Взаимоотношения природы и общества — одна из актуальных проблем гуманитарного знания. Как соотносится человечество с живой и неживой сферами планеты, как они сосуществуют и развиваются — это острые проблемы, затрагивающие экономику, политику, мораль, искусство, религию и другие сферы общественной жизни.
В широком смысле слова под природой понимается все сущее весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений, а в узком смысле слова природа — это то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания, т.е. совокупность естественных условий существования человеческого общества (биосфера). Природа является естественным условием существования людей.
Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано. Эта взаимосвязь выглядит следующим образом: в обществе действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели, тогда как в природе действуют слепые, бессознательные силы. Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.
Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях:
1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа;
2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.
На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.
Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т.д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.
Характеризуя общество как обособленную от природы часть мира, важно осознавать, что суть обособленности общества от природы состоит в следующем:
1. В центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. 2. Природа существует и развивается по своим собственным, не зависящим от человека и общества законам.
3. Общество подчиняется как общим с природой законам, так и своим собственным, которые зависят от сознания и воли людей.
Общество — структурно-организованная система. В нем присутствуют различные формы общественных отношений, развита социальная структура, налажено материальное и духовное производство, действуют социальные и политические организации и институты.
Общество выступает в качестве творца, преобразователя и создателя культуры.
Однако, говоря об обособлении общества от природы, мы имеем в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития. Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его средой так же, как и любой другой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу.
Природа оказывает влияние и воздействует на общество. Природа создает благоприятные или неблагоприятные условия для его развития. Так, великие цивилизации древности (Вавилон, Египет, Индия, Китай) возникали в устьях рек или в плодоносных долинах. Благоприятные природные условия давали толчок бурному развитию той или иной цивилизации. Ландшафтные и климатические условия способствовали развитию торговли, мореплавания, межкультурных связей.
В то же время, природная среда и природные катаклизмы могли не только тормозить развитие общества, но и стать причиной его гибели. Цунами, землетрясения, извержение вулканов, наводнения приводили в древности к исчезновению с лица земли целых племен и народов.
Общество неотделимо от природы. Человек, а значит и общество, вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу. Природа была и остается тем фундаментом, на котором основывается общество.
Последствия дисгармонии между природой и обществом оказались гибельными для самого человека, приняв масштаб глобальных проблем.
Глобальные проблемы человечества — это такие проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всех народов планеты и представляют угрозу для ее выживания, а поэтому требуют неотложного решения усилиями народов всех стран.
К глобальным проблемам относятся следующие проблемы:
Экологическая проблема — разлад системы взаимодействия с природой, исчерпаемость природных ресурсов, необратимые изменения в среде обитания, исчезновение биологических видов.
Угроза термоядерной войны — гонка вооружений, загрязнения, вызванные испытаниями ядерного оружия, генетические последствия этих испытаний, неуправляемое развитие ядерных технологий, возможность термоядерного терроризма и шантажа на межгосударственном уровне, уровне криминальных структур и отдельных террористов.
Демографическая проблема — неравномерный и неуправляемый рост населения в развивающихся странах и уменьшение населения в развитых странах.
Кризис условий выживания человека — истощение продовольственных ресурсов, энергии, питьевой воды, чистого воздуха, запасов минеральных веществ.
Активная преобразующая деятельность человека по мощи и последствиям (как созидательным, так и разрушительным) не только сопоставима, но и превосходит самые грозные силы природы. Вызвав к жизни могучие производительные силы, человечество не всегда может поставить их под свой разумный контроль. Уровень общественной организации, политическое мышление и экологическое сознание, духовно-нравственные ориентации еще весьма далеки от требований эпохи.
Глобальные проблемы современности поставили перед человечеством задачу поиска новых путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой. Этими проблемами занимаются как на национальном уровне, так и в рамках крупных международных исследовательских центров.
Однако уже на данном этапе можно сделать следующие выводы:
1. Решение глобальных проблем требует усилий всех стран мира.
2. Необходимо изменить курс развития современной техногенной цивилизации, переориентировать людей с мирских ценностей на ценности духовные.
3. Следует ограничить производство и потребление, целью человека должно стать духовное самоусовершенствование.
Из этого следует, что необходимо совершить коренной поворот в развитии современного общества. Большинство мыслителей сходятся на том, что глобальные проблемы человечества — это не чисто экономические, политические или научные явления, а прежде всего проблемы духовно-нравственные. И их решение возможно лишь на пути внутреннего преображения человечества, изменения социальных и нравственных установок общества и личности.