Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 207 страница




С т. зр. материализма, Я. возник одновременно с возникновением общества в процессе совместной тру­довой деятельности первобытных людей. «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действитель­ное сознание и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми» (Маркс К.иЭнгельс Ф., Соч., т. 3, с. 29). Биологич. предпосылками чело­веч. Я. явились сложные двигат. и звуковые формы сигнализации, существовавшие у высших животных. В процессе перехода от животных предков к человеку, когда возник труд в собств. смысле, связанный с из­готовлением орудий, начинает формироваться вторая, речевая сигнальная система; звуки из средства выраже­ния эмоций постепенно становятся средством обо­значения вещей, их свойств и отношений, начинают выполнять функции преднамеренного сообщения; скла­дывается относительно устойчивая связь между пред­ставлением о предмете и кинестетич. ощущениями ре-чедвигат. аппарата со слуховым образом звука. От элементарных, нечленораздельных звуковых комплек­сов первобытные люди — по мере усложнения процесса материального произ-ва, обществ. отношений и со­знания — постепенно переходили ко всё более слож­ным обобщённым звуковым комплексам.

Возникновение членораздельной речи явилось мощ­ным средством дальнейшего развития человека, общест­ва и сознания. Благодаря Я. осуществляется специ­фически человеч. форма передачи социального опыта, культурных норм и традиций, через Я. реализуется преемственность различных поколений и историч. эпох.

История каждого отд. Я. неотделима от истории народа, владеющего им. Совр. языки складывались в связи с формированием совр. народов. Первоначаль­ные родо-племенные Я. по мере слияния племён и об­разования народностей трансформировались в Я. на­родностей, в дальнейшем, с образованием наций, воз­никают единые нац. языки.

Я. участвует в осуществлении практически всех высших психич. функций, будучи наиболее тесно свя­зан с мышлением. Связь эта нередко трактуется как параллелизм речевых и мыслит. процессов (соот-

ЯЗЫК

ветственно устанавливается взаимоотношение единиц Я. и мышления — чаще всего слова и понятия, предложе­ния и суждения), что связано с упрощенным толкова­нием языкового значения как непосредств. отражения объекта в зеркале Я. Значение же есть система констант речевой деятельности, обеспечивающих относит. пос­тоянство отнесения её структуры к тому или иному классу; тем самым значение, поскольку оно полностью усвоено носителем Я., есть как бы потенциальный заме­ститель всех тех деятельностей, к-рые оно опосре-дует для человека. Я. участвует в процессе пред­метного восприятия, является основой памяти в её специфически человеч. (опосредствованной) форме, выступает как орудие идентификации эмоций и в этом плане опосредует эмоциональное поведение человека. Можно сказать, что наряду с обществ. характером труда Я. определяет специфику сознания и человеч. психики вообще.

Звуковой Я., как и пластика человеч. тела, являет­ся «естественной» системой знаков — в отличие от искусственных Я., специально создаваемых в науке (напр., логике и математике), иск-ве и т.п. Специфич. особенностью человеч. Я. является наличие в нём высказываний о самом Я., обусловливающей способ­ность Я. к самоописанию и описанию др. знаковых си­стем. Др. особенность Я.— его членораздельность, внутр. расчленённость высказываний на единицы разных уров­ней (словосочетания, слова, морфемы, фонемы — в струк­турной лингвистике принято вычленять на материале ин-доевроп. языков фонологич., морфологич., лексич. и син-таксич. уровни). Это связано с аналитизмом Я. — дис­кретностью смысла его единиц и способностью их к ком­бинированию в речи по известным правилам.

