Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 161 страница




СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА, см. Динамика и стати­ка социальные.

СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ, эмпирико-прагма-тич. концепция в бурж. социологии, обозначающая «социальное конструирование» в рамках частных про­цессов. Противопоставляется историзму и любой «фи-лос. социологии», пытающейся познать общие законо­мерности историч. развития (Поппер и др.). Появление С. и. тесно связано с общей тенденцией применения со­циологии для решения практич. задач, особенно в сфе­ре управления. С. и. проектирует правила, этапы и средства рационального воздействия на социальные яв­ления, разрабатывает методы внедрения социологич. исследований в практику. Однако роль С. и. в бурж. обществе заведомо ограничена служебными функция­ми. «Социальный инженер», социолог-техник, решая поставленную перед ними задачу, остаются в пределах частных реформ, не затрагивающих существа социаль­ной системы. «Практич. эмпиризм» С. и. унасле­довал бурж.-либеральные традиции «малых дел» и реформизма и направлен на сглаживание социальных

конфликтов. Вместе с тем в методах С. и. содержится опыт рационального управления и действия.

• Д а в и д ю к Г. П., Прикладная социология, Минск, 1979.

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ, изменение инди­видом или группой социальной позиции, места, зани­маемого в социальной структуре.

С. м. связана как с действием законов обществ. раз­вития, классовой борьбы, обусловливающих рост одних классов и групп и уменьшение других, так и с личной деятельностью индивидов. Различают вертикальную С. м.— движение вверх или вниз в системе социальных позиций, горизонтальную С. м.— передвижение инди­вида на одном и том же социальном уровне. По типоло­гии С. м. делится на межклассовую и внутриклассовую. Различают также главные и второстепенные, типичные и случайные, массовые и единичные её направления и каналы. С. м. выражает изменения социальных по­зиций в рамках одного поколения, двух (отцы и дети), трёх (деды, отцы и дети) поколений.

В кастовом и сословном обществе С. м. резко ограни­чена. Капитализм, разрушая сословные перегородки, порождает рост С. м. «... В противоположность сослови­ям, классы оставляют всегда совершенно свободным пе­реход отдельных личностей из одного класса в другой» (Л е н и н В. И., ПСС, т. 2, с. 477). Разоряющиеся мел­кие буржуа в основном пополняют ряды рабочего клас­са, часть выходцев из рабочих переходит в ряды интел­лигенции и служащих. Отд. выходцы из трудящихся становятся предпринимателями, буржуа.

При социализме в результате глубоких социальных преобразований С. м. значительно возрастает. Гл. на­правления С. м.— переход из крестьянства в рабочий класс, из деревни в город, из групп преим. физич. тру­да в состав интеллигенции и служащих; уменьшается слоя низкоквалифицированных рабочих и возрастает удельный вес слоев высококвалифицированных и полу­квалифицированных рабочих. В условиях социализма важное значение приобретает прогнозирование и управ­ление процессами С. м.

В бурж. социологии теории С. м. тесно связаны с кон­цепциями социальной стратификации. Они направле­ны против марксистско-ленинской теории, отрицают обусловленность классовой структуры и классовой борьбы в условиях капитализма отношениями собствен­ности и утверждают, что люди якобы могут «свободно» изменять свою социальную позицию в результате лич­ных усилий. В действительности социально-экономич. процессы в совр. капиталистич. обществе приводят к закреплению позиций антагонистич. классов, кастово­сти правящей элиты.

Классовые битвы трудящихся, движение молодёжи, студенчества существенно подорвали основополагаю­щие посылки бурж. теорий С. м.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; Л е н и н В. И., Развитие капитализма в России, ПСС, т. 3; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Семенов В. С., Капитализм и классы. Исследование со­циальной структуры совр. капиталистич. общества, М., 1969, гл. 5 и 6; Ρ у т к е в и ч Μ. Η., Φ и л и п п о в Ф. Р., Социаль­ные перемещения,М., 1970; S о г о k i n Р. Α., Social and cultural mobility, Glencoe —L., 1964; см. также лит. к статьям Классы, Социальная стратификация.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обус­ловленные их включением в социальные группы, а также психологич. характеристики этих групп.

