Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные философские идеи Нового Завета.




Те отношения, в которых состоят Бог и человек, выступают как откровение. Откровение есть непосредственное волеизъявле­ние Бога по отношению к человеку, адресату этого волеизъяв­ления. Информация, исходящая от Бога, принимается субъек­том безоговорочно как абсолютный критерий человеческого поведения и познания, принимается на веру, т.е. она для чело­века абсолютно убедительна. Бог — и соответственно Ветхий За­вет, Новый Завет, писания святых — открывает человеку тай­ны мира и божественную волю, человек обязан верить Богу. Иного не дано.

Концепция откровения и веры имеет два, казалось бы, про­тивоположных по содержанию источника. Один ориентирует на сверхчувственную реальность, идеальное, которое в соответствии еще с Платоном не может быть эмпирическим и вообще непосредственно познаваемым. Другой источник настаивает на неопосредованности откровения. Откровение столь же неопо­средованно, как и чувство. Соотношение опосредованного и не­опосредованного в откровении и вере, в духовной жизни чело­века всегда привлекало внимание средневековых философов.

Широко известно изречение Тертуллиана "Верую потому, что абсурдно". Здесь отрицается сама необходимость рацио­нального осмысления откровения. В XI в. Анселъм приходит к формуле "Верю и понимаю", а в XIII в. Фома Аквинский стре­мится достичь гармонии между верой и разумом, но при при­оритете веры. Соединить мысль и чувство оказывается очень непростым делом, их часто разводили, приходя к концепции двойственной истины. Ибн Рушд считал, что истинное в философии и науке может быть ложным в теологии и наоборот. Концепция двойственной истины обычно используется для ав­тономного развития теологии и религии, философии и науки. В средние века эта концепция использовалась для борьбы с суевериями и засильем церкви.

Напряженность религиозной жиз­ни так или иначе приводила к необходимости трансформации религиозных установок в правила поведения, в практическую философию. Здесь, конечно же, всегда была возможность со­слаться на авторитеты, на откровения, следуя Нагорной про­поведи Христа, где он говорил: "Итак, будьте совершенны, как совершен Отец небесный". А это значило: не убей, не пре­любодействуй, возлюби ближнего своего и врага, делай другим, что хотел бы, чтобы они делали тебе, и т.п. Вроде бы, следуя этим правилам, христианин мог искать меру и оценку своих пре­грешений и заслуг вовне, у других людей, особенно у священ­ника, который налагал наказание в виде поста, длительных мо­литв. После того как наказание было исполнено, человек считал себя примиренным с Богом, но его собственное Я при этом бы­ло задействовано слабо. Это отметили средневековые филосо­фы, которые подготовили переворот, заключавшийся в необхо­димости погружения в самые глубокие пучины своего собственного Я; ведущую роль стало играть самосознание субъ­екта. Особая заслуга в открытии индивидуальности морально­го поведения человека принадлежала Абеляру. В последние века средневековья покаяние, все связанные с ним страдания и слезы выступают как результат напряженной внутренней духовной жизни субъекта. Этические нормы, правила выступа­ли как необходимое продолжение чувств-эйдосов. Это были отнюдь не рядовые правила поведения, а достижение высоко­нравственных идеалов. Но тогда становится понятным, поче­му Нагорная проповедь Христа и поныне сохраняет свое зна­чение. Христианство принесло новые нравственные принципы. Список этих принципов не оставался неизменным, что-то отвер­галось, что-то видоизменялось, число критиков христианства росло, но на почве непредвзятого анализа нельзя не признать, что субъективизация духовной жизни человека и выработка на этой основе нравственных принципов — огромный шаг вперед в понимании человека и общества.

Средневековые философы — в соответствии с содержанием Нового Завета — при осмыслении общества ставили на первое ме­сто не политику и не экономику, а нравственность, точнее, нрав­ственные принципы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 438 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2281 - | 2210 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.