Аналитизм Я. позволяет ему строить тексты — сло­жные знаки, обладающие развитой системой модальнос­ти, временной мерой (разделением прошлого, настоя­щего и будущего) и выражением лица. Все эти осо- бенности языковых вначений обусловливают универ­сальность Я. по сравнению с др. знаковыми системами, позволяют Я. описывать мир как целое, называть предметы мира, описывать поведение людей и давать личные имена людям и коллективам, определяя тем самым строение коллективов людей. Многообразные аспекты Я. составляют предмет изучения различных наук: лингвистики, логики, психологии (психолинг­вистика), антропологии (этнолингвистика), истории культуры, литературоведения, социологии (социо­лингвистика и лингвистич. социология), семиотики, теории массовой коммуникации. Перерабатывая данные конкретных наук, философия даёт им определ. истол­кование в контексте решения таких общих проблем, как происхождение Я., взаимоотношение Я. и созна­ния, место Я. в процессе духовного освоения мира и т. д.

ЯКОБИ (Jacobi) Фридрих Генрих (25.1.1743, Дюс­сельдорф,— 10.3.1819, Мюнхен), нем. писатель и философ-идеалист, представитель т. н. философии чувства и веры. Друг Гёте, автор филос. романов «Из писем Эдуарда Альвиля» («Allwills Briefsammlung», 1775—76) и «Вольдемар» («Woldemar», 1779). Президент Баварской АН (1807—12). В полемике с Мендель­соном о пантеизме Спинозы (1785) выступил про­тив «рассудочного» рационализма Просвещения, классич. выражением к-рого считал спинозизм. Согласно Я., «рассудочное мышление» не в состоянии открыть в человеке изначальный и безусловный источ­ник его личности и присущей ей свободы и неизбеж­но ведёт к натурализму, атеизму и детерминизму

(Спиноза) или субъективному идеализму (Кант). Кри­тикуя Канта, выявил одно из осн. противоречий его учения: без предпосылки «вещи в себе» нельзя вой­ти в философию Канта, а с этой предпосылкой нельзя внутри неё оставаться. Вслед за Юмом Я. полагал, что реальное существование вещий дано человеч. сознанию непосредственно. Эту непосредств. досто­верность Я. называл «верой», «откровением», «чувст­вом», а также «разумом», противопоставляя его «рассудку». Содержание.«веры у Я. является как реа­льность чувственного мира земных вещей, так и реа­льность абсолютного и вечного, и к-ром человек чувствует себя одновременно и поглощённым в абсо­люте, и спасённым в изначальной основе своей субъ­ективности.

Кантовскому категорич. императиву Я. противопос­тавлял нравств. автономию личности, возвышающейся над ригоризмом моральных заповедей. Критиковал учения Фихте, Шеллинга, Гегеля, усматривая в раз­витии послекантовского идеализма тенденции к пан­теизму и «нигилизму» (ввёл сам термин). Иррациона-листич. философия Я. предвосхитила мн. мотивы фи­лософии жизни и экзистенциализма.

* Werke, Bd 1—6, Darmstadt, 1968; в рус. пер.— О транс­цендентальном идеализме, в кн.: Новые идеи в философии, сб. 12, СПБ, 1914.

• Кожевников В. А., Философия чувства и веры..., ч. 1, М., 1897; Асмус В. Ф., Проблема интуиции в философии и математике, M., 19652; Фейербах Л., Я. и философия его времени, в его кн.: История философии, т. 2, М., 1967; Levу - Вruhl L., La Philosophie de F. Ja-cobi, P., 1894; Bollnow 0. F., Die Lebensphilosophie F. H. Jacobis, Stuttg.—B., I960; Baum G., Vernunft und Erkenntnis. Die Philosophie F. H. Jacobis, Bonn, 1969.