С. п. возникла в сер. 19 в. на стыке психологии и со­циологии. Ко 2-й пол. 19 в. относятся первые попытки создания самостоят. социально-психологич. концеп­ций: «психология народов» (М. Лацарус, X. Штейн-таль, В. Вундт, Германия), «психология масс» (Ш. Сиге-ле, Г. Лебон), теория «инстинктов социального поведе­ния» У. Мак-Дугалла. Началом самостоят. существо-

СОЦИАЛЬНАЯ 635

вания С. п. считается 1908, когда одновременно появи­лись работы Мак-Дугалла и амер. социолога Э. Росса, в названия к-рых был включён термин «С. п.».

Развитие немарксистской С. п. в наибольшей мере представлено в амер. С. п. 20 в., когда после 1-й миро­вой войны перед ней был поставлен новый «социаль­ный заказ» — разработать средства для своеобразного «управления» социально-психологич. явлениями в про­изводстве, армии, пропаганде. Была выдвинута прог­рамма построения С. п. как экспериментальной науч. дисциплины (Ф. Олпорт, США; В. Мёде, Германия), получившая наиболее полное практич. воплощение в США.

Развиваясь в рамках экспериментальной традиции и будучи ориентированной на выполнение прикладных задач, амер. С. п. достигла значит. результатов в ис­следовании целого ряда конкретных явлений: структу­ры и динамики малых групп, форм взаимодействия лю­дей, типов межличностных отношений, воздействия группы на индивида, формирования социальных уста­новок личности, способов принятия групповых реше­ний, средств коммуникации и т. п. Предложенные для исследования этих проблем методики способствовали получению надёжной первичной информации. Однако, отойдя от европ. традиции анализа психологии «боль­ших» групп (народов, масс), амер. С. п. вместе с извест­ной абсолютизацией метода лабораторного экспери­мента, сделала чрезмерный акцент на малой группе. Это привело к тому, что эталоном исследования в С. п. стало исследование в области индивидуальной психо­логии, принципы и методики к-рого механически пе­реносились в С. п. На совр. этапе на Западе усиливается критика амер. С. п., развиваемая многими европ. (С. Московичи, А. Тэджфел) и частично амер. авторами, за недооценку теоретич., мировоззренч. аспектов, иг­норирование актуальных социальных проблем. В совр. С. п. на Западе можно выделить в качестве осн. теоре­тич. ориентации необихевиоризм, психоанализ, когни-тивизм и интеракционизм.

В произведениях классиков марксизма-ленинизма были высказаны принципиальные исходные посылки марксистской С. п.: материалистич. понимание истории, соотношение индивидуального и обществ. сознания, рассмотрение личности как совокупности обществ. отно­шений и др. Практич. развитие социально-психологич. исследований на основе марксистской методологии начало осуществляться с кон. 50-х гг. Сов. С. п. осно­вывается на принципах как марксистской социологии, так и материалистич. психологии — психологич. теории деятельности. Марксистская традиция в С. п. разви­вается также и в др. социалистич. странах.

Как система науч. знания марксистская С. п. вклю­чает следующие разделы: 1) закономерности общения и взаимодействия людей; исследуются взаимосвязь меж­личностных и обществ. отношений и место общения в них; осн. моменты процесса общения: коммуникация, интеракция, социальная перцепция; способы воздействия в процессе общения. 2) С. п. групп, в рамках к-рой анализируются значение социальной группы для разви­тия личности, виды социальных групп, их психологич. характеристики, весь спектр групповых процессов, т. е. пути и формы конкретной реализации закономерностей общения и взаимодействия в больших и малых со­циальных группах. Наряду с традиционным изучением лидерства, конформизма, сплочённости и пр., в сов. С. п. особое внимание уделяется развитию группы, по­явлению в ходе этого развития новых качеств. благодаря к-рым группа становится коллективом. Все отношения, возникающие в группе, рассматриваются при этом как опосредствованные совместной деятельностью. 3) С. п. личности; изучаются способы социальной детер­минации деятельности личности, конкретные формы и

СОЦИАЛЬНАЯ

институты социализации личности, а также проблемы формирования её социальных установок и ценностных ориентации.

