и политической систем, отвечающих традиционным ки-тайским представлениям об идеальной государственности. Пик могущества империи Мин прихо-дился на первую треть XV в., к концу же столетия начинают нарастать отрицательные явления. Вся вторая половина династийного цикла (XVI – первая половина XVII вв.) характеризовалась за-тяжным кризисом, приобретшим к концу эпохи всеобщий и всесторонний характер. Начавшийся с изменений в экономике и социальной структуре кризис наиболее зримо проявлял себя в области внутренней политики.

Первый император династии Мин Чжу Юаньчжан (1328-1398) начал проводить дальновид-ную аграрную и финансовую политику. Он увеличил долю крестьянских дворов в земельном кли-не, усилил контроль за распределением казенных земель, стимулировал опекаемые казной воен-ные поселения, переселял крестьян на пустующие земли, ввел фиксированное налогообложение, предоставлял льготы малоимущим дворам. Его сын Чжу Ди ужесточил полицейские функции власти: было учреждено специальное ведомство, подчинявшееся только императору – Парчовые халаты, поощрялось доносительство. В XV в. появилось еще два карательно-сыскных учреждения.

Центральной внешнеполитической задачей Минского государства в XIV-XV вв. было пре-дотвращение возможности нового монгольского нападения. Не обходилось без военных столкно-вений. И хотя в 1488 г. с Монголией был заключен мир, однако набеги продолжались еще и в XVI в. От нашествия на страну войск Тамерлана, начавшегося в 1405 г., Китай спасла смерть завоева-теля.

В XV в. активизируется южное направление внешней политики. Китай вмешивается во вьет-намские дела, захватывает ряд районов Бирмы. С 1405 по 1433 гг. в страны Юго-Восточной Азии, Индию, Аравию и Африку совершается семь грандиозных экспедиций китайского флота под ру-ководством Чжэн Хэ (1371 – около 1434). В разных походах он вел от 48 до 62 только крупных кораблей. Эти вояжи имели целью установление торговых и дипломатических связей с заморски-ми странами, хотя вся внешняя торговля была сведена к обмену данью и дарами с зарубежными посольствами, на частную же внешнеторговую деятельность накладывался строжайший запрет. Караванная торговля также приобрела характер посольских миссий.

Государственная политика в отношении внутренней торговли не была последовательной. Ча-стная торговая деятельность признавалась легальной и доходной для казны, однако общественное мнение считало ее недостойной уважения и требовавшей систематического контроля со стороны властей. Само же государство вело активную внутреннюю торговую политику. Казна принуди-тельно закупала товары по низким ценам и распределяла продукты казенных промыслов, продава-ла лицензии на торговую деятельность, сохраняла систему монопольных товаров, содержала им-ператорские лавки и насаждала государственные «торговые поселения».

Основой денежной системы страны оставались в этот период ассигнация и мелкая медная монета. Запрет на использование золота и серебра в торговле хотя и ослаблялся, но, однако, до-вольно медленно. Четче, чем в предыдущую эпоху, обозначаются хозяйственная специализация районов и тенденция к расширению казенного ремесла и промыслов. Ремесленные объединения в этот период постепенно начинают приобретать характер цеховых организаций. Внутри них по-являются письменные уставы, возникает зажиточная прослойка.

С XVI в. начинается проникновение в страну европейцев. Как и в Индии, первенство принад-лежало португальцам. Их первым владением на одном из южнокитайских островов стало Макао (Аомэнь). Со второй половины XVII в. страну наводняют голландцы и англичане, которые оказы-вали маньчжурам помощь в покорении Китая. В конце XVII в. в пригороде Гуан-чжоу англичане основали одну из первых континентальных факторий, ставшую центром распространения англий-ских товаров.

В эпоху Мин господствующее положение в религии занимает неоконфуцианство. С конца XIV в. прослеживается стремление властей поставить ограничения буддизму и даосизму, что вело к расширению религиозного сектантства. Другими яркими чертами религиозной жизни страны были китаизация местных мусульман и распространение локальных культов в народной среде.

Нарастание кризисных явлений в конце XV в. начинается исподволь, с постепенного ослаб-ления императорской власти, концентрации земель в руках крупных частных владельцев, обост-рения финансового положения в стране. Императоры после Чжу Ди были слабыми правителями, а всеми делами при дворах заправляли временщики. Центром политической оппозиции стала палата цензоров-прокуроров, члены которой требовали реформ и обвиняли произвол временщиков. Дея-тельность такого рода встречала суровый отпор со стороны императоров. Типичной была картина, когда очередной влиятельный чиновник, подавая обличительный документ, одновременно гото-вился к смерти, ожидая от императора шелкового шнурка с приказом удавиться.

Переломный момент в истории Минского Китая связан с мощным крестьянским восстанием 1628-1644 гг. во главе с Ли Цзычэнем. В 1644 г. войска Ли заняли Пекин, а сам он объявил себя императором.

 

* * *

 

История средневекового Китая представляет собой пестрый калейдоскоп событий: частую смену правящих династий, длительные периоды господства завоевателей, как правило, приходив-ших с севера и очень скоро растворявшихся среди местного населения, восприняв не только язык и образ жизни, но и классический китайский образец управления страной, оформившийся в тан-скую и сунскую эпохи. Ни одно государство средневекового Востока не смогло достичь такого уровня управляемости страной и обществом, какой был в Китае. Не последнюю роль в этом сыг-рала политическая замкнутость страны, а также господствовавшее в среде управленческой элиты идейное убеждение об избранности Срединной империи, естественными вассалами которой явля-ются все прочие державы мира.

Однако и такое общество не было свободно от противоречий. И если побудительными мо-тивами крестьянских восстаний часто оказывались религиозно-мистические убеждения или на-ционально-освободительные идеалы, они нисколько не отменяли, а наоборот, переплетались с требованиями социальной справедливости. Показательно, что китайское общество не было столь замкнутым и жестко организованным, как, например, индийское. Предводитель крестьянского восстания в Китае мог стать императором, а простолюдин, выдержавший государственные экза-мены на чиновничью должность, мог начать головокружительную карьеру.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3431 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2358 - | 2156 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.