ЯМВЛИХ (Ίάμβλιχος) из Халкиды (Сирия) (не поз­же 280, вероятно в 245,— ок. 330), антич. философ-неоплатоник, ученик, а затем оппонент Порфирия. Находился под сильным влиянием пифагореизма и хал­дейских оракулов, соединял неоплатонизм с интен­сивно разрабатывавшейся им теургией. Согласно Дж. Диллону, соч. Я. можно разбить на 3 группы: пифа-горейско-герметические [компилятивный «Свод пифаго­рейских учений в 10 кн.» (до нас дошло пять), напи­санный для школьного обихода], порфириево-платони-ческие (комм. к Платону и Аристотелю) и соч., соста­вившие оригинальный вклад Я. в неоплатонич. филосо­фию и написанные после смерти Порфирия: «О богах», «О речи Зевса в "Тимее"», «Халдейская теология», «Платонова теология», «О символах» и др. Вероятно, Я. принадлежит соч. «О египетских мистериях».

Я. осуществил школьную разработку неоплатонич. доктрины. В едином Плотина Я. различает единое пол­ностью неизречённое и просто единое, или «благо», к-рое через противоположности предела и беспредель­ного соединено с единым—сущим. В сфере ума (нуcа) Я. твёрдо различает намеченную Плотином и развитую Пор-фирием триаду бытие-жизнь-ум, т. е. мыслимое (бы­тие), мыслящее (ум) и тождество того и другого — жизнь, к-рая в триаде помещена между полюсами «не­мыслящего» бытия и «не-сущего» мышления. Т. о., на­ряду с «умопостигаемым космосом» Я. вводит «кос­мос мыслящий», объединяя их в сфере ума. Душа при-частна уму в меру своей разумности и помещена над всеми внутрикосмич. душами как монада. Я. строго отличал души людей, вечно связанные умопостигае­мой природой, от душ животных и не допускал их вза­имоперехода. Богов Я. разделял на надкосмических, относя их к сферам сущего, ума и души, и внутри-космических, деля последних на создающих, одушев­ляющих, сочетающих и сохраняющих. Я. проводит уче­ние о времени и вечности, полагая, что вечность есть мера умопостигаемого мира, а время — реальная сущность, истекающая от ума (тогда как пространство есть только врождённое свойство тел).

Я. провёл реформу неоплатонич. комментария, суть её — в нахождении единственной «цели» (σκοπός) диалога, с к-рой согласуется всё толкование, а так­же в установлении иерархии типов толкования, к-рая

начинается с физич. и этич. интерпретации, восхо­дит к математической и завершается метафизической. Под влиянием Я. сформировались пергамская и афинс­кая школы неоплатонизма, авторитет Я. был чрезвычай­но велик вплоть до флорентийской Академии в Италии 15 в.

• Do vita pythagorica liber, ed. A. Naurk, Petropoli, 1884; то же, ed. L. Deubner, Lpz., 1937; Protrepticus, ed. H. Pistelli, Lpz., 1888; De communi mathematica seientia liber, ed. N. Festa. Lpz., 1891; In Nicoraachi arithmeticam mtroduetianem liber, ed. H. Pistelli, Lpz., 18Л4; Theologounieria aritlinietirae, ed. V. de Falco, Lpu., 1922 (эти пять трактатов — l,2,.'i,4 п 7-я кн. «Свода пифагорейских учений»); De rnysteriis liber, ed. (i. Par they, В., 18Γι7; lamblichi C.halcidensis in Platonis dialogos commentariorum fragmenta, ed. with traust, and cuinm. by J. M. Dillon, Leiden 1973.

ЯН. см. Инь и ян.

ЯНОВСКАЯ Софья Александровна [19 (31). 1. 1896, Пру-жаны Брестской обл.,—24. 10. 1960, Москва], сов. ма­тематик, логик и философ. Чл. КПСС с 1918. Осн. труды по вопросам оснований математики, сё методоло­гии и истории. Исследования Я. посвящены теории абстракции и познават. роли абстрактных понятий в науке, аксиоматич. методу, теоретич. и практич. значе­нию логики, диалектике отображения движения в науч. понятиях и др. методологич. и философ, проблемам.

• Методологич. проблемы науки, М., 1972 (лит.).