Осн. направления развития С. п. имеют многообраз­ные проявления в прикладных исследованиях, к-рые широко распространены в различных звеньях нар. хозяйства и культуры.

• Ш и б у т а н и Т., С. п., пер. с англ., М., 1969; Π а р ы-гин Б. Д., Основы социально-психологич. теории, Μ., 1971; С. п., М., 1975; Методологии, проблемы С. п., М., 1975; Теоре­тич. и методологии, проблемы С. п.,Μ.,1977; Методы С. п., Л., 1977; Методология и методы С. п., М., 1977; С. п., Л., 1979· Андреева Г. М., С. п., М., 1980; Ружичка И., Нек-рые проблемы С. п., пер. с чеш., М., 1981; The handbook of social psychology, eds. G. Lindzey, E. Aronson, v. l—2, 4—5 Reading (Mass.), 1968—7()2; McDavid J. W., H a r a r i H., Social psychology: individuals, groups, societies, N. Y., 1968; She if M., Sherif С. W., Social psychology, N. Υ., 1969; The context of social psychology: a critical assessment..., eds. J. Israel, H. Tajfel, N. Y., 1972; Freedman J. L., G a r l s m i t h J. M., Sears D.O., Social psychology, Englewood Cliffs (N. J.), 19742; H e r k n e r W., Einführung in die Sozialpsychologie, Bern, 198l2. Г. М. Андреева.

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА, см. Среда социальная.

СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА, см. Динамика и статика социальные.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ (от лат. stra­tum — слой и facio — делаю), одно из осн. понятий бурж. социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в об­ществе, социальную структуру общества; отрасль бурж. социологии. Теории С. с. возникли в противовес марк­систско-ленинской теории классов и классовой борьбы. Бурж. социологи игнорируют место социальных групп в системе обществ. произ-ва и прежде всего отношения собственности как гл. признак классового деления об­щества. Классы, социальные слои и группы они выде­ляют на основе таких признаков, как образование, психология, бытовые условия, занятость, доходы и т. п. При этом различают «одномерную стратифика­цию», когда группы определяются на основе к.-л. одно­го признака, и «многоизмеримую стратификацию», оп­ределяемую совокупностью признаков.

Большинство бурж. теорий С. с. отрицает раскол ка-питалистич. общества на антагонистич. классы — бур­жуазию и пролетариат. Взамен этого выдвигаются кон­цепции о разделении общества на «высшие», «средние» и «низшие» классы и страты, число к-рых, как правило, определяется произвольно (от 2 до 6). Теории С. с. тес­но связаны с бурж. концепциями социальной мобиль­ности, согласно к-рым якобы неизбежное существова­ние неравенства в любом обществе и более или менее свободное перемещение людей в системе С. с. в соответ­ствии с их личными способностями и усилиями обеспе­чивают устойчивость социальной системы и делают «из­лишней» классовую борьбу. Исследования по С. с. име­ют классовую, апологетич. направленность. Вместе с тем они содержат важный фактич. материал о многооб­разных социальных различиях в капиталистич. стра­нах.

Марксизм-ленинизм придаёт важное значение изуче­нию всей сложной системы социальной дифференциа­ции (внутриклассовой, между различными социальны­ми группами), рассматривая классовое деление общест­ва как центральное.

• Ленин В. И., Экономич. содержание народничества и критика его в книге г. Струве, ПСС, т. 1; Социология сегодня. Проблемы и перспективы, пер. с англ., М., 1965; Т и т м а М. X., Исследования социальной структуры в США, «Социологам, ис­следования», 1981, № 4 (библ.); Class, status and power. Social stratification in comparative perspective, Ν. Υ., 19662; Gans H. J., More equality, N. Y., 1973; см. также лит. к статьям Классы, Социальная мобильность. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, сеть устойчивых и упо­рядоченных связей между элементами социальной сис­темы (см. Система социальная), обусловленных отно­шениями классов и др. социальных групп, разделением труда, характером институтов социальных (государ­ства и др.). Марксизм-ленинизм выделяет экономич. отношения (структуру) в качестве определяющих дру­гие С. с., подчёркивая важность обратного влияния

последних на экономич. С. с. Важнейшее значение в об­ществе имеет его классовая структура. С. с. населения охватывает также его деление по проф., нац., половоз­растным, культурным и др. признакам. См. также Исторический материализм, Структура, Социальная стратификация.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЗИКА (physique sociale), термин, применявшийся для обозначения обществоведения в 17 в. В 19 в. его употреблял Кетле и до 1839 — Конт, к-рый позже назвал эту науку социологией.