• Башмакова.И. Г. [и др.], Математич. жизнь в СССР. С. А. Я. (к 70-летию со дня рождения), «Успехи мате-матич. наук», 1966, т. 21, в.,4; Г о p с к и й Д. П., С. А. Я., в сб.: Исследование логич. систем, М., 1970.

ЯНСЕНИЗМ, неортодоксальное течение во франц. и ни-дерл. католицизме. Я. явился частью той волны инди-видуалистич. мистицизма, к-рая прошла в Зап. Евро-. пе в 17—18 вв., затрагивая нреим. образованных горожан (ср. пиетизм в лютеранском протестантизме и др.). Толчком к возникновению Я. послужила пуб­ликация в 1640 труда голл. теолога К. Янсения (С. Jan-senius) об Августине. Резко противопоставляя истинно верующих массе формально приемлющих церк. учение, Янсений утверждал, что Христос пролил свою кровь не за всех людей (мотив, близкий к кальви­нистской доктрине о предопределении). Книги Янсе­ния была в 1642 осуждена папой Урбаном VIII, а в 1653 булла Иннокентия X осудила отд. тезисы его учения. Во Франции Ж. Дювержье де Оран (известен как аббат Сен-Сиран) сделал оплотом Я. столичное аббатство Пор-Рояль, ставшее во 2-й пол. 17 в. ва­жным центром франц. культуры. Репрессии против янсенистов и проявленная ими стойкость перед лицом королевского деспотизма и иезуитской церк. полити­ки, а также этич. бескомпромиссность Я. сделали его привлекательным для Б. Паскаля и А. Арно, руко­водившего пор-рояльской общиной и вместе с П. Нико-лем создавшего логику Пор-Рояля. После Великой франц. революции Я. исчезает из жизни Франции; в Нидерландах янсенистская церковь, формально отде­лившаяся от католицизма, существует до настоящего времени.

* Gazier Α., Histoire generalc du uioiivement janseniste depuis ses origines Jusqu'ä nos jours, t. 1—2, P., 1023—243; Cognet L., Le jansenisine, P., 1961.

ЯН ЧЖУ, Ян Цзыцзюй, Ян Шэн (прибл. 440— 360 или 414—334 до н. э.), др.-кит. мыслитель-вольноду­мец. Происходил, по-видимому, из бедной крест. семьи. Много путешествовал, распространяя при этом своё учение, приобрёл, видимо, значит. число последова­телей. Соч. Я. Ч. не сохранились и о его взглядах можно судить лишь по фрагментам в произв. его идейных противников Мэн-цзы и Чжуан-цзы и по главе «Я. Ч.» даоского трактата «Ле-цзы». Я. Ч. провозгла­шал идеи себялюбия, ценности земной жизни, естеств. страстей и наслаждений, пренебрежения к славе, почестям и внеш. вещам. Исходя из наивно-мате-риалистич. представлении, Я. Ч. выступал против ве­ры в бессмертие, считая смерть столь же естествен-

ЯН ЧЖУ 817

ной и неизбежной, как и жизнь. Был резким против­ником Конфуция, «самого бестолкового и суетливого из всех людей», что, вероятно, и вызвало отрицат. отношение к Я. Ч. со стороны представителей офиц. идеологии — конфуцианства.

* Др.-кит. философии, т. 1, М., 1972, с. 212—24; Пет­ров А., Я. Ч.— вольнодумец древнего Китая, «Сов. востоко­ведение», 1940, № 1, с. 174—211; Атеисты, материалисты, диа-лектики древнего Китая, вступ. ст., пер. и комм. Л. Д. Позднсе-вой, Μ., 1967, с. 106 — 18.

ЯРОШЕВСКИЙ (Jaroszewski) Тадеуш (р. 11.7.1930, Варшава), нольск. философ-марксист. Чл. ПОРП с 1950. Осн. работы посвящены проблемам историч. ма­териализма, критике бурж. философии и ревизионизма. * Nauka spoleczna ko.iciola a socializm, Warsz., I960; Rene-sans scholastyki, jego zrodia spoleczne i intelektualtie, Warsz., 1961; Alienacya?, Wars/., 1966; Traktat o naturze ludzkiej, Warsz., 1980; в рус. пер.— Личность и общество (Проблемы личности в совр. философии — марксизм, экзистенциализм, структурализм, христ. персонализм), М., 1973; Размышления о практике. По поводу интерпретации К. Маркса, М., 1976.

ЯСПЕРС (Jaspers) Карл (23.2.1883, Ольденбург, — 2(3.2.1969), Базель), нем. философ-экзистенциалист и психиатр. С 1908 ассистент психиатрич. клиники в Гейдельберге; с 1916 проф. психологии, с 1921 проф. философии Гейдельбергского уп-та (в 1937 был отстранён от преподават. деятельности, к к-рой вер­нулся в 1945); с 1948 — в Базельском ун-те. В «Об­щей психопатологии» («Allgemeine Psychopathologie», 1913) Я. на основе анализа переживаний психически больных предложил пересмотр и уточнение понятий, применяемых в психиатрии. После 1915 отошёл от ис­следования проблем психиатрии; в последующем ряд работ посвятил патографии (анализу развития лич­ности и её творчества в психопатологическом аспекте) А. Стриндберга и В. ван Гога (1922), Ницше (1936).

После разгрома фашизма Я. получил большую попу­лярность в кругах либеральной интеллигенции ФРГ; в ряде работ, начиная с нашумевшего трактата о «немецкой вине» («Die Schuldfrage», 1946), высту­пал как политич. моралист. Если в 50-х гг. консер­вативный либерализм Я. имел антикоммунистич. направленность, то в кон. 60-х гг. Я. выступил с резкой критикой антидемократич. и реваншистских тенденций в политич. жизни ФРГ (см. «Куда движется ФРГ?», пер. с нем., 1909).

Место Я. в истории мысли двойственно. Его ис­ходный идеал — бюргерский гуманизм; идею интеллек­туальной честности для него символизирует имя Кан­та, идею культурной широты — имя Гёте. С этой ус­тановкой, резко отличающей его от Хайдеггера, свя­заны и преклонение Я. перед гражд. и умств. свободо­любием антич. Греции, и его симпатии к Спинозе, и его выпады против клерикализма. Однако важнейшее интеллектуальное переживание Я. в начале его фи­лос. пути — ощущение кризиса «бюргерской» культур­ной традиции. Несмотря на антипатию к «мрачному фанатизму» Кьеркегора и к «экстремизму и неистовст­ву» Ницше, Я. испытал влияние их идей. Свой труд мыслителя Я. называл не философией, а философство­ванием, делая акцент на незавершённости, открытос­ти умств. процесса, в к-ром вопросы преобладают над ответами. По мнению Я., наше время, уже не об-

ладающее духовной мощью, позволявшей Платону, Спи­нозе или Гегелю выводить стройные системы «из ис­тока», вынуждено довольствоваться фрагментарными прозрениями; но, с др. стороны, только в философс­твовании Я. видит возможность постижения реальнос­ти человека кризисной эпохи.