• Спекторский Е., Проблема С. ф. в 17 столетии, т. 1—2, К., 1910—17.

СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ, форма или способ раз­решения социальных проблем и противоречий, в основе к-рых лежит столкновение интересов и потребностей осн. социальных сил данного общества (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 27, с. 410). С. д. подготавливается обществ. движениями, руководству­ющимися более или менее детально разработанными программами и определённой идеологией. Развитые обществ. движения создают свои организации — пар­тии, ассоциации, политич. союзы т. д.

Виды С. д. различаются в зависимости от разрешае­мых проблем (экономические, социальные, политиче­ские, развития духовной жизни общества), их социаль­ного и классового содержания (чьи интересы и потреб­ности стимулируют данную проблему и в чьих интере­сах она разрешается), методов их разрешения (реформа или революция).

Осн. проблемы С. д. в марксистско-ленинской социо­логии — соотношение стихийного и сознательного эле­ментов в его структуре (см. Сознательность и стихий­ность), a также намерений и последствий деятельности обществ. сил, на основании чего устанавливается глуби­на переворота или изменения и историч. значение С. д.

С. д. личностей — поступки, имеющие обществ. зна­чение,— рассматриваются в рамках психологии лич­ности (мотивация поступков, намерений, отношение к «Я» как источнику и субъекту действия, соотношение смысла и значения действия, рационального и иррацио­нального, сознательного и бессознательного в его моти­вации), в социальной психологии (восприятие С. д. со стороны ближайшего окружения и роль этого восприя­тия в мотивации С. д., осознание личностью принад­лежности к определённой группе как фактор мотива­ции С. Д., роль референтной группы в С. д., механизмы группового контроля С. д. личностей), в этике (нравств. оценка и самооценка поступка, проблема выбора С. д. и ответственности за него перед обществом, социальной группой и самим собой).

Целый ряд представителей бурж. социологии (М. Ве-бер, Знанецкий, Парсонс) рассматривают С. д. в каче­стве центрального понятия в структуре социологич. тео­рии, видят в нём исходный пункт всей системы обществ. отношений и средство интеграции различных областей социального знания. Парсонс, в частности, называет свою социологич. теорию теорией С. д. Гл. внимание они уделяют расчленению С. д. на субъекта действия, ситуацию действия и ориентации субъекта. Осн. при­знаком социальности при этом являются не объектив­ные последствия С. д., а наличие субъективного смыс­ла действия для самого деятеля. Осн. видами ориента­ции субъекта выступают мотивационная и ценностная ориентации, причём каждая из них содержит, в свою очередь, познавательный (когнитивный), эмоциональ­ный и оценивающий аспекты. Детальная разработка психологич. аспектов С. д. при забвении других его сторон приводит в конечном счёте к психологизации как самой социологии, так и всей системы социального знания.

• Маркс К., [Письмо] П. В. Анненкову от 28 декабря [1846 г.], M a p к с К. и Энгельо Ф., Соч., т. 27; Святое семейство, там же, т. 2; Л е н и н В. И., Что такое «друзья на­рода» и как они воюют против социал-демократов?, ПСС, т. 1; ц г о ж е, Доклад В ЦИК и СНК о внешней и внутренней поли­тине 22 декабря.[VIII Всеросс. съезд Советов 22—29 декабря 1920 г.], там же, т. 42; 3 д p а в о м ы с л о в А. Г., Проблема интереса в социологич. теории, Л., 1964; Кон И. С., Позити-

визм в социологии, Л., 1964; Пациорковский В. В., Критич. анализ концепций С. д., «Социологич. исследования»; 1975, № 2; P a r s o n s Т., The structure of social action, v. 1—2 N. Y., 1968.

СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, направление в деятельности гос., хоз., обществ., науч. организаций, связанное с сознат. научно обоснованным управлением социальными процессами, явлениями и отношениями в социалистич. обществе. Осн. задачи С. п., его содер­жание и смысл заключаются в совершенствовании и развитии социалистич. общественных отношений, во всё более полном развёртывании сущности социа­лизма во всех сферах общественной и производствен­ной жизни.

С. п. осуществляется в неразрывной связи с развити­ем производит. сил, социалистич. демократии, внутр. резервов и возможностей предприятий, объединений, отраслей и регионов страны и основывается на результатах специальных исследований деятельности трудовых коллективов. С. л. практически выражается в разработке объединёнными усилиями администра-тивно-управленч. аппарата, обществ. организаций, спе­циально создаваемых советов (комиссий) по социальному планированию и социологич. лабораторий комплексных планов экономич. и социального развития. Обычно лучшие комплексные планы экономич. и социального развития предприятий и районов включают в себя раз­делы, посвящённые: 1) общей характеристике и гл. ре­зультатам производственно-экономич. деятельности; 2) совершенствованию материально-технич. базы в усло-виях современной научно-технич. революции; 3) раз­витию социальной и профессионально-квалифика­ционной структуры работников; 4) совершенствованию механизма материального и морального стимулирова­ния труда; 5) улучшению социально-бытового обеспе­чения работников; 6) организации социалистич. сорев­нования и движения за коммунистич. отношение к тру­ду; 7) повышению социальной активности трудящихся в управлении производством; 8) коммунистич. воспита­нию трудящихся. В каждом разделе таких планов с по­мощью системы конкретных показателей даётся раз­вёрнутая характеристика нынешнего состояния дел, намечаются осн. цели, задачи и плановые показатели на конец пятилетки, указываются пути, средства, ме­роприятия, с помощью к-рых они будут достигнуты, на­значаются отделы и должностные лица, ответственные за реализацию тех или иных мероприятий. Эта структу­ра планов наиболее полно соответствует осн. направле­ниям социального развития и повышения благосостоя­ния сов. народа, разрабатываемым в пятилетних пла­нах экономич. и социального развития страны на ос­нове решений и директив съездов КПСС, пленумов ЦК КПСС, а также законодательно закреплённым в Конституции СССР.

• Б о p щ е в с к и й М. В., У с п е н с к и й С. В., III к a р а-тан О. И., Город. Методологич. проблемы комплексного социального и экономич. планирования, М., 1975; Типовая методика разработки техпромфинплана производств. объедине­ния (комбината), предприятия, М., 1979, гл. 12, разд. 11; Пла­нирование социального развития отрасли промышленности. Методич. рекомендации, М., 1979, Планирование социального развития коллектива предприятия. Методич. рекомендации, М., 1980; Алексеев Н. И., Управление социальными про­цессами в обществ. производстве при социализме, М., 1980.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, цен­ности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определённого общества. В каждой груп­пе воплощаются нек-рые специфич. взаимосвязи инди­видов между собой и с обществом в целом; различному характеру этих связей соответствует многообразие С. г.

Гоббс в кн. «Левиафан» дал первое чёткое определе­ние группы как «... известного числа людей, объеди­ненных общим интересом или общим делом» и выделил

СОЦИАЛЬНЫЕ 637

группы упорядоченные и неупорядоченные, политиче­ские и частные и др. (см. Избр. произв., т. 2, М., 1964, с. 244). В дальнейшем этот термин использовался для характеристики экономич. и политич. С. г. англ. эконо­мистами, франц. историками и социалистами-утопи­стами. Во 2-й пол. 19 в. Гумплович объявил биологич. расу основной социальной группой. Кули в нач. 20 в. считал важнейшими «первичные группы» (семья, сосед­ские и дружеские компании); в совр. бурж. социологии этот подход разработан в теориях малых групп [Мейо, Морено, Хоманс и др.]. Для большинства бурж. теорий С. г. характерно отсутствие классового анализа со­циально-групповых процессов. Характеризуя разра­ботку проблемы С. г. в буржуазной социологии, В. И. Ленин писал: «Само по себе это понятие слишком еще неопределенно и произвольно: критерий различе­ния „групп" можно видеть и в явлениях религиозных, и этнографических, и политических, и юридических и т. и. Нет твердого признака, по которому бы в каждой из этих областей можно было различать те или иные "группы"» (ПСС, т. 1, с. 428-29).