Бытие в концепции Я. имеет троякое членение: 1) предметное бытие, или «бытие-в-мире»; 2) экзис­тенция, т. е. необъективируемая человеч. самость; 3) трансценденция как «объемлющее» — непостижимый предел всякого бытия и мышления. Мышление перед лицом «бытие-в-мире» есть «ориентация-в-мире»; мышление перед лицом экзистенции — «высветление экзистенции»; мышление перед лицом трансценденции — «метафизика», выражающая свой невыразимый предмет при посредстве «шифров» (Я. избегает понятия симво­ла, связывая его с отвергаемой им традиционно-ре-лиг. практикой опредмечивания трансценденции). Не­смотря на конфликт Я. с теологией (к-рой он проти­вопоставляет идеал «филос. веры»), очевидна бли­зость его онтологии к традиции теизма. Согласно Я., соотнесённость экзистенций осуществляется в акте «коммуникации», т. е. глубоко интимного и личност­ного общения в «истине». «Коммуникация» — центр. понятие миропонимания Я. — возводится им в ранг критерия филос. истины и отождествляется с разумом. Моральное, социальное и интеллектуальное зло есть для Я. прежде всего глухота к чужой экзистенции, неспособность к «дискуссии», принимающая облик фа­натизма, но также и поверхностного, обезличенного массового общения. Этот тезис равнозначен с поли-тич. позицией индивидуалистич. либерализма. Смысл философии, по Я.,— в создании путей общечеловеч. «коммуникации» между странами и веками поверх всех границ культурных кругов. Возможность этой связи времён обеспечена достижениями «осевого времени» (8—3 вв. до н. э.), когда одновременно действовали первые греч. философы и основатели важнейших ре-лиг.-филос. традиций Азии. «Осевое время», как по­лагает Я., создало для всех времён общечеловеч. завет личной ответственности, послужив общим исто­ком для культур Востока и Запада; поэтому необхо­димо обновлять свою связь с этим заветом, подыски­вая для утрачиваемой и вновь обретаемой старой ис­тины новые «шифры».

В целом философия Я.— выражение кризиса традиц. либерально-индивидуалистич. гуманизма и вместе с тем — попытка осмысления этого кризиса и осознание невозможности выхода из него.

• Die geistige Situation der Zeit, В.—Lpz., 19323; Philoso­phie, Bd 1—3, B., 1932; Vernunft und Existerr/,, Bremen, 1949; Vorn Ursprung und Ziel der Geschichte, Münch., 19523; Rechen­schart und Ausblick, Münch., 1951; Die großen Philosophen, Bd l, Münch., 1957; Die Atombombe und die Zukunft des Menschen, Münch., 1962; Der philosophische Glaube angesichts der Offenbarung, Münch., 1962; Gesammelte Schriften zur Psycho­pathologie, B.— [u. a.], 1963; Chiffren der Transzendenz, Münch., 1970.

• Гайденко П., Философия культуры К. Я.., «Вопр. литературы», 1972, №9; Совр. бурж. философия, М., 1978, гл. IV, с. 311—38; Т и п с и н а А. Н., Философия религии К. Я., Критич. анализ, Л., 1982; Karl Jaspers, hrsg. v. P. A. Schupp, Stuttg., 1957; Karl Jaspers, Werk und Wirkung, hrsg. v. K. Piper, Münch., 1963; Saner H., Karl Jaspers in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten, Reinbek bei Hamburg, 1970. С. С. Аверинцев.

 

 

ИНОСТРАННЫЕ ТЕРМИНЫ И ВЫРАЖЕНИЯ

А

Abditum mentis (лат.) — сокровен­ное ума. Выражение Августина. У Дитриха Фрайбергского (ср. Эк-харх и Таулер) скрытая часть ума, к-рая тождественна разуму, дейст­вующему в мире (см. Intellectus agens).

Ab oνο (лат.) — с самого начала (букв.— с яйца).

Accidens (лат.); συμβεβηκόζ (sym-bebekos) (греч.) — несущественное, случайное, привходящее свойство.

Actu; in actu (лат.) — актуально, в действии, в действительности.

Ad hoc (лат.) — для данного случая. Напр., гипотеза ad hoc.

Ad hominem, argumentum ad homi-nem (лат.) — аргумент, апеллирую­щий к личным свойствам того, о ком идёт речь или к кому обращено до­казательство.

Αδιάφορα (adiäphora) (греч.) — без­различное (морально). Понятие стоич. этики.

A dicto secundum quid ad dictum simpliciter (лат.) — логич. ошибка, состоящая в том, что средний термин силлогизма входит в одну посылку с ограничением (secundum quid), а в другую — без всякого ограниче­ния (simpliciter).

Ad mfinitum (лат.) — до бесконеч­ности; невозможность установить по­следнее основание в цепи рассужде­ний или последнюю причину в цепи причин.

Ad oculos (лат.) — наглядно, воо­чию.

Ad геm (лат.) — к делу, по существу дела.

Aequilibrium indifferentiae (лат.) — равновесие двух противоположных побуждений.

Aequo animo (лат.) — равнодушно, спокойно. Выражение Сенеки.

Affirmo (лат.) — утверждаю. Тер­мин Боэция, обозначающий утвер­дит. суждение. Первой гласной А обозначают общеутвердит., второй гласной I — частноутвердит. суж­дения.

A fortiori (лат.) — тем более. В ло­гике — доказанное для менее оче­видного, тем более признаётся для более очевидного.

Agens (лат.) — движущая сила, дей­ствующая сущность.

Agere sequitur esse (лат.) — действо­вать, следовательно быть. Заключе­ние от активности к бытию (схола-стич. тезис).

"A δόγματα (agrapha dogmata) (греч.) — неписаное учение; тай­ное знание. Так называли якобы имевшуюся у Платона эзотерич. фи­лософию, к-рую он преподавал уз­кому кругу учеников. Αίνιγμα (äinigma) (греч.); aenigma (лат.) — иносказание, загадка, сим­вол, энигма.

Αιών (aion) (греч.); Aon (нем.) — век, вечность, эпоха, жизненный цикл. См. Эон.

Ακμή (akme) (греч.) — вершина, расцвет. Высшая степень чего-либо.

A limine (лат.) — с порога. Сразу, решительно (иногда — поверхност­но) отвергать или критиковать. Aliunde (лат.) — из другого (источ­ника); из другого места того же ис­точника.

Als ob (нем.) — как если бы. Кант в «Критике способности суждения» утверждает, что разум должен мыс­лить природу так, как если бы в ней была осуществлена система целей. См. также Фикционализм. Amicus Plato, sed magis amica ve-ritas (лат.) — Платон — друг, но больший друг — истина.

Amor dei intellectualis (лат.) — ин­теллектуальная любовь к богу. Вы­ражение Спинозы.

Amor fati (лат.) — любовь к року. Выражение стоиков. У Ницше — радостное приятие судьбы сверхче­ловеком.

Analogie entis (лат.) — аналогия су­щего. См. Аналогия.

Analogen rationis (лат.) — подобное разуму. Низшие формы знания, при­сущие, по Лейбницу, животным. Άνάμνησις (anamnesis) (греч.) — при­поминание. См. Анамнесис.

A nescire ad non esse (лат.) — от не­знания — к несуществованию. Оши­бочное заключение.

Anima, animus (лат.) — душа, дух, жизненное и чувственное начало. В учении Юнга — архетипы кол­лективного бессознательного: ввиду бисексуальности человека в бессо­знательном мужчины присутствует персонифицированный женский об­раз (анима), в бессознательном жен­щины — мужской (анимус).

Anima mundi (лат.) — мировая ду­ша (Цицерон).

Animo deliberato (лат.) — надлежа­ще обдумав.

Anschauung (нем.) — интуиция, со­зерцание.

An sich (нем.) — в себе; (само) по себе. Так Вольф перевёл латинское in se. У Канта «Ding an sich» — «вещь в себе» (см.). У Гегеля — не­раскрытое и неосознанное содержа­ние.

Antecedens — consequens (лат.) — предыдущий — последующий.???'Aitcmataatewig(apokatastasis)(rpe4.)— восстановление. У Оригена — вос­соединение отпавших духов с богом, завершающее каждый мировой эон. См. также Палингенесия.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 272 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2255 - | 2141 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.