Марксизм выработал новый историко-материалистич. подход к С. г., суть к-рого заключается, во-первых, в применении к группам принципа историзма: существу­ют, не группы общества вообще, а группы исторически определённого общества, характер и роль к-рых меня­ются вместе со сменой общественно-экономич. форма­ций. Во-вторых, было доказано, что в условиях классо­вого общества основными С. г. являются классы:они оказывают определяющее воздействие на все области обществ. жизни, на поведение всех других С. г., каж­дая из к-рых выделяется по своему специфич. призна­ку. Этот материалистич. принцип лежит в основе науч. анализа С. г.

Различают большие, средние и малые С. г. Большие С. г.— это совокупности людей, существующие в масш­табах общества (страны) в целом: классы, социальные слои, проф. группы, этнич. общности (нация, народ­ность, племя), возрастные группы (молодёжь, пенсио­неры) и ДР· Принадлежность индивидов к большой группе определяется на основе нек-рых объективных признаков. Лица, относящиеся к большой группе, мо­гут не иметь непосредств. контакта с др. членами груп­пы и даже не сознавать своей принадлежности к ней. Различают две осн. стадии развития больших групп: спонтанная (напр., «класс в себе») и организованная («класс для себя»); на второй стадии многие индивиды осознают свою принадлежность к данной группе и спла­чиваются в организации, имеющие целью осуществле­ние интересов данной большой группы. Производств. объединения работников одного пред­приятия и терр. общности (жители одной деревни, го­рода, района) можно назвать средними (или локальны­ми) группами. Терр. общности являются спонтанными групповыми образованиями. Производств. объедине­ния создаются для достижения определённой цели и ре­гулируют свой состав и отношения с помощью иерар-хич. структуры власти, формализованных коммуника­ций, способов принятия решений и санкций (см. Кол­лектив).

Существуют также многообразные малые группы — семья, первичные производств. ячейки (бригады), со­седские общности, дружеские компании, школьный класс и т. п. Специфич. признаком малой группы явля­ются непосредств. контакты её членов друг с другом. Каж­дая малая группа обладает определённой структурой, складывающейся под влиянием как внешней среды, так и внутритрупповых межличностных отношений. Разли­чают целевые (формальные) и социально-психологич. (неформальные) малые группы: первые функционируют в соответствии с заранее установленными (обычно — официально фиксированными) целями, положениями,

СОЦИАЛЬНЫЙ

инструкциями, уставами; вторые складываются на ос­нове личных симпатий и антипатий. В формальной ма­лой группе также складываются неформальные отно­шения между её членами, и успех её функционирования во многом зависит от соответствия друг другу формаль­ной и неформальной структур группы.

Различные С. г. не образуют строгой иерархии, но взаимно влияют друг на друга. В условиях классово антагонистич. общества поведение всех групп (этнич., демографич., малых и др.) определяется борьбой клас­сов, поэтому вся система С. г. (социальная структура) оказывается по своей сути конфликтной. Напротив, в условиях социализма социальная структура общест­ва развивается на основе единства интересов основных С. г., что не исключает существования социально-груп­повых различий и противоречий. Важную роль в их пре­одолении призвано сыграть социальное планирование на всех уровнях: общества в целом, отраслей, регионов, трудовых коллективов.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология. Соч., т. 3; Ленин В. И., Великий почин, ПСС, т. 39; Щ е п а н ь-с к и й Я., Элементарные понятия социологии, [пер. с польск.], М., 1969; Десев Л., Психология малых групп, пер. с болг., М., 1979; Η о m a n s G. С., The human group, Ν. Υ.— Burlin-gatne, 1950; Hahn E., Soziale Wirklichkeit und soziologische Erkenntnis, B., 1965; Group dynamics, eds. D. Cartwright, A. Zander, L., 19683; см. также лит. к ст. Классы.

Н. И. Лапин.

СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ, идейное течение в бурж. обществоведении кон. 19 — нач. 20 вв., к-рому свойственно сведение закономерностей развития чело-веч. общества к закономерностям биологич. эволюции и выдвижение принципов естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособ­ленных в качестве определяющих факторов обществ. жизни.

Наиболее ранним предшественником С. д. явился Т. Мальтус, а непосредств. его основателем — Г. Спен­сер. С. д. чрезвычайно разнороден. Среди его предста­вителей сторонники социального неравенства (амер. социолог У.Самнер) и его противники (итал. социологи М. Ваккаро, Э. Ферри); бурж. реформисты (амер. со­циолог А. Смолл) и консерваторы, отстаивавшие необ­ходимость стихийности в обществ. развитии (Спенсер, Самнер). Нек-рые, наиболее реакц. варианты С. д. тесно связаны с расизмом (концепции Л. Вольтмана в Гер­мании, Ж. Лапужа во Франции), другие — с психоло-гич. направлением в социологии (напр., англ. социолог У. Беджгот, австр. социолог Г. Ратценхофер, Смолл). Биологизация обществ. процессов осуществлялась в С. д. в различной форме. Нем. социологи Ф. Шальмай-ер и Г. Мацат непосредственно выводили свои концеп­ции из принципов биологич. эволюции. Др. социальные дарвинисты стремились выявить различия между борьбой за существование среди животных, с одной стороны, и среди людей — с другой (Ваккаро). Нако­нец, у третьей категории социальных дарвинистов био-логизация обществ. процессов проявилась в подчёрки­вании ведущей роли социальных конфликтов, возника­ющих в процессе удовлетворения людьми потребностей в результате их стремления к господству (концепция австр. социолога и юриста Л. Гумпловича).

С. д. обосновывал связь биологич. и социальных процессов и в противовес теориям, рассматривавшим общество как гармонич. целое, подчёркивал конфликт­ный и противоречивый характер обществ. развития. В работах нек-рых социальных дарвинистов исследова­лись определённые стороны жизни первобытных обществ.

роль социальных норм и обычаев в регулирова­нии поведения человека (работы Беджгота, Самнера). Однако основополагающие принципы С. д. несостоя­тельны. Осн. теоретич. пороки С. д.: натурализм в ис­толковании обществ. явлений, отрицание их специфич­ности и связанный с этим редукционизм, т. е. сведение обществ. закономерностей к биологическим. Вульгар­ная трактовка эволюц. теории приводит социальных дарвинистов к односторонней и превратной оценке роли

социальных конфликтов, к-рые рассматриваются как «естественные», вечные и неустранимые, вне их связи с антагонистическими социальными отношениями. На­иболее реакционные варианты С. д. служили идейным обоснованием классового господства буржуазии, мили­таризма и экспансионизма во внешней политике.

• Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., т. 20; Дарвинизм и марксизм, Хар., 1923; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; История бурж. социологии 19 — нач. 20 в., М., 1979, гл. 4; Η ο ί s t a d t e r R., Social darwinism in American thought, rev. ed., N. Y., 1959; Rogers J. Α., Darwinism and social darwinism, «Journal of the History of Ideas», 1972, v. 33, № 2.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ, совокупность процессов в социальной системе (обществе, социальной группе, организации и т. п.), посредством к-рых обеспечивается следование определ. «образцам» деятельности, а также соблюдение ограничений в поведении, нарушение к-рых отрицательно сказывается на функционировании сис­темы. Такими образцами и ограничениями являются системы ценностей, правовые и моральные нормы, адм. предписания, решения, обычаи, привычки и т. п. С. к. обеспечивает определ. организацию обществ. жизни, адекватность поведения членов общества взаимным ожи­даниям; посредством С. к. реализуется принцип обратной связи в управлении любыми социальными процессами или системами.

Принуждение к должному поведению наблюдается уже у животных, особенно живущих в стаях. Становле­ние С. к. неразрывно связано с возникновением чело-веч/ общества. По мере развития и усложнения всех обществ. отношений быстро развивается и структура С. к., совершенствуются его механизмы, растёт его зна­чение в функционировании всех социальных систем. Возникают социальные институты, специально при­званные осуществлять С. к.,— судебные и иные кара­тельные органы. Вместе с тем в той или иной мере функ­ции С. к. осуществляют любые социальные институты или группы, государственной или общественной орга­низации.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 237 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2239